Конституционно-правовые принципы и призумпции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 17:24, контрольная работа

Описание работы

Конституционное право – это ведущая отрасль белорусского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые составляют: основы конституционного строя Республики Беларусь; основы правового статуса человека и гражданина; организацию, систему и устройство органов государственной власти и местного самоуправления. Под предметом конституционного права понимают чаще всего общественные отношения, которые образуют главные устои общества и государства и непосредственно связаны с реализацией государственной власти.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3

Общие и особенные черты норм конституционного права…………...4-7
Конституционно-правовые принципы и призумпции………………..8-10
Заключение………………………………………………………………………11
Задача…………………………………………………………………………12-13
Список использованных источников…………………………………………...14

Файлы: 1 файл

контрольная конституционное.docx

— 32.09 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

 

  1. Общие и особенные черты норм конституционного права…………...4-7
  2. Конституционно-правовые принципы и призумпции………………..8-10

Заключение………………………………………………………………………11

Задача…………………………………………………………………………12-13

Список использованных источников…………………………………………...14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Конституционное право – это ведущая отрасль белорусского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые составляют: основы конституционного строя Республики Беларусь; основы правового статуса человека и гражданина; организацию, систему и устройство органов государственной власти и местного самоуправления. Под предметом конституционного права понимают чаще всего общественные отношения, которые образуют главные устои общества и государства и непосредственно связаны с реализацией государственной власти. Конституционное право регулирует базовые, основополагающие отношения политической, экономической, социальной и духовной сфер жизнедеятельности общества.

Конституционное право наряду с административным, гражданским, уголовным, финансовым и рядом иных отраслей является основной отраслью права, т.к. оперирует правовыми нормами порожденными в недрах самой отрасли. Помимо основных отраслей существуют комплексные отрасли, которые используют правовые нормы, заимствованные из основных отраслей права. Специфика конституционного права среди иных правовых отраслей определяется следующим: Конституционное право занимает центральное, ведущее место во всей правовой системе страны в силу значимости общественных отношений, регулируемых данной отраслью права. Нормы конституционного права являются исходными, главными, основными для других отраслей права, закрепляют их ведущие принципы. Конституционное право регулирует общественные отношения, которые являются основополагающими для всех областей жизни, для устройства общества и государства. Основы всех сфер общественной жизни в комплексе регулируются только конституционным правом. Иные отрасли права в своих правовых нормах развивают и детализируют конституционно-правовые нормы для регулирования общественных отношений специфичных для каждой конкретной отрасли.

 

  1. Общие и особенные черты норм конституционного права.

Конституционное право представляет собой определенную систему. Система конституционного права − это совокупность взаимодействующих элементов, которые характеризуют внутреннее строение данной отрасли права. К элементам системы конституционного права как отрасли права относятся:

  • принципы конституционного права;
  • конституционно-правовые нормы;
  • институты конституционного права.

Конституционно-правовые нормы − это общеобязательные правила поведения, установленные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, входящих в предмет конституционного права, которые обеспечиваются принудительной системой государства.

 Нормы  конституционного права обладают  общими чертами, присущими нормам  права, а также имеют свои особенности. Специфика конституционно-правовых  норм заключается в следующем. Структура конституционно-правовых  норм, как правило, не соответствует  классической триаде (гипотеза, диспозиция, санкция). Так, большинство норм конституционного  права имеет двухэлементную (гипотеза  и диспозиция) либо одноэлементную (диспозиция) структуру. Более того, для большинства норм Конституции  Республики Беларусь характерно  наличие только диспозиции. Например, в ч.1 ст.90 Конституции Республики  Беларусь указывается: "Парламент  − Национальное собрание Республики  Беларусь является представительным  и законодательным органом Республики  Беларусь"; ч.1 ст.3 Конституции Республики  Беларусь устанавливает: "Единственным  источником государственной власти  и носителем суверенитета в  Республики Беларусь является  народ".

Конституционно-правовые нормы регулируют наиболее широкие и существенные, важные общественные отношения, оформляют правовые основы деятельности государства и общества. Многие конституционно-правовые нормы имеют общий характер, они являются предоставительно-обязывающими, т.е. в них отсутствует связь между конкретными правами и обязанностями, поскольку они не связаны с возникновением конкретных правоотношений. Так в ст.15 Конституции Республики Беларусь закреплено: "Государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь".

Многие нормы конституционного права обладают учредительным характером. Таково, например, положение ст.6 Конституции Республики Беларусь: "Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную". Таким образом, данная норма является базовой для учреждения органов законодательной, исполнительной и судебн6ой власти.

В конституционном праве встречаются общерегулятивные нормы:

а) нормы-принципы;

б) нормы-задачи;

в) нормы-цели;

г) нормы дефиниции.

 Пример  нормы-цели в Конституции Республики  Беларусь: "Республика Беларусь  ставит целью сделать свою  территорию безъядерной зоной, а  государство − нейтральным" −  ч.2 ст.18.

Классификация норм конституционного права.

По характеру обязательности содержащихся в них предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на:

− императивные − это нормы категоричные, не допускающие отступлений от предписанного ими правила ("Никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство" − ч.2 ст.10 Конституции Республики Беларусь);

  − диспозитивные − допускают регулирование отношений по соглашению сторон и устанавливают правило лишь на случай отсутствия соглашения ("Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через 10 дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок" − ч.5 ст. 104 Конституции Республики Беларусь);

− альтернативные − допускают различные варианты поведения участников отношений в зависимости от конкретных условий ("Если Палата представителей отказывает в доверии Правительству, Президент вправе в десятидневный срок принять решение об отставке Правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов" − ч.9 ст.106 Конституции Республики Беларусь).

 По функциональной  направленности различают конституционно-правовые нормы:

− регулятивные − непосредственно направлены на регулирование общественных отношений, их большинство ("Религия и вероисповедания равны перед законом" − ч.1 ст.16 Конституции Республики Беларусь);

− охранительные − представляют определенные запреты ("Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности" − ч.3 ст.16 Конституции Республики Беларусь).

По способу воздействия на субъекты права различают конституционно-правовые нормы:

− управомочивающие − определяют права субъектов действовать тем или иным образом ("Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в т.ч. от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство" − ст. 28 Конституции Республики Беларусь);

− обязывающие − возлагают на субъект обязанность совершить определенные действия ("Государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией" − ч.1 ст.59 Конституции Республики Беларусь);

− запрещающие − содержат запреты на совершение предусмотренных в них действий ("Никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо к отказу от своих прав" − ст.58 Конституции Республики Беларусь).

По характеру регулируемых общественных отношений выделяют конституционно-правовые нормы:

− материальные − предусматривают содержание правовой нормы ("Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей" − ст.56 Конституции Республики Беларусь);

− процессуальные − определяют формы, порядок реализации материальных норм ("Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании" − ч.2 ст.82 Конституции Республики Беларусь).

 По действию  во времени нормы конституционного  права делятся на:

 − постоянные (неопределенный срок действия);

− временные (определенный срок действия);

 − исключительные (действуют только в чрезвычайных условиях).

 

 

  1. Конституционно-правовые принципы и призумпции.

Принципы права - основные руководящие начала, идеи, раскрывающие сущность права и характеризующие его как специфический социальный регулятор.

На принципах права базируется вся правовая система, поэтому они должны отражать и выражать основные ценности, на которые ориентируется право. Правовые начала, являясь более стабильными правилами поведения по сравнению с юридическими нормами, фиксируются преимущественно в конституциях и наиболее важных законах государства. Принципы права играют важную роль в процессе правового регулирования, поскольку определяют основные направления юридического воздействия.

Принципы права объективны по характеру и зависят от субъективной воли законодателя, и обусловлены объективными законами общественной жизни.

В зависимости от сферы распространения различают общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

Общеправовые принципы являются основой системы права, всех ее отраслей и институтов. На них базируется правовое регулирование всех правоотношений. Многие из таких принципов закрепляются в Основном законе государства - Конституции.

Справедливость - законодательство и правоприменительная деятельность призваны способствовать утверждению справедливости в регулируемых отношениях;

Гуманизм - Конституция и законы должны быть основаны на уважении к личности, ее правам и интересам;

Демократизм - принадлежность власти народу.

Принципы конституционного права − это основополагающие начала, которые определяют суть и характеристику данной отрасли права.

Различают общие и специальные принципы.

 Специальные  принципы конституционного права  имеют руководящее значение лишь  для отдельных норм и институтов  конституционного права, например, принцип независимости судей и подчинения их только закону (ст.110 Конституции Республики Беларусь), а общие − для всех конституционно-правовых норм и институтов. К общим принципам конституционного права можно отнести:

а) принцип народного суверенитета (ст.3 Конституции Республики Беларусь);

б) принцип разделения властей (ст.6 Конституции Республики Беларусь);

 в) принцип  верховенства права (ст.7 Конституции  Республики Беларусь);

 г) принцип  приоритета общепризнанных принципов  международного права (ст.8 Конституции  Республики Беларусь) и др.

Правовые презумпции - специфические разновидности принципов права, выработанные в результате длительного развития юридической теории и практики. Это результат многовековой юридической традиции, в том числе судебной. Играют огромную роль в правотворчестве, правоприменении, судебной, прокурорской и следственной деятельности.

Презумпции - предположения о существовании (или наступлении) каких-либо фактов, событий, обстоятельств. В основе презумпций - повторяемость жизненных ситуаций.

 Конституционная презумпция – разновидность предположения о порядке явления и (или) наличии у того или иного субъекта конституционно-правовых отношений определённого юридически значимого качества, не требующего доказательства, из которого следует исходить в правоприменительной деятельности.

Имеют предположительный, прогностический характер, но при этом служат важным дополнительным инструментом познания окружающей действительности, выступая в качестве средства, помогающего установить истину.

Информация о работе Конституционно-правовые принципы и призумпции