Антропогенные опасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 18:39, реферат

Описание работы

Человек от рождения имеет неотъемлемые права на жизнь, свободу и стремление к счастью. Свои права на жизнь, на отдых, на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, он реализует в процессе жизнедеятельности. Они гарантированы Конституцией Российской Федерации.
Жизнедеятельность - это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

Файлы: 1 файл

Реферат БЖД.docx

— 35.16 Кб (Скачать файл)

Высокими  темпами нарастает потребление  наркотиков. В настоящее время  в перечень реально действующих  негативных факторов (опасность) значителен и насчитывает более 100 видов, к  наиболее распространенным и обладающим достаточно высокими энергетическими  уровнями относятся негативные производственные факторы. Из них вредными являются: запылённость и загазованность воздуха, шум и вибрации, электромагнитные поля, ионизирующие излучения, повышенные и пониженные параметры атмосферного воздуха (температура, влажность, подвижность воздуха, давление), недостаточное и неправильное освещение, монотонность деятельности и тяжёлый физический труд и др. К травмирующим (травмоопасным) факторам относятся: электрический ток, падающие предметы, высота, движущиеся машины и механизмы, обломки разрушающихся конструкций и т.д. [4, с. 12-16]

Вредный фактор - негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению  самочувствия или заболеванию.

Травмирующий (травмоопасный) фактор - негативное воздействие  на человека, которое приводит к травме или летальному исходу.

В быту нас сопровождает также большая  гамма негативных факторов. К ним  относятся: воздух, загрязненный продуктами сгорания природного газа, выбросами ТЭС, промышленными предприятиями, автотранспорта и мусоросжигающих устройств; вода с избыточным содержанием вредных примесей; недоброкачественная пища; шум и инфразвук, вибрации; электромагнитные поля от бытовых приборов, телевизоров, дисплеев, ЛЭП, радиорелейных устройств; ионизирующие излучения (естественный фон, медицинское обследование, фон от строительных материалов, излучения приборов, предметов быта); медикаменты при избыточном и неправильном потреблении, табачный дым, бактерии и аллергены.

Мир опасностей, угрожающих личности, весьма широк и непрерывно нарастает. В производственных, городских, бытовых условиях на человека воздействуют одновременно, как правило, несколько негативных факторов. Комплекс негативных факторов, действующих в конкретный момент времени зависит от текущего состояния системы «человек - среда обитания».

Потенциальная опасность представляет угрозу общего характера, не связанного с пространством и временем. Например, в выражениях «шум вреден для человека», «углеводородные топлива пожаровзрывоопасны» говорится только о потенциальной опасности для человека шума и горючих веществ. Наличие потенциальных опасностей находит своё отражение в аксиоме: «Жизнедеятельность человека потенциально опасна». Аксиома предопределяет, что все действия человека и все компоненты среды обитания, прежде всего технические средства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать травмирующие и вредные факторы. При этом любое новое позитивное действие человека или его результат неизбежно приводят к возникновению новых негативных факторов.

Реальная  опасность всегда связана с конкретной угрозой воздействия на человека, она координирована в пространстве и во времени.

По  объектам защиты реально существующие в настоящее время системы  безопасности распадаются на следующие  виды:

· Систему личной и коллективной безопасности человека в процессе его жизнедеятельности;

· Систему охраны природной среды;

· Систему государственной безопасности;

· Систему глобальной безопасности.

Историческим  приоритетом обладают системы обеспечения  безопасности человека, который на всех этапах своего развития постоянно  стремился к обеспечению комфорта и личной безопасности. В настоящее  время эти задачи решаются в системе «безопасность жизнедеятельности» человека в техносфере. [7, с. 65-67]

Безопасность  жизнедеятельности - наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.

Предметом науки о безопасности жизнедеятельности  человека являются естественные, антропогенные и техногенные опасности, действующие в техносфере, и средства защиты человека от них.

Задачи  науки о безопасности жизнедеятельности  сводятся к:

· идентификации опасности техносферы;

· разработке и использованию средств  защиты от опасностей;

· их непрерывному контролю и мониторингу  в техносфере;

· обучению работающих и населения  основам защиты от опасностей;

· разработке мер по ликвидации последствий  проявления опасностей.

Цель  БЖД как науки - сохранение здоровья и жизни человека в техносфере, защита его от опасностей техногенного, антропогенного, природного происхождения, создание комфортных условий жизнедеятельности. [6, с. 32-33]

Многие  системы безопасности взаимосвязаны  между собой как по негативным воздействиям, так и по средствам достижения безопасности. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в техносфере почти всегда неразрывно связано с решением задач по охране природной среды (снижение выбросов и сбросов и т.п.).

Рост  техногенного и антропогенного негативного  влияния на среду обитания не всегда ограничивается нарастанием только опасностей прямого действия, например ростом концентрации токсичных примесей в атмосфере. При определённых условиях возможно появление вторичных негативных воздействий, возникающих на региональном или глобальном уровне и оказывающих негативное влияние на регионы биосферы и значительные группы людей. К ним относятся процессы образования кислотных дождей, смога, «парниковый эффект», разрушение озонового слоя Земли, накопление токсичных и канцерогенных веществ в организме животных, рыб, в пищевых продуктах.

 

  1. Возникновение и развитие научно-практической деятельности в области безопасности жизнедеятельности человека

Объективные потребности человека и общества в защите от опасностей, возникшие с появлением человека, в настоящее время достигли наивысшего уровня. Особое значение они имеют для России, где наблюдается высокая смертность населения от внешних причин (травматизм, алкоголизм, региональная заболеваемость и т.п.); высокий уровень его урбанизации; значительная изношенность технических средств и оборудования в отраслях экономики и, как следствие, высокая аварийность; низкое качество атмосферного воздуха и других компонентов среды обитания в крупных городах и промышленных регионах; нарастающее негативное влияние на здоровье людей других антропогенных и техногенных опасностей.

Не  случайно, что безопасность жизнедеятельности, как наука, возникла в России в  конце восьмидесятых годов 20 столетия и сейчас находится в стадии своего формирования. Ее становление и развитие опирается на научно-практические достижения в области техники безопасности, охраны труда, охраны окружающей среды, пожарной защиты, гражданской обороны, защиты в чрезвычайных ситуациях, на достижения в профилактической медицине, биологии и основывается на законах и подзаконных китах.

В развитие науки о БЖД большой  вклад внесли отечественные научные  школы, активно работающие в области защиты человека от вредных и травмоопасных факторов (защита от поражений электрическим током, защита от шума и вибраций, электромагнитных полей и излучений, ионизирующих излучений и т.п.). Достигнуты успехи отечественных ученных в области нормирования воздействия опасностей на человека, как в производственной среде, так и в условиях населенных мест. В последнее десятилетие в России значительный прорыв реализован в развитии и совершенствовании системы образования в области БЖД. Общее направление научной и практической деятельности в области БЖД соответствует программе действий «Повестка дня на 21 век» (Материалы Всемирного форума в Рио-де-Жанейро, 1992 г.), заложившей основы дальнейшего развития Мира. В программе указано, что единственный способ обеспечить безопасное будущее - это комплексно решить проблемы развития экономики, сохранения окружающей среды и здоровья людей. Основу решений должно составить устойчивое развитие всех процессов, всемирная экономика ресурсов, безопасные и экологические технологии, просвещение и подготовка кадров в области безопасного взаимодействия с окружающей средой. Особое внимание в программе предлагается уделить подготовке будущих руководителей всех сфер деятельности. [5, с. 12-14]

При проведении теоретических исследований и реализации защитных мер в области  БЖД следует опираться на аксиоматику, сформировавшуюся к настоящему моменту в этой области знаний:

Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие достижению ее максимальной эффективности.

Важнейшую роль в деле сохранения здоровья населения  в ближайшем будущем будет играть информация об опасностях среды обитания. Такая информация должна содержать значения и прогноз показателей негативности среды обитания, как в производственных помещениях, так и в регионах техносферы. Наличие информации об опасностях среды обитания позволит населению рационально выбирать места деятельности и проживания, успешно пользоваться методами и средствами защиты от опасностей.

Воздействие опасностей в условиях производства, города, жилища обычно проходит длительно, поэтому необходим постоянный контроль за параметрами состояния среды обитания по вредным факторам. Его реализуют системы мониторинга.

Мониторинг - слежение за состоянием среды обитания и предупреждение о создающихся  негативных ситуациях.

Информационная  стратегия государства по укреплению здоровья и профилактика болезней населения должна включать:

- регулярную информацию населения об опасностях среды обитания, в т.ч. о токсичных выбросах и сбросах, выделяемых объектами экономики в окружающую среду;

- регулярную информацию работающих о негативных факторах производства и их влияния на здоровье;

- информацию о состоянии здоровья населения региона и профессиональных заболеваниях;

- информацию о методах и средствах защиты от опасностей;

- информацию об ответственности руководителей предприятий за безопасное состояние среды обитания. [1, с. 78-80]

 

 

 

Заключение

Непрерывное взаимодействие человека с живой  и неживой природой реализуется через потоки масс веществ, энергии и информации. В тех случаях, когда эти потоки превышают предельно допустимые уровни своих значений, они приобретают способность причинять ущерб здоровью человека, наносить вред природе, разрушать материальные ценности и становятся опасными для окружающего их мира. Источники опасности имеют естественное, антропогенное или техногенное происхождение.

Мир опасностей в начале 21 века достиг своего наивысшего развития. Многообразие и высокие уровни опасностей, действующих на человека, характерны, прежде всего, для техносферы. Непрерывно нарастающие ухудшения здоровья и гибель людей от воздействия опасностей техносферы объективно требует от государства и общества принятия широких мер с использованием научного подхода в решении проблем безопасности жизнедеятельности человека в условиях техносферы.

Достижение  приемлемого уровня безопасности в  системе «человек-среда обитания»  неразрывно связано с необходимостью глубокого анализа причин роста  численности и уровня действующих  в техносфере опасностей; изучение причин принудительной потери здоровья и гибели людей; разработки и широкого применения превентивных защитных мер на производстве, в быту и в регионах техносферы. Важную роль в сохранении здоровья и жизни людей в настоящем и будущем призвана играть информационная деятельность государства в области прогнозирования опасностей среды обитания. Компетентность людей в мире опасностей и способы защиты от них - необходимое условие достижения безопасности жизнедеятельности человека на всех этапах его жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Безопасность жизнедеятельности.  Учебник для ВУЗов (СВ. Белов  и др. Под общ. Ред. С.В. Белова) 3-е изд. М, Высшая школа. 2003 г.

2. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности («Безопасность жизнедеятельности», 2004 г. №1, с. 4-10).

3. Белов СВ. Основные понятия, термины  и определения в безопасности  жизнедеятельности («Безопасность жизнедеятельности» 2002 г. №2, с. 37-40, №3_c. 37-43).

4. Безопасность жизнедеятельности.  Учебник для студентов средних  проф. Учебных заведений (С.В. Белов и др. под общ. Ред. С.В. Белова) М. Высшая школа, 2004.

5. Русак ОН и др., Безопасность  жизнедеятельности. Учебное пособие  3-е изд. СПб Изд. «Лань» 2005 г.

6. Соколов Э.М. и др. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. Тула Издат. «Гриф и К» 2006 г.

7. Ушаков и др. Безопасность жизнедеятельности.  Учебник для ВУЗов. М. МГТУ. 2006 г.

 


Информация о работе Антропогенные опасности