Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 17:45, реферат
Понятие экстремизма как крайнего политического течения предполагает наличие точки отсчета, от которой оно определяется. Особая трудность в установлении критериев политического экстремизма подстерегает те общества и политические системы.
Поскольку само понятие “экстремизм” (возникает и вопрос о его разграничении с радикализмом) в политической науке является дискуссионным, постольку в реальной практике оно для большего усиления нередко смешивается с различного рода насильственными (уголовными) действиями - терроризмом, участием в незаконных вооруженных формированиях и др.
РЕФЕРАТ
На тему
Уголовная ответственность за экстремизм
Амбарян Э.Э.
Введение
Понятие экстремизма как
крайнего политического течения
предполагает наличие точки отсчета,
от которой оно определяется. Особая
трудность в установлении критериев
политического экстремизма
Методологически видится
два основания определения
Последний принцип берется
в большинстве случаев в
Поскольку само понятие “экстремизм” (возникает и вопрос о его разграничении с радикализмом) в политической науке является дискуссионным, постольку в реальной практике оно для большего усиления нередко смешивается с различного рода насильственными (уголовными) действиями - терроризмом, участием в незаконных вооруженных формированиях и др.
Причины усиления борьбы с экстремизмом в России и мире
Обостряются так называемые межцивилизационные отношения между государствами как в борьбе за ресурсы, так и за более справедливое их перераспределение. Ослабленность или зависимость национальных государств приводит к появлению несистемных организаций, готовых добиваться соответственно понимаемой справедливости для своих народов. Не случайно экстремизм растет среди религиозных, национальных и в меньшей мере - среди партийно-политических организаций.
Тенденция утраты веры в
возможности государства
Усиление борьбы с экстремизмом ведется не только с очевидными уголовно наказуемыми действиями - терроризмом, захватом или присвоением властных полномочий; созданием незаконных вооруженных формирований; осуществлением массовых беспорядков, хулиганством и актами вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды (из Федерального закона “О противодействии экстремистской деятельности”).
Сегодняшняя борьба с экстремизмом
затрагивает гораздо более
Российский закон к
экстремистским материалам относит
“в том числе труды руководителей
национал-социалистской
Тем не менее, законодатели, и не только у нас в стране, идут на ужесточение санкций в отношении экстремизма, зачисляя в качестве экстремистских те религиозные, национальные, этнические, политические действия и основания деятельности, которые рассматриваются как угрозы для государства или его основ. Например, во многих западных странах произведения Гитлера, Муссолини и других идеологов фашизма, нацизма не являются запрещенными, а свободно продаются в книжных магазинах.
Общей же линией является стремление государства защититься от угроз со стороны экстремистов за счет расширения сферы действия запретов, применения санкций на более ранних этапах возможных противоправных действий.
Отечественное законодательство о борьбе с экстремизмом и опыт его использования
В Конституции Российской Федерации перечисляется целый ряд противоправных действий, которые могут быть причислены к экстремистским. Это "создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни" (п.5 ст.13).
Развитие законодательства в реальной практике шло как по пути раскрытия конституционных положений, так и вытекало из реальной практики конфликтов.
Характерна региональная
специфика законодательства по борьбе
с экстремизмом. Например, Народное
Собрание Республики Дагестан 16 сентября
1999 г. приняло Закон Республики Дагестан
"О запрете ваххабитской и иной
экстремистской деятельности на территории
Республики Дагестан", в котором
запрещается создание и функционирование
ваххабитских и других экстремистских
организаций. Согласно Закону, их деятельность
признается противоречащей конституции
республики, угрожающей ее территориальной
целостности и безопасности. При
этом налагается запрет на обучение в
отечественных и зарубежных религиозных
учебных заведениях без направления
и согласия государственного органа
по делам религий Республики Дагестан,
устанавливается
Наибольшее число претензий и опасений вызывает действующая редакция Федерального закона “О противодействии экстремистской деятельности”. Применение отдельных статей закона породило волну его критики, причем правоприменители
Вместе с тем, тревожные
примеры использования
Формально наиболее уязвимыми
с точки зрения закона, становятся
средства массовой информации, ученые,
религиозные организации, сторонники
последних априори считают
С нашей точки зрения, требуется серьезная доработка закона “О противодействии экстремистской деятельности”, в первую очередь, в направлении более четкого и операционального выделения экстремистских действий, особенно тех, которые не связаны с насилием. Иначе создается ситуация, когда закон в отношении одних может быть применен, а в отношении других - не применяться. А если так, то получается, что именно законодатель создает двусмысленные ситуации, провоцирующие правоохранительные органы на самостоятельное толкование норм закона и принятие решений по их применению или неприменению.
Признаки незаконного вооруженного формирования как вида преступного объединения
УК под незаконным вооруженным
формированием понимает объединение,
отряд, дружину или иную группу, не
предусмотренную федеральным
Уголовный закон раскрывает
содержание термина «формирование»
через перечисление тех социальных
институтов, которые являются его
видами: объединение, отряд, дружина
или иная группа. Как справедливо
отмечает профессор В.С. Комиссаров,
«диапазон численности
Второй признак незаконного вооруженного формирования - незаконность. УК расшифровывает эту черту довольно спорно - как не предусмотренность федеральным законом, то есть отсутствие усмотрения о нем хотя бы в одном из действующих федеральных законов. Возникает вопрос: считать ли незаконным формирование, не предусмотренное в федеральных законах, но осуществляющее свою деятельность на основе иных нормативно-правовых актов? Понятно, что незаконное вооруженное формирование имеет место быть в том случае, если основано исключительно на подзаконном акте (как имеющем меньшую юридическую силу) или законодательстве субъектов РФ (в соответствии с п. «м» ст. 71 Конституции РФ оборона и безопасность относятся к исключительному ведению РФ). Как быть тогда, когда такое формирование будет основано лишь на федеральном конституционном законе или же только на федеральной Конституции? В настоящее время подобных формирований не существует, однако, этот факт не может служить гарантией того, что ничего похожего в будущем не произойдет.
Кроме того, еще одной проблемой здесь является то, что в действительности ни одно из существующих на законных основаниях воинских формирований прямо не предусмотрено ни в одном из федеральных законов. Даже ФЗ «Об обороне» содержит указание единственно на общий состав Вооруженных сил РФ, состоящих «из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций…». Не представляется возможным также рассматривать Вооруженные силы в качестве единого вооруженного формирования, предусмотренного названным законом, так как не все входящие в его состав структурные подразделения имеют какое-либо вооружение.
Сказанное в значительной
степени относится и к
Третий признак незаконного вооруженного формирования состоит в вооруженности такого преступного объединения. Дискуссионными по сей день остаются вопросы определения перечня предметов вооружения и их минимального количества в расчете на одно незаконное вооруженное формирование или его члена. Полагаем, к вооружению следует относить выделяемые законодательством виды оружия43 (в том числе «обычное» и оружие массового поражения, а также средства его доставки), взрывчатые вещества и взрывные устройства, боеприпасы, военную технику, иное вооружение (например, средства связи, десантирования, навигационные приборы и радиолокационная аппаратура военного назначения, средства защиты от боевых отравляющих веществ и т.д.).
«Количественную» проблему, очевидно, следует решать, исходя из сущностных особенностей того или иного предмета вооружения. Если формирование относится к «пехотному» типу, то каждый, кто в нем состоит, должен иметь на вооружении хотя бы один указанный выше предмет, иначе это лицо не вооружено и в состав незаконного вооруженного формирования не входит. При этом такое формирование из десяти «пехотинцев» имеет не меньше десяти единиц вооружения - минимум по одному у каждого. Если присутствует незаконный артиллерийский расчет или экипаж танка, то любой из его членов и все формирование в целом вооружены.
Заключение
Возникновение и развитие
новых противоречий в мире усилили
тенденции к росту ослабленных
государственных образований. Повсеместно
в мире возросли претензии к государству,
которое нередко