Контрольная работа по "Криминалистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 11:33, контрольная работа

Описание работы

Задача: Артемов в компании друзей отмечал в ресторане праздник. От выпитого потянуло на подвиги. Кулаки зудят, нужен только повод. Попытались придраться к парочке за соседним столиком, но охрана вежливо попросила их удалиться. Обидно. Злоба кипит внутри. Мимо пробегает мужчина в спортивном костюме. Этот мужчина ни в чем не виноват – просто подвернулся под руку. И в результате – перелом основания свода черепа. К какому типу относится данное преступление? Что лежало в основе мотивации преступного поведения и механизма агрессии?

Содержание работы

1. Социологические криминологические теории (теория аномии, теория социальной дезорганизации, теория стигмы (клейма), теория дифференциальной ассоциации, теория субкультур, теория факторов и др.)………………………………………………………………………………….3
Задача ……………………………………………………………………………..12
Список литературы………………………………………………………………13

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 27.55 Кб (Скачать файл)

 

Социологические  криминологические теории (теория аномии, теория социальной дезорганизации, теория стигмы (клейма), теория дифференциальной ассоциации, теория субкультур,

теория факторов и др.)

 

Социологическая школа криминологии, основоположником которой является Кетле со своей теорией факторов, основана на обобщении результатов статистического анализа преступности, социальных характеристик личности преступника, других признаков преступлений. Ее основной постулат, сформулированный Кетле, заключается в том, что преступность, как продукт общества, подчиняется определенным статистически фиксируемым закономерностям, а ее изменение зависит от действия разнообразных факторов: социальных (безработица, уровень цен, обеспеченность жильем, войны, экономические кризисы, потребление алкоголя и т.п.); индивидуальных (пол, возраст, раса, психофизические аномалии); физических (географическая среда, климат, время года и т.п.).

Последователи Кетле расширили (до 170 - 200) число факторов, влияющих на преступность, включив урбанизацию, индустриализацию, массовую фрустрацию, этнопсихологическую несовместимость и многое другое.

Отечественная криминология в своем развитии не только воспринимала многие идеи представителей различных  школ, но и внесла свой вклад в  исследования проблем преступности.

Уже в XVIII веке известный  общественный деятель России А.Н. Радищев  предложил конструктивную методику статистического наблюдения преступности и ее причин. В начале XIX века глубокое исследование убийств и самоубийств  на основе уголовной статистики провел К.Ф. Герман.

В тесной связи с уголовно-правовой проблематикой рассматривали преступность известные юристы И.Я. Фойницкий, Г.Н. Тарновский, Н.С. Таганцев и др. При этом подчеркивалось понимание преступности как социального явления, имеющего объективные причины.

Поддерживая в целом антропологическое  направление причин преступности, Д.А. Дриль в то же время отмечал влияние на совершение преступлений наряду с особенностями психофизической природы человека и внешних воздействий на него.

И после 1917 г. в условиях советского государства М.Н. Гернет, А.А. Жижиленко, С.В. Познышев и др. продолжали разработку проблем уголовного права и криминологии. Причем до середины 30-х годов XX века эти исследования осуществлялись весьма активно, особенно в области анализа социальных, экономических факторов преступности, влияния на нее физической конституции личности, возрастных особенностей, здоровья, наследственности преступников.

Современное развитие криминологии подтверждает, что преступность в  любом обществе есть объективно существующее социально-правовое явление, что человеку присуще сложное сочетание биологических  свойств, выступающих в качестве предпосылок развития личности, которая в конечном счете формируется под влиянием социальной среды.

Теория аномии по Э. Дюркгейму.

Аномия—это состояние  беззакония, отсутствие правовых норм. Фундамент для теории аномии, используемой при объяснении причин преступности, заложил Эмиль Дюркгейм. Он считал, что социально отклоняющееся  поведение и преступность — это  вполне нормальные явления. Если в обществе нет такого поведения, значит, оно  до болезненности законтролировано. Когда ликвидируется преступность, прекращается прогресс. Преступность—это плата за социальные изменения. В той же мере, в какой гений должен иметь возможность к самосовершенствованию, преступник должен иметь шанс на преступление. Общество без преступности немыслимо. Если бы перестало совершаться все то, что сейчас зовется преступным, в категорию преступности пришлось бы зачислить какие-то новые виды поведения. Ибо преступность неизбежна, неистребима. И причина этого не в том, что люди слабы и злы, а в том, что в обществе существует бесконечное множество самых различных видов поведения. Солидарность же в человеческом обществе достигается только тогда, когда против этого разнообразия в поведении используют конформистский прессинг. Этот прессинг обеспечивают наказания. Преступность—это фактор общественного здоровья, в обществе без преступности давление коллективного сознания было бы настолько сильным и жестким, что никто не смог бы ему противостоять. В этом случае преступность была бы, конечно, уничтожена. Но вместе с ней исчезла бы и всякая возможность прогрессивного социального развития. И если оригинальность идеалиста, чьи мечты опережают свой век, самовыражается, то должна найти свое выражение и «оригинальность» преступника, который изрядно отстает от своего века. Преступник — это не какое-то неспособное к социализации существо, не паразит, не чуждый элемент, не приспособившийся к обществу, а фактор, играющий в жизни общества определенную роль.

По Дюркгейму, преступность бывает незначительной в обществе, где человеческой солидарности и  социальной сплоченности достаточно. В результате социальных изменений, которые могут идти как в сторону  экономического краха, так и в  направлении расцвета, создаются  благоприятные условия для разделения труда и большего разнообразия жизни, а интегрирующие, силы ослабляются. Общество распадается и раскалывается. Отдельные его осколки изолируются. Когда единство социума разрушается, а изолированность его элементов  увеличивается, социально отклоняющееся  поведение и преступность возрастают. Общество оказывается в состоянии  аномии. Данное положение Дюркгейм аргументирует следующим образом. Французское общество в последние 100 лет умышленно искореняло факторы  самоуправления человеческими инстинктами  и страстями. Религия почти полностью  потеряла свое влияние на людей. Традиционные профессиональные объединения типа ремесленных гильдий (цехи и корпорации) были ликвидированы. Правительство твердо проводило политику свободы предпринимательства, невмешательства в экономику. А результатом этой политики оказалось то, что мечты и стремления уже ничем не сдерживаются. Эта свобода устремлений стала движущей силой французской промышленной революции; но она же породила хроническое состояние аномии с сопровождающим ее высоким уровнем самоубийств.

В деле поддержания общественной солидарности большую роль играет, по Дюркгейму, наказание преступников. Изначальный и важнейший источник солидарности общества — это правильное понимание честности и порядочности. Наказание преступника необходимо, чтобы сохранить приверженность рядового гражданина к данной социальной структуре. Без угрозы наказания  средний гражданин может потерять свою глубокую привязанность к данному  обществу и свою готовность принести необходимую жертву ради сохранения этой привязанности. Кроме того, наказание  преступника служит видимым общественным подтверждением его неполноценности  и оправданности порицания любой  преступной группы. Это порицание  и умаление достоинства преступников усиливает среди основной массы  населения чувство превосходства  и собственной правоты, что в  свою очередь укрепляет и солидарность всего общества. Оно группирует преступников по категориям, делая уголовные наказания  сильнейшим из всех имеющихся средств  оправдания и сохранения социальной солидарности.

Теория социальной дезорганизации.

Основоположник теории социальной дезорганизации французский ученый Дюркгейм, основные работы которого вышли  в конце XIX века, рассматривал преступность не только как закономерное социально  обусловленное, но в сущности нормальное и даже в известном смысле полезное явление в жизни общества. Полезное как боль в физиологии, которая хотя и причиняет страдания, но очень важна для медицины, для диагностики болезней, их лечения.

Дюркгейм разработал понятие  аномии-безнормативности, то есть ослабления и разрушения общепринятых норм поведения, их недостаточность и противоречивость, которые вызывают разобщенность людей, высокий уровень тревожности, отчужденности и как следствие всего этого — социальную дезорганизацию, приводящую к аморализму и преступности. Одной из основных причин преступности Дюркгейм считал гипертрофированную мораль потребительства.

Концепция Дюркгейма получила развитие в трудах многих ученых, особенно американских. Характерно, что один из них — Шур выпустил книгу, выразительный  заголовок которой "Наше преступное общество" (М., 1977) говорит сам за себя.

Теория Стигмы

Концепция, согласно которой  ни одно действие не преступно само по себе, а является таковым в  силу закона. В соответствии с теорией  стигмы, основные положения которой  были сформулированы в 1938 г. американским ученым Таннебаумом, одним из наиболее значимых криминогенных факторов является неадекватная реакция общества на отклоняющееся поведение, так называемая драматизация зла. Стигма в переводе с латыни означает "клеймо". Клеймение преступников (не только физическое, как в средние века, но и нравственно-правовое, практикуемое в цивилизованном обществе) еще более отторгает их от общества, превращает в изгоев, для которых преступное поведение делается привычным.

Иными словами - Люди совершают  в течение своей жизни множество  различных поступков (ежедневно  и ежеминутно). Поступки людей сами по себе являются только поступками и  не могут являться противоправными  до того момента, как право (закон) не определит их таковыми. Осуждение  социума через Закон (его принятие и применение) будь то административный или уголовный, определяет противоправность деяния.

Главный практический вывод  этой теории заключается в необходимости  ограничить применение карательных  мер. поскольку они неэффективны, несправедливы и путем стигматизации обрекают человека на преступную карьеру. Э. Лемерт выделил несколько этапов криминализации личности: а) нарушение человеком правил поведения: 6) реакция окружающих людей в форме отрицательной оценки; в) вторичное правонарушение, вызванное чувством обиды и враждебным отношением к окружению; г) осуждение, влекущее стигматизацию; д) укрепление лица на преступном пути, восприятие роли преступника.

Теория Стигмы предполагала коррекцию практики воздействия  на преступность. Многие ее рекомендации реализованы на практике и дали положительные  результаты. В большинстве стран  отказались от краткосрочного тюремного  заключения. Само тюремное заключение в ряде государств модифицировано таким  образом, что полного отчуждения преступника от общества не наступает (его отпускают домой на выходные, а иногда и после рабочего дня, заключенные участвуют в общественной жизни, встречаются с политическими  деятелями, получают образование, развивают  творческие способности, организуют выставки работ заключенных и т.п.). Во многих странах возникли общественные объединения  по связи с заключенными и оказанию им помощи после освобождения. Процент  судебных приговоров, связанных с  лишением свободы, в большинстве  стран неуклонно снижается: соответственно в обществе уменьшается доля лиц, пораженных стигмой тюрьмы.

Теория дифференциальной ассоциации

Эта теория изначально предназначена  для объяснения индивидуального  преступного поведения. Исследования в этой области проводили известные  криминологи Клиффорд Шоу (1930), и  Эдвин Сазерленд (1939). Теория включает в себя восемь основных постулатов:

1. Преступному поведению  учатся, а не наследуют.

2. Преступное поведение  усваивается в ходе взаимодействия  с другими людьми в процессе  общения.

3. Важнейшая часть обучения  уголовному поведению совершается  в группах, связывающих своих  членов тесными личными отношениями.  Внеличностные средства коммуникации (теле-, кино- и видеофильмы, газеты и журналы) играют в процессе усвоения криминального поведения не столь важную роль.

4. Овладение криминальным  поведением включает в себя  изучение способов совершения  преступлений, которые бывают и  сложными, и простыми, а также  специфических мотивов, влечений, оправданий и установок.

5. Рассматривая закон  в положительном и отрицательном  свете, преступники усваивают  особую направленность мотивов  и влечений. В одном обществе  индивидуум контактирует с людьми, которые единодушно относятся  к нормам закона как к неукоснительно  исполняемым правилам жизни, а  в другом - оказываются в окружении  людей, которые в своих оценках  отдают предпочтение нарушению  законов.

6. Человек становится  преступником, когда усваиваемые  им определения, благоприятствующие  преступности, перевешивают в его  сознании образцы законопослушного  поведения.

7. Усвоение преступного  поведения не ограничено только  процессом имитации, подражания.

8. Хотя преступность - это  выражение общих потребностей  и ценностей, объяснять ее только  этими потребностями и ценностями  нельзя, ибо и непреступное поведение  также является выражением тех  же самых потребностей и ценностей. 

Из этой теории (дифференцированной ассоциации) можно сделать следующие  выводы:

1. Необходимо существенно  улучшить практику и условия  воспитания в семье, школе,  профессиональном коллективе и  группах совместного проведения  досуга;

2. Нельзя вместе содержать  впервые осужденных вместе с  рецидивистами.

Опросы ведущих криминологов показывают, что теория Сазерленда имеет очень большое влияние, хотя и вызывает споры.

Теория субкультур

Т. Селлин, разрабатывая теорию субкультуры, выдвинул гипотезу о том, что ресурсом криминальной субкультуры является конфликт между культурными ценностями различных обществ. Известно, что различные воззрения на жизнь, разные стереотипы мышления и поведения затрудняют взаимопонимание между людьми различных культурных групп и вызывают озлобление в отношении друг друга. Существующие моральные и правовые нормы могут мигрантами оцениваться как выгодные для определенной социальной группы, но которым можно не подчиняться и которые можно отрицать, если они не распространяются на другие группы и слои общества.

Как видим, ресурсом воспроизводства и развития асоциальной субкультуры являются низшие слои общества, рекрутирующиеся постоянно из мигрантов и иммигрантов, которые не могут освоить нормы и ценности новой среды. Развитие субкультуры происходит в результате адаптации к другой культуре, когда индивид не сумел адаптироваться к новой, непонятной ему системе ценностей и норм. Стремление приспособиться к новым нормам, овладеть другим языком чаще всего сталкивается с неумением адекватно воспринять коды и символы культурных норм другого народа. Этому способствует и маргинализация индивида, когда он сознательно отказывается от своей прежней культуры. Низкий образовательный ценз, психологическая зараженность парадигмой успеха, неприятие другой культуры порождают акультурный конфликт, который заканчивается нежеланием усвоить новую культуру.

Информация о работе Контрольная работа по "Криминалистике"