Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 16:19, реферат
Конституция Российской Федерации, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, обязывает правоохранительные органы направлять главные усилия на соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Прокуратура призвала решительно пресекать всякие проявления беззакония, неукоснительно стоять на страже законности.
Введение 3
Глава I. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность 4
Глава II. Предмет, пределы и объекты прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД 6
Глава III. Полномочия прокурора в ходе надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД 9
Заключение 14
Список литературы 15
В соответствии со ст. 21 ФЗ
об ОРД прокурорский надзор за исполнением
законов органами, осуществляющими
ОРД, возложен на Генерального прокурора
РФ и уполномоченных им прокуроров,
перечень которых определяется в
порядке, установленном приказом Генерального
прокурора РФ «Об организации
надзора за исполнением ФЗ «Об
оперативно-розыскной
Уполномоченными прокурорами являются должностные лица прокуратуры России, наделенные законодателем государственно-властными полномочиями по надзору за исполнением законов государственными органами и непосредственно уполномоченные решением Генерального прокурора РФ надзирать за исполнением ФЗ об ОРД.
Приказом Генерального прокурора РФ от 25 апреля 2000 г. № 56 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предписано проводить такой надзор за оперативно-розыскными органами прокурорам субъектов Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам, прокурорам городов и районов, другим территориальным, военным и иным специализированным прокурорам, а также выделенным приказами для этой цели уполномоченным прокурорам субъектов Федерации, а в Генеральной прокуратуре РФ – заместителям Генерального прокурора РФ, Главного военного прокурора и его заместителям, начальникам управлений и отделов и их заместителям (старшим помощникам и помощникам), старшим прокурорам и прокурорам в соответствии с их функциональными обязанностями.
Полномочиями прокуроров вправе наделять:
Таким образом, надзор за исполнением ФЗ об ОРД осуществляют:
В городских и районных прокуратурах надзор за законностью ОРД осуществляют городские и районные прокуроры, при необходимости надзор могут осуществлять заместители прокуроров, осуществляющие надзор за законностью предварительного расследования, или помощники прокуроров.
Копии приказов о назначении уполномоченных прокуроров направляются в соответствующие поднадзорные органы, осуществляющие ОРД. До назначения уполномоченного прокурора в отношении него должна быть проведена процедура допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.
По требованию уполномоченных
прокуроров руководители ОРО представляют
им оперативно-служебные
Требование уполномоченного
прокурора о предоставлении ему
оперативно-служебных
Уполномоченный прокурор в ходе проведения проверок, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении иных нарушений закона, допущенных должностными лицами ОРО, вправе знакомиться с подлинными оперативно-служебными документами.
В свою очередь, руководители
ОРО обязаны предоставлять
ФЗ об ОРД не содержит различий в порядке представления документации уполномоченному прокурору применительно к различным субъектам ОРД. Вместе с тем такие различия определены приказом Генпрокурора № 56, который закрепляет, что оперативно-служебные документы об осуществлении ОРД органами ФСБ и СВР России прокурор вправе истребовать только в случаях проведения проверок в порядке надзора по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующим о нарушениях этими органами законодательства РФ.
В ходе надзорных мероприятий
в органах внешней разведки Минобороны
РФ прокурор вправе изучать только
те оперативно-служебные
Незаконный отказ в
представлении прокурору
Защиту от разглашения сведений, содержащихся в представленных документах и материалах об ОРД поднадзорных органов, обязаны обеспечить руководители прокуратуры.
Персональная ответственность за несоблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну, возлагается на уполномоченных прокуроров.
Единая система и порядок
делопроизводства в Генеральной
прокуратуре РФ, прокуратурах субъектов
РФ, городов и районов, военных, транспортных
и иных специализированных прокуратурах
по документам ОРД, содержащим секретные
сведения, устанавливается Инструкцией
об организации делопроизводства в
органах прокуратуры по документам
оперативно-розыскной
В целях обеспечения защиты сведений, содержащихся в представленных прокурорам документах и материалах, в каждой прокуратуре, включая городские и районные, в соответствии с указанным приказом определяют круг лиц, на которых возложена обязанность ведения делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности и которые несут ответственность за сохранность сведений, содержащихся в представленных им документах.
Только при наличии
допуска к работе с документами,
содержащими государственную
Уполномоченный прокурор вправе проводить проверки исполнения законов органами, осуществляющими ОРД, не только в связи с поступившими к нему заявлениями, сообщениями, обращениями, но и по собственной инициативе. Прокурор может беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и при наличии допуска к работе с секретными документами входить на территорию и в помещения оперативно-розыскных подразделений различных ведомств, требовать у руководителей представления оперативно-служебных документов, в том числе дел оперативного учета, материалов о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, учетно-регистрационной документации, а также ведомственных нормативных актов, регламентирующих порядок проведения ОРМ, знать содержание которых ему необходимо.
В соответствии с ч. 2 ст.
21 ФЗ об ОРД руководители органов, осуществляющих
оперативно-розыскную
Часть 3 ст. 21 ФЗ об ОРД регулирует основания предоставления соответствующим прокурорам сведений о лицах, являющихся источниками оперативной информации. Так, сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.
Письменное согласие лиц,
указанных в этой статье, оформляет
должностное лицо органа, осуществляющего
оперативно-розыскную
Согласие на представление сведений прокурору оформляется документом в виде расписки или заявления, написанных в произвольной форме.
В письменном заявлении должно быть недвусмысленно отражено явно выраженное добровольное согласие конкретного конфидента на ознакомление прокурора с имеющимися о нем в ОРО оперативно-служебными документами.
При наличии достаточных
оснований для предъявления обвинения
в совершении преступления, сведения
о лицах, внедренных в организованные
преступные группы, штатных негласных
сотрудниках органов, осуществляющих
оперативно-розыскную
Прокуратура не должна вмешиваться
в оперативно-хозяйственную
Исполнению подлежат только законные требования прокурора, вытекающие из его полномочий по надзору за ОРД. Это означает, что неисполнение всех иных, хотя и законных, требований прокурора, но не связанных с предметом прокурорского надзора, не влечет для исполнителей ответственности.
Прокурор не вправе лично
проводить оперативно-
Полномочия прокурора в ходе надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД:
Подводя итог необходимо отметить, что результативность оперативно-розыскной деятельности может иметь место лишь в случае проведения целенаправленной, активной работы, соблюдения всех необходимых законодательно закрепленных требований ее проведения, в противном случае полученные результаты будут признаны ничтожными и неприменимыми в качестве доказательств.
Именно предотвращению
подобных нарушений, которые помимо
прочего могут повлечь