Информационная инфроструктура РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 10:56, контрольная работа

Описание работы

Особенности информационной инфраструктуры в национальных границах различных стран – тема для людей, приближенных к журналистике и вообще любой связи с людьми, более чем актуальная. Зная особенности инфраструктуры различных стран, можно успешно использовать «ходы» и «пробелы» в информационном потоке, что позволяет активно манипулировать информацией.

Содержание работы

1 Введение
2. Инфраструктура как понятие
3. Свойства информационной инфраструктуры
4. Информационная инфраструктура в РФ
5. Основные объекты государственной информационной политики
6. Проблемы развития инфраструктуры в азиатских странах
7. Литература

Файлы: 1 файл

Логистика вариант 8.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

Государство должно располагать инструментом, позволяющим достоверно оценивать информационный капитал общества и на этой основе осуществлять, регулирующие и контролирующие функции в социально-экономической сфере в целом и в сфере информационной деятельности, в частности.

6 Проблемы развития инфраструктуры в азиатских странах

В настоящее время страны Восточной Азии достигли темпов роста, беспрецедентных в истории. Экономисты отмечают, что в начальный период индустриализации Великобритании потребовалось более 50 лет, а Америке – чуть менее 50 лет для увеличения вдвое производства продукции на душу населения, в то время как Китай, Южная Корея добились этого результата примерно за 10 лет . По мнению западных политологов, в частности, Мишеля Татю, в ближайшие 50 лет азиатский регион, а в самом регионе – прежде всего, Китай, Индия, могут превратиться в центр мировой политики.

Ускорение экономического развития азиатского региона совпало по времени с созданием и внедрением новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе. Азиатские страны, так же как и государства других регионов, приступают к строительству национальных информационных инфраструктур.

Современные ИКТ создают предпосылки для развития новых секторов экономики тогда, когда появляется возможность создавать в информационной сфере национальный продукт, соизмеримый по стоимости с продукцией традиционных отраслей промышленности. Такая ситуация предопределяет новые подходы в социальной политике, законодательстве, создании соответствующих трудовых ресурсов и т.д. Этот процесс способствует также увеличению политического значения информационных технологий (ИТ).

В силу этих новых акцентов азиатские страны рассматривают ИТ в качестве важнейшего рычага ускорения экономического развития, интеграции азиатских государств в мировые рынки, глобальные экономические процессы, а также как инструмент политического влияния в регионе и мире.

При этом страны азиатского региона заметно различаются по уровню экономического развития. Так, если в Сингапуре душевой ВВП с учетом паритета покупательной способности валют равен 27800 долл., в Японии – 23400 долл. и эти страны обгоняют по данному показателю Францию, Германию, Великобританию, то в бедных государствах региона душевой доход составляет: Монголия – 2320 долл., Вьетнам – 1850 долл., Индия – 1800 долл., Мьянма –1200 долл., Северная Корея – 1000 долл. Таким образом, средние доходы в Сингапуре превышают доходы граждан Северной Кореи более чем в 27 раз.

Естественно, что и национальные информационные инфраструктуры азиатских стран также несут в себе большие отличия.

Современные цифровые (дигитальные) технологии размывают понятие национальных границ. Попадая в интернет, пользователь одинаково легко получает информацию с американского, японского или чилийского сервера. По оценке канадских исследователей ИТ Мишеля Картье, Жан-Клода Гедона и др., интернет не просто транснационален, он «анационален», т.е. действует не через, а вне национальных пространств.

Прозрачность национальных границ для цифровых технологий неизбежно ставит вопрос о регулировании обмена информацией, которое в настоящее время осуществляется главным образом со стороны государства и межгосударственных организаций и включает в себя, помимо технических решений, создание соответствующих законодательных баз, а также использование политических, административных, экономических рычагов.

Свободный доступ к информации немедленно ставит вопрос о свободе слова, причем неважно, в американском понимании или китайском. Каждое государство вынуждено определиться по этой проблеме при формировании ландшафта национального киберпространства.

Упомянем распространение диффамационных материалов о правительстве, чиновниках, политической элите. Такие публикации могут квалифицироваться или как критика со стороны граждан, поскольку по закону страны граждане имеют право критиковать собственное правительство, либо как клеветнические измышления, представляющие угрозу национальным интересам и подстрекательство к свержению государственного строя.

Первый подход осуществляется в Монголии, где в электронных ресурсах сплошь и рядом встречаются острые материалы о положении в стране и действиях властей. В Китае и Вьетнаме, напротив, пресекается критика существующего порядка и любая попытка публикаций, наносящих урон репутации правящей компартии, государственного руководства.

В 1998 г. в Китае зарегистрирован случай политического хакерства с целью дискредитации политики руководства в области прав человека (был взломан официальный сайт китайского правительства, посвященный правам человека в Китае, вместо страниц сайта пользователи всего мира могли прочесть слова протеста против политики Пекина). В 1997 г. во Вьетнаме было закрыто интернет-кафе, конфискована рабочая станция по причине появления в электронной почте его иностранных клиентов негативных оценок жизни вьетнамского общества. Итак, Китай, а вслед за ним Вьетнам создали в мировой компьютерной сети прецедент политической цензуры.

Государства Азии и азиатско-тихоокеанского региона формируют отличные друг от друга модели информационной безопасности в сфере ИТ.

Так, правительство США разворачивает системы мониторинга, с помощью которых идет наблюдение за попытками несанкционированного проникновения в правительственные сети, а также создает частные информационные центры, координирующие работу над средствами противодействия киберугрозам в компаниях и правительственных организациях. В 2000 г. ФБР разработало мощную разведывательную компьютерную систему Carnivore, способную наблюдать за всеми сетевыми коммуникациями. Одновременно американское правительство поощряет принцип самообороны в интернете для компаний и граждан.

В отличие от Соединенных Штатов Австралия уже формулирует четкие ограничения в распространении информации в сетях. В 2000 г. в Австралии вступил в силу закон о запрете порнографии в национальном интернете, а также ресурсов, содержащих подробное изображение либо инструкции по совершению преступлений, насилия и жестокости, использованию наркотиков.

На пути ограничений информации в киберпространстве Сингапур идет еще дальше. В компьютерных сетях Сингапура деятельность провайдеров и пользователей строго регламентирована. К обязанностям провайдеров относится блокирование доступа к ресурсам, содержащим морально и этически неприемлемую информацию (блокируются однако не все порноресурсы интернета, а лишь сотня крупнейших мировых порносайтов). Одновременно провайдеры обязаны блокировать доступ к ресурсам, разжигающим насилие, национальную и религиозную вражду. На практике к этой же категории информации относятся и ресурсы, вызывающие недовольство правительством. Цензуре подвергаются публичные электронные ресурсы интернета и группы новостей (Usenet). Частная электронная переписка, чаты (IRC), а также корпоративный доступ в целях бизнеса контролю не подлежат. Доменные имена выделяются компаниям, обладающим хорошей, по мнению властей, репутацией.

В сетевом пространстве Китая и Вьетнама к довольно жестким подходам Сингапура добавляется тотальная политическая цензура, включающая повсеместный мониторинг содержания национальных ресурсов и блокирование доступа к части национальных ресурсов со стороны пользователей мировой сети. В августе 2000 г. Китай приступил к формированию интернет-полиции.

Наконец, руководство Мьянмы, по-видимому, считая недостаточными вышеперечисленные подходы, в целях пресечения инакомыслия вообще перекрывает доступ к интернету со стороны рядовых граждан страны. Военное руководство страны выпустило в 1996 году закон, предусматривающий заключение в тюрьму на срок от 7 до 15 лет за незаконное приобретение модема. В 2000 г. власти Мьянмы официально запретили публикацию в электронных ресурсах любых материалов политического содержания. В целом Мьянма занимает первое место в Азии по «удушению» интернета.

Наконец, имеется возможность вообще «перекрыть национальный информационный кран», т.е. отрезать страну от внешнего доступа, ограничив функционирование компьютерных сетей и телекоммуникаций территорией государства, и таким путем контролировать информационные потоки.

Наглядный пример – Северная Корея, проводившая до конца 1990-х гг. политику информационного изоляционизма. Крайне отсталая телекоммуникационная инфраструктура, а также отсутствие доступа к телекоммуникациям со стороны рядовых граждан страны снимали все проблемы цензуры внешней информации.

Однако Мьянма и КНДР являются экономически отсталыми государствами – в развитой в технологическом отношении стране можно обойти и «национальный информационный кран», поскольку развитие технических средств защиты информации предопределяет прогресс технических средств взлома защиты. Кроме того, ни одно из государств, вступивших в эпоху современных ИТ, не ставит своей задачей информационную самоизоляцию. Вместо этого в разных странах активно разрабатывается законодательство в соответствии с собственным видением роли государства в регулировании информации. Так, в Китае и Вьетнаме законы вынуждают каждого пользователя интернета вставать на учет в полиции (в сентябре 2000 г. число пользователей в Китае достигло 17 млн.), при этом действуют драконовские меры в отношении провайдеров. Опасность проникновения и распространения политически «неправильной» информации все равно остается, однако в этих странах даже не заходит речь о свертывании программ по развитию ИТ. Более того, экономика этих государств весьма активно интегрируется в компьютерные сети.

В отличие от многих стран Латинской Америки и Африки, в большинстве азиатских государств развитию ИТ уделяется первостепенное значение, национальные правительства многих стран Азии напрямую увязывают прогресс в области высоких технологий с дальнейшим ростом благосостояния в государствах, а также с тем местом, которое займут азиатские государства в будущем мире. По оценкам специалистов, страны азиатского континента получат значительный выигрыш от развития ИТ по сравнению со странами Африки и Латинской Америки. В африканских государствах в настоящее время еще не созданы многие экономические и правовые институты, необходимые для эффективной сетевой экономики, а латиноамериканский континент значительно отстает от Азии по образовательным стандартам. В то время как многие африканские и латиноамериканские экономисты выражают обеспокоенность по поводу глобализации экономических процессов, в перспективе несущей дальнейшее расслоение государств на бедных и богатых и возможное дальнейшее обнищание слаборазвитых государств, азиатские правительства связывают с процессами глобализации экономики надежды на ускоренный экономический рост.

Многие азиатские правительства по примеру США сформировали долгосрочные государственные программы по ИТ, определяющие стратегические направления развития национальных экономик на пути строительства национальных информационных инфраструктур. Такие масштабные государственные программы созданы в Японии, Южной Корее, Сингапуре, Малайзии, Таиланде, Вьетнаме, Индии и других азиатских странах.

Сегодня появилась возможность оценить результаты работы правительств стран Азии. Многие азиатские государства сумели выработать эффективную стратегию, способствующую быстрому развитию передовой информационной инфраструктуры. Одновременно азиатские страны превратились в крупного производителя информационно-технологического оборудования.

Рассмотрим примеры реализации стратегических планов в некоторых азиатских странах.

В 1994 г., когда во Вьетнаме только прокладывался первый протяженный оптоволоконный кабель между Ханоем и Хошимином, в Японии приступили к реализации проекта совершенно иного уровня – была выдвинута программа по строительству национальной оптоволоконной инфраструктуры, включая решение проблемы «последней мили». Фантастический проект «Оптоволоконный кабель – в каждый дом к 2010 году!» вызвал большой резонанс среди специалистов по ИТ и экономистов Японии. Шокированная общественность наблюдала в течение 1994-95 годов за формированием этого проекта: были сделаны финансовые расчеты, включены в необходимых случаях в этап доставки информации конечному абоненту беспроводные и коаксиальные линии и т.д. Этот беспрецедентный по размаху и стоимости проект, казавшийся утопичным в середине 1990-х гг., судя по последним отчетам министерства почты и телекоммуникаций Японии, будет выполнен не в 2010 году, а в 2005 году.

В течение 1990-х гг. ряд высокотехнологичных производств (например, производство полупроводников) из Сингапура и Таиланда были перенесены во Вьетнам. С 1997 г. в индустриальной зоне Бьен Хуа, севернее Хошимина, начал функционировать завод по производству печатных плат. Завод построила японская компания Fujitsu Computer, вложившая в его строительство около 80 млн. долларов. Вся продукция завода будет поступать на экспорт.

Совместно с Японией Вьетнам приступил к строительству хай-тек парка в индустриальной зоне Хоа Лак в 30 км западнее Ханоя (срок окончания строительства – 2020 год). Основной целью создания этого первого на территории Вьетнама хай-тек парка является концентрация современных высокотехнологичных производств на единой территории. Зона высокотехнологичных производств разместится на территории площадью 1600 гектаров. По мнению вьетнамских и японских специалистов, строительство хай-тек парка позволит повысить конкурентоспособность продукции Вьетнама как на внутреннем, так и внешнем рынках ИТ.

В 1990-х гг. Индия включилась в напряженное строительство ИТ, в стране разрабатываются масштабные государственные планы. Пакет законов, принятый правительством для реализации этих программ, позволил создать благоприятный инвестиционный климат в секторе ИТ. В последние годы страна превратилась в одного из крупнейших азиатских экспортеров компьютерных программ, индийский софт импортируется в различные страны, в том числе в США, доходы на этом рынке становятся все более заметными в структуре индийского ВВП. По оценке индийских экономистов, производство софтового обеспечения станет одной из крупнейших отраслей индийской экономики к 2008 году.

Четкие акценты на развитие ИТ в стратегическом экономическом планировании позволили добиться азиатским государствам заметных успехов на мировом информационном рынке. На долю электроники приходится треть объема экспорта стран Азии. В июне 2000 г. объем азиатского телекоммуникационного рынка составил 400 миллиардов долларов, из них более 200 миллиардов долларов приходится на рынок мобильных телесетей. Количество абонентов мобильных телефонных служб в Азии приблизилось к 150 миллионам, число азиатских интернет-пользователей превысило 75 миллионов и к 2005 году должно вырасти до 400 миллионов человек.

Информация о работе Информационная инфроструктура РФ