Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 09:26, курсовая работа

Описание работы

Конвенции международные по охране авторских прав, многосторонние международные договоры, устанавливающие обязательства государств по охране авторского права на произведения, принадлежащие гражданам других участвующих в договоре стран или впервые опубликованные в этих странах .

Содержание работы

Введение 3
1.История развития авторского права России 4
1.1. Этап 1 4
1.2. Этап 2 5
1.3. Этап 3 5
1.4. Этап 4 6
2. Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 8
3. Знак «копирайт» 12
Заключение 14

Файлы: 1 файл

ЗАЩИТА ИС.docx

— 35.14 Кб (Скачать файл)

Министерство науки и  образования

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

Владимирский Государственный  Университет

 

 

 

Кафедра «Административное  право и таможенное дело»

Реферат

По дисциплине «Таможенные  институты защиты прав интеллектуальной собственности»

на тему

«Всемирная (Женевская) конвенция  об авторском праве 1952 года»

 

 

 

Подготовил 

Ст.гр. ТМД-107

Карпенко Н.С.

Проверил 

Галкин А.П.

 

 

 

 

Владимир 2011

Содержание

Введение 3

1.История  развития авторского права России 4

1.1. Этап 1 4

1.2. Этап 2 5

1.3. Этап 3 5

1.4. Этап 4 6

2. Всемирная  (Женевская) конвенция об авторском  праве 8

3. Знак «копирайт» 12

Заключение 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Конвенции международные по охране авторских прав, многосторонние международные договоры, устанавливающие обязательства государств по охране авторского права на произведения, принадлежащие гражданам других участвующих в договоре стран или впервые опубликованные в этих странах1. Наибольшее значение имеют Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 и Всемирная (Универсальная) Женевская конвенция об авторском праве 1952 (вступила в силу в 1955); её членами являются 64 государства, в том числе Венгрия, Куба, Чехословакия, Югославия. СССР участвует в этой конвенции (в редакции 1952) с 27 мая 1973. Конвенция, разработанная под эгидой ЮНЕСКО, ставит целью обеспечить уважение прав личности и благоприятствовать развитию литературы, науки и искусства, способствовать обмену культурными ценностями и лучшему международному взаимопониманию. Она распространяется на произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, гравюры и скульптуры. Государства — члены Конвенции на равных началах с произведениями своих граждан предоставляют охрану произведениям граждан других стран-участниц (независимо от места опубликования) и произведениям, впервые выпущенным в свет на территории любой другой страны-участницы независимо от гражданства авторов. При этом государства обязаны обеспечить исключительное право на перевод и охрану произведения в течение не менее чем 25 лет после смерти автора, принять все меры, необходимые для обеспечения достаточной и эффективной охраны прав авторов и других обладателей авторского права.

 

 

 

1.История развития авторского права России2

1.1. Этап 1

16 мая 1928 — Постановление ЦИК и СНК СССР, один из первых полновесных нормативных правовых актов в области авторского права, принятых после Октябрьской революции 1917 года.

  • устанавливал такие основополагающие институты данной отрасли права как авторство, объекты авторского права,
  • значительно продлевал сроки охраны объектов авторского права, свободное использование произведений и другое.

Одной из особенностей Основ 1928 года являлось наличие норм, вводящих государственное регулирование отрасли. Так, условия договора об уступке прав на публичное исполнение произведений, издательского договора регламентировались законодательством союзных республик. Устанавливалась возможность принудительного выкупа авторского права на произведение правительством Союза ССР.

1964 год — Гражданский Кодекс РСФСР.

На данном этапе законодатель использовал иной подход к регламентации  отрасли, т.е. нормативное правовое регулирование авторского права  было включено в кодифицированный закон, чего не было сделано в Гражданском  Кодексе РСФСР 1923 года. В принятом в 1964 году Кодексе предусматривалось уже гораздо более полная и подробная разработка авторского права.

Оба вышеупомянутые акты предусматривали возможность предоставления авторско-правовой охраны выпущенным в свет заграницей произведениям иностранных авторов в рамках соответствующих международных соглашений (двусторонних или многосторонних). Однако такого рода соглашения отсутствовали вплоть до 1973 года за незначительным исключением двусторонних договоров СССР.

Например, Договор между СССР и Норвегией о торговле и мореплавании от 15.12.1925 в 13 статье предусматривает следующее: «Впредь до заключения этих конвенций вышеуказанные права промышленной, литературной и художественной собственности будут осуществляться гражданами одной из Высоких Договаривающихся Сторон на территории другой Стороны в пределах и на условиях постановлений внутренних законов этой последней Стороны и международных конвенций, соглашений или договоров, заключенных ею с тем из других государств, которое в этом отношении является наиболее благоприятствуемым».

1973 — СССР присоединился ко Всемирной Конвенции об авторском праве в редакции 1952 года (Женевская редакция).

Указанное присоединение  обусловило обязательство СССР по обеспечению  минимального уровня предоставления прав авторам, произведения которых были впервые выпущены в свет за границей:

  • исключительное право автора переводить,
  • выпускать в свет переводы
  • разрешать перевод и выпуск в свет переводов произведений.

1.2. Этап 2

9 июля 1993 — принят Закон Российской Федерации»Об авторском праве и смежных правах», который приобрел ключевое отраслевое значение. Указанный Закон состоит из 5 разделов:

  1. Общие положения;
  2. Авторское право;
  3. Смежные права;
  4. Коллективное управление имущественными правами;
  5. Защита авторских и смежных прав.

1.3. Этап 3

1995 — период присоединения Российской Федерации к Всемирной Конвенции  об авторском праве в редакции 1971года (Парижская редакция) и Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года (в редакции Парижского акта 1979 года)

Парижская редакция Всемирной  Конвенции явилась промежуточным  этапом для подготовки законодательства России, а также других гражданских  институтов общества, к полному выполнению требований Бернской Конвенции, несмотря на то, что и Бернская Конвенция, и Всемирная Конвенция в редакции 1971года вступили на территории Российской Федерации одновременно. Это было связано с вводимой Бернской Конвенцией режима ретроохраны, т.е. восстановление сроков охраны произведений*. Бернская Конвенция ввела гораздо более высокий уровень минимальной охраны произведений, обнародованных за рубежом, предоставление авторско-правовой охраны без соблюдения каких-либо формальностей, а также принцип национального режима.

2004 — внесение поправок в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». По средствам данных поправок Закон:

  • полностью восстановил режим так называемой ретроохраны, установленной Бернской Конвенцией,
  • скорректировал сроки предоставления охраны произведениям,
  • ввел новое «интернет-право» для более эффективного правового регулирования использования объектов авторского права в цифровых сетях и другое.

1.4. Этап 4

1 января 2008 года вступила в силу четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации.

Законопроект 4 части Гражданского Кодекса создавался группой разработчиков  во главе с профессором А. Л. Маковским, руководителем Исследовательского Центра частного права при Президенте РФ.

Законопроект такой важности представлял депутатам Государственной  Думы лично Первый вице-премьер, а  теперь и Президент России Дмитрий  Медведев, который назвал ее конституцией для участников сферы интеллектуальной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Всемирная (Женевская)  конвенция об авторском праве

Наряду с совершенствованием положений  Бернской конвенции и модернизацией  ее в 1948-1951 г.г. под эгидой ЮНЕСКО была выработана новая конвенция, которая  принята в Женеве в сентябре 1952 г. межправительственной конференцией с участием представителей 50 стран. Названа она была Всемирной (Женевской) конвенцией об авторском праве и вступила в силу в сентябре 1955 г.

В настоящее время в конвенции  участвуют более 80 государств. Эта  конвенция не развивает и не заменяет Бернскую конвенцию, но она больше, чем Бернская, отдает предпочтение принципу национального режима, что  и позволило ей объединить государства  с различным авторско-правовыми  системами и подходами. Согласно конвенции срок охраны авторского права  охватывает период жизни автора и 25 лет после его смерти.

После присоединения  в 1973 г. СССР к Всемирной конвенции  об авторском праве (в редакции 1952 г.) в гражданское законодательство СССР об авторском праве были внесены  существенные изменения в отношении  права автора на перевод (ранее действовал принцип свободы перевода, т.е. без  согласия автора и без выплаты  ему вознаграждения) и срока действия авторского права (он был продлен  с 15 до 25 лет после смерти автора).

Эта конвенция не имеет обратной силы, т.е. ее правила не применяются  в отношении произведений или  прав на произведения, охрана которых  ко времени вступления в силу конвенции  в договаривающемся государстве  прекратилась или никогда не существовала.

Для граждан СССР это означало, что их произведения, впервые опубликованные в СССР до 27 мая 1973 г., не подлежали  охране в странах - участницах конвенции, точно так же как и произведения их граждан, впервые опубликованные до 27 мая 1973 г. за пределами СССР, не пользовались охраной в СССР.

Всемирная конвенция предусматривает  соблюдение определенных формальностей  в отношении охраняемых произведении, заключающихся в том, что все  экземпляры произведения должны иметь  следующие указания: знак © (первая буква С слова “copyright”, заключенная в круг), имя обладателя авторских прав и год первой публикации произведения. Эти указания должны быть ясно видны (при публикации книг у нас в стране, указания обычно располагаются на обороте титульного листа).

Однако в целом Всемирная  конвенция не повысила уровень охраны, предоставляемой Бернской конвенцией, но в какой-то мере позволила расширить  обмен культурными ценностями и  научными достижениями.

Различия принципиального характера, касающиеся сфер применения конвенций, а также требования развивающихся  стран, поддержанные рядом бывших социалистических стран, привели к решению об одновременном  пересмотре Бернской и Женевской  конвенций. Соответствующая конференция  состоялась в Париже в 1971г.

Редакции Бернской и Всемирной  конвенций 1971 г. предусматривают универсальное  действие принципа гражданства автора, а в случае, если автором произведения является гражданин страны, участвующей  в обеих конвенциях, охрана предоставляется  по правилам Бернской конвенции.

Несомненно, институты авторского права зарубежных стран и международные  отношения в этой области оказывали  влияние на институт авторского права  в СССР. Поэтому, чтобы контурно обрисовать авторское право, существовавшее в  СССР, рассмотрим некоторые положения, которые действовали до принятия Российской Федерацией самостоятельного закона.

Так, в качестве источников права, действовали Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик (1961 г.) и Гражданский кодекс РСФСР (1964 г.), регулировавшие вопросы авторского права на произведения творчества, включая нормы, относящиеся к  объектам и субъектам авторского права, к защите авторских прав.

Сфера действия авторского права распространялась на “произведения науки, литературы и искусства независимо от формы, назначения и достоинства произведения, а также от способа его воспроизведения”. Это произведения, как выпущенные, так и не выпущенные в свет, но выраженные в какой-либо объективной  форме, позволяющей воспроизводить результат творческой деятельности автора. Для возникновения авторского права не требовалось выполнения каких-либо формальностей. Субъектами авторского права являлись авторы произведений - отдельные граждане, их наследники и иные правопреемники, юридические  лица, как носители авторского права, и государство.

В зависимости от гражданства автора произведения могли считаться и  не охраняемыми в СССР. Само авторское  право как правовой институт объединяет совокупность правомочий. Авторские  правомочия делятся на личные неимущественные (моральные) и имущественные, т. е. те, которые имеют экономическое  значение и несут выгоду. К личным неимущественным правомочиям относятся  право авторства, право на имя, право  на неприкосновенность произведения. К имущественным правомочиям  относятся права на использование  произведения.

Информация о работе Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 года