Аттестация рабочих мест по условиям труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 14:25, реферат

Описание работы

Проблема охраны здоровья работающих особенно актуальна в России в связи с ростом уровня смертности, инвалидности и заболеваемости среди населения трудоспособного возраста. Тесная связь между состоянием здоровья работающих и условиями труда, которая вызывает обеспокоенность в обществе, подразумевает вовлечение работодателей в дело укрепления здоровья работающих. В настоящее время в России такое участие возможно в двух основных формах:
– добровольное медицинское страхование;
– организация служб здравоохранения по месту работы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Аттестация рабочих мест по условиям труда………………………….4-5
Цели и задачи аттестации рабочих мест по условиям труда 5-7
Порядок проведения аттестации рабочих мест………..……………...7-11
Контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест..……11-15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

БЖД Зр(з)-Э81 Арефьев И.Д. Аттестация рабочих мест.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

2 степень 3 класса (3.2) - условия труда,  характеризующиеся уровнями вредных  факторов" приводящие к таким  функциональным изменениям, которые увеличивают производственно-обусловленную заболеваемость и приводят к появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний;

3 степень 3 класса (3.3) - условия труда, характеризующиеся  такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит  к развитию, как правило, профессиональных  болезней легкой и средней  степеней тяжести в периоде  трудовой деятельности, росту производственно-обусловленной заболеваемости;

4 степень 3 класса (3.4) - условия труда, при которых  могут возникать тяжелые формы  профессиональных заболеваний, отмечается  значительный рост числа хронических  заболеваний и высокие уровни  заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) условия труда, характеризующиеся уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе и тяжелых форм.

При оценке травмобезопасности классифицируются следующие условия  труда:

Оптимальные (класс 1) - оборудование и инструмент полностью соответствуют стандартам и правилам. Установлены и исправны требуемые средства защиты. Проводится инструктаж, обучение и проверка знаний по безопасности труда;

Допустимые (класс 2) - повреждения и неисправности средств защиты не приводят к нарушению их защитных функций (частичное загрязнение сигнальной окраски, ослабление отдельных крепёжных деталей и т.п.);

Опасные (класс 3) - средства защиты рабочих органов и передач (ограждения, блокировки, сигнальные устройства и др.) отсутствуют, повреждены или неисправны. Отсутствуют или не соответствуют установленным требованиям инструкции по охране труда. Не проводится обучение по безопасности труда.

Рабочее место  считается аттестованным, если на рабочем месте отсутствуют (или соответствуют допустимым величинам) опасные и вредные производственные факторы, а также выполняются требования по травмобезопасности.

При отнесении условий  труда к 3 классу рабочее место  признается условно аттестованным  с указанием соответствующего класса и степени вредности (3.1, 3.2, 3.3, 3.4, а также 3.0 - по травмобезопасности) и внесением предложений по приведению его в соответствие с нормативными требованиями по охране труда.

При отнесении условий  труда к 4 классу рабочее место  признаётся не аттестованным и подлежит ликвидации или переоснащению.

 

Результаты  аттестации рабочих мест по условиям.

Результаты работы аттестационной комиссии организации оформляются  протоколом аттестации рабочих мест по условиям труда. К протоколу прилагаются:

    • карты аттестации рабочих мест по условиям труда;
    • ведомости рабочих мест и результаты их аттестации по условиям труда, подготовленные в подразделениях организации;
    • сводная ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в организации;
    • план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда.

Документы аттестации рабочих  мест являются материалами строгой  отчётности и подлежат хранению в  течение 45 лет.

 

Контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест.

 

Порядок проведения аттестация рабочих мест регулируется Постановлением Минтруда России от 14.03.1997 № 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда». Кроме того, отдельные положения, например, периодичность проведения аттестации, могут предусматриваться в локальных актах организации.  
    Указанным выше Постановлением не предусмотрена процедура утверждения результатов аттестации на конференции трудового коллектива.  
    По результатам аттестации рабочих мест составляется ряд документов, форму которых утверждены этим же постановлением, которые подписываются председателем и членами аттестационной комиссии. Кроме того, план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, разработанный по результатам аттестации должен быть согласован с профессиональными союзами и является, как правило, приложением к коллективному договору. С результатами аттестации рабочих мест работники должны быть ознакомлены персонально под роспись. 
    Что касается возможности и порядка обжалования, то п. 5.7 этого постановления Минтруда возлагает государственный контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда на органы Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации. Представляется.

Контролируется до аттестации организацией рабочих мест, которые не подлежали в указанный период аттестации, а также аттестация всех рабочих мест по факту травмобезопасности и проведение оценки обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

 

Государственный контроль аттестации рабочих мест.

Противоречия и неточности, неоднозначное толкование целого ряда правовых норм остаются в прошлом (Федеральный закон от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в РФ») с вступлением в действие Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ». Среди новшеств вступившего в действие Закона, пожалуй, самое существенное – организация службы охраны труда: должность специалиста по охране труда вводится, если численность работников более 50 человек (раньше – 100 человек). Одновременно в ст. 217 ТК РФ введено право руководителя организации или индивидуального предпринимателя самостоятельно (лично) осуществлять охрану труда. Как и ранее, работодатель может привлечь для осуществления охраны труда специализированную организацию, но теперь установлено, что она должна иметь аккредитацию.

Из наиболее значимых изменений в разделе охраны труда, в ст. 209 ТК РФ, введены новые понятия требования охраны труда, государственная экспертиза условий труда, аттестация рабочих мест, которые ранее содержались в Федеральном законе от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об охране труда в РФ». В этой статье требования охраны труда определяются как «государственные нормативные требования» и уточняется, что они должны быть установлены правилами и инструкциями по охране труда. Эти определения в сравнении с прежней редакцией Кодекса четко устанавливают и юридически закрепляют позицию государства и обязывают работодателей разрабатывать локальные акты в соответствии с государственными нормативами требований охраны труда, в связи с чем они становятся обязательными как для работодателей, так и для работников. За неисполнение правовых норм по соблюдению технических и технологических правил безопасности труда, санитарно-гигиенических норм виновные могут быть привлечены к ответственности. В новой редакции ст. 212 ТК РФ более четко указаны требования к выдаче специальной одежды. Если ранее оговаривалось, что спец-одежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты (СИЗ), смывающие и обезвреживающие средства выдаются за счет средств работодателя, то теперь СИЗ должны быть сертифицированы, то есть отвечать требованиям государственных стандартов, санитарных правил. В этой же статье для работодателя закреплено такое положение, как доставка работника, заболевшего на рабочем месте, в медицинское учреждение, а также оказание ему первой помощи.

В разделе охраны труда ТК РФ появилась новая ст. 216.1. Ее нормы частично взяты из ст. 21 Закона от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об охране труда», который утрачивает силу по истечении 90 дней после официального опубликования Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ. Государственная экспертиза условий труда Российской Федерации представляет собой систему государственных органов, осуществляющих экспертную деятельность по условиям труда на федеральном и региональном уровнях. На федеральном уровне государственная экспертиза условий труда проводится федеральными органами исполнительной власти, а на региональном уровне – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающими вопросами охраны труда. Согласно данной статье основными задачами органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда в Российской Федерации, являются:

    • контроль над условиями и охраной труда, над качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильности предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;
    • подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях;
    • проведение государственной экспертизы условий труда на рабочих местах, при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, при производстве и внедрении новых технологий и техники, а также по запросам органов государственного надзора и контроля и судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.

На органы, осуществляющие государственную экспертизу условий  труда, возложены функции: контроля условий и охраны труда, качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильности предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда; фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествующий несчастному случаю на производстве.

Работникам подразделений  государственной экспертизы условий  труда предоставляются права:

    • беспрепятственно посещать при наличии удостоверения установленного образца предприятия всех организационно-правовых форм, притом допуск означенных работников в режимные организации должен осуществляется в установленном порядке;
    • запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций необходимую для выполнения своей деятельности документацию;
    • проводить государственную экспертизу условий труда и готовить заключения о соответствии условий труда нормативным требованиям охраны.

Тем самым государство  гарантирует работникам защиту их права  на труд в условиях, соответствующих  требованиям охраны труда. Государственное управление охраной труда осуществляется Федеральными органами исполнительной власти. Положение о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства РФ от 25.04.2003 № 244.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие  выводы.

Основным направлением государственной политики в области  охраны труда является обеспечение  приоритета сохранения жизни и здоровья работников. Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Система нормативных  правовых актов, содержащих государственные  нормативные требования охраны труда, состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, сводов правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.

Требования охраны труда  обязательны для исполнения при  осуществлении любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда. Поэтому, согласно действующему законодательству, для получения объективной оценки состояния условий труда работников, занятых на работах с опасными и вредными условиями труда проводится аттестация рабочих мест по условиям труда. Каждый работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Трудовой кодекс РФ.
  2. Ефремова О.С. Аттестация рабочих мест по условиям труда в организациях: рекомендации и нормативные документы. – М.: Альфа-пресс, 2005.
  3. Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. Постановлением Минтруда России от 24 марта 1997 г. № 12.
  4. ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения»



Информация о работе Аттестация рабочих мест по условиям труда