Контрольная работа по «Криминология»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 13:11, контрольная работа

Описание работы

Задание №1: Проблемы борьбы с экономической преступностью в России.
Понятие экономической преступности. Виды экономических преступлений. Тенденции развития экономической преступности. Система правоохранительных органов, ведущих борьбу с экономической преступностью, задачи обеспечения взаимодействия между ними. Вопросы повышения эффективности правоприменительной деятельности.

Файлы: 1 файл

Анкета по наркотизму.doc

— 210.00 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО «ОмГУ  им. Ф.М. Достоевского»

 

Юридический факультет

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Криминология»

 

Вариант 3

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка 

ускоренной 

очно-заочной формы  обучения

группы ЮЮС-020-С

Кайзер Е.В.

 

Научный руководитель:

д.ю.н. Клеймёнов М.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск 

2013

Вариант 3

 

Задание №1: Проблемы борьбы с экономической преступностью  в России.

Понятие экономической преступности. Виды экономических преступлений. Тенденции  развития экономической преступности. Система правоохранительных органов, ведущих борьбу с экономической преступностью, задачи обеспечения взаимодействия между ними. Вопросы повышения эффективности правоприменительной деятельности.

Ответ:

Экономическая преступность иногда отождествляется  с бизнес-преступностью, преступностью в сфере бизнеса, хозяйственной преступностью, беловоротничковой преступностью. Любая из названных дефиниций не дает четкого представления о предмете анализа. Например, наркобизнес, несомненно, является видом бизнес-преступности, но вряд ли правильно считать его разновидностью экономической преступности. Коррупция выступает элементом беловоротничковой преступности, но спорно отнесение ее к преступности экономической.

Экономическая преступность — это совокупность преступлений, предусмотренных гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» УК РФ. Совокупность этих преступлений неоднородна, что следует учитывать при их криминологической характеристике и предупреждении. Поэтому целесообразно выделить виды экономической преступности, исходя из сферы экономической деятельности, регулируемой самостоятельной отраслью права. Такой подход основан на реальном факте взаимодействия уголовного права с иными отраслями права. Уголовное право в данном случае защищает не «голый», а законный юридический интерес, т. е. интерес, опосредованный через юридические нормы таких отраслей права, как конституционное, гражданское, предпринимательское, финансовое, налоговое, таможенное, административное.

Предложенный подход позволяет выделить следующие виды экономической преступности в сферах:

1) кредита и финансов (незаконная банковская деятельность — ст. 172 УК РФ, незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица — ст. 173.1, незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица — ст. 173.2, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, — ст. 174, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления, — ст. 174.1, незаконное получение кредита — ст. 176, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности — ст. 177, злопотребления при эмиссии ценных бумаг — ст. 185, злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, — ст. 185.1, нарушение порядка учета прав на ценные бумаги — ст. 185.2, манипулирование рынком — ст. 185.3 неправомерное использование инсайдерской информации — ст. 185.6, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг — ст. 186, изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов — ст. 187, незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга — ст. 191, нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней — ст. 192 УК РФ);

 

2) внешнеэкономической  деятельности (контрабанда — ст. 188 — утратила силу 7 декабря 2011 г., незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники — ст. 189, невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран — ст. 190, невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте — ст. 193, уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, — ст. 194 УК РФ);

3) потребительского рынка (воспрепятствование законной предпринимательской деятельности — ст. 169 УК РФ, регистрация незаконных сделок с землей — ст. 170, незаконное предпринимательство — ст. 171, производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт не маркированных товаров и продукции — ст. 171.1, незаконные организация и проведение азартных игр — ст. 171.2, лжепредпринимательство — ст. 173 (утратила силу 7 апреля 2010 г.), приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, — ст. 175, недопущение, ограничение или устранение конкуренции — ст. 178, принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения — ст. 179, незаконное использование товарного знака — ст. 180, нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм — ст. 181, незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, — ст. 183, подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов — ст. 184 УК РФ);

4) банкротства и рейдерства  (фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета — ст. 170.1, воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг — ст. 185.4, фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества — ст. 185.5, неправомерные действия при банкротстве — ст. 195 УК РФ, преднамеренное банкротство — ст. 196, фиктивное банкротство — ст. 197 УК РФ);

5) налогов (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица — ст. 198 УК РФ, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации — ст. 199, неисполнение обязанностей налогового агента — ст. 199.1, сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов, — ст. 199.2 УК РФ).

 

Резкий рост криминализации финансово-кредитной сферы был зафиксирован в начале реформ и приобрел буквально лавинообразный характер. Получение денег по фальшивым авизо, поддельным чекам «Россия», мемориальным ордерам стало чрезвычайно прибыльным бизнесом, в котором особую активность проявили этнические группировки. Массовым стало получение «безвозвратных» кредитов, как правило, по документам фирм однодневок, зарегистрированных на лиц, «потерявших» документы (таких лиц на криминальном сленге называли «лыжники»). Деятельность Центрального банка вначале 1990-х гг. не только не стабилизировала, но и расшатывала финансовую систему. Так, тяжелый удар по денежному обращению был нанесен в 1992 г., когда из 5,2 трлн. рублей прироста денежной массы 2 трлн. пришлось на криминальную эмиссию, которая в переломный для экономики год спровоцировала резкую инфляцию. Это во многом было следствием того, что Центральный банк не предусмотрел и не разработал меры, защищающие расчетные документы от подделок, а систему расчетов — от злоупотреблений. Более того, создавались условия, благоприятствующие криминализации финасово-кредитной сферы.

Образование расчетно-кассовых центров, скопированных с американских и  немецких аналогов, в российских условиях слабой компьютеризации начала 90-х гг. стало буквально разрушать кредитно-финансовую систему страны. Раньше платежные документы пересылались по цепочке: плательщик — банк плательщика — банк получателя — получатель. После введения расчетно-кассовых центров цепочка удлинилась, начались постоянные сбои и беспрецедентные задержки в расчетах.

Всего в 1992—1993 гг. только из-за несовершенства системы банковских расчетов или  посредством использования поддельных банковских документов было введено в обращение примерно 3—4 трлн. рублей, значительная часть которых была конвертирована и переведена в зарубежные банки. В борьбе за перераспределение контроля за коммерческими банками и криминальными капиталами началась настоящая война с использованием подкупа, шантажа, физического устранения конкурентов.

Общественно опасная деятельность в рассматриваемой сфере осуществлялась в условиях правового вакуума. Только в 1996 г. были криминализированы действия, совершение которых позволило многим лицам безнаказанно обогатиться.

Лидером экономической преступности в анализируемой сфере является фальшивомонетничество. Детерминантами его распространения выступает ряд факторов:

девальвация ответственности за это  деяние — из особо опасного государственного преступления оно превратилось в рядовое экономическое преступление;

увеличение в обороте денежной массы валют зарубежных стран;

доступность многоцветных копировальных  устройств с программным обеспечением, позволяющих довольно качественное и быстрое производство денежных знаков и ценных бумаг;

нестабильность  экономики, постоянное разорение предпринимателей, из числа которых зачастую рекрутируется  отряд фальшивомонетчиков; обнищание  населения, в сознании которого легко  преодолеваются барьеры на пути совершения экономических преступлений.

Следующим по массовости видом экономической преступности является изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов. В последние годы чаще всего подделываются кредитные карты.

Подделка кредитных карт может быть как частичной, так и полной. В первом случае у законных владельцев похищаются кредитные карты и в их реквизиты (номер, имя, отчество, фамилия владельца, подпись, цифровой код) вносятся новые данные. Во втором случае берется чистый кусок пластмассы формы кредитной карточки и на него наносятся действительные реквизиты (номер карточки, срок действия, фамилия и т. п.), которые копируются с оригиналов. Данные реально действующих карт можно получить, например, с помощью специального устройства — скиммера. Оно считывает и переписывает всю информацию с магнитной полосы карты. Преступнику необходимо лишь на время завладеть подлинной карточкой. Впоследствии эти карточки используются при расчетах.

Надо полагать, что манипуляции с кредитными картами будут активизироваться вместе с расширением сети интернет магазинов. Об этом свидетельствует американский опыт.

Незаконный оборот драгоценных  металлов, природных драгоценных  камней или жемчуга закономерно стал более массовым после появления частных приисков и в результате вовлечения населения, проживающего близ мест добычи золота, драгоценных камней или жемчуга, в соответствующий незаконный промысел. Нередко у этого населения отсутствуют иные возможности для выживания.

Незаконный оборот драгоценных  металлов, природных драгоценных камней и жемчуга предполагает наличие совершенно определенного цикла: получение соответствующих предметов, их хранение, перемещение (транспортировку) и сбыт.

Такое преступление часто связано  с хищениями. По добычи золота Россия находится на пятом месте в мире после ЮАР, США, Австралии и Китая. Россия располагает и значительными прогнозными ресурсами золота — почти 18 000 т, что ставит ее на второе место в мире после ЮАР. Три четверти добываемого в России золота идет на экспорт. В России главным местом добычи золота является Магадан. В Магаданской области зарегистрировано более 300 недропользователей, из них активных примерно 100.

Создан Фонддрагмет – государственное  предприятие, призванное собирать золото у старателей, рассчитываться с ними. Установлен порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы.

Однако наряду с легальными операциями существует и теневой оборот золота. Эксперты полагают, что через руки теневых дельцов ежегодно проходит 5 – 10 т.

В регионе действуют устойчивые криминальные группы, имеющие выход  за рубеж. Основной канал нелегального оборота через Ингушетию в  Турцию.

Существует и незаконный оборот драгоценных камней.

Для выхода из сложившейся  ситуации предлагались конкретные меры. Указывалось на необходимость установить в местах добычи государственные контрольные посты для фиксации и учета добытых драгметаллов и камней. Необходимо обязать добытчиков сдавать в Гохран России 30% добытого, а остальное разрешить реализовывать на рынке через специально уполномоченные структуры. Также следует передать в собственность государства все аффинажные заводы, через которые будет осуществляться контроль за оборотом драгметаллов. Предложенные меры будут способствовать стабилизации обстановки в золотоалмазном комплексе.

Следует признать малоэффективными попытки начать борьбу с преступлениями на рынке ценных бумаг. Включение в 2002, 2009 и 2010 гг. в УК РФ новых статей, предназначенных для этого (ст. 185.1 , 185.2 , 185.3 135.6) ничего не дает, поскольку они не применяются. К тому же использование новых технологий в законодательной технике отсрочки вступления в силу ст. 185.6 «Неправомерное использование инсайдерской информации» — указывает на тенденцию подмены реальной борьбы с экономической преступностью декларативными намерениями.

Борьба с легализацией преступных доходов в России была начата в 1997 г. с введением в действие нового Уголовного кодекса РФ, гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» которого содержит ст. 174 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем». Однако Россия долгое время находилась в «черном списке» ФАТФ.

7 августа 2001 г. в России принят  Федеральный закон, который получил название «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».

На пленарном заседании ФАТФ, проходившем 9—11 октября 2002 г. в Париже, было принято решение об исключении Российской Федерации из списка стран и территорий, не сотрудничающих в деле противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Таким образом, названный Федеральный закон был признан соответствующим международным стандартам и эффективным.

Информация о работе Контрольная работа по «Криминология»