Безопасность жизнедеятельности как наука. Цели и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 14:44, контрольная работа

Описание работы

Жизнедеятельность человека протекает в постоянном контакте со средой обитания, окружающими предметами, людьми. Среда обитания может оказывать благотворное или неблагоприятное влияние на состояние здоровья человека, его самочувствие и работоспособность.
Защитой человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижением комфортных условий жизнедеятельности и занимается наука БЖД – безопасность жизнедеятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Наука БЖД…………………………………………………………………….4
2. Цель, задачи и практическое значение науки……………………………….6
Заключение……………………………………………………………………….7
Библиография…………………………………………………………………….8

Файлы: 1 файл

Контрольная по ОБЖ Шалыгиной Ю.И..docx

— 19.25 Кб (Скачать файл)

Минобрнауки России 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 
Пензенская Государственная Технологическая Академия 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине: «Безопасность жизнидеятельности»  
 
на тему:

«Безопасность жизнедеятельности как наука. Цели и задачи» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 

Гр. 07ЭМ8з

Шалыгина  Ю.И.

Проверила:

Антошина  И.А. 
 
 
 
 
 

Пенза 2012 год

Содержание 

Введение………………………………………………………………………….3

1. Наука БЖД…………………………………………………………………….4

2. Цель, задачи  и практическое значение науки……………………………….6 
Заключение……………………………………………………………………….7 
Библиография…………………………………………………………………….8
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Жизнедеятельность человека протекает в постоянном контакте со средой обитания, окружающими предметами, людьми. Среда обитания может оказывать благотворное или неблагоприятное влияние на состояние здоровья человека, его самочувствие и работоспособность.

      Защитой человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижением комфортных условий жизнедеятельности и занимается наука БЖД – безопасность жизнедеятельности.

      Дисциплина "БЖД" интегрирует  области знаний по охране труда  (ОТ), охране окружающей среды (ООС) и гражданской обороне (ГО). Объединяющим ее началом стали: воздействие на человека одинаковых по физике опасных и вредных факторов среды его обитания, общие закономерности реакций на них у человека и единая научная методология, а именно, количественная оценка риска несчастных случаев, профессиональных заболеваний, экологических бедствий и т.д. БЖД базируется на достижениях и таких наук, как психология, эргономика, социология, физиология, философия, право, гигиена, теория надежности, акустика и многие другие. В итоге эта дисциплина рассматривает вопросы по БЖД со всех точек зрения, т.е. комплексно решает исследуемый вопрос. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Безопасность  жизнедеятельности  как наука 

     Безопасность жизнедеятельности  – наука о нормированном, комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания.

      Решение проблемы БЖД состоит  в обеспечении нормальных (комфортных) условий деятельности людей в  их жизни, в защите человека  и окружающей его среды (производственной, природной, городской, жилой) от  воздействия вредных факторов, превышающих  нормативно-допустимые уровни. Поддержание  оптимальных условий деятельности  и отдыха человека создаёт  предпосылки для высшей работоспособности  и продуктивности.

      Обеспечение безопасности труда  и отдыха способствует сохранению  жизни и здоровья людей за  счет снижения травматизма и  заболеваемости. Поэтому объектом  изучения БЖД является комплекс  отрицательно воздействующих явлений  и процессов в системе «человек  – среда обитания».

      Основополагающая формула БЖД  – предупреждение и упреждение  потенциальной опасности.

      Предметом изучения дисциплины  являются вопросы обеспечения  безопасного взаимодействия человека  со средой обитания и защиты  населения от опасностей в  чрезвычайных ситуациях. 

      Аксиомы БЖД:

 
      1. Всякая деятельность (бездеятельность) потенциально  опасна. 
      2. Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие её максимальной эффективности. 
      3. Все естественные процессы, антропогенная деятельность и объекты деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости или к длительному негативному воздействию на человека и среду его обитания, т.е. обладают остаточным риском. 
      4. Остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных воздействий на человека и биосферу. 
      5. Безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия. 
      6. Экологичность реальна, если негативные воздействия на биосферу не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия. 
      7. Допустимые значения техногенных негативных воздействий обеспечивается соблюдением требований экологичности и безопасности к техническим системам, технологиям, а также применениям систем экобиозащиты

(экобиозащитной техники). 
      8. Системы экобиозащиты на технических объектах и в технологических процессах обладают приоритетом ввода в эксплуатацию и средствами контроля режима работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Цель, задачи и практическое значение науки 

      Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки - защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.

      Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. Это и определяет совокупность знаний, входящих в науку о безопасности жизнедеятельности. 

      Эта дисциплина решает следующие основные задачи:

  • идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания;
  • защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;
  • ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;
  • создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.
 

      Основные функции БЖД - обеспечить безопасность труда и жизнедеятельности человека, охрану окружающей природной среды через:

  • описание жизненного пространства;
  • формирование требований безопасности к источникам негативных факторов – назначение ПДВ, ПДС, ПДЭВ, допустимого риска и т. д.;
  • организацию мониторинга состояния среды обитания и инспекционного контроля источников негативного воздействия;
  • разработку и использование средств биозащиты;
  • реализацию мер по предотвращению и ликвидации последствий ЧС;
  • обучение населения основам БЖД, подготовку специалистов всех уровней и форм деятельности.

      Практическое значение данной дисциплины исходит из целей и задач, которые реализует наука БЖД. Таким образом, основное практическое значение БЖД – это защита жизни и здоровья людей в чрезвычайных ситуациях. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Наука БЖД исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от опасностей. В современном понимании наука о БЖД изучает опасности производственной, бытовой и городской среды как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении ЧС техногенного и природного происхождения.

      Изучение курса БЖД позволяет получить, расширить и углубить знания в области анатомо-физиологических свойств человека и его реакциях на воздействие негативных факторов; комплексного представления об источниках, количестве и значимости травмирующих и вредных факторов среды обитания; принципов и методов качественного и количественного анализа опасностей; сформулировать общую стратегию и принципы обеспечения безопасности; подойти к разработке и применению средств защиты в негативных ситуациях с общих позиций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиография 

1. Безопасность  жизнедеятельности: Учебник. /Под  ред. профессора Э. А.

Арустамова. – М.: Изд. Дом «Дашков и Ко», 2000 – 678 с.

2. Гринин А.  С., Новиков В. Н. Безопасность  жизнедеятельности: учебное пособие.  – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002 – 288 с.

3. Хван Т. А., Хван П. А. Основы безопасности жизнедеятельности. Серия

«Учебники и  учебные пособия». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 – 384 с.


Информация о работе Безопасность жизнедеятельности как наука. Цели и задачи