Криминологическая характеристика экологических преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:53, контрольная работа

Описание работы

Экологические преступления являются одним из наиболее распространенных и общественно опасных видов противоправных деяний, хотя законодатель только два из них считает тяжки' ми (ч. 3 ст. 247 и ч. 2 ст. 261 УК). Они представляют реальную угрозу национальной безопасности. Их последствия: катастрофическое ухудшение качества среды обитания, ведущее к снижению продолжительности жизни, увеличению заболеваемости, смертности и ухудшению генофонда нации; образование зон экологического неблагополучия и бедствия; деградация и истощение запасов природных ресурсов (снижение плодородия почв, сокращение рыбных, лесных, топливно-энергетических ресурсов истощение минерального сырья); загрязнение воздушного бассейна и опасное изменение климата; ухудшение качества продуктов питания и товаров народного потребления; разрастание масштабов радиоактивного загрязнения; возрастание риска крупных экологических и техногенных катастроф; и др.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Криминологическая характеристика экологической преступности в РФ
1.1 Состав экологического преступления
1.2 Экологические преступления в действующем российском уголовном законодательстве
1.3 Особенности детерминации и причинности
1.4 Борьба с экологической преступностью
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

криминология.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

В новом УК РФ количество норм о  преступлениях, связанных с причинением  вреда природной среде, увеличилось  более чем втрое (с 4 до 14). Понятия экологических преступлений в Уголовном кодексе не дается. Между тем формулирование его значимо для достижения многих важных целей. Ведь представление о совокупной общественной опасности экологически вредных деяний необходимо для правильной классификации тех деяний, которые следует признать преступными. Отсюда - правильное толкование экологического преступления служит методологической базой нормотворческого процесса.

Вне правильного представления  о сущности общественно опасного деяния невозможно построение санкций, определение целей действия уголовно-правовой нормы, объема и задач профилактической работы. Оценка эффективности уголовной ответственности и применяемых уголовно-правовых санкций неизбежно связана с анализом противоправного поведения, четким уяснением его модели.

Общее понятие экологического преступления есть не что иное, как  его родовое понятие, включающее в себя ряд родовых признаков – преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным Кодексом под угрозой наказания. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности (Ст. 14 УК РФ). В юридической литературе встречаются определения данных посягательств в соответствии с общими признаками преступления, указанными в уголовном кодексе. Как правило, они связаны либо вытекают из определения объекта преступного воздействия и строятся по схеме: "преступлением в сфере охраны природы признается деяние, посягающее на такие-то отношения (следует их изложение)". Многие юристы считают, что этого достаточно.

Концепция экологических  преступлений предполагает в первую очередь освещение понятий экологических  отношений. Они образуют единство основных направлений человеческой деятельности:

-охрана окружающей среды, соблюдение правил охраны и использования земли, недр, морской среды, континентального шельфа, соблюдение правил охоты;

-рациональное  использование ее богатств как  одному из способов охраны;

-сохранение  надлежащих качественных природных  условий жизнедеятельности человека  и сохранение критических местообитаний  для организмов, занесенных в  Красную книгу РФ (защита от  загрязнения и отравления окружающей  среды, шумового, теплового, вибрационного воздействия и т.п.), включая обеспечение экологической безопасности, улучшение и воспроизводство природных ресурсов.

Неудачные прошлые попытки  рассматривать экологические преступления как разновидность преступлений в сфере экономической деятельности не позволили в должной мере вскрыть специфику преступлений в сфере охраны окружающей природной среды, перенося центр тяжести с отношений экологических на материальные, стоимостные, что совершенно недостаточно с точки зрения современных представлений о взаимодействии общества и природы. Кроме того, в собственности находятся лишь те элементы природы, которые обладают определенной вещественной формой и могут находиться во власти людей. Однако уголовное право охраняет и такие элементы природной среды, которые не могут находиться ни в чьей собственности вообще, например, атмосферу, недра, воды открытого моря, морскую среду, фауну и флору Антарктики. Международными соглашениями ограничивается право государств на распоряжение определенными, особо охраняемыми видами животных, занесенными в Красную книгу Российской Федерации.

Не включает преступления в области охраны природы в круг преступлений против собственности и законодатель, иначе он поместил бы нормы экологического характера в главу УК "Преступления против собственности".

В Конституции Российской Федерации (ст. 9), Законе Российской Федерации "О собственности в Российской Федерации" (ст.6), Земельном Кодексе (ст.3), гражданском законодательстве и в ряде других нормативных актов  на природные ресурсы устанавливаются различные виды собственности. Но из этого не следует, что отношения собственности являются объектом экологических преступлений. Как известно, собственность рассматривается в объективном и субъективном смысле как экономическая категория и как юридическое понятие, как право собственности. В экономическом смысле собственность - это исторически обусловленная форма присвоения элементов природной среды, в которой выражены общественные отношения между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. То есть собственность представляет собой прежде всего важнейшее производственное социально-экономическое отношение.

Нетрудно убедиться, что  отношения в сфере экологии отнюдь не сводятся к производственным отношениям. Собственность же как юридическая категория (субъективное право) предполагает наличие у собственника полномочий использовать принадлежащее ему имущество по своему усмотрению и а своих интересах, выражает состояние присвоенности, принадлежности средств производства и продуктов труда. Таким образом, право собственности закрепляет субъекта, которому принадлежит праве пользования, владения и распоряжения теми природными ресурсами, которые могут кому-либо принадлежать.

Отношения же в сфере  экологии имеют иное содержание и участником их может быть не только собственник того или иного элемента природной среды. Нельзя утверждать, что экологическое преступление посягает на отношения собственности, поскольку объект преступления определяется исходя не только из экономической сущности предмета посягательства, но и из содержания, сущности общественных отношений по поводу этого предмета с учетом его социальной роли в данном отношении. Можно привести много примеров, когда воздействие осуществляется на одинаковые по своей экономической сущности предметы, но при этом затрагиваются совершенно различные общественные отношения, охраняемые законом. Так, оружие, яды, наркотические и психотропные средства формально являются имуществом (изъятым из оборота). Однако нарушение правил обращения с этими предметами, хищение их образуют составы преступлений не против собственности, а против общественной безопасности и здоровья населения (ст.ст.226, 229, 231 УК РФ).

Сравнивая экологические преступления с преступлениями в сфере экономической деятельности, следует отметить, что некоторые нормы об охране природной среды связаны с экономическим использованием природных ресурсов:

-Нарушение  законодательства Российской Федерации  о континентальном шельфе и  об исключительной экономической  зоне Российской Федерации (Ст. 253 УК РФ);

-Нарушение  правил охраны и использования  недр (Ст. 255 УК РФ);

-Незаконная  добыча водных животных и растений (Ст. 256 УК РФ);

-Незаконная  охота (Ст. 258);

-Незаконная  порубка деревьев и кустарников  (Ст. 260 УК РФ)

Ответственность эти нормы предусматривают за нарушение правил охраны природных ресурсов путем неблагоприятного воздействия на них следующих факторов: уничтожения, повреждения, отравления, загрязнения. Конечно, с экономической точки зрения, природа является сырьевой базой современной экономики, но акцент при анализе экологических преступлений надо делать на то, что природные ресурсы в своей совокупности образуют среду обитания человека и иных живых существ. Поэтому должен учитываться не только экономический ущерб, но главным образом - ущерб экологического характера: сдвиги в экологической системе, нарушение радиационного, теплового, энергетического баланса, влияние на здоровье людей, исчезновение растений и животных и т.д.

 

1.3 Особенности детерминации и причинности

 

Комплекс взаимодействующих факторов, детерминирующих экологическую преступность, состоит из многочисленных и разноплановых обстоятельств. Наиболее общие и постоянно действующие вытекают из противоречий, присущих общественным отношениям, определяющим сущность, характер и динамические особенности взаимодействия человека и природы.

Переход России с плановой на рыночную экономику наряду с определенными  положительными результатами привел к  целому ряду экономических и экологических  проблем. Причины не благоприятных тенденций экологической преступности определяются прежде всего сложной социально-экономической ситуацией которая сложилась в постперестроечный период развития России.

Обозначились противоречия интересов общества, государства  и его граждан в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Приватизация предприятий, деятельность которых негативно воздействует на окружающую среду и требует значительных затрат на ее охрану и минимизацию вредных воздействий, привела к тому, что на этих предприятиях происходит незаконная экономия на средствах, подлежащих направлению на природоохранные цели, которые становятся для них крайне обременительными. Устранение от разработки, финансирования и реализации мероприятий по охране природы, а также ненадлежащее их выполнение все чаще оправдываются руководителями предприятий и предпринимателями тем, что они вызываются необходимостью избежать банкротства, сохранить рабочие места, снизить себестоимость выпускаемой продукции. Фактически же в основе такой политики лежит стремление получения сверхприбылей, в том числе за счет экономии средств на экологические мероприятия, совершенствование технологий и другие средства минимизации вредного воздействия на окружающую среду.

Дешевизна природных  ресурсов в России, в свою очередь, также способствует их хищнической эксплуатации с целью получения в кратчайшие сроки максимальной прибыли.

Антиэкологический характер носит динамика внешнеэкономических  связей. Далеко не все экспортные потоки из России находят отражение в  официальной статистике. Так, по оценкам компетентных органов, примерно пятая часть российского экспорта нефти и нефтепродуктов имеет контрабандный характер. Правительственные и деловые круги ряда зарубежных государств рассматривают природные богатства России как ресурсы, которые можно использовать для решения своих национальных или корпоративных задач, не обращая внимания на негативные экологические последствия такой деятельности.

В стране накапливаются  вредные для человека и природной  среды токсичные отходы, ядерные  материалы, которые не утилизируются и не перерабатываются из-за отсутствия средств. Повысилась угроза экологической безопасности населения страны.

Технически  сложные, экологически опасные объекты  требуют соответствующей системы  управления и контроля. Они несовместимы с экономическим хаосом «дикого рынка» и аморфностью управляющих структур. Рыночная экономика начинает серьезно угрожать экологии.

К росту числа  экологических правонарушении приводит судорожная погоня предпринимателей за прибылью в условиях слабеющего государственного контроля. Только прокуратурой ежегодно их выявляется около 80 тыс.

Располагая почти четвертью  лесов планеты, Российская Федерация  на мировом рынке обеспечивает в  настоящее время лишь 2% древесины. Государство сохранило за собой только управление лесами, фактически уйдя с лесного рынка. Это привело к ослаблению государственного контроля в сфере лесопользования и хищническому разбазариванию лесных богатств России.

Сложная криминальная ситуация создается и в сфере  землепользования. При проведении реорганизации органов управления в области природопользования1 не была предусмотрена федеральная служба по земельному контролю и надзору. В то же время земля стала объектом купли-продажи, возник «земельный рынок», который криминализируется при отсутствии надлежащего контроля со стороны государства.

Значительную экологическую  опасность представляют незаконные постройки в водоохранных зонах, обеспечивающих питьевое водоснабжение  населения. При исполнении решений  судя о признании возведенных  капитальных объектов строительства самовольным захватом и об их сносе служба судебных приставов сталкивается с рядом организационных трудностей: оценка объектов недвижимости, определение стоимости затрат по сносу и др. Однако если незаконно возведенные объекты недвижимости не сносить, а ограничиться лишь штрафами, размер которых минимален, предотвратить дальнейший захват земель будет практически невозможно.

Многие зарубежные инвесторы, особенно представляющие средний и  мелкий бизнес, размещают на российской территории экологически вредные производства, чтобы избежать дополнительных расходов на выполнение жестких отечественных норма-типов, снизить издержки и сбыть продукцию, не отвечающую требованиям безопасности: генно-модифицированные, патогенные, синтетические и иные вредные для здоровья населения товары.

Падение жизненного уровня населения, низкие душевые доходы, углубление материально-вещной дифференциации населения, безработица и другие негативные факторы создают благоприятную  почву для криминализации населения. В условиях, когда остановлена значительная часть производства, незаконная добыча природных ресурсов для многих становится единственным источником существования. Не случайно на протяжении последних лет среди лиц, совершивших экологические преступления, 60% не имеют постоянного источника доходов и 7% являются безработными, тогда как среди иных категорий преступников данные составляют соответственно 53 и 5%. Многие лица, потерявшие легальные источники существования в результате экономических трудностей, идут на это вынужденно.

Информация о работе Криминологическая характеристика экологических преступлений