Информационно-правовое регулирование перевозок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 22:32, контрольная работа

Описание работы

Транспорт — важнейшая сфера хозяйственной деятельности. Его продукция — сам процесс перемещения пассажиров, грузов. Транспорт вводит продукцию как товар в сферу обращения, доставляя ее к месту потребления.
Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.

Файлы: 1 файл

контрольная работа логистика.docx

— 43.77 Кб (Скачать файл)

1 Информационно-правовое  регулирование перевозок

 

Транспорт — важнейшая сфера хозяйственной деятельности. Его продукция — сам процесс перемещения пассажиров, грузов. Транспорт вводит продукцию как товар в сферу обращения, доставляя ее к месту потребления.

Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.

По назначению выделяют  две основные группы транспорта:

1   Транспорт общего пользования - отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным (магистраль - основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае, в системе путей сообщения). Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт,  водный транспорт (морской и речной}, автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный.

2 Транспорт необщего пользования  -   впутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем и должен быть органично в них вписан. Соответственно, организация его работы является одной из задач организации логистики на предприятии в целом и осуществляется совместно с решением задач производства, закупок и распределения.

Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с помощью транспортных тарифов.   Тарифы  включают в себя:

- платы, взыскиваемые за перевозку грузов;

- сборы за дополнительные  операции, связанные с перевозкой грузов;

- правила исчисления плат  и сборов.

Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта. Их построение должно обеспечивать:

  - транспортному предприятию - возмещение эксплуатационных расходов  и возможность получения прибыли;

  - покупателю транспортных  услуг  -  возможность покрытия транспортных расходов.

Один из существенный факторов, влияющий на выбор перевозчика, является стоимость перевозки. Борьба за клиентов, неизбежная в условиях конкуренции, также может вносить коррективы в транспортные тарифы. Например, железные дороги Российской Федерации испытывают сегодня серьезную конкуренцию автомобильного транспорта в области перевозок небольших партий грузов так называемых мелких и малотоннажных отправок. Это оказывает сдерживающее влияние на рост соответствующих железнодорожных тарифов.

Умелым регулированием уровня тарифных  ставок    различных сборов можно стимулировать также спрос на дополнительные услуги,  связанные с перевозом грузов.  

Системы тарифов на различных вилах транспорта имеют свои особенности. Остановимся на их краткой характеристике.

На железнодорожном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют общие, исключительные, льготные и местные тарифы.

Общие тарифы  -  это основной вид тарифов. С их помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов.

Исключительными тарифами называются тарифы, которые устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Эти тарифы могут быть повышенными или пониженными. Они распространяются, как правило, лишь на конкретные грузы. Исключительные тарифы позволяют влиять на размещение промышленности, так как с их помощью можно регулировать стоимость перевозки отдельных видов сырья, например, каменного угля, кварцитов, руды и т. п. Повышая или понижая с помощью исключительных тарифов стоимость перевозок в различные периоды года, добиваются снижения уровня неравномерности перевозок на железных дорогах. Этой же цели служат исключительные пониженные тарифы на перевозку грузов в устойчивых направлениях движения порожних вагонов и контейнеров.

 Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог.

 Местные тарифы устанавливают начальники отдельных железных дорог. Эти тарифы, включающие в себя размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сборов, действуют в пределах данной железной дороги.

Кроме провозной платы железная дорога взимает с грузополучателей и грузоотправителей платы за дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов. Эти платы называются сборами и взыскиваются за выполнение силами железной дороги следующих операций: за хранение, взвешивание или проверку веса груза, за подачу или уборку вагонов, их дезинсекцию, за экспедирование грузов, погрузочно-разгрузочные работы, а также за ряд других операций.

Перечислим  основные факторы,  от которых зависит размер платы при перевозке грузов по железной дороге.

По железной дороге груз может быть отправлен повагонной, контейнерной, малотоннажной - весом до 25 тонн и объемом до полувагона, и мелкой отправкой -  весом до 10 тонн и объемом до 1/3 вместимости вагона.

По железной дорою груз может перевозиться грузовой, большой или пассажирской скоростью. Вид скорости определяет, сколько километров в сутки должен проходить груз.

Провозная плата может взиматься за расстояние по кратчайшему направлению, так называемое тарифное расстояние -  при перевозках грузов грузовой или большой скоростью либо за действительно пройденное расстояние - в случае перевозки негабаритных грузов или перевозки грузов пассажирской скоростью.

Тип вагона, в котором осуществляется перевозка груза. По железной дороге груз может перевозиться в универсальных, специализированных или изотермических вагонах, в цистернах или на платформах. Размер провозной платы в каждом случае будет различным.

Принадлежность вагона или контейнера. Вагон, платформа. или контейнер могут принадлежать железной дороге, быть собственностью грузополучателя или грузоотправителя.

Количество перевозимого груза - фактор, также оказывающий существенное влияние на стоимость перевозки.

На автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов:

-  сдельные тарифы на перевозку грузов;

-  тарифы на перевозку грузов на условиях платных автотонно - часов;

-  тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями;

-  тарифы из покилометрового расчета;

- тарифы за перегон подвижного состава;

-  договорные тарифы.

На размер тарифной платы оказывают влияние следующие факторы:

- расстояние перевозки;

- масса груза;

 - объемный вес груза, характеризующий возможность использования грузоподъемности автомобиля.

Каждый из тарифов на перевозку грузов автомобильным транспортом учитывает не всю совокупность факторов, а лишь некоторые из них, наиболее существенные в условиях конкретной перевозки. Например, для расчета стоимости перевозки по сдельному тарифу необходимо принять во внимание расстояние перевозки, массу груза и его класс, характеризующий степень,  использования грузоподъемности автомобиля. При расчетах по тарифу за повременное пользование грузовыми автомобилями учитывают грузоподъемность автомобиля, время его использования и общий пробег.

Во всех случаях на размер платы за использование автомобиля оказывает влияние район, в котором осуществляется перевозка. Это  объясняется устойчивыми различиями в уровне себестоимости перевозок грузов по районам. Коррективы в тарифную стоимость вносятся с помощью так называемых поясных поправочных коэффициентов.

 Перевозки в местном сообщении осуществляются одним транспортным предприятием (например, грузы от Москвы до Калуги доставляются Московской железной дорогой).

 Перевозки прямого сообщения  выполняются по одному транспортному  документу несколькими транспортными  предприятиями одного вида (например, двумя железными дорогами, как самостоятельными транспортными предприятиями, — Московской и Горьковской железными дорогами груз доставляется из Москвы в нижний Новгород).

 Перевозки прямого смешанного  сообщения также осуществляются  по одному транспортному документу, оформляемому на весь путь  следования пассажира, багажа или  груза, но предприятиями различных  видов транспорта (например, железная  дорога и пароходство в прямом  смешанном железнодорожно-водном  сообщении). Автотранспортные предприятия, порты, пристани и аэропорты включаются  в прямое смешанное сообщение  по перечням, устанавливаемым соответствующими  транспортными министерствами. Для  железнодорожных станций специальный  перечень не утверждается: все  железнодорожные станции, открытые  для операций по грузовым перевозкам, считаются включенными в это  сообщение [2].

 В зависимости от направления  морских перевозок различаются  каботажные перевозки — выполняемые  между российскими портами, и  перевозки в заграничном сообщении. Перевозки в большом каботаже  производятся между портами, расположенными  на разных морях (например, перевозки  из Мурманска во Владивосток), в малом каботаже — между  портами, расположенными в пределах  одного моря (например, между Новороссийском  и Сочи) [5].

В ГК РФ перевозкам посвящена целая глава 40, транспортной экспедиции. В нем закреплены наиболее общие принципиальные положения о перевозках и транспортной экспедиции. Детальное регулирование указанных отношений осуществляется транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

 На основании уставов (кодексов) и в пределах предоставленных  ими прав транспортные министерства  утверждают правила перевозок, обязательные  не только для транспортных  предприятий, но и для обслуживаемых  ими организаций и граждан.

 Отношения, связанные с транспортной  экспедицией, будут, помимо норм  ГК РФ, урегулированы специальным законом о транспортно-экспедиционной деятельности. До его принятия сохраняют силу нормы действующих транспортных уставов и кодексов, посвященные экспедиции.

 Отношения по перевозкам  и экспедиции могут регулироваться  и другими законами и иными  правовыми актами. Важное значение  для железнодорожного транспорта  имеет, например, Федеральный закон  от 25 августа 1995 г. «О федеральном  железнодорожном транспорте».

 Необходимым условием  повышения эффективности перевозок  является своевременное поступление  достоверной информации о функционировании звеньев проекта перевозок грузов. Информация (от латинского «information» - разъяснение, изложение) - это одна из самых сложных областей современной науки, которая является совокупностью данных об изменениях, возникающих в системе и окружающей ее среде, которая уменьшает степень неопределенности знаний о конкретном объекте и обмен данными между людьми, человеком и автоматом, или автоматом и автоматом.

 Качественное, надежное и безопасное выполнение перевозок грузов может осуществляться только при условии предоставления перевозчику достоверной информации относительно непосредственного порядка их осуществления.

Информационное обслуживание перевозчика в проектах перевозок грузов осуществляется на уровне:

  • Оперативного информирования с использованием средств связи (телекс, телеграф, телефакс);
  • Периодического информирования - (например, издание информационных бюллетеней и справочников).

На страницах информационных изданий особое внимание уделяется вопросам законодательной и нормативно-правовой базы. К основным документам в этой области относятся:

  • Материалы правового регулирования автомобильных перевозок (как в пределах страны, так и в международном сообщении)
  • Содержание международных соглашений и конвенций по автомобильному транспорту
  • Размеры налогов и сборов с автотранспортных средств (АТС)
  • Условия регулирования
  • Основные нормативно-правовые акты по организации дорожного движения

Источником оперативной и достоверной информации о фактических режимы движения АТС и соблюдения водителями требований правил труда и отдыха является бортовые контрольно-измерительные приборы (тахографы, установка которых стала весьма распространенной в последнее время, бортовые компьютеры и т.д.). Применение тахографов дает возможность получать данные о показателях, характеризующих фактическое режим работы АТС (время непосредственного управления, активный рабочее время, перерывы в работе и время отдыха), скорость движения, время, пройденный путь, расход топлива.

Существенными достижениями специалистов является разработка спутниковых систем телекоммуникации - GPS системмониторинга транспорта, управления и накопления информации о передвижении АТС. Такие системы предназначены для сбора информации, которая необходима:

Информация о работе Информационно-правовое регулирование перевозок