Прокурорский надзор за ОРД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 16:19, реферат

Описание работы

Конституция Российской Федерации, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, обязывает правоохранительные органы направлять главные усилия на соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Прокуратура призвала решительно пресекать всякие проявления беззакония, неукоснительно стоять на страже законности.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность 4
Глава II. Предмет, пределы и объекты прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД 6
Глава III. Полномочия прокурора в ходе надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД 9
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

Прокурорский надзор.docx

— 37.95 Кб (Скачать файл)

Глава III. Полномочия прокурора в ходе надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД

В соответствии со ст. 21 ФЗ об ОРД прокурорский надзор за исполнением  законов органами, осуществляющими  ОРД, возложен на Генерального прокурора  РФ и уполномоченных им прокуроров, перечень которых определяется в  порядке, установленном приказом Генерального прокурора РФ «Об организации  надзора за исполнением ФЗ «Об  оперативно-розыскной деятельности»  от 25 апреля 2000 г. № 56. В соответствующих приказах руководителей аппаратов Генеральной прокуратуры РФ и Главной военной прокуратуры, прокуроров субъектов Федерации и приравненных к ним прокуроров указывается персональный состав прокуроров, уполномоченных осуществлять прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД.

Уполномоченными прокурорами являются должностные лица прокуратуры России, наделенные законодателем государственно-властными полномочиями по надзору за исполнением законов государственными органами и непосредственно уполномоченные решением Генерального прокурора РФ надзирать за исполнением ФЗ об ОРД.

Приказом Генерального прокурора РФ от 25 апреля 2000 г. № 56 «Об  организации надзора за исполнением  Федерального закона «Об оперативно-розыскной  деятельности» предписано проводить  такой надзор за оперативно-розыскными органами прокурорам субъектов Федерации, приравненным к ним военным и  другим специализированным прокурорам, прокурорам городов и районов, другим территориальным, военным и иным специализированным прокурорам, а также  выделенным приказами для этой цели уполномоченным прокурорам субъектов  Федерации, а в Генеральной прокуратуре РФ – заместителям Генерального прокурора РФ, Главного военного прокурора и его заместителям, начальникам управлений и отделов и их заместителям (старшим помощникам и помощникам), старшим прокурорам и прокурорам в соответствии с их функциональными обязанностями.

Полномочиями прокуроров вправе наделять:

  • в Генеральной прокуратуре РФ – заместитель Генерального прокурора, курирующий вопросы Главного следственного управления, и заместитель Генерального прокурора РФ – Главный военный прокурор;
  • в органах прокуратуры – прокуроры субъектов Федерации и приравненные к ним транспортные, военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур.

Таким образом, надзор за исполнением  ФЗ об ОРД осуществляют:

  • территориальные прокуроры – в отношении соответствующих территориальных ОВД, органов Федеральной службы безопасности, органов Федеральной службы налоговой полиции;
  • военные прокуроры – в отношении соответствующих органов безопасности в войсках, ФСО России, СВР России, а в территориальных органах безопасности, в органах ФПС России и ФАПСИ – только по материалам в отношении военнослужащих, военнообязанных, призванных на учебные и поверочные сборы, лиц гражданского персонала;
  • транспортные прокуроры – в отношении соответствующих ОВД на транспорте и таможенных органов;
  • прокуроры войсковых частей – в отношении соответствующих ОВД системы Управления режимных объектов (УРО) МВД России, а также иных органов, уполномоченных на осуществление ОРД, функционирующих в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных объектах;
  • прокуроры уголовно-исполнительной системы – в отношении оперативных подразделений органов уголовно-исполнительной системы.

В городских и районных прокуратурах надзор за законностью  ОРД осуществляют городские и  районные прокуроры, при необходимости  надзор могут осуществлять заместители  прокуроров, осуществляющие надзор за законностью предварительного расследования, или помощники прокуроров.

Копии приказов о назначении уполномоченных прокуроров направляются в соответствующие поднадзорные органы, осуществляющие ОРД. До назначения уполномоченного прокурора в  отношении него должна быть проведена  процедура допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

По требованию уполномоченных прокуроров руководители ОРО представляют им оперативно-служебные документы, включающие ДОУ, материалы о проведении ОРМ с использованием оперативно-технических  средств, а также учетно-регистрационную  документацию и ведомственные нормативные  правовые акты, регламентирующие порядок  проведения ОРМ.

Требование уполномоченного  прокурора о предоставлении ему  оперативно-служебных документов, отражающих ход и результаты оперативно-розыскных  мероприятий, может быть письменным или устным.

Уполномоченный прокурор в ходе проведения проверок, а также  при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении иных нарушений закона, допущенных должностными лицами ОРО, вправе знакомиться  с подлинными оперативно-служебными документами.

В свою очередь, руководители ОРО обязаны предоставлять уполномоченным прокурорам по их требованию подлинные  оперативно-служебные документы, послужившие  основанием для заведения ДОУ, а  также проведения ОРМ и их учета.

ФЗ об ОРД не содержит различий в порядке представления документации уполномоченному прокурору применительно к различным субъектам ОРД. Вместе с тем такие различия определены приказом Генпрокурора № 56, который закрепляет, что оперативно-служебные документы об осуществлении ОРД органами ФСБ и СВР России прокурор вправе истребовать только в случаях проведения проверок в порядке надзора по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующим о нарушениях этими органами законодательства РФ.

В ходе надзорных мероприятий  в органах внешней разведки Минобороны РФ прокурор вправе изучать только те оперативно-служебные документы, которые заведены в связи с  обеспечением собственной безопасности указанных органов.

Незаконный отказ в  представлении прокурору документов в зависимости от обстоятельств  может рассматриваться как невыполнение требований прокурора или воспрепятствование его законной деятельности. Прокурор в этих случаях при наличии  оснований вправе принимать меры для привлечения виновных должностных  лиц в установленном законом  порядке к ответственности, в  том числе и уголовной.

Защиту от разглашения  сведений, содержащихся в представленных документах и материалах об ОРД поднадзорных органов, обязаны обеспечить руководители прокуратуры.

Персональная ответственность  за несоблюдение установленных ограничений  по ознакомлению со сведениями, составляющими  государственную тайну, возлагается  на уполномоченных прокуроров.

Единая система и порядок  делопроизводства в Генеральной  прокуратуре РФ, прокуратурах субъектов  РФ, городов и районов, военных, транспортных и иных специализированных прокуратурах по документам ОРД, содержащим секретные  сведения, устанавливается Инструкцией  об организации делопроизводства в  органах прокуратуры по документам оперативно-розыскной деятельности (Приложение № 3 к приказу Генерального прокурора РФ от 25 апреля 2000 г. № 56).

В целях обеспечения  защиты сведений, содержащихся в представленных прокурорам документах и материалах, в каждой прокуратуре, включая городские  и районные, в соответствии с указанным  приказом определяют круг лиц, на которых  возложена обязанность ведения  делопроизводства по документам оперативно-розыскной  деятельности и которые несут  ответственность за сохранность  сведений, содержащихся в представленных им документах.

Только при наличии  допуска к работе с документами, содержащими государственную тайну, всем уполномоченным прокурорам и лицам, осуществляющим делопроизводство по документам ОРД, разрешен доступ к оперативно-служебным  документам, имеющим соответствующий  гриф секретности.

Уполномоченный прокурор вправе проводить проверки исполнения законов органами, осуществляющими  ОРД, не только в связи с поступившими к нему заявлениями, сообщениями, обращениями, но и по собственной инициативе. Прокурор может беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и при наличии допуска к работе с секретными документами входить на территорию и в помещения оперативно-розыскных подразделений различных ведомств, требовать у руководителей представления оперативно-служебных документов, в том числе дел оперативного учета, материалов о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, учетно-регистрационной документации, а также ведомственных нормативных актов, регламентирующих порядок проведения ОРМ, знать содержание которых ему необходимо.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 ФЗ об ОРД руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по требованию прокуроров представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных  мероприятий с использованием оперативно-технических  средств, а также учетно-регистрационную  документацию и ведомственные нормативные  правовые акты, регламентирующие порядок  проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Часть 3 ст. 21 ФЗ об ОРД регулирует основания предоставления соответствующим прокурорам сведений о лицах, являющихся источниками оперативной информации. Так, сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

Письменное согласие лиц, указанных в этой статье, оформляет  должностное лицо органа, осуществляющего  оперативно-розыскную деятельность.

Согласие на представление  сведений прокурору оформляется  документом в виде расписки или заявления, написанных в произвольной форме.

В письменном заявлении  должно быть недвусмысленно отражено явно выраженное добровольное согласие конкретного конфидента на ознакомление прокурора с имеющимися о нем  в ОРО оперативно-служебными документами.

При наличии достаточных  оснований для предъявления обвинения  в совершении преступления, сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных  сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, предоставляются прокурору без  согласия таких лиц.

Прокуратура не должна вмешиваться  в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных органов.

Исполнению подлежат только законные требования прокурора, вытекающие из его полномочий по надзору за ОРД. Это означает, что неисполнение всех иных, хотя и законных, требований прокурора, но не связанных с предметом прокурорского надзора, не влечет для исполнителей ответственности.

Прокурор не вправе лично  проводить оперативно-розыскные  мероприятия или участвовать  в их подготовке. Прокурор не вправе вмешиваться в принятие решений, имеющих оперативно-технический  характер (последовательность проведения оперативно-розыскных мероприятий, применение тех или иных оперативно-технических  средств, определение круга участников и т.п.). Осуществляя прокурорский надзор, уполномоченный прокурор не подменяет руководителя органа, оперативные подразделения которого вправе осуществлять ОРД. Прокурор не наделен правом самостоятельной отмены незаконных и необоснованных решений органов, осуществляющих ОРД.

Полномочия прокурора  в ходе надзора за исполнением  законов органами, осуществляющими ОРД:

  1. проводит проверки исполнения законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность на основании информации о неисполнении органами, осуществляющими ОРД, требований закона, либо на основании жалоб граждан, а также в плановом порядке с учетом состояния законности в этой сфере деятельности;
  2. знакомится с документами, содержащими сведения об основаниях, порядке и решениях оперативно-розыскных мероприятий. Отказ в предоставлении документов рассматривается как невыполнение требований прокурора или воспрепятствование его законной деятельности; виновные привлекаются к ответственности;
  3. требует письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих ОРД, если они допустили нарушение закона;
  4. дает письменные указания дознавателю о направлении расследования, в том числе об осуществлении по уголовным делам комплекса оперативно-розыскных мероприятий либо требует их прекращения;
  5. отменяет незаконные или необоснованные постановления органа дознания (дознавателя) о возбуждении уголовного дела, вынесенного в соответствии с УПК РФ на основании оперативно-розыскных материалов;
  6. направляет в суд жалобы, проверка которых относится исключительно к компетенции судей;
  7. опротестовывает незаконные и необоснованные постановления руководителей органов, осуществляющих ОРД, в том числе о передаче результатов ОРД следователю (органу дознания, дознавателю, в суд);
  8. опротестовывает противоречащие закону ведомственные правовые акты руководителей органов, осуществляющих ОРД;
  9. при обнаружении признаков преступления прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства сотрудниками оперативных подразделений и др.

Заключение

Подводя итог необходимо отметить, что результативность оперативно-розыскной  деятельности может иметь место  лишь в случае проведения целенаправленной, активной работы, соблюдения всех необходимых  законодательно закрепленных требований ее проведения, в противном случае полученные результаты будут признаны ничтожными и неприменимыми в  качестве доказательств.

Именно предотвращению подобных нарушений, которые помимо прочего могут повлечь ущемление  конституционных прав граждан, служит в первую очередь прокурорский надзор.

Информация о работе Прокурорский надзор за ОРД