Министерство образования и науки Российской
Федерации
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего профессионального
образования
«Российский
государственный профессионально-педагогический
университет»
Факультет
психологии и педагогики
Кафедра
РП ПФ
Реферат
Тема: Безопасность
жизнедеятельности. Основные понятия
БЖД. Принципы и методы достижения безопасности.
Выполнила: студентка 1 курса
Вандышева Н.В.
Проверил:
Екатеринбург
2015
Содержание
1. Введение
2. Основные понятия, термины
и определения БЖД.
3 Принципы и методы
достижения БЖД.
4 Место и роль знаний по безопасности
жизнедеятельности человека в современном
мире
5 Заключение.
6 Список используемых источников.
|
3
4 |
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 Введение
Жизнедеятельность человека
протекает в постоянном контакте со средой
обитания, окружающими предметами, людьми.
Среда обитания может оказывать благотворное
или неблагоприятное влияние на состояние
здоровья человека, его самочувствие и
работоспособность.
Защитой человека в техносфере
от негативных воздействий антропогенного
и естественного происхождения и достижением
комфортных условий жизнедеятельности
и занимается наука БЖД – безопасность
жизнедеятельности.
Дисциплина "БЖД" интегрирует
области знаний по охране труда (ОТ), охране
окружающей среды (ООС) и гражданской обороне
(ГО). Объединяющим ее началом стали: воздействие
на человека одинаковых по физике опасных
и вредных факторов среды его обитания,
общие закономерности реакций на них у
человека и единая научная методология,
а именно, количественная оценка риска
несчастных случаев, профессиональных
заболеваний, экологических бедствий
и т.д. БЖД базируется на достижениях и
таких наук, как психология, эргономика,
социология, физиология, философия, право,
гигиена, теория надежности, акустика
и многие другие. В итоге эта дисциплина
рассматривает вопросы по БЖД со всех
точек зрения, т.е. комплексно решает исследуемый
вопрос.
2 Основные понятия
термины и определения БЖД
Безопасность жизнедеятельности
- это область научных знаний, изучающая
общие опасности, угрожающие человеку,
и разрабатывающая соответствующие способы
защиты от них в любых условиях обитания.
Безопасность жизнедеятельности
как наука находится в стадии своего формирования.
Несомненно, она должна опираться на научные
достижения и практические разработки
в области охраны труда, окружающей среды
и защиты человека в опасных ситуациях,
на достижения в области медицины, биологии,
химии, физики и т.д.
В настоящее время вокруг человека
существует множество опасностей природного,
техногенного, социального, экологического
и др. характера. По сведениям Министерства
по делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям Российской Федерации, ежегодно
от стихийных бедствий страдают 15-20 тыс.
человек. В стране ежегодно регистрируются
более 3-5 тыс. производственных и около
50 тыс. бытовых травм. При этом более 20
тыс. человек становятся инвалидами и
более 2 тыс. погибают. Гораздо больше российских
граждан (около 250 тыс.) ежегодно погибают
от опасностей социально-криминального
характера. По данным Всемирной организации
здравоохранения (ВОЗ), смертность от несчастных
случаев занимает третье место после сердечнососудистых
и онкологических заболеваний.
Факторы, негативно действующие
на человеческий организм, принято делить
на вредные и опасные. К вредным, согласно
определению, данному в законе «Об основах
охраны труда в РФ» от 23.06.1999 г., относят
факторы, которые становятся причиной
заболеваний или снижения работоспособности
человека.
Опасными называют такие факторы,
которые могут привести к травмам и нарушению
здоровья, к инвалидности человека. Опасностью
обладают все системы, имеющие технически,
химически или биологически активные
компоненты, а также условия, не соответствующие
жизнедеятельности людей. Для взрослого
человека опасности возможны на рабочем
месте, дома, на улице, в транспорте, во
время путешествий, отдыха и т.д. Ребенка
опасности могут поджидать на улице во
время игры, по дороге в школу, во время
учебных занятий, при нахождении дома
одного и особенно в период школьных каникул.
Все опасные и вредные факторы
образуют вокруг человека опасные ситуации,
при которых возможно возникновение несчастных
случаев.
Опасная ситуация - это неблагоприятная
обстановка, в которой действуют вредные
и опасные факторы различной природы,
угрожающие здоровью, жизни человека,
его имуществу и среде обитания.
В процессе жизнедеятельности
человек может оказаться в любой опасной
ситуации (заблудился в лесу, получил травму,
подвергся нападению хулиганов и т.д.),
когда для выживания потребуется мобилизация
всех сил, умений и навыков. Такая обстановка,
где присутствует угроза жизни и здоровью
человека, называется экстремальной. При
этом ограничена или исключена возможность
помощи от других людей. По определению
группы авторов экстремальная ситуация
- это такие возникшие сложные опасности,
которые требуют для защиты жизни и здоровья
человека напряжения всех его физических
и духовных сил (М.П. Фролов, А.Т. Смирнов,
С.В. Петров, Е.Н. Литвинов и др.).
Экстремальная ситуация возникает
при нахождении человека в ледяной воде,
в пути во время снежной бури, при пожаре
и т.д. В последнее время получило широкое
распространение увлечение экстремальными
видами спорта, где «экстремалы» в сверхтяжелых,
автономных условиях существования должны
проявить все свои умения и навыки, чтобы
выжить. К возможным экстремальным ситуациям
готовят себя летчики-испытатели, космонавты,
спасатели, моряки и т.д., чьи профессии
связаны с опасностями.
Часто на определенной территории
в результате опасных социальных ситуаций,
природных явлений, техногенных аварий
и катастроф, а также экологических бедствий
нарушаются нормальные условия жизнедеятельности
людей, возникает реальная угроза их жизни
и имуществу. Такая обстановка называется
чрезвычайной ситуацией и требует определенных
усилий государственных структур и населения
по предотвращению и ликвидации ее последствий.
Безопасность - это состояние
защищенности человека, его имущества
и окружающей среды от воздействия неблагоприятных
опасных факторов.
Обеспечение безопасности и
здоровья человека, особенно подрастающего
поколения, должно быть главной целью
любого общества. Для целенаправленной
подготовки обучающихся к поведению в
возможных опасных ситуациях введены
дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
(ОБЖ) в общеобразовательных учреждениях
и «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД)
в средних и высших учебных заведениях.
Эти дисциплины изучают сложный
процесс взаимодействия человека и окружающей
среды.
Основными задачами БЖД являются:
• распознавание и оценка негативных
воздействий среды обитания;
• снижение отрицательных последствий
опасных и вредных факторов на окружающую
среду и человека;
• обучение населения, особенно
молодежи, правилам поведения, алгоритмам
действий в возможных экстремальных и
чрезвычайных ситуациях.
Воспитание любви к окружающей
среде, привитие подрастающему поколению
основных умений и навыков существования
в опасных различных ситуациях должно
стать основной целью подготовки будущего
педагога.
Модернизация системы обучения
и воспитания современного поколения
молодых людей предусматривает кардинальные
перемены в профессиональной подготовке
будущих педагогов с формированием у студентов
мировоззренческих установок здорового
образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
3 Принципы и методы
достижения БЖД
Все опасности тогда реальны, когда они
воздействуют на конкретные объекты (объекты
защиты). Объекты защиты, как и источники
опасностей, многообразны. Каждый компонент
окружающей нас среды может быть объектом
защиты от опасностей. Основное желаемое
состояние объектов защиты - безопасное.
Безопасность - состояние объекта защиты,
при котором воздействие на него всех
потоков вещества, энергии и информации
не превышает о максимально допустимых
значений. Говоря о реализации состояния
безопасности, необходимо одновременно
рассматривать объект защиты или совокупность
опасностей, действующих на него. Сегодня
реально существуют следующие системы
безопасности:
- система личной и коллективной
безопасности человека в процессе
его жизнедеятельности;
- система охраны природной среды
(биосферы);
- система государственной безопасности;
- система глобальной безопасности.
Историческим приоритетом обладают системы
обеспечения безопасности человека, который
на всех этапах своего развития постоянно
стремился к обеспечению комфорта, личной
безопасности и сохранению своего здоровья.
Принцип обеспечения безопасности - это
идея, мысль, основное положение.
Метод обеспечения безопасности - это
путь, способ достижения цели, исходящий
из знания наиболее общих закономерностей.
Принципы и методы обеспечения безопасности
относятся к частным, специальным методам
в отличие от общих методов, присущих диалектике
и логике.
Принципы обеспечения безопасности можно
подразделить на ориентирующие, технические,
организационные и управленческие.
К ориентирующим относятся: принцип активности
оператора, гуманизации деятельности,
деструкции, замены оператора, классификации,
ликвидации опасности, системности, снижения
опасности.
К техническим относятся: принцип блокировки,
вакуумирования, герметизации, защиты
расстоянием, компрессии, прочности, слабого
звена, флегматизации, экранирования.
К организационным относятся: принцип
защиты временем, информации, несовместимости,
нормирования, подбора кадров, последовательности,
эргономичности.
К управленческим относятся: принцип
адекватности контроля, обратной связи,
ответственности, плановости, стимулирования,
управления, эффективности.
Поясним некоторые принципы с примерами
их реализации. Принцип нормирования заключается
в установлении таких параметров, соблюдение
которых обеспечивает защиту человека
от соответствующей опасности. Например,
ПД К (предельно допустимые концентрации),
ПДВ (предельно допустимые выбросы), ПДУ
(предельно допустимые уровни) и др.
Принцип слабого звена состоит в том,
что в рассматриваемую систему (объект)
в целях обеспечения безопасности вводится
элемент, который устроен так, что воспринимает
или реагирует на изменение соответствующего
параметра, предотвращая опасное явление.
Примером реализации принципа слабого
звена являются разрывные мембраны, предохранители
и другие элементы, применяемые в технике.
Принцип информации заключается в передаче
и усвоении персоналом свода правил, соблюдение
которых обеспечивает соответствующий
уровень безопасности. Примеры реализации:
обучение, инструктаж, предупредительные
надписи и др.
Принцип классификации (категорирования)
состоит в делении объектов на классы
и категории по признакам, связанным с
опасностями. Например: санитарно-защитные
зоны, категории производств по взрывопожарной
опасности и др.
Для рассмотрения методов обеспечения
безопасности введем следующие определения.
Гомосфера - пространство (рабочая зона),
где находится человек в процессе рассматриваемой
деятельности.
Ноксосфера - пространство, в котором
постоянно существуют или периодически
возникают опасности.
Нужно заметить, что совмещение гомосферы
и ноксосферы недопустимо с позиции безопасности.
Безопасность обеспечивается тремя основными
методами: А, Б, В.
Метод А состоит в пространственном и/или
временном разделении гомосферы и ноксосферы.
Это достигается средствами дистанционного
управления, автоматизации, роботизации
и др.
Метод Б состоит в нормализации ноксосферы
путем исключения опасностей. Это - совокупность
мероприятий, защищающих человека от шума,
газа, пыли средствами коллективной защиты.
Метод В содержит гамму приемов и средств,
направленных на адаптацию человека к
соответствующей среде и повышение его
защищенности. Данный метод реализует
возможности профессионального отбора,
обучения, психологического воздействия,
средств индивидуальной защиты.
Следует отметить, что в реальных условиях,
как правило, указанные методы используются
совместно, в различных вариантах.
4 Место и роль знаний
по безопасности жизнедеятельности человека
в современном мире
Приступая к изучению основ
безопасности жизнедеятельности человека
в техносфере, следует определить прежде
всего место БЖД в общем объеме «знаний
о взаимодействии живых существ между
собой и окружающей средой» (Э. Геккель,
1869), изучаемых в науке экология*.
Экология – наука о доме. В экологии
главное не изучение существ, а изучение
состояния среды обитания и процессов
взаимодействия существ со средой обитания.
Объектами экологии являются биосфера,
экосистемы, сообщества (биоценоз), популяции
организмов, биотоп.
В XIX в. экологи изучали в основном
закономерности биологического взаимодействия
в биосфере, причем роль человека в этих
процессах считалась второстепенной.
В конце XIX в. и в XX в. ситуация изменилась,
экологов все чаще стала беспокоить роль
человека в изменении окружающего нас
Мира. В этот период произошли значительные
изменения в окружающей человека среде
обитания. Биосфера постепенно утрачивала
свое господствующее значение и в населенных
людьми регионах стала превращаться в
техносферу.