Контрольная работа по "Криминологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 18:08, контрольная работа

Описание работы

Центральным в характеристике этих преступлений является понятие неосторожности. В соответствии с уголовным законодательством неосторожность предполагает, во-первых, легкомысленность виновного (предвидение лицом возможности наступления общественно опасных последствий своего деяния, но самонадеянный расчет на их предотвращение без достаточных к тому оснований); во-вторых, небрежность (непредвидение лицом возможности наступления указанных последствий своего деяния, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности оно должно было и могло их предвидеть).

Файлы: 1 файл

к р криминалогия.docx

— 32.23 Кб (Скачать файл)

  Федеральное агентство по образованию филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Вятского государственного гуманитарного университета в г. Ижевске

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине

Криминология

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  Выполнила студентка

                                                         3 курс, ЮВ-31пг

                                                        Филиппова Н.Г.  

 

                                                                         Проверил преподаватель:

                                                     Бычкова К.Г.

 

                                       Дата

                                            Оценка

                                              Подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Ижевск 2010г.

                                           Вариант 7

 

1. Особенности преступлений, совершаемых по неосторожности, и проблемы их предупреждения.

 

2. Криминологическое развитие концепции  аномии.

 

Практические задания

 

1. Проведите опрос подростков  в возрасте 16-18 лет (30-50 человек) по  следующим вопросам:

- Как Вы относитесь к неформальным  молодежным группировкам:

А) положительно

Б) отрицательно

В) безразлично

- Желаете ли Вы вступить в молодежную группировку:

А) да

Б) нет

В) не знаю

Определите доминирующее мнение по данному вопросу.

 

2. В Городе Ш. в 2002 году население  в возрасте от 14 лет составляло 56000 человек. В том же году было  совершено 600 преступлений, в которых  участвовало 786 преступников.

 

Рассчитайте коэффициент преступной активности населения.

 

3. В области Х. в 1996 году было  совершено 17 убийств; в 1997 – 24; 1998-21; 1999-28; 2000-36; 2001-44; 2002-56.

 

В расчете к 1996 году определите динамику убийств.

1. Особенности  преступлений, совершаемых по неосторожности, и проблемы их предупреждения.

Центральным в характеристике этих преступлений является понятие неосторожности. В соответствии с уголовным законодательством неосторожность предполагает, во-первых, легкомысленность виновного (предвидение лицом возможности наступления общественно опасных последствий своего деяния, но самонадеянный расчет на их предотвращение без достаточных к тому оснований); во-вторых, небрежность (непредвидение лицом возможности наступления указанных последствий своего деяния, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности оно должно было и могло их предвидеть).

Данные преступления совершаются в самых разных сферах общественных отношений и обусловливаются различными обстоятельствами. Они связаны с нарушениями правил предосторожности, безопасности при использовании технических средств и других источников повышенной опасности.

Ряд преступлений обусловлен бытовой неосторожностью, нарушением правил, охраняющих жизнь, здоровье граждан и имущество собственников (причинение по неосторожности смерти, тяжкого вреда здоровью; неоказание помощи больному; уничтожение или повреждение по неосторожности чужого имущества).

Говоря о криминологических особенностях неосторожных преступлений, следует в первую очередь отметить, что зачастую они тесно связаны с развитием научно-технического прогресса, следствием которого при неосторожном поведении отдельных лиц могут быть аварийность и производственный травматизм.

При совершении неосторожных преступлений поведение виновного определяется его отношением к окружающей действительности, к соблюдению норм и правил поведения, установленных в обществе.

 

Материалы различных исследований свидетельствуют, что подавляющее большинство лиц, совершивших неосторожные преступления, отрицательно относятся к общественным нормам. Их поведение характеризуется пренебрежительным отношением к тем правилам, которые общество выработало для обеспечения своей безопасности.

Для криминологической характеристики лиц, совершивших неосторожные преступления, интерес представляют такие их признаки, как пол, возраст, образовательный уровень, профессиональные навыки и особенно нравственно-психологические свойства.

Нравственно-психологические свойства личности неосторожных преступников характеризуются недооценкой ею общественной опасности нарушения существующих правил, их несоблюдением, чувством безответственности.

В основе неосторожного преступления всегда лежит ошибка человека, которая влечет за собой причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам общества.

Источником такой ошибки является недостаточный учет особенностей взаимодействия личности с орудиями или средствами осуществляемого действия в определенной ситуации.

Причины и мотивация неосторожных преступлений связаны с эгоистически-потребительским или легкомысленно-безответственным отношением к правилам безопасности, предосторожности в профессиональной и бытовой деятельности.

Совершению неосторожных преступлений способствуют недостатки и нарушения в таких сферах, как организация и управление соответствующей деятельностью; техника и технология производства; контроль за соблюдением правил безопасности, предосторожности; подбор, обучение, воспитание кадров; распорядок профессиональной или бытовой деятельности; правовое регулирование; специальная профилактика и обеспечение неотвратимости ответственности за преступления, совершенные по неосторожности.

Для предупреждения неосторожных преступлений большое значение имеют такие мероприятия, как укрепление трудовой и общественной дисциплины, усиление борьбы с пьянством, расширение и совершенствование правового, экологического, антиалкогольного воспитания. Они помогают устранять различные несовершенства в технологии производства, недостатки в планировании, управлении, организации контроля, подготовке и подборе кадров, способствующие совершению неосторожных преступлений, а также ограничивают и делают возможной ликвидацию тех криминогенных деформаций групповой и индивидуальной психологии, которые являются причинами данных преступлений.

Важную роль в борьбе с неосторожными преступлениями играют и меры специальной профилактики. К их числу относятся: разработка и внедрение новых, наиболее эффективных средств и правил техники безопасности и охраны природы; совершенствование законодательства об ответственности за неосторожные преступления; улучшение организации и методики работы контролирующих органов, органов расследования и судебного разбирательства дел о неосторожных преступлениях различных видов, прокурорского надзора за исполнением законов об охране труда, охране окружающей среды. Индивидуальная воспитательная работа с лицами, склонными к совершению неосторожных преступлений, обеспечение общего и специального превентивного эффекта занимают важное место в деятельности правоохранительных органов.

Успешное предупреждение неосторожных преступлений возможно только при систематическом принятии мер борьбы с ними.

 

 

 

 

2. Криминологическое  развитие концепции аномии.

 

Наибольшей популярностью среди  социологов  того  времени  пользовалась

концепция аномии. В 1938 году Роберт Мертон опубликовал  статью  "Социальная структура и аномия".

Одна из  главных  идей  Р.  Мертона заключалась в том, что основной причиной преступности является  противоречие между  ценностями,  на  достижение  которых  общество  нацеливает  людей,  и возможностями  их  достижения  по  установленным  обществом  правилам.   Это противоречие  приводит  к  тому,   что   человек,   не   сумевший   получить определенные  ценности  по  всем  правилам,  начинает  отрицать  правила   и стремится получить их любой ценой. Статья Р.  Мертона  дала  мощный  импульс

использованию феномена аномии при объяснении причин  преступности.

 В  1961году ученик  Мертона  Р.  Кловард  и  его  сотрудник  Л.  Олин  опубликовали монографию   "Преступность   несовершеннолетних   и   возможности:    теория молодежных криминальных групп". Авторы убедительно показали,  что  общество, прививая подросткам различные ценности, мало заботится о  том,  является  ли их достижение реальным для большинства  молодых  людей.  В  действительности овладеть  этими  ценностями  законными  способами   могут   лишь   немногие.

Большинство  вынуждены  проявлять  ловкость  -  нарушать  нормы   морали   и требования  закона.  Когда  молодые  люди  из  идеального  мира,  созданного нравоучениями  воспитателей,  попадают  в  реальную  жизнь,   они   начинают испытывать разочарование и фрустрацию. Типичная  реакция  на  это:  создание воровских  шаек,  в  которых  посредством  хищений  молодые  люди   получают возможность жить в соответствии с  господствующими  в  обществе  стандартами потребления; объединение в агрессивные банды,  которые  снимают  напряжение, вызванное  общественной  несправедливостью,  совершением  актов  насилия   и  вандализма; вступление  в  антисоциальные  группировки,  где  молодые  люди, употребляя наркотики, алкоголь, уходят в себя,  замыкаются  в  тесном  кругу сверстников,  озабоченных  теми  же  проблемами,  и  таким  путем   пытаются заслониться от окружающего их коварства и лицемерия.

Л. Олин возглавил специальную программу  расширения  возможностей  молодежи.

Миллионы долларов из государственных и  частных  фондов  были  выделены  для обеспечения данной  программы.  Результаты  ее  реализации  были  достаточно скромными, тем не менее, по мнению  некоторых  криминологов,  она  позволила несколько снизить темпы роста молодежной преступности.

    Одновременно  со  статьей  Р.  Мертона  в  1938  году  появилась  работа

Торстона  Селлина  "Конфликт  культур  и  преступность".  Если   Р.   Мертон

проанализировал конфликт между культурными  ценностями  и  возможностями  их получения,  то  Т.  Селлин  рассмотрел  в  качестве  криминогенного  фактора конфликт между  культурными  ценностями  различных  сообществ.

 Основой  его гипотезы стали результаты чикагских исследователей, установивших  повышенный уровень   преступности   в   кварталах   некоренных   американцев   (негров,  пуэрториканцев, итальянцев).

 Т.  Селлин  своей  теорией  конфликта  культур попытался объяснить этот феномен. Его теория оказалась более значимой  и  не только  позволила  объяснить   преступность  мигрантов,   но   и   раскрыла криминогенность  противоречий  между  различными  социальными  группами. 

    На  основе этой  теории  американский  социолог  А.  Коэн  в  1955  году

разработал  концепцию  субкультур.  А.  Коэн  еще  более  уменьшил  масштаб социальных групп и рассмотрел особенности культурных ценностей криминальных объединений (банд,  сообществ,  группировок).  В  этих  микрогруппах  могут формироваться свои  миникультуры  (взгляды,  привычки,  умения,  стереотипы поведения, нормы общения, права и обязанности, меры  наказания  нарушителей норм, выработанных такой микрогруппой)  -  этот  феномен  получил  название субкультуры. Как правило, криминальная субкультура находится в противоречии с господствующими в  обществе  ценностями.  Попадая  в  преступную  группу, восприняв ее субкультуру, человек как бы освобождается от  иных  социальных запретов,  более  того,  их  нарушение  нередко  бывает   одной   из   норм криминальной субкультуры.

    Практические  выводы  из  этой  теории  заключались   в   необходимости

контролировать процессы эмиграции, принимать  меры  по  сближению  культур различных социальных слоев  и  групп,  устранять  элементы,  вызывающие  их противоречия.

    В  центре внимания  теорий  аномии,  отчуждения  и  идентификации  стоят

вопросы конгруэнтности (совпадения) мировоззрения индивида и существующей  в обществе системы социальных ценностей. Каждая из этих  теорий  рассматривает вопросы преступного и  отклоняющегося  поведения  в  своем  особом  ракурсе.

Аномия - это состояние дезорганизации личности, возникающее в результате  ее дезориентации, что является следствием либо социальной ситуации,  в  которой имеет  место  конфликт  норм  и  личность  сталкивается  с   противоречивыми требованиями,  либо  ситуации,  когда  нормы отсутствуют.  Под  отчуждением понимается уход индивида от  окружающего  его  мира  или  его  недостаточная внутренняя интеграция. Концепция  идентификации  предполагает  либо  слияние индивида с группой, либо его подражание поведению  других  людей.  Концепция идентичности  сосредоточивает  свое  внимание  на  ценностных   ориентациях, стремлениях,  ожиданиях,  страхах  человека, а  также  на   проблемах   его адаптации, которые общим  образом  либо  разделяются  членами  группы,  либо дополняются ими. 

    «Идентификация», «отчуждение» и «идентичность» - различные явления,  но они связаны друг с  другом  и  важны  для  понимания  социального  поведения человека. 

Индивид отождествляет себя  с  той  группой,  к  которой  он,  по  его

мнению, «принадлежит». Идентификация связана  с  чувством  «принадлежности».

Идентичность - это  попытка  личности  выразить  свои  уникальные  свойства. Индивид может стремиться к этому, чтобы отличаться от других  людей.  Многие актеры и люди искусства известны только  им  одним  присущими  особенностями поведения и  характеристиками,  выделяющими  их  как  индивидуальности.  Под отчуждением   понимается   безразличие   к   групповому   поведению.   Итак, отчужденный не принадлежит к группе  и  не  стремится  сознательно  к  тому, чтобы выразить свои уникальные свойства, по  которым  он  может  быть  узнан другими. Отчуждение характеризуется  асоциальными  установками,  отсутствием чувства «принадлежности» и лояльности.

    Концепции  аномии, отчуждения, идентификации  и  идентичности  объясняют некоторые виды преступного поведения, уделяя основное внимание  личности,  в отличие  от  концепции  дифференцированной  связи,  занимающейся   вопросами социального  окружения.  Если  же  рассматривать  эти  концепции  с  позиции системы  уголовной  юстиции,  то  дифференцированная  связь  предстает   как социогенная модель, а аномия, отчуждение,  идентификация  и  идентичность  - как  модели  медицинские.  При  аномии  нормативные  стандарты  поведения  и убеждения,  принятые  обществом,  ослаблены  или  отсутствуют.  Обычно   это проявляется в тревожности, дезориентации  личности  и  социальной  изоляции.

Информация о работе Контрольная работа по "Криминологии"