Спортивная тематика в журналах и газетах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 23:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – провести анализ использования спортивной тематики на примере нескольких периодических изданий.
Задачи:
- рассмотреть характерные составляющие спортивной тематики начала XXI века;
- проанализировать современный рынок спортивной прессы и его тематику;
- рассмотреть преобладающие жанры в современной спортивной прессе РФ;
- дать общую характеристику современной спортивной тематики;
- провести качественный анализ спортивных публикаций.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………2
Глава 1. Спортивная тематика в аспекте современной специализированной журналистики………………………………………5
1.1 Характерные составляющие спортивной тематики начала XXI века…5
1.2 Современный рынок спортивной прессы и его тематика…………………15
1.3 Преобладающие жанры в современной спортивной прессе РФ………….22
Глава 2. Анализ спортивной тематики в современной специализированной прессе…………………………………………………..32
2.1. Общая характеристика спортивной прессы на современном этапе……..32
2.2. Качественный анализ тематики спортивных публикаций…………….38
Заключение…………………………………………………………………41
Список использованной литературы……………………………………43

Файлы: 1 файл

Спортивная тематика в специализированной прессе.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

Репортаж - «жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио и телевидения о каком-либо событии». Репортаж, в том числе спортивный, - это вид монологической речи, который ведется для массовой аудитории в устном дистантном общении и осуществляется при помощи технических средств. Вопросы спорта занимают видное место в современной журналистике. Средства массовой информации всегда были надежными помощниками спорта, помогая раскрывать их социальную значимость в жизни общества, показывать достижения спортсменов на арене. Помимо изданий, посвященных исключительно спорту, в редакциях газет и журналов «особого интереса» существуют спортивные отделы.

Спортивный  дискурс является частью дискурса СМИ, т. е. обеспечивает как передачу информации, так и воздействие на адресата.

В спортивном дискурсе в качестве основных жанров выделяют комментарий и репортаж.

Несмотря на принципиальные различия в определении  жанров комментария и репортажа, исследователи спортивного дискурса часто не разделяют эти два  жанра, называя, например, автора спортивного репортажа комментатором, а сам текст то репортажем, то комментарием, используя эти термины как взаимозаменяемые синонимы. Вероятно, это явление связано с процессом смешения жанров. «Другой важной составляющей структуры системы жанров является использование одними жанрами элементов других, смежных.

Такое взаимодействие опять-таки обусловлено разновидностями  функций и их естественным «переплетением»  в рамках одного текста при решении  конкретной задачи и тем самым - использовании различных методов для их решения», т е. в данном случае комментарий представляет собой аналитический компонент репортажа.

Репортаж относится  к информационным жанрам публицистики и может быть представлен как  в устной, так и в письменной форме, но чаще классический спортивный репортаж представляет собой именно устный текст теле- или радиожурналистики. В современном мире в связи с развитием таких оперативных средств передачи информации, как радио, телевидение, Интернет, письменный спортивный репортаж утрачивает свою актуальность.

От одного из основных жанров спортивного дискурса - репортажа - спортивная аналитическая  статья отличается по нескольким параметрам.

Во-первых, спортивный репортаж является, прежде всего, информационным жанром, его цель - передать ход события, визуализировать его.

Главной задачей  статьи является тщательный анализ события, его оценка. Адресант исходит из того, что адресат, как правило, уже  знает результат матча, поэтому  информационная функция отходит  на второй план.

Во-вторых, как  уже упоминалось, современный спортивный репортаж, представлен, главным образом, в устной форме, поскольку для адресата спортивного дискурса важно получить актуальную, максимально полную аудио и или визуальную картину происходящего, сопровождаемую при этом еще и комментариями специалиста.

Особенность спортивного  дискурса такова, что событие всегда известно заранее, и автор как  письменного, так и устного репортажа  имеет возможность подготовиться  и собрать необходимый материал, который будем затем «вплетен»  репортером в основную канву события, при этом большая часть репортажа будет являться импровизацией. Спортивная аналитическая статья отличается от аналитической статьи, представленной в других типах дискурса22.

Во-первых, спортивная аналитическая статья имеет специфическую структуру (композицию). Автор, как правило, анализирует ключевые моменты события в их хронологической последовательности, т. е. формально спортивная аналитическая статья повторяет структуру репортажа.

Во-вторых, как  отмечают исследователи, в аналитической статье, представленной в других типах дискурса, оценка предмета речи формируется на основе логичных рассуждений и выводов.

В спортивной аналитической  статье автор не остается равнодушным  к событию, т. к. одной из основных функций спортивного дискурса является эмоциональное воздействие на адресата, поэтому в ней ярко проявляется и авторское «Я», реализуется авторская оценка23.

В-третьих, в  спортивной аналитической статье ярко проявляется тенденция к смешению жанров, которая характерна как для  дискурса СМИ в целом, так и для спортивного дискурса. Анализ спортивного события невозможен без описания его отдельных моментов, таким образом, в текстах спортивных статей находит свое проявление и жанр спортивного репортажа. Также невозможно обойтись в статье и без мнений компетентных лиц (тренеров, судей, менеджеров и т. д.), следовательно, используется и метод комментария. Спортивная статья сегодня не является ведущим жанром спортивного дискурса СМИ, так как болельщикам, в первую очередь, интересен сам процесс игры, которая лежит в основе спорта как сферы деятельности, поэтому их больше привлекает репортаж непосредственно с места события, чем последующий письменный анализ на страницах печати.

Обобщая результаты анализа, констатируем: спортивная пресса отражает динамические процессы, происходящие в системе жанров современных СМИ. Главные тенденции, характерные для спортивных изданий: размывание жанров, появление новых, специфических форм, общность жанров для газетной и журнальной периодики. Все это позволяет прогнозировать дальнейшее расширение и усложнение жанровой системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ спортивной тематики в современной специализированной прессе

 

2.1. Общая характеристика спортивной прессы на современном этапе

 

К началу девяностых годов редакционная политика крупнейшего спортивного издания великой державы «Советского спорта» зашла в очевидный тупик. По крайней мере, так рассудила группа молодых журналистов, сотрудничавших с газетой с конца восьмидесятых. Эти талантливые, полные энергии и идей ребята не могли смириться с увяданием, выцветанием и обезличиванием ежедневника. Не такой должна была им видеться газета будущего, призванная со всей страной начать новую жизнь. Близился закономерный раскол, и неясно было, к чему он приведет: к изгнанию молодых и талантливых из лона коммунистического ежедневника, награжденного в свое время Орденом Ленина, или к их громкой победе над изжившим себя старым режимом, бывшим не в состоянии уже что-либо менять, делать интересную и красивую, содержательную и глубокую газету.

Ситуация накалялась и нашла необычное разрешение. Глубоко символично, что все произошло  в 1990 и 1991 годах, времени исторического  для нашей страны и всего мира перелома. И это не случайность: спортивная пресса всегда была тесно связана с жизнью нашего государства, держала руку не только на спортивном, но еще и на политическом, идейном его пульсе. В то время, когда рушился великий и могучий Советский Союз и цвет нации уехал за границу, разрушилась и вся структура «Советского спорта» – цвет редакции покинул ее. Как мы не думаем сейчас, что все может измениться к лучшему в новом родившемся государстве Россия, так вряд ли кто предполагал тогда, что появится новая великолепная газета «Спорт-Экспресс», а все мы, не имевшие ни одного нормального спортивного издания, получим десятки новых и два просто отличнейших, а сам этот «Спорт-Экспресс» станет королем мировой спортивной прессы, и, ответственно утверждаемым, самым высокопрофессиональным российским изданием. «Король умер. Да здравствует король!» Гибель – к счастью, она на поверку оказалась лишь летаргическим сном – «Советского спорта» привела к рождению системы отечественной спортивной журналистики, все лучшие достижения которой воплотились в ее величайшем шедевре – ежедневной центральной газете, которую читает и почитает весь русскоязычный (и не только) мир, «Спорт-Экспресс»24.

Прежде чем  перейти к разбору его индивидуальных достоинств, выделим

Общие типологические характеристики ежедневных спортивных газет.

1. Аудитория  – вся страна. Этим продиктованы выбор тем и концепция отбора информации из новостного событийного потока. Рассматриваются только общезначимые вопросы: чемпионаты высшего и первого дивизионов, крупнейшие турниры, соревнования, кубки, ведущие чемпионаты и турниры за рубежом, игры национальных сборных России по различным видам спорта.

2. Объект отражения  – спортивная жизнь и ее  участники во всевозможных проявлениях.  Юмор, случайности и закономерности, подготовка, тренировочный процесс,  соревнования, остаточные впечатления  и планы на будущее – все это находит отражение на полосах газет.

3. Основные потребители  информации – мужчины. Без  комментариев. И о чем только  думают женщины?

4. Повышенная  даже по сравнению с общественно-политическими  изданиями оперативность. Спорт  живет только сегодняшним днем, и невозможен какой-либо «секонд-хэнд» в преподнесении информации. Переживающий болельщик, с нетерпением ожидающий узнать интересующий его результат, остро чувствует любую сколь угодно малую временную протяженность. Это приводит к специфичным условиям работы спортивного журналиста – максимально ускоренной стадии создания текста вплоть до подготовленного (а иногда даже и экспромтного) транслирования своих мыслей и анализа.

5. Превалирование  факта над комментарием. Болельщик  должен успеть очень много, и на подробный разбор нет места в ежедневной газете. К тому же, наш вдумчивый и инициативный любитель спорта расположен делать выводы сам.

6. Ведущие жанры  – репортаж и информационная  заметка. Наиболее волнующий и  захватывающий, исключительно репортаж в состоянии передать эмоциональный накал и динамику происшедшего события. Часто применяется прием повествования в настоящем времени, что еще более усиливает эффект присутствия и соучастия. Планета спорт – самая интересная и событийно насыщенная планета в галактике Млечный Путь, и даже круглосуточному специализированному спортивному телевизионному каналу не под силу выхватить десятой части калейдоскопа происходящих каждый день на этой красочной и необъятной планете свершений. Что уж тут говорить о газете?! Она была бы в плачевном состоянии, если бы не жанр информационной заметки – короткие сводки всегда прекрасно уточняют и дополняют картину истекших суток.

7. Эволюция жанра  интервью и привнесение в него  элементов комментария, аналитики,  публицистики, очерка, зарисовки, проблемной статьи. Интервью является третьим ведущим жанром спортивной журналистики, продиктованным ее личностной и гуманистической направленностью, ориентацией на субъекта, стремлением максимально полно использовать «живой человеческий» голос, а еще – создавать героев. Журналист старается превратить каждую беседу с ярким спортсменом, тренером, болельщиком, специалистом не только и не столько в околоспортивный разговор, а в психологическое исследование, эмоциональную зарисовку, представляющую нам наглядный образ Человека, документальный очерк, живописующий трудный тернистый путь к славе, многострадальную биографию спортивной личности. Только через трудности осуществляется развитие. Так реализуется воспитательная функция спортивных газет.

8. Преобладание  коротких синтаксических конструкций.  Назывные (номинативные) и слова-предложения  призваны усилить иллюзию быстротечности  и необратимости происшедшего, отразить  динамику спорта, передать эмоции  и подсознательный, ассоциативный  уровень восприятия. Так сглаживается существенный недостаток печатной речи – замедленное восприятия слова по отношению к образу.

Все эти типологические характеристики обязательно дают себя знать во всех спортивных газетах, служат их унификационным, объединяющим началом. Однако по-настоящему высококлассные и яркие газеты всегда заметно разнятся друг с другом. Эти отличия иногда можно проследить на всех уровнях: от лексики до концепции. Как раз такая конкурирующе-противопоставленная пара в российской журналистике – «Советский спорт» и «Спорт-Экспресс».

«Спорт-Экспресс»  как самодостаточная и универсальная  система спортивных изданий.

«СС» и «СЭ» – один из самых замечательных  «дуэтов» в журналистике. Не каждая страна может похвастаться подобным. На ум приходит аналогичный в Италии: La gazzetta dello sport и La corriere dello sport. Даже во Франции в этом плане монополия – безраздельно царствует L’equipe. Здоровое соперничество нередко приводит к обоюдному повышению уровня соперничающих, как произошло в нашем случае. Сие эпохальное событие произошло 14 августа 1991 года. Именно в этот день увидел свет первый номер «Спорт-Экспресса». Свет его полюбил, и вот уже в течение 8 лет мы получаем огромное наслаждение, беря в руки свежий номер газеты.

К сегодняшнему дню сложилась самодостаточная концепция газеты, расписыванию которой мы посвятим в будущем отдельную работу. Здесь лишь кратко скажем, что издательство «Спорт-Экспресс» осуществляет выпуск таких газет, как «Спорт-Экспресс Футбол», «Спорт-Экспресс Воскресенье», журнала «Спорт-Экспресс журнал», всевозможные тематические выпуски (каким была, например, «Атланта-96» на 96 страницах) и выпуск приложений. Кроме того, сама газета, ставшая правопреемницей «Советского спорта» на посту самой многотиражной спортивной газеты земного шара с тиражом в 640-890 тысяч экземпляров (он непостоянен и повышается в период крупных мировых соревнований, порой до миллиона), выходит шесть раз в неделю на 8 полосах формата А2 каждый день и 16 – по понедельникам. Общий объем информации, выдаваемой газетой таков, что ее преданный читатель просто физически не в силах обращаться еще к какому-либо чтению. Поэтому бессменный глава газеты Владимир Кучмий формирует разнообразное издание, рассказывающее обо всех сторонах жизни общества тех мест, где проходят соревнования, будь то зарубежные государства или российская глубинка. Надеемся, кафедра журналистики будет заинтересована получить реферат, в котором бы раскрывался этот многогранный вопрос, а также отражалось понятие цикла в «агитационной» деятельности «Спорт-Экспресса».

Информация о работе Спортивная тематика в журналах и газетах