Дожностное преступление, понятие, особенности и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:04, доклад

Описание работы

В настоящее время, в России, в период построения цивилизованной экономики и становления демократического правового государства важная роль принадлежит органам государственной власти и исполнения, а также органам местного самоуправления. В связи с чем, особенно опасны и недопустимы преступные проявления среди самих работников органов власти и управления. Поэтому в новом Уголовном Кодексе преступные деяния, совершённые должностными лицами отнесены к главе № 30 и названы вместо “ Должностных преступлений” “Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления”.

Файлы: 1 файл

должностная прест.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

 

Объективная сторона преступления может быть выполнена двумя различным действиями:

 

учреждение должностным лицом  организации, осуществляющей предпринимательскую  деятельность, вопреки запрету, установленному законом. В данном случае должностное  лицо выступает как учредитель (один из соучредителей) коммерческой организации;

 

участие должностного лица в управлении организацией, осуществляющей предпринимательскую  деятельность, лично или через  доверенное лицо, вопреки запрету, установленному законом.

 

Обязательным условием уголовной  ответственности должностного лица за нарушение запрета на участие в предпринимательской деятельности является то, что оно, пользуясь своими служебными полномочиями и возможностями, предоставило льготы и преимущества учрежденной им предпринимательской организации или организации, в управлении которой оно участвует, или покровительствовало им в иной форме (льготное налогообложение, первоочередное или на льготных условиях предоставление кредитов, создание различных препятствий для конкурентов и устранение их с рынка, освобождение от различных проверок, ревизий и т.п.).

 

Каких-либо особых последствий этой деятельности, необходимых для наступления  уголовной ответственности, закон  не предусматривает.

 

С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом, как правило, из корыстных побуждений, хотя непосредственно в законе мотив преступления не указан.

 

Субъект преступления - должностное  лицо.

 

Незаконное участие в предпринимательской  деятельности является преступлением  небольшой тяжести и наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет со штрафом в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

 

Помимо уголовного законодательства, предусматривающего в качестве мер  борьбы с коррупцией различные виды наказаний, в России ведется работа по созданию новых нормативных актов, которые мы рассмотрим в следующем параграфе.

 

1.2. Особенности должностных преступлений.

 

Исходя из вышеизложенного понятия  должностных 

 

преступлений, эти преступления имеют 4 основные особенности.

 

Первая, специфичность  субъекта преступлений. “Служебное положение” – вот предпосылка должностных  преступлений . В обычном понимании, служебное положение – это  “ответственность за определенный круг дел в работе”. В криминологии и уголовном праве смысл выражения “служебное положение” отличается от обычного понимания и смысла, вкладываемого в него административным правом, а именно: должностное лицо действует на основании закона или по поручению, занимается государственными делами и получает юридический статус, с тем чтобы исполнять общественные обязанности. Должностное лицо занимает определенное служебное положение, а значит обретает определенную управленческую общественную компетенцию, которую ему на законных основаниях передают государственные органы, государственные и негосударственные предприятия и организации, а также общественные организации. Поэтому должностные преступления входят в разряд преступлений общественного положения. В исправленной редакции 8-й главы Уголовного кодекса “Преступления взяточничества и казнокрадства” субъект этих преступлений определяется как государственные служащие, т.е. сотрудники государственных органов, занимающиеся общественными делами. В число государственных служащих входят сотрудники государственных компаний, предприятий, производственных организаций, общественных групп, занимающиеся общественными делами, сотрудники вышеперечисленных органов и предприятий, направленные в негосударственные компании, предприятия, производственные организации и общественные группы и занимающиеся общественными делами, а также другие сотрудники, занимающиеся общественными делами на законном основании.

 

Статьей 9 УК “Манкирование  служебными обязанностями” субъект  преступления строго ограничен государственными служащими и сотрудниками, надзирающими за исполнением закона.

 

Вторая, взаимосвязь со служебным положением. В юридическом  смысле государственные служащие, получив  определенную компетенцию управления, обладают определенной властью, они  должны в соответствии с распоряжением  осуществлять власть и обязанности в рамках своих служебных полномочий. Взаимосвязь состава преступления должностных преступлений и служебного положения их субъекта проявляется в следующем. Во-первых, преступление совершается с использованием преимуществ служебного положения, т.е. должностное лицо использует свое должностное положение, связанные с ним возможности и влияние для совершения преступления. То, что называется “используя власть, стремится к наживе” и “обменивать власть на деньги”. Примером таких преступлений являются: казнокрадство, взяточничество, присвоение общественных средств, кумовство и различные злоупотребления и др. Во-вторых, должностное лицо в процессе исполнения служебных обязанностей злоупотребляет служебными полномочиями, извращает представление о функции управления, присущей данной должности. Примером здесь могут служить такие преступления: насильственное принуждение к даче показаний, незаконное заключение под стражу, жестокое обращение с заключенными. В-третьих, субъекты таких преступлений в процессе своей работы не исполняют или неточно исполняют свои должностные обязанности, что приводит к значительному ущербу общественному имуществу и интересам народа и государства. Субъекты этого вида должностных преступлений хотя и не используют свое служебное положение, но в итоге преступление имеет внутреннюю связь с должностными обязанностями человека, например, преступная халатность при исполнении служебных обязанностей и др.

 

Третья, специфичность  объекта. Объект должностного преступления по идее должен от имени государства точно исполнять функцию управления государством, обществом и общественными делами, должен соблюдать принципы работы государственных органов и служебную дисциплину, строго исполнять свои обязанности. Поэтому, когда субъект должностного преступления злоупотребляет служебными полномочиями, допускает преступную халатность, или совершает преступление казнокрадства и взяточничества, пользуясь властью, стремится к наживе, он неизбежно наносит урон деятельности государственных органов в какой-либо сфере или урон репутации государственных органов как справедливых и неподкупных, наносит удар по одной из функций государства. Поэтому, объект, который поражают должностные преступления, - это нормальная работа государственных органов и их справедливая и неподкупная репутация.

 

Четвертая, наличие среди  форм преступления действия и бездействия. По форме преступления должностное  преступление может быть действием  и бездействием. Т.н. “действие” означает активное поведение человека, при  котором он совершает нечто, запрещенное уголовным правом. Т.н. “бездействие” означает такое пассивное поведение человека, при котором он, будучи обязан исполнить определенную обязанность, предусмотренную уголовным правом, и имея возможность исполнить ее, не исполняет эту обязанность. Действие и бездействие должностных преступлений в сравнении с действием и бездействием прочих преступлений имеют непременную связь с должностными обязанностями, а прочие преступления не имеют ее.

 

Действие при должностных  преступлениях – это когда  государственные служащие при исполнении общественных служебных обязанностей активно используют свои служебные полномочия для совершения преступления. Например, преступления казнокрадства, взяточничества, присвоение общественных средств, использование не по назначению адресных бюджетных средств, использование в личных целях государственных материальных ресурсов, насильственное принуждение к даче показаний, месть и травля и др. Бездействие при должностных преступлениях – это когда государственные служащие обязаны исполнить некое действие, но ведут себя пассивно и не исполняют его, что приводит к значительному ущербу интересам народа и государства. Например, катастрофы, случившиеся из-за безответственности чиновников, преступная халатность и др. Действие и бездействие отличаются лишь формой проявления, форма эта не влияет на признание состава преступления.

 

Специфика субъекта и  объекта, взаимосвязь со служебным  положением, наличие среди форм преступления действия и бездействия – вот  неотъемлемые особенности должностных  преступлений. При их отсутствии нет состава должностного преступления.

 

1.3. Экономические потери  от коррупции 

 

Одной из важнейших проблем, способствующих познанию коррупции, ее освещению и преодолению, является определение масштаба ущерба, наносимого обществу этим негативным явлением.

 

Для оценки потерь от коррупции  обратимся к докладу, подготовленному  Советом по внешней и оборонной  политике и Фондом "Индем", в  котором обобщен ряд примеров, когда подобный ущерб удалось  установить [3].

 

Во-первых, было подсчитано, что в Италии после проведения операции "Чистые руки", направленной против коррупции, государственные затраты на строительство дорог сократились на 20%.

 

Во-вторых, учеными Гарвардского университета подсчитано, что снижение коррумпированности страны с уровня Мексики до уровня Сингапура производит эффект, эквивалентный возрастанию сбора налогов на 20%.

 

Если применить эту  оценку к сумме собранных в  России в 1997 г. налоговых поступлений (по утверждению правительства, 65% запланированного бюджета), то 20% составят 49 триллионов (неденоминированных) рублей. Это больше, чем все бюджетные расходы прошлого года, предполагавшиеся на науку, образование, здравоохранение и культуру с искусством вместе взятые.

 

В-третьих, упомянем дело одного британского чиновника Министерства обороны, осужденного на 4 года за взятки, минимальная оценка которых составила 2,25 миллиона долларов. Эксперты британского филиала ТИ установили, что ущерб, нанесенный действиями чиновника, за которые он получал взятки, составил 200 миллионов долларов, т.е. почти стократно превосходил суммарный размер взяток. Легко убедиться на многих отечественных примерах в том, что это соотношение между размером взяток и нанесенным от коррупционных решений ущербом бывает и более существенным.

 

В-четвертых, следует обратить внимание на наиболее распространенный во всем мире источник верхушечной коррупции - государственные заказы и закупки. Согласно оценкам, потери от коррупции в этой сфере часто превышают 30% всех бюджетных затрат по данным статьям. (Если использовать этот коэффициент, то антикоррупционные меры в состоянии избавить нас от потерь только в военной сфере в размере почти 8 триллионов неденоминированных рублей.)

 

По словам Удо Миллера, руководителя Счетной палаты земли  Гессен, взятки в этой сфере нередко составляют до 20% суммы заключаемых сделок; при этом взятки не выплачиваются наличными, а переводятся соответствующим лицам через подставные фирмы или принимают форму завышенных счетов за выполненную работу. По оценкам экспертов, завышенной является стоимость около 40% всех зданий, возводимых по заказу федеральных, земельных и коммунальных властей. По утверждению главного прокурора Фракфурта-на-Майне, коррупция в строительстве наносит государству ежегодный ущерб на сумму в 10 миллиардов марок, в частности путем завышения на 30% реальной рыночной себестоимости работ.

 

Дитер Фриш, бывший Генеральный  директор по развитию в Европейской  комиссии, отмечал, что когда в  стране увеличиваются потери из-за экономически слабых коррумпированных проектов, то эти потери не сводятся к сверхнормативным 10-20% затрат на взятки, а включают, как правило, всю стоимость непродуктивных и ненужных проектов.

 

К приведенным примерам можно добавить оценки наших правоохранительных органов, согласно которым криминальные структуры в отдельных отраслях промышленности - нефть, газ, редкие металлы - тратят до 50% получаемой прибыли (реальной, а не декларируемой) на подкуп различных должностных лиц. Если использовать приведенное выше соотношение между размером взяток и потерями от коррупции, то легко установить порядок соответствующих сумм, которые будут исчисляться миллиардами долларов.

 

Теперь обратимся к  низовой коррупции. По некоторым  оценкам, общая сумма взяток, выплачиваемая  мелкими предпринимателями, эквивалентна 3% ВВП [9]. По подсчетам экспертов российской общественной организации "Технологии - XXI век", мелкие предприниматели тратят по всей стране на взятки чиновникам минимум 500 миллионов долларов в месяц! В год это оборачивается суммой в 6 миллиардов долларов. (Следует добавить, что приведенные расчеты не включают платежи мелких предпринимателей "крышам".) Предварительный анализ показывает, что 10% всего дохода в мелком и среднем бизнесе тратится на коррупционных сделки. При этом на начальном этапе (регистрация предприятий и т.п.) расходы существенно выше. "Вход в бизнес" требует разрешений примерно 50 чиновников. Эти потери напрямую перекладываются на рядовых покупателей и клиентов мелкого бизнеса, поскольку потраченные на взятки деньги закладываются в цену товаров и услуг.

 

Добавим к этому слабоизученную и практически не контролируемую у нас коррупцию внутри предприятий  и негосударственных организаций (пример - предоставление коммерческими  банками кредитов за взятки), которая  также снижает эффективность  экономики.

 

Таким образом, суммарные  потери от коррупции в нашей стране могут составлять от 10 до 20 миллиардов долларов в год. Эти данные приведены  здесь не для того, чтобы кого-либо удивить или напугать. Важно увидеть  другое, насколько рентабельными  могут оказаться вложения в серьезную осмысленную деятельность по систематическому ограничению коррупции [3].

 

2. Исторические аспекты  развития правогого регулирования  должностных преступлений

 

2.1. Развитие права  в России 9-19 век

 

Как нам известно, Киевское государство в IX - X веках представляло собой варварское, дофеодальное государство. Вопрос об основных чертах варварского права до сих пор остается открытым. Анализируя так называемые “варварские правды”, мы видим, что основной чертой уголовного права являлась замена кровной мести выкупом. Процессуальное право в период варварского государства характеризовалось господством состязательного процесса и весьма крупным значением ордалии. Источниками кодификации являются нормы обычного права и княжеская судебная практика. К числу норм обычного права относятся, прежде всего, положения о кровной мести (ст.1 КП) и о круговой поруке (ст.20 КП). Законодатель проявляет различное отношение к этим обычаям: кровную месть он стремится ограничить (сужая круг мстителей) или вовсе отменить, заменив денежным штрафом - вирой (наблюдается сходство с “Салической правдой” франков, где кровная месть также была заменена денежным штрафом); в отличие от кровной мести круговая порука сохраняется как мера, связывающая всех членов общины ответственностью за своего члена, совершившего преступление (“Дикая вира” налагалась на всю общину).

Информация о работе Дожностное преступление, понятие, особенности и его виды