Особенности функционирования СМИ в Интернете. (На примере электронного СМИ «Комсомольская правда»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 19:17, реферат

Описание работы

Актуальность настоящего исследования связана с необходимостью теоретического осмысления и изучения сравнительного нового явления в системе средств массовой информации – электронные СМИ. А сетевые издания до сих пор остаются подробно не исследованными. Причина тому не только то, что в России существует небольшое количество интернет-изданий, но и тот факт, что изучение Интернета требует специальных профессиональных навыков работы в виртуальном пространстве. Также, до сих пор не существует определенного метода для описания сетевых публикаций, тем более типологии жанров интернет-изданий. Несмотря на устойчивые позиции в списке предпочтений аудитории, электронные СМИ как отдельный тип средств массовой информации недостаточно исследован с научной точки зрения. Основная причина этого - новизна поля, которое сформировалось всего около десяти лет назад.

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ).doc

— 655.00 Кб (Скачать файл)

 

2.        Интерактивные  технологии 

–издание ориентировано на максимально возможное включение посетителей в публицистический процесс (форумы, чаты и т.п.).

3.        Коммуникационные  технологии

– задача издания организации веб-сообществ (колец) сайтов.

4.        Фото-, аудио-, видеотехнологии

 – используется визуальный  и аудиальный каналы публикации  и взаимодействия (фоторепортажи, слайд-фильмы, радио, телевидение).

  1. Анимационные flash-технологии

– в качестве информационного носителя используется интерактивная векторная графика в формате flash (Масяня)

 

      Один из первых опросов экспертов (специалистов) в области Интернета, проведенный сотрудниками факультета журналистики МГУ им. Ломоносова, дал такие результаты при ответе на вопрос о том, что такое для них интернет-СМИ:

• новостные ресурсы (50%)

• регулярно обновляемые ресурсы (25%)

• ресурсы, зарегистрированные как СМИ (11%)

• все интернет-ресурсы (7%)

• сайты офлайновых СМИ (5%)

• затруднились ответить (1%)

     Сегодня,  практически все центральные периодические издания имеют электронные версии, привлекая рекламодателей и расширяя аудиторию. Уже не один год такие газеты, как «Аргументы и факты». «Известия, «Московский комсомолец», и многие другие имеют сетевые аналоги в Web-паутине. Не менее активны в освоении сети региональные и местные издания, но темпы освоения Интернета в удаленных регионах несколько выше.

     Одно из преимуществ электронных версий газет и журналов — это практически неограниченный тираж и относительная дешевизна. Электронные издания не ограничены объемом, поэтому при желании в них можно публиковать расширенные версии материалов, более подробные истории и расследования.

В зависимости от запросов они даже могут изменять свою периодичность: например, у журнала «Time» есть ежедневное приложение «Time-daily», обновляемое каждый день. В России подобный опыт имеет сетевая версия «Независимой газеты», обновляющая свою информацию несколько раз в течение дня. Часто электронные версии газет и журналов появляются на сервере и оказываются доступными читателям тогда, когда их печатные аналоги еще только подписываются к выходу в свет. Это значит, что повышается оперативность информирования читателя, что для печатных изданий, уступающих в оперативности электронной прессе, немаловажно. Однако главное достоинство всех электронных СМИ — их интерактивность, позволяющая взаимодействовать с аудиторией в диалоговом режиме.

   Типичная электронная версия газеты внешне мало отличается от обычного Web-сайта, однако она готовится командой профессионалов и служит источником высококачественной информации. Электронная газета состоит из тех же разделов и рубрик, которые имеются у печатного выпуска, однако гипертекст расширяет пространственные и временные возможности информирования пользователей. Многие газеты содержат интерактивные архивы (базы данных), в которых хранится информация предыдущих выпусков. Такие архивы могут быть снабжены поисковыми программами, которые позволяют по ключевым словам, дате и фамилии автора искать необходимые статьи.

    Складывающаяся система сетевых изданий, а также электронных версий традиционных СМИ, распространяемых по сетям Интернета, является одним из динамично развивающихся сегментов информационного рынка России. Этому, бесспорно, способствуют такие характерные особенности этого канала распространения информации, как открытость и демократичность (доступ без ограничения и доступность любым слоям населения), оперативность и интерактивность (увеличение скорости передачи информации и диалоговый режим ее потребления), а также мультимедийность.

   Рассмотрим особенности интернет-журналистики:

  • Мультимединость -одно из главных особенностей интернет-журналистики –способность объединять и аккумулировать в теле сообщения любые формы аудиовизуальной и текстовой информации.

    Возможности мультимедийности для журналиста:

• Свобода в выборе формы сообщения, а, следовательно, и возможность тонкой регуляции силы его эмоционального воздействия

(например, видеоизображение обладает наибольшей силой эмоционального воздействия, а текст наименьшей (Ворошилов);

• Возможность синтеза свойств телевидения, радио и прессы, в  одно сообщение;

• Отсутствие необходимости «пересказа», явного или подразумеваемого, визуальных сообщений в текстовой или аудио формах, из-за отсутствия возможности передать их «как есть».;

• Свобода эксперимента при создании новых журналистских жанров и синтезу существующих;

  • создание гиперссылок

Возможность создания гиперссылок в любом месте статьи дает журналисту при работе с планом содержания возможности аналогичные тем, что дает мультимедийность в плане выражения.

    Возможности технологии гиперссылок:

• Неограниченные возможности по созданию ассоциаций и связей в содержании. Логических, ассоциативных, образно-эмоциональных

• Легкость в иллюстрировании материала, подборе аргументации, логической демонстрации, необязательно приводить аргумент, можно лишь дать на него ссылку;

• Распределение авторства, ссылку можно дать на любой материал, и как следствие, неизбежное возрастание, как сотрудничества, так и конкуренции между сетевыми изданиями;

  • огромный ресурс интерактивности

    Интерактивность проявляется в первую очередь в том, что

отныне потребитель информации становится ее активным пользователем – он получает возможность реагировать на нее, обсуждать ее, голосовать. Мнения высказываются самые разные: от лаконичных, морально-оценочных, до профессиональных аргументированных опровержений.  Автор может подключиться к дискуссии, может на ее основе сделать новый материал. Одна из тенденций современных сетевых СМИ  состоит в том, что обсуждению начинают уделять большее внимание, чем самому материалу, который становиться лишь поводом для активизации сообщества.

      Если такая интерактивность долгое время в традиционных СМИ была ограничена отправкой писем в редакцию, то сегодня,  при помощи мультимедийных платформ, количество способов взаимодействия аудитории и СМИ увеличивается существенным образом. Для того чтобы их классифицировать, обратимся к работе Клауса Бруна Йенсена.

     Дело в том, что термин «интерактивность» характеризует три разных процесса, которые связаны с разными направлениями взаимодействия трех элементов: человека, медиа и общества. Таким образом, он выделяет три вида интерактивности:

- интерактивность первого типа.

К ним относится к взаимодействию человека и «медиума» (компьютера).

(Новый способ чтения, предполагающий облегченное «пролистывание» новостей, достигается за счет гипертекстовых ссылок)

- интерактивность второго типа

относится к взаимодействию «медиума» и общества;

(Использование контента, созданного самими пользователями. Предоставление пользователям возможности оставить комментарий

- интерактивность третьего типа

показывает, каким образом при помощи «медиума» осуществляется связь человека с обществом. создание сообществ в интерактивных онлайновых средах (например, форумы,блоги);

 

      Различные сочетания таких интерактивных форматов дают возможность интернет-сайтам традиционных СМИ превращаться: во-первых, в площадки для обсуждений, во-вторых, в обычные информационные ресурсы, в третьих, в социальные сети, в четвертых – в замечательный способ формирования и  заполнения содержания традиционных СМИ.

    Еще одна характерная особенность сетевой журналистики ее крайняя либеральность, иногда даже перерождающаяся во вседозволенность. Интернет слабо поддается контролю со стороны какой-либо заинтересованной стороны. Поэтому мнения и позиции журналистов могут быть сколь угодно радикальными, оппозиционными и критическими. Для недобросовестных политиков именно интернет СМИ служат главным орудием для «слива компромата» на противников. (Я.Н.Засурский)[5].

     Подводя итог, следует отметить, что новые электронные средства массовой информации сосуществуют с традиционными, превосходя их по быстроте доставки читателям материалов, по простоте доступа к ним прямо из дома. Но они уступают печатной прессе в длительности своего существования. Если вы купили газету, то можете читать ее в течение дня и даже недели, а в интернете вы должны наблюдать газету только в тот момент, когда вы смотрите на экран вашего компьютера.

     Думается, что появление новых средств массовой информации не только не будет препятствовать традиционным СМИ, но, в известной степени, поможет укреплению их позиций.

 

 

 

 

Веб привносит в журналистику следующие новые качества.(А.А.Калмыков) )[10].

 

  • Интерактивность – диалоговость; интерактивность заложена в саму технологию WWW, что заставляет журналистику отказываться от исключительно однонаправленных способов работы.
  • Персональный подход – можно учесть потребности и привычки конкретного читателя и/или группы читателей.
  • Инфоцентричность – встроенная возможность сколь угодно глубокой иерархичности информации допускает при участии читателя практически любую степень детализации в изложении, не загружая ненужными деталями основное изложение.
  • Мгновенность – схематично интернет можно представить себе как центральную часть, скорость передачи информации в которой постоянно растет и удешевляется, и периферийную часть от провайдера к клиенту. Скорость передачи информации в центральной части делает его самым непосредственным средством массмедиа.
  • Измеримость – сеть обладает инструментами, позволяющими быстро оценить популярность той или иной публикации.
  • Гибкость – позволяет излагать материал самым замысловатым образом и быстро его обновлять.
  • Взаимосвязанность – гипертекст, делающий любой текст связанным со всеми текстами.
  • Экономичность – веб-издание при прочих равных условиях все же намного дешевле бумажного.

 Подводя итог ко второму параграфу, можно отметить следующее:

Интернет-СМИ, наряду с родовыми признаками, характерными для всех средств массовой информации, обладают тремя оригинальными, только им присущими особенностями, выделяющими их из всей медиасистемы:

 

 

  • Во-первых, гипертекстуальностью, которая предоставляет уникальные возможности, как производителям, так и потребителям медиапродукта. Первым – повысить качество информации, а именно ее полноту и достоверность, вторым – читать текст не только линейно, как на бумаге, но также просматривать его вглубь, воспользовавшись альтернативными источниками, самостоятельно участвовать в интерпретации фактов.
  • Во-вторых, мультимедийностью, т.е. возможностью передачи сообщений в разных знаковых системах – вербальной, графической, звуковой, фото, видео, анимационной. Пока использование мультимедиа имеют серьезные ограничения из-за низкой пропускной способности каналов.
  • В-третьих, интерактивностью – т.е. многостороннему информационному обмену с потребителем, причем, как с отдельными представителями, так и с аудиторией в целом.

      Сетевые издания, как новый вид средств массовой информации, до сих пор остаются подробно не исследованными. Причина тому не только то, что в России существует небольшое количество интернет-изданий, но и тот факт, что изучение Интернета требует специальных профессиональных навыков работы в виртуальном пространстве. До сих пор не существует определенного метода для описания сетевых публикаций, научной классификации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1Характеристика жанровой структуры  массовых Веб – изданий.

 

В первой главе, во втором параграфе,  мы рассмотрели специфику сетевых изданий, и выяснили, чем традиционные СМИ отличаются от электронных. 

      Рассмотрим жанровую специфику сетевых СМИ.

Жанр в нашем понимании это конкретизация понятия литературного рода (эпоса лирики и драмы) в формально-структурной организации произведения.

   Жанр – это исторически сложившееся внутреннее подразделение всех видов человеческого творчества. И сетевая журналистика не является исключением. Первыми попытками дать описания зарождающимся жанрам интернет-журналистики, были  предприняты А.А. Калмыковой и Л.А. Кохановой. Исследователи пришли к выводу, что жанровая типология определяется смешанностью, размытостью жанров, присутствием всего во всем. Черты традиционных журналистских жанров, т.к репортаж, очерк, фельетон, корреспонденции и других – можно найти в любой сетевой публикации. А вот типичный веб-репортаж или типичный веб-фельетон, оказывается, отыскать весьма проблематично.

      Исследователи говорят, что  подобные чистые жанровые формы можно встретить только в изданиях-клонах (интернет-версии своих печатных собратьев, с полной перепечаткой статей и фотографий из основной версии издания). Но если мы говорим об интернет-журналистике, не только как о средстве распространения , но и как о части социо-культурного   мира,  то анализ жанровых особенностей необходим. .

        В типологии жанров, интернет - журналистика от печатной отличается не сильно. В Интернет- журналистике используются различные жанры с применением  технологии гипертекстов, но классификация и факторы, образующие жанр, в он-лайн журналистике сохраняются. Таким образом, интернет-журналистике присущи универсализмом тематики, видов и жанров информации.

       Но в этом и есть сложность различения жанров в интернете. Например,  один и тот же журналистский материал является и просто текстом, и текстом с элементом гипертекста. Материал, распечатанный на принтере, может быть отнесен к какому либо жанру. При этом останутся в силе известные типообразующие факторы: тематика и проблематика; способ повествования, описания, воспроизведения событий; отношение автора к изображаемому; изобразительно-выразительные средства; сюжет, стиль и язык и т.п. С другой стороны, материал, изъятый из Интернета, несложно будет отнести к аналитической статье, новостной заметке, фельетону, и т.п

      В гипертексте же каждый элемент лишь в связи с другими приобретает и содержание и форму, то есть становится смыслосодержащим текстом, но состоящим из разножанровых фрагментов. Кроме того траектория движения читателя по гипертексту также слабо предсказуема. Поэтому определение жанровой принадлежности текста на основании его фрагмента становится некорректным. (Калмыков)

Информация о работе Особенности функционирования СМИ в Интернете. (На примере электронного СМИ «Комсомольская правда»)