Конституционно-правовой статус судей в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие конституционно-правового статуса судей.
Достижение цели в работе обеспечивается постановкой и решением следующих задач:
1. Определение понятия судьи;
2. Рассмотрение понятия и основ конституционно-правового статуса судей в Российской Федерации;

Содержание работы

ВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
Конституционно-правовой статус судей……………………………………6
Понятие и основы конституционно-правового статуса судей в РФ…...6
Принцип независимости судей………………………………………….11
Неприкосновенность и несменяемость судей………………………….15
Содержание конституционно-правового статуса судей…………………..19
Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи……..19
Полномочия судей……………………………………………………….21
Порядок приостановления или прекращения полномочий судей. Дисциплинарная ответственность………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….....34

Файлы: 1 файл

констит право курсовая.docx

— 67.37 Кб (Скачать файл)

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

  1. Конституционно-правовой статус судей……………………………………6
    1. Понятие и основы конституционно-правового статуса судей в РФ…...6
    2. Принцип независимости судей………………………………………….11
    3. Неприкосновенность и несменяемость судей………………………….15
  2. Содержание конституционно-правового статуса судей…………………..19
    1. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи……..19
    2. Полномочия судей……………………………………………………….21
    3. Порядок приостановления или прекращения полномочий судей. Дисциплинарная ответственность………………………………………25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….30

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….....34 

ВВЕДЕНИЕ

 

Судебная власть, благодаря Конституции Российской Федерации1  является одой из основополагающих и самостоятельных ветвей власти. Это подтверждается принципом разделения властей, согласно которому государственная власть в России подразделяется на три самостоятельные обособленные ветви: законодательную исполнительную и судебную.

Исходя из принципа разделения властей Федеральный конституционный закон (далее ФКЗ «О судебной системе РФ») «О судебной системе Российской Федерации»2  отнес осуществление правосудия исключительно к компетенции судов, а судебную власть определил как самостоятельную и действующую независимо от законодательной и исполнительной властей. Данный закон, совместно с Конституцией РФ впервые обеспечили фактическую независимость судебной власти.

Концепция судебной реформы от 24.10.1991 г3.  принятая Верховным советом РСФСР поставила такую задачу перед государством, как утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, не зависимой в своей деятельности от законодательной и исполнительной ветвей власти. Что в последующем и нашло своё отражение в Конституции РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ».

«Какими бы совершенными ни были материальные и процессуальные законы, они не способны обеспечить эффективность и доступность правосудия, если на судей будут возложены обязанности, которые отвлекают их от непосредственного осуществления правосудия. Призывая к повышению авторитета судебной власти, вместе с тем приходится  констатировать, что правовая и социальная роль правосудия в России заметно и необоснованно снижена»4.

Актуальность данной темы состоит в том, что на протяжении многих лет судьи имели довольно много привилегий, гарантий,  иммунитетов и прав, а также обязанностей, которые по своей структуре намного отличались от прав и гарантий общественности.

Целью курсовой работы является раскрытие конституционно-правового статуса судей.

Достижение  цели  в работе обеспечивается постановкой и решением  следующих  задач:

1. Определение понятия судьи;

2. Рассмотрение понятия и основ конституционно-правового статуса судей в Российской Федерации;

3. Изучение гарантий независимости судей, неприкосновенности судей, несменяемости судей;

4. Рассмотрение требований предъявляемых к кандидатам в судьи;

5. Изучение полномочий судей;

6. Рассмотрение порядка приостановления или прекращения полномочий судей и дисциплинарной ответственности судей.

Объект исследования в курсовой работе является –  судебная власть в целом.

Предмет исследования работы – конституционно-правовой статус судей.                            

  Теоретической и методологической базой работы послужили работы отечественных ученых по проблемам организации  и функционирования судебной власти, а также статьи из научных периодических изданий. В работе использовались Конституция РФ,  Федеральные законы.  Основным методом работы является метод анализа законодательства.

 Курсовая работа состоит  из введения, двух  глав, заключения, списка источников и литературы, используемых в работе.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Конституционно-правовой статус судей

1.1. Понятие и основы конституционно-правового статуса судей в РФ

 

Под судом в общем смысле следует понимать  -  гарантию защиты прав и свобод граждан, государственного строя и режима. В юридическом смысле – это государственный орган, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, административных, гражданских и иных категорий дел в установленном законом конкретного государства процессуальном порядке.5

Одной из главных задач государства в сферах связанных с осуществлением правосудия является создание в обществе атмосферы уважения к суду, так как уважение закона, а также суда (контролирующего правильность применения закона) – есть основа государственности.

В современной России судебная власть всё ещё недостаточно эффективна, а судьи ещё не начали пользоваться в обществе должным уважением. И это притом, что ежегодно суды общей юрисдикции и арбитражные суды в России рассматривают миллионы дел.

В соответствии с Конституцией РФ – правосудие в РФ осуществляется только судом6.

В связи с тем, что суд это абстрактное понятие, и сам по себе он не может осуществлять правосудие, существует такое понятие как судья.

Судья – это, государственный служащий, назначаемый на должность лица осуществляющего правосудие. Это лицо, в конституционном порядке наделенное полномочиями осуществлять правосудие и исполняющее свои обязанности на профессиональной основе. Судьям, действующим нередко совместно с представителями народа (например, с присяжными, арбитражными заседателями) государством доверено осуществление судебной власти. В связи, с чем судья призван выступать не только в качестве гаранта прав и законных интересов, законности и правопорядка, но и при определённых условиях в качестве сдерживающего фактора для законодательной и исполнительной власти.

На судей Российской Федерации возлагается осуществление таких обязанностей, как: принятие общеобязательных решений, затрагивающих существенные права и законные интересы граждан, государственных и иных организаций, от них могут зависеть судьбы людей и их благополучие, поддержание законности и правопорядка. Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических лиц и физических лиц. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность7.

Все судьи вместе и каждый в отдельности имеет свои определённые права и обязанности, гарантии, иммунитеты, присущие только им и не доступные для других людей, совокупность этих прав и обязанностей образует статус судьи.

Слово «статус» латинского происхождения и в переводе означает «положение, состояние». Конституция РФ - основной источник права, регламентирующий основы организации российской судебной системы и конституционно-правового статуса судьи в РФ.

Безусловно, под статусом судей следует понимать не общие права и обязанности присущие каждому человеку, а права и обязанности исходящие непосредственно из должностного положения судьи, в силу того, что им доверяется судебная власть, в том числе осуществление конституционного контроля, отправление правосудия, проверка законности действий и решений государственных органов и должностных лиц и т.д.

Основы конституционного-правового статуса судей в РФ включают в себя множество элементов, таких как:

1) Судьями являются лица, исполняющие свои обязанности на профессиональной основе8.

2) Судье присваиваются квалификационные классы, которые могут зависеть от занимаемой должности, стажа работы судьёй, а также иных факторов.

3) Судьи являются независимыми и подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам9.

4) Судьи никому не подотчетны. Вмешательство в деятельность судей влечет уголовную ответственность.

5) Полномочия судей не ограничиваются сроком. Предельный возраст пребывания в должности – 70 лет.

6) Судьи несменяемы, т.е. они не могут быть назначены на другую должность или переведены в другой суд без их согласия. «Согласно ст. ст. 121, 122 Конституции Российской Федерации судьи в Российской Федерации несменяемы и неприкосновенны, поэтому представляются принципиально неприемлемыми предложения, направленные на резкое снижение этих важнейших гарантий независимости судьи. Принятие в полном объеме предлагаемых норм может привести к утрате судами самостоятельности и к их зависимости от органов исполнительной власти всех уровней: от районного звена до федеральных округов».10

7) Распоряжения и требования судей при осуществлении ими своих полномочий носят обязательный характер. Исполнение распоряжений и требований судьи является обязательным для всех лиц, кого они касаются.

8) Судьи неприкосновенны. Данная норма связана с невозможностью привлечения судьи к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.11 Следует понимать, что неприкосновенность судьи, это не привилегия судьи, а средство защиты публичных интересов правосудия.

Помимо всего прочего, к судьям предъявляется и ряд определённых требований и ограничений, к которым относятся:

1. Неукоснительное соблюдение Конституции РФ и законов;

2. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности;

3.Судья не вправе замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром;

4. Судья не вправе принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности;

5. Судья не вправе публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям;

6. Судья не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы;

7. Судья не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании;

8. Судья не вправе быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц;

9. Судья не вправе допускать публичные высказывания по вопросу, который является предметом рассмотрения в суде, до вступления в законную силу судебного акта по этому вопросу;

10.Судья не вправе использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности;

11. Судья не вправе разглашать или использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с осуществлением полномочий судьи;

12. Судья не вправе получать в связи с осуществлением полномочий судьи, не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (от физических и юридических лиц.

13. Судья не вправе выезжать в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок;

14.Судья не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов действующих на территории Российской Федерации иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений;

15. Судья не вправе прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора.

Все судьи  в РФ имеют единые конституционно-правовой статус, единственное различие между судьями, это их компетенция.

Единство судейского статуса предполагает равенство всех судей государства, равную защиту принадлежащих им прав, возложение одинаковых обязанностей и ограничений. Особенности правового положения некоторых категорий судей определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами, а в случаях ими предусмотренных, также и законами субъектов РФ.

При рассмотрении понятия и основ конституционно-правового статуса судей, можно прийти к выводу, что в соответствии с Законом «О статусе судей в РФ», судьи – носители   судебной власти в государстве. Только судьям, принадлежит вся судебная власть в Российской Федерации. Это накладывает  огромную ответственность на лиц, на которых законом возложено полномочие по осуществлению правосудия, возможность решать вопросы связанные не только с решением судьбы отдельных членов общества, но государства в целом.

Информация о работе Конституционно-правовой статус судей в РФ