Жанровое своеобразие корпоративной газеты ЮУАРГУ «ТЕХНОПОЛИС»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

Цель. Изучить газету «Технополис», проанализировать журналистские материалы и определить, соблюдаются ли основные жанровые характеристики при написании текстов.
Задачи работы:
проанализировать научную литературу по проблеме жанровых классификаций и уточнить понятие «жанры журналистики»;
изучить историю формирования студенческой прессы и ее типологию;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…2
1 СТУДЕНЧЕСКАЯ ПРЕССА В СИСТЕМЕ СМИ РОССИИ
1.1 История создания и становления студенческой прессы в России………………………………..……………………...……………...5
1.2 Типология современной студенческой прессы России....………......8
2 ГАЗЕТНЫЕ ЖАНРЫ В СОВРЕМЕННЫХ СМИ
2.1 Понятие жанра………………………………………………….….….10
2.2 История формирования жанров журналистики………………..…...11
2.3 Система жанров газетной журналистики……………………..…….12
2.3.1 Информационные жанры…………………..…………………..13
2.3.2 Аналитические жанры……………………………..….………..15
2.3.3 Художественно-публицистические жанры……………..…….17
3 СИСТЕМА ЖАНРОВ КОРПОРАТИВНОЙ ГАЗЕТЫ «ТЕХНОПОЛИС»
3.1 Тематическая и жанровая направленность газеты………..………..19
3.2 Анализ информационных жанров газеты «Технополис»……….....20
3.2.1 Анализ репортажа…………..……………………………….….20
3.2.2 Анализ заметки………………………….……..…………….….26
3.2.3 Анализ интервью…………………….………..………………...28
3.3 Анализ аналитических жанров газеты «Технополис»…………..…30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….….….38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..….39

Файлы: 1 файл

курсач по журналистике.doc

— 695.50 Кб (Скачать файл)

Литературный энциклопедический  словарь дает толкование литературного  жанра: «исторически складывающийся тип  литературного произведения (роман, поэма, баллада и т.д.); в теоретическом понятии о жанре обобщаются черты, свойственные более или менее обширной группе произведений какой-либо эпохи, данной нации или мировой культуре вообще»6.

Это понятие можно применять  и к жанрам журналистики, однако для нашей работы наиболее важными  являются определения, которые дают исследователи теории журналистики. Например, А.А. Тертычный пишет, что «под журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками»7. Г.С. Мельник считает, что жанр – это «дискретная часть творчества журналистов»8. В.В. Ворошилов считает, что жанр – это определенная, обладающая устойчивыми признаками форма отражения социальной действительности, которая помогает плодотворнее работать над материалом, отбором фактов, трактовкой явлений9.

Для данного исследования наиболее приемлемой является точка зрения А.А. Тертычного.  Именно такое определение понятия соотносится с темой нашего исследования, поэтому в дальнейшем в своей классификации мы будем опираться на дефиницию данного автора.

 

    1.   История формирования жанров журналистики

Логика нашего исследования предполагает рассмотреть понятие  «жанр журналистики» в историческом аспекте. Анализ литературы показывает, что появление данной дефиниции произошло вместе с выпуском первой газеты. Как отмечает М.Н. Ким, «появление жанров журналистики было обусловлено историческими условиями развития журналистики, общественной и политической практикой, теми задачами, которые стояли перед каждым поколением публицистов, наконец, насущными требованиями того или другого времени»10.

Первоначально при написании материалов журналисты основывались на знаниях  о литературных жанрах. Ко времени  появления первых газет миру уже  было известно множество жанров: биография, очерк, путевые заметки, письмо, сатира, басня. Печатные газеты появились в Германии, Англии и Франции в 17 веке. Эти издания были рассчитаны на купцов, что определяло их содержание. Основной целью было информирование о товарах, ценах, внутренней и внешней жизни стран, последних новостях.  Благодаря этим газетам, началось зарождение информационных жанров. Накануне Великой Французской революции появилась политическая пресса, которая спровоцировала появление аналитических жанров. В середине 17 века вместе с первыми журналами, где публиковали свои работы литераторы, появляются художественные жанры. В процессе развития техники, нарастания конкуренции и расширения возможностей человека зарождаются интервью, репортаж, заметка, статья, портрет, рецензия и проч.

Жанры менялись и трансформировались вместе с ходом истории, но в то же время сохраняли преемственность и устойчивость. Как отмечал М.М. Бахтин, «жанр всегда и тот, и не тот, всегда стар и нов одновременно. Жанр возрождается и обновляется на каждом новом этапе развития литературы и в каждом индивидуальном произведении данного жанра… Жанр живет настоящим, но всегда помнит свое прошлое, свое начало. Жанр – представитель творческой памяти в процессе литературного развития»11.

 

    1.   Система жанров газетной журналистики

Для достижения цели нашего исследования необходимо определить, какие жанры существуют в современных газетных материалах. Это необходимо для определения границ между жанрами, их места в ряду других жанровых разновидностей, установления отличительных признаков и особенностей каждого из них.

Современная теория журналистики рассматривает несколько подходов в классификации жанров. Разнообразие мнений определяется тем, что каждый из исследователей берет за основу деления разные  жанрообразующие признаки. Наиболее важными объединяющими началами традиционно считаются предмет, способ отображения действительности, целевую установку, формы персонификации информации и языковой фактор. Причем роль способа отображения действительности намного значительнее всех остальных жанрообразующих признаков.

В журналистике существует три главных способа отображения – фактографический, аналитический и наглядно-образный. Первый нацелен на запечатление внешних, очевидных характеристик предмета или явления, на получение кратких сведений о нем. Второй – на проникновение в суть явления, на рассмотрение взаимосвязей. Третий – на эмоционально-художественное отображение действительности. Основываясь на них, исследователи делят жанры на несколько групп.

В нашей работе мы будем  опираться на типологию А.А. Тертычного, согласно которой все жанры делятся на информационные, аналитические и художественно-публицистические.

 

2.3.1. Информационные  жанры

Главная цель информационного  материала – сообщить о факте,  конкретном событии. Журналист, работающий с информационными жанрами, должен ответить на вопросы «что?», «где?», «когда?». Поэтому главными требованиями являются оперативность, фактическая точность, релевантность. Материалы содержат простую информацию, констатируют факт, который произошел в недалеком прошлом. Тексты, относящиеся к информационным жанрам, позволяют аудитории получать оперативную информацию, поэтому они составляют основную часть газетных материалов.

Основными жанрами информационной журналистики являются заметка, репортаж, информационное интервью, информационная корреспонденция, информационный отчет, блиц-опрос, некролог.

Заметка является простейшей формой информационного материала. Она состоит из 10-30 строк. Ее цель – очень кратко, точно и оперативно сообщить о событии. Заметка может содержать факты, версии, информацию о планируемых событиях, оценки, нормы, советы. Событийные заметки призваны дать просто описание явлению. Существуют различные виды заметки. Анонс содержит в себе превентивное сообщение о предстоящих мероприятиях. Аннотация нацелена на описание качеств какого-либо информационного явления. Мини-рецензия публикуется для того, чтобы рассказать о впечатлении, полученном автором после знакомства с предметом. Мини-история повествует о жизненных, семейных, профессиональных интригах. Мини-совет стремится дать читателю какую-либо рекомендацию.

Репортаж представляет собой материал, содержащий в себе впечатления и эмоции автора о  произошедшем событии. Задачей журналиста является объективно, живо и наглядно рассказать о явлении. Репортаж использует практически все художественно-выразительные средства, применяемые в журналистике. Автор стремится создать «эффект присутствия», то есть дает возможность читателю взглянуть на событие глазами очевидца. Репортаж отличает динамика, эмоциональность, документальность, убедительность.

 Интервью – это  информационный жанр, который содержит  вопросы журналиста и ответы  собеседника. Автор стремится  проинформировать читателей о  сведениях, полученных от интервьюируемого  лица. Этот жанр требует большей  подготовки, чем другие информационные жанры. Журналист старается ответить на возможные вопросы читателей, владеет информацией о своем собеседнике. Интервью может содержать лирические вставки, описание внешности и манер интервьюируемого, использовать различные выразительные средства.

Информационный отчет – сообщение о событиях, на которых происходит обмен информацией: заседания, митинги, собрания, брифинги и т.д. Основной особенностью, помимо оперативности, злободневности, полноты информации, является ее максимальная точность. Журналисту необходимо проверять факты, цифры, фамилии участников. На подобных мероприятиях делаются выводы, заявления, принимаются решения. Поэтому автору информационного отчета нужно точно передавать их формулировки. В связи с этим данный жанр активно использует цитирование. Общие отчеты излагают факты в хронологическом порядке. Тематические освещают 1-2 наиболее важных вопроса. Аналитические содержат авторский комментарий.

 

2.3.2  Аналитические жанры

Цель аналитического материала – рассмотрение и обобщение фактов, их комментирование, постановка проблем и их истолкование. Предметом аналитической журналистики выступают явления, события, процессы, ситуации и связанные с ними общественные проблемы. Журналист при работе в таких жанрах должен ответить на вопросы «как?», «с какой целью?», «почему?». Аналитические тексты должны выявлять причинно-следственные связи между явлениями, давать им оценку. Поэтому для таких материалов важна оперативность, четкость, конкретность темы, работа с примерами, статистикой. Для информационной журналистики важен факт, а для аналитической – мысли автора об этом факте. Аналитические материалы часто содержат прогнозы, гипотезы или версии. Аналитическая журналистика составляет основное содержание качественной прессы. Чаще такие материалы имеют большой объем.

Основными аналитическими жанрами являются аналитический  отчет, аналитическая корреспонденция, рецензия, комментарий, обозрение, статья, расследование.

Предметом аналитического отчета является результат конференций, собраний, совещаний. Журналист не ставит перед собой задачу сообщить обо всех докладах, а освещает лишь некоторые из них. Цель этого жанра – показать взаимосвязь суждений, которые содержались в речах докладчиков. Исходя из этого, автор аналитического отчета выносит оценку выступлениям участников и определяет их значимость.

Корреспонденция – это  жанр, в котором разрабатывается  актуальная тема, решается определенная проблема. Этот жанр может содержать в себе как «живое» наблюдение, так и «свернутый» пересказ происходящего. Причем цель аналитической корреспонденции заключается не столько в том, чтобы рассказать о событии, сколько в том, чтобы определенным образом истолковать его. Истолкование – это выяснение причин явления, определение его значимости, прогнозирование его развития.

Журналистское расследование является особым жанром. Он требует определенной подготовки и профессиональных навыков. Предметом расследования чаще становится скандальное негативное явление. Задачей журналиста является выяснение причин этого события. Рассказывая о том, как шло расследование, автор делает материал наглядным и захватывающим.

Основу рецензии составляет отзыв о произведениях литературы, музыки, кино, науки. Основная цель этого  жанра – описать впечатление журналиста, дать оценку произведению. Рецензент должен увидеть в информационном явлении то, что недоступно обычному человеку. Для этого необходимы специальные знания, интуиция и жизненный опыт.

При помощи комментария  автор выражает свое отношение к  событиям, определяет связанные с ними задачи и проблемы, а также выражает их оценку и прогноз развития, предлагает аудитории самой сделать выводы. Этот жанр активно рассказывает о проблемах, анализирует относящиеся к ним актуальные факты. Комментарии могут быть превентивными, предвосхищающими события.

Статья – публикация, которая анализирует различные ситуации, конфликты и противоречия. Она позволяет основательно, глубоко рассматривать проблемы общества, осмысливать и обобщать их. В статье факты играют иллюстративную роль, их можно менять, но проблема, явление при этом остаются неизменными. Автор, размышляя над ситуацией, подталкивает читателя на дальнейшие рассуждения. Статья объясняет аудитории личную и общественную значимость проблемы и наводит на размышления или действия, связанные с ней.

 

2.3.3 Художественно-публицистические жанры

Цель художественно-публицистического  материала – с помощью выразительных  средств передать впечатление автора от знакомства с предметом. Конкретный факт отходит на второй план, уступая место эмоциям журналиста, его оценке, авторской мысли. Особый характер таких материалов проявляется в повышенных требованиях к языку, художественной образности, эмоциональной насыщенности текстов. Художественно-публицистическим жанрам свойственна образность, типизация, эмоциональная выразительность и насыщенность изобразительными средствами.

Основными художественно-публицистическими  жанрами являются зарисовка, очерк, житейская история, анекдот, фельетон, памфлет.

Очерк считается одним  из самых сложных жанров, так как  он требует большой подготовки и  уверенного владения различными выразительными средствами. Этот жанр позволяет наглядно, доходчиво, ярко откликнуться на событие, раскрыть образ интересного человека, рассказать об определенной группе людей. Существуют различные виды очерка: портретный, проблемный, путевой.

Предметом пародии в  журналистике могут выступать различные  явления: действия общественных, государственных  деятелей, политиков, народные традиции, творческая манера артистов, писателей, произведения литературы, способ мышления, особенности языка, внешности известных личностей и т.д. Основные методы, которые помогают автору выступления в прессе создать пародию, – это гипербола, гротеск, литота, ирония.

Сатирический комментарий  является родственным аналитическому. Однако данный художественно-публицистический жанр отличается целью автора – высмеять феномен, который привлек его внимание. Для этого журналист обращается к сатирической типизации, иронии, литоте, гиперболизации. Чаще сатирический комментарий пишется на действия известных людей, которые вызвали общественный резонанс. Кроме различных поступков предметом данного жанра может стать информационное явление, например, высказывания, суждения людей.

Информация о работе Жанровое своеобразие корпоративной газеты ЮУАРГУ «ТЕХНОПОЛИС»