Аварии на авиационном транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 15:48, доклад

Описание работы

Чрезвычайными ситуациями на авиационном транспорте называются случаи частичного или полного разрушения воздушного судна.
Они подразделяются на катастрофы, аварии и поломки.
Авиационной катастрофой называется авиационное происшествие, повлекшее за собой гибель одного или более человек, полное или частичное разрушение воздушного судна или его бесследное исчезновение.
Авиационной аварией называется авиапроисшествие без человеческих жертв, но вызвавшее значительное повреждение воздушного судна так, что восстановительные работы невозможны или нецелесообразны.

Содержание работы

Введение. 2




История аварий на воздушном транспорте. 3


Особенности транспортных аварий. 5


Действия пассажиров при аварии на воздушном транспорте 6


Список использованной литературы. 10

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 30.41 Кб (Скачать файл)

 

Содержание: 

Введение. 2

 

 

 

 

История аварий на воздушном транспорте. 3

 

 

Особенности транспортных аварий. 5

 

 

Действия пассажиров при аварии на воздушном транспорте 6

 

 

Список использованной литературы. 10

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Чрезвычайными ситуациями на авиационном транспорте называются случаи частичного или полного  разрушения воздушного судна.

Они подразделяются на катастрофы, аварии и поломки.

Авиационной катастрофой называется авиационное  происшествие, повлекшее за собой  гибель одного или более человек, полное или частичное разрушение воздушного судна или его бесследное исчезновение.

Авиационной аварией называется авиапроисшествие без человеческих жертв, но вызвавшее значительное повреждение воздушного судна так, что восстановительные работы невозможны или нецелесообразны.

Авиапроисшествия - это следствия так называемых особых ситуаций, снижающих уровень безопасности полета. Они могут возникнуть из-за отказа или неисправности отдельных элементов техники, воздействия неблагоприятных внешних условий (обледенение, молния и др.), недочетов в наземном обеспечении полетов, несоблюдение правил эксплуатации и пилотирования, нарушения устойчивости и прочности самолета.

 

ИСТОРИЯ АВАРИЙ НА ВОЗДУШНОМ  ТРАНСПОРТЕ

 

Человеку  всегда было присуще желание летать. Древние сказания многих народов  повествуют о способности перемещаться в воздушном пространстве. Греческая  мифология рассказывает о Дедале, русская - о ковре-самолете. За желание  и способность летать людям всегда приходилось платить поистине высокую  цену, поскольку покорение воздушного пространства неизбежно связано  с человеческими жертвами. В истории  не сохранились точные данные о количестве людей, погибших при попытке летать с помощью искусственных крыльев, воздушных змеев, мешков с дымом. А если смельчаки и оставались живы, то на земле их ожидало судилище за "бесовское" дело. И все же 14 сентября 1783 г. в воздух поднялся первый монгольфьер (воздушный шар) с людьми на борту. Это событие дало толчок бурному развитию воздухоплавания. Однако незнание технического потенциала летающего средства, физических законов  процесса полета и физиологических  возможностей человека являлось причиной многих аварий и катастроф с воздушными шарами. Во время праздничных гуляний 6 июля 1819 г. в г. Париже был устроен  фейерверк на борту воздушного шара, наполненного водородом. Охваченный огнем  шар рухнул на город.

По мере совершенствования технических  возможностей воздушных шаров увеличивались  высота и дальность полетов, но одновременно росло и число жертв.

23 сентября 1923 г. - в небе над г. Брюсселем  (Бельгия) из-за удара молнии  сгорели три воздушных шара  вместе с экипажами.

30 января 1934 г. - на высоте 22 км у советского  стратостата оборвалась герметичная  гондола. Погибли 3 человека.

Следующим этапом в завоевании воздушного пространства стало создание дирижаблей. В отличие  от воздушных шаров они были снабжены двигателями. Дирижабли применялись  для связи, снабжения труднодоступных, удаленных районов, разведки, судов, поиска подводных лодок и минных заграждений. Первую треть двадцатого столетия дирижабли полностью господствовали в небе. Одной из причин снижения их популярности, наряду с развитием  авиации, явились многочисленные аварии и катастрофы.

21 февраля  1922 г. - американский дирижабль "Рома”  при взлете задел линию электропередачи  и загорелся. Из 45 человек, находившихся  на борту. 34 человека погибли.

20 декабря  1923 г. - во время страшного урагана  во Французской Сахаре бесследно  исчез французский дирижабль  "Диксмюде” с 50 членами экипажа на борту.

25 мая  1928 г. - катастрофа во льдах Северного  Ледовитого океана дирижабля  "Италия” конструкции У. Нобиле. После достижения Северного полюса  дирижабль на обратном пути  попал в туман и обледеневший, рухнул на ледовую поверхность.  Из 16 членов экипажа 10 человек  (один при этом погиб) в оторвавшейся  гондоле остались на льду. Шесть  человек в мотогондолах улетели на дирижабле и позднее погибли. Большая помощь разбившейся экспедиции была оказана советским ледоколом "Красин”.

4 октября  1930 г. - во Франции при низком  полете над землей от электрозамыкания загорелся английский дирижабль "К-101 ”. Из 54 человек, находившихся на борту, уцелели 8 человек, из них двое позднее скончались от ожогов.

6 мая  1937 г. - катастрофа с дирижаблем "Гинденбург”  - гордостью нацистской Германии. Перелетев через Атлантику, он  начал причаливание в г. Ньюарке (США). От атмосферного электричества вспыхнул пожар, и дирижабль огненным шаром упал на поле аэропорта. Из 36 пассажиров 13 человек либо погибли на поле, либо умерли в госпитале. Из 61 члена экипажа погибли или умерли от ран и ожогов 22 человека, погиб и техник аэродромной службы.

На смену  дирижаблям пришли самолеты и вертолеты. Бурное развитие самолетостроения привело  к многочисленным авариям и катастрофам.

Сегодня все авиационные ЧС условно объединены в три группы: при взлете, в  крейсерском полете, при посадке.

Анализ  авиакатастроф и аварий последних  лет показывает, что причины, приводящие к аваиапроисшествиям, можно объединить в следующие группы:

ошибки  человека (50 - 60 % случаев, в большинстве  случаев вина членов экипажа)

отказ техники (15 - 30 %)

воздействие внешней среды (10-20 %)

прочие (невыясненные 5 - 10 %)

ОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ АВАРИЙ (КАТАСТРОФ)

 

При организации  аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий транспортных аварий и  катастроф необходимо учитывать  следующие их особенности:

    • аварии и катастрофы происходят в пути следования, как правило, внезапно, в большинстве случаев при высокой скорости движения транспорта, что приводит к телесным повреждениям у пострадавших, часто к возникновению у них шокового состояния, нередко к гибели;
    • несвоевременное получение достоверной информации о случившемся, что ведет к запаздыванию помощи, к росту числа жертв, в том числе из-за отсутствия навыков выживания у пострадавших;
    • отсутствие, как правило, на начальном этапе работ специальной техники, необходимых средств тушения пожаров и трудности в организации эффективных способов эвакуации из аварийных транспортных средств;
    • трудность в определении числа пострадавших на месте аварии или катастрофы, сложность отправки большого их количества в медицинские учреждения с учетом требуемой специфики лечения;
    • усложнение обстановки в случае аварии транспортных средств, перевозящих опасные вещества;
    • необходимость организации поиска останков погибших и вещественных доказательств катастрофы часто на больших площадях;
    • необходимость организации приема, размещения и обслуживания (питание, услуги связи, транспортировка и др.) прибывающих родственников пострадавших и организация отправки погибших к местам их захоронения;
    • необходимость скорейшего возобновления движения по транспортным коммуникациям.

Особенности ликвидации последствий аварий (катастроф) на воздушном транспорте.

Если  авария на авиатранспорте произошла  в районе аэропорта, то непосредственная организация поиска и спасания экипажа  и пассажиров воздушного судна возлагается  на начальника аэропорта с привлечением сил и средств от авиационных  частей (предприятий и организаций), базирующихся на данном аэродроме, независимо от их ведомственной принадлежности.

Аварийно-спасательные работы в таких случаях осуществляют аварийно-спасательные команды, в которые  входят расчеты от различных служб (диспетчерской, стартовой, пожарно-спасательной, медицинской, инженерной, спецтранспорта, перевозок, милиции и др.).

Первоочередные  мероприятия по спасению людей при  такой аварии, как правило, связаны  с эвакуацией пассажиров с воздушного судна. Согласно требованиям Международной  организации гражданской авиации (ИКАО), все пассажиры должны покинуть воздушное судно через выходы, расположенные на одной стороне, за 90 секунд.

В этом случае для эвакуации людей должны использоваться все основные, служебные и запасные двери. Эвакуацию людей можно  проводить через разломы в  фюзеляже, специальные люки, сделанные  спасателями, грузовые люки, форточки в кабине экипажа. Необходимо помнить, что конструкция замков аварийных  выходов обеспечивает возможность  их открытия как изнутри салона, так и снаружи, то есть эту работу может выполнить спасатель.

При организации  аварийно-спасательных работ в случае пожара на борту воздушного судна  необходимо помнить, что: через 2-3 мин. после возникновения пламенного горения двуокись углерода в салоне достигает смертельной концентрации; температура внутри пассажирских салонов  резко нарастает по их высоте (на уровне пола - 50°С, а на высоте 1,5 м от пола - 250°С); работы по тушению пожара следует проводить в изолирующих средствах защиты.

Эвакуацию пассажиров следует проводить одновременно с тушением пожара с наветренной  стороны. Вскрытие фюзеляжа необходимо начинать с дверей, так как у  них выше пропускная способность, чем  у различных проделанных отверстий.

В случае авиакатастрофы вне зоны аэропорта  руководство организацией работ  по поиску и спасению экипажей и  пассажиров воздушных судов, потерпевших  бедствие, организуется руководителями управлений Федеральной авиационной  службы или командирами соответствующих  авиационных объединений видов  Вооруженных Сил, в зонах ответственности (зонах поисково-спасательных работ) которых произошло авиационное  происшествие.

 

ДЕЙСТВИЯ ПАССАЖИРОВ ПРИ АВАРИИ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ

 

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам и приводят к тяжелым  последствиям. Аварии при взлёте и  посадке относятся к таким, где  есть надежда на спасение, так как  они обычно происходят, когда самолёт  еще на земле или невысоко над  ней, а его скорость относительно небольшая. Более того, они, как правило, случаются в районе аэропорта, где  имеются спасательные команды и  необходимое оборудование.

В отличие  от автомобиля самолёт, налетая на стационарное сооружение или какое-либо транспортное средство, обычно не останавливается, а несётся дальше. Поэтому пассажиры  не подвергаются резким ударным воздействиям. Исключением из этого могут быть случаи, когда самолёт сталкивается с горой. В этом случае шансы на спасение мизерны.

В других случаях при возникновении аварийной  ситуации в полёте экипаж может принять  решение на вынужденную посадку. При её подготовке нужно немедленно освободить проходы и занять места  в своих креслах, спинки которых  следует привести в вертикальное положение. Кроме того, необходимо снять  очки, зубные протезы, вынуть из внутренних карманов острые предметы (авторучки, ножи, зажигалки), снять обувь на высоких каблуках, ослабить галстук  и расстегнуть воротник. После  этого положить на колени мягкие вещи для защиты головы и туловища, застегнуть и туго затянуть привязные ремни. По команде бортпроводника "Внимание, посадка!" следует наклониться  вперёд, голову закрыть мягкими вещами и положить её на руки, которыми обхватить  колени. Оставаться в такой позе нужно до полной остановки самолета. Кресло, находящееся перед вами можно  использовать для принятия другой позы: на спинку кресла положить рук в  скрещенном положении и прижать  к ним голову, ноги вытянуть и  упереться.

После остановки  самолета расстегните ремни и  подготовьтесь к эвакуации. Для экстренного покидания самолёта пассажирами и экипажем используются все основные и запасные двери, а также аварийные выходы, расположенные, как правило, с левой и правой сторон фюзеляжа. Выходы для пассажиров, подходы к ним и средства открывания имеют заметную маркировку, облегчающую их обнаружение. Все надписи подсвечиваются изнутри независимо от основной системы освещения. Устройство аварийных люков и их замков с рукоятками сделано простым, заметным и не требующим больших усилий для вскрытия. Инструкция по их открыванию нанесена на дверях (люках). В местах расположения аварийных выходов на крыло проходы между креслами шире, чем везде, и не мешают открытию люков и выходу пассажиров.

Покидая самолёт через выход с выпущенным и надутым трапом, нужно, не останавливаясь, прыгать на него, а не садиться на край, и затем съезжать вниз. Только прыжком достигается увеличение скорости эвакуации.

Есть  несколько рекомендаций, соблюдение которых позволит уменьшить или  даже избежать возможного травматизма  при авариях на взлёте и посадке:

• старайтесь надевать пальто или куртку, сделанные из трудновозгoраемых и труднорасплавляемых материалов;

Информация о работе Аварии на авиационном транспорте