Безопасность жизнедеятельности в техносфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 13:14, реферат

Описание работы

Безопасность жизнедеятельности в широком смысле определяют как «науку об оптимальном взаимодействии человека со средой обитания», причем среда обитания определяется как часть пространства и совокупность реальных объектов, окружающих человека в местах его пребывания. Современный человек в своей повседневной жизни неотделим от мира машин, что нашло отражение в термине «техносфера», понимаемом как мир техники, искусственная, созданная человеком среда, входящая в биосферу и взаимодействующая с ним. И это взаимодействие со временем становится все более драматичным.

Файлы: 1 файл

Реферат Гульнара БЖД.docx

— 47.76 Кб (Скачать файл)

Введение.

Безопасность жизнедеятельности  в широком смысле определяют как  «науку об оптимальном взаимодействии человека со средой обитания», причем среда обитания определяется как часть пространства и совокупность реальных объектов, окружающих человека в местах его пребывания. Современный человек в своей повседневной жизни неотделим от мира машин, что нашло отражение в термине «техносфера», понимаемом как мир техники, искусственная, созданная человеком среда, входящая в биосферу и взаимодействующая с ним. И это взаимодействие со временем становится все более драматичным. Последние десятилетия отмечены резким ростом числа аварий, человеческих жертв, размеров экономического ущерба, деградации природной среды.

Учебная дисциплина «Безопасность  жизнедеятельности» обобщает многие данные, положения, выводы, полученные в рамках соответствующих научных направлений, и служит, таким образом, методологической базой для решения конкретных вопросов в области безопасности труда, экологической безопасности, безопасности в чрезвычайных ситуациях. Кроме этого, она интегрирует в себе элементы таких наук как физика, химия, теория надежности, физиология, гигиена, эргономика, инженерная психология, таких специальных разделов математики как алгебра логики, теория вероятностей, математическая статистика, теория катастроф.

В связи с этим выделяют ближайшую  и стратегическую задачи безопасности жизнедеятельности как научного направления. Ближайшая задача - это  обеспечение здоровых условий жизни и труда, высокой продолжительности жизни. Стратегическая задача подразумевает обеспечение выживаемости и сохранение цивилизации в условиях бурно развивающихся экологического и социального кризисов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Определение, цели, задачи, объект  и предметы изучения науки  
«Безопасность жизнедеятельности» 

 

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. В процессе жизнедеятельности человек и среда постоянно взаимодействуют друг с другом, образуя систему «человек – среда обитания».

Жизнедеятельность – это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Безопасность  жизнедеятельности (БЖД) – система знаний, обеспечивающая безопасность обитания человека в производственной и непроизводственной среде, и развитие деятельности по обеспечению безопасности в перспективе с учетом антропогенного влияния на среду обитания.

Как всякая наука, БЖД имеет  свои цель, задачи, объект и предметы изучения, средства познания и принципы, используемые для решения практических и теоретических задач.

Цель  БЖД исходит из определения этой науки и представляет собой достижение безопасности в средах обитания. Безопасность человека определяется отсутствием производственных и непроизводственных аварий, стихийных и других природных бедствий, опасных факторов, вызывающих травмы или резкое ухудшение здоровья, вредных факторов, вызывающих заболевание человека и снижение его работоспособности. Исходя из этого, цель БЖД пятиединая:

  • достижение безаварийной ситуации и готовности к стихийным бедствиям и другим проявлениям природной среды;
  • предупреждение травматизма;
  • сохранение здоровья;
  • сохранение работоспособности;
  • сохранение качества полезного труда.

Для достижения этой цели БЖД  выдвигаются научные и практические задачи. К научным задачам относится  получение новых, принципиально  нестандартных знаний в виде выявленных законов либо теоретического описания технологического процесса, математического описания явлений и т. п., помогающих решать практические задачи. К практическим задачам относится разработка конкретных практических мероприятий, обеспечивающих обитание человека без травм, аварий при сохранении его здоровья и работоспособности с высоким качеством трудовой деятельности.

Объектом  изучения БЖД как науки является среда или условия обитания человека. Эту среду по генезису (происхождению) можно классифицировать на производственную и непроизводственную.

Основным  элементом производственной среды является труд, который в свою очередь состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, составляющих структуру труда: субъекты труда, «машины» – средства и предметы труда, процессов труда, состоящих из действий как субъектов, так и машин, продуктов труда как полезных, так и побочных в виде образующихся вредных и опасных примесей в воздушной среде и т. п., производственных отношений (организационных, экономических, социально-психологических, правовых по труду, отношений, связанных с культурой труда, профессиональной культурой, эстетической и т.д.).

Природная среда в виде географо-ландшафтных, географических, климатических элементов, стихийных бедствий, в том числе пожаров от молний и др. природных источников, природных процессов в виде газовыделений из горных пород и т. п. может проявляться как в непроизводственной сфере, так и производственной, особенно в таких отраслях, как строительство, горная промышленность, геология, геодезия и др.

Все элементы, составляющие среду обитания человека, в действии становятся факторами, влияющими на БЖД. Исходя из этого, БЖД обязана рассматривать влияние этих факторов на человека как в отдельности, так и в совокупности. Только при таком системном подходе можно в комплексе реализовать конечную цель БЖД.

К предметам изучения БЖД  относятся физиологические и  психологические возможности человека с точки зрения БЖД, формирование безопасных условий, их оптимизация и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

3.Специфические особенности  производства - это совокупность технологических процессов, оборудования, машин, агрегатов, которые обладают различной степенью опасности для здоровья и безопасности работающих, например, на одном и том же предприятии могут быть производства пожароопасные, взрывоопасные и т.д.  
Обеспечение безопасного производства работ - сложный процесс, в котором можно выделить элементарные составляющие, исходные положения. Безопасный труд можно организовать за счет правильной организации производственной деятельности, которая должна начинаться с проектных решений. 
При выборе средств оснащения (оборудования и оснастки) следует стремиться к установлению их минимально необходимого состава по видам и количеству в целях предупреждения излишних трудовых, материальных затрат, а также обеспечения рационального использования площади рабочих мест и производственных помещений.  
Обоснование выбора осуществляется в период разработки ведомости оборудования (ВОБ) и ведомости оснастки. При разработке ВОБ одновременно с основным оборудованием выбираются вспомогательное и организационная оснастка, причем предпочтение отдается образцам наиболее совершенным с точки зрения требований эргономики, технической эстетики и техники безопасности.  
Выбор предметов труда (заготовки, полуфабрикаты и др.) осуществляется в период предварительного организационно-технологического проектирования и включает: предварительные оценки необходимых предметов труда по всем свойствам качества; расчеты количеств, графики подачи на рабочие места; уточнение предметов труда и определение маршрутов движения, составление и оформление ведомостей материалов и другой технологической документации.  
Выбор предметов труда влияет на содержание и объем проектных работ, предопределяет сокращение сроков проектирования и освоения технологических процессов. При этом выбор предусматривает: применение заготовок и полуфабрикатов с минимально возможной материалоемкостью, сырья по возможности с большим содержанием полезного компонента, материалов и заготовок, предопределяющих высокое качество продукции (выполняемых работ); использование пылящих материалов, как правило, в гранулах, брикетах или смоченных в воде; наиболее дешевых и менее дефицитных материалов и заготовок без ущерба для качества; менее токсичных веществ, а также материалов, при обработке которых не образуются неблагоприятные выделения, и др.  
Технологическая документация призвана обеспечить выполнение требований нормативных правовых актов по охране труда. Эти требования отражаются в комплектах документов технологических процессов (операций) изготовления или ремонта изделий, включая контроль, испытания и перемещения.  
В технологической документации в полном объеме должна отражаться информация по безопасности технологического процесса, в том числе: опасные и вредные производственные факторы, источники их возникновения и предельно допустимые значения; основные сведения о вредных свойствах предметов труда; предельно допустимые концентрации и уровни неионизирующих излучений и характер воздействия их на организм человека;  
- показатели пожаровзрывоопасности;  
- правила безопасной эксплуатации и обслуживания средств; 
- технологического оснащения, выполнения ручных работ с материалами (веществами), обладающими вредными свойствами, установки и съема заготовок и деталей;  
- требования к сбору и утилизации отходов производства, специальные требования к строительным конструкциям зданий, помещений и их содержанию, условиям допуска персонала к работе;  
- методики и перечни средств контроля опасных и вредных производственных факторов.  
Конструкция оборудования должна обеспечить быстроту, простоту, безопасность и экономию трудовых действий, полноту и качество технического обслуживания в нормальных (штатных) и экстремальных (нештатных, аварийных) условиях работы.  
В процессе конструирования оборудования следует учитывать характер решаемых задач, особенности предметно-пространственного окружения.  
Мероприятия по обеспечению безопасности производства работ можно разделить на организационные и технические.  
К организационным мероприятиям можно отнести следующие:  
1. Проведение медицинских осмотров. 
2. Заключение трудового договора (контракта) с работниками.  
3. Проведение инструктажей по охране труда, а также обучение и проверку знаний по охране труда.  
4. Разработка и обеспечение работников инструкциями по охране труда, а также производственными инструкциями (если они предусмотрены).  
5. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты. 
6. Подготовка и издание необходимых локальных актов в организации: приказов, положений, правил, протоколов и др.  
Технические мероприятия должны быть направлены на непосредственное предотвращение действия опасных и вредных производственных факторов. Как правило, эти мероприятия требуют определенных финансовых средств. Поэтому они должны включаться в коллективные договоры, соглашения по охране труда и другие планы, разрабатываемые на предприятии.  
К основным техническим мероприятиям по обеспечению безопасного производства работ относятся следующие мероприятия:  
1. Устройство и применение коллективных средств защиты.  
2. Механизация и автоматизация производства.  
3. Рациональное устройство рабочих мест с выполнением требований и норм по расстановке оборудования, обеспечения здоровых и безопасных условий труда.  
К средствам коллективной защиты относятся следующие основные средства безопасности: оградительные, предохранительные и тормозные устройства; сигнализация об опасности; разрывы и габариты безопасности; средства дистанционного управления; специальные средства безопасности.  
Оградительные устройства.  
Большая роль в создании безопасных условий труда отводится оградительным устройствам. Ограждения устраиваются для изоляции движущихся частей машин, станков и механизмов, мест вылета отлетающих частиц обрабатываемого материала, опасных по напряжению токоведущих частей оборудования, зон высоких температур и вредных излучений, участков, на которых вследствие нарушения технологического процесса может произойти взрыв. Ограждаются люки, проемы, различные каналы в производственных помещениях и на территории предприятия для предупреждения падения в них людей. Конструкция ограждения рабочих площадок, расположенных на высоте, должна препятствовать падению с высоты людей и тяжелых предметов (инструмента, материалов и т.д.). Для предупреждения случайного проникновения человека в опасную зону оградительные устройства блокируются с пуском машины.  
Предохранительные устройства.  
Предохранительные устройства служат для предупреждения аварий и поломок отдельных частей оборудования и связанных с этим опасностей травмирования рабочих.  
Авария и поломки могут произойти вследствие различных технических причин, определяющихся характером оборудования. Они могут быть вызваны перегрузкой оборудования или переходом его движущихся частей за установленные пределы, внезапным чрезмерным повышением давления пара, газа и воды, температуры, увеличением скорости движения, силы электрического тока. Причиной аварии может быть взрыв или воспламенение некоторых веществ. Предохранительные устройства автоматически срабатывают, отключая оборудование или его узел при выходе какого-либо из указанных параметров за пределы допустимых величин.  
Тормозные устройства.  
Тормозные устройства обеспечивают возможность быстрой остановки производственного оборудования или отдельных его элементов, являясь важным средством предупреждения аварий и несчастных случаев, особенно при контактной работе человека и машины. Выбор тормозной системы, исходя из требований безопасности, обосновывается расчетом времени торможения или тормозного пути в зависимости от специфических особенностей оборудования и условий его эксплуатации.  
Сигнализация об опасности.  
Сигнализация является средством предупреждения работающих о наступающей опасности. К сигнализирующим устройствам относятся световые и звуковые сигналы, знаковая сигнализация и различные указатели уровня жидкости, давления, температуры. Предохранительные устройства и блокировки безопасности автоматически устраняют возникшую опасность. Световые и звуковые сигналы подаются непосредственно перед наступлением опасности. В некоторых случаях они предупреждают, если какой-либо узел агрегата не сработал. Это делается для того, чтобы своевременно принять меры для устранения неисправности, не допустив аварии, которая может произойти, если другие части агрегата продолжают работать. Такие сигналы предупреждают человека о приближении его к опасной зоне.  
Разрывы и габариты безопасности.  
В целях безопасности труда при обслуживании технологического оборудования, обеспечения безопасности зданий и сооружений, предупреждения аварий при эксплуатации различных видов транспорта, подъемно-транспортных средств и в некоторых других случаях системой средств техники безопасности предусмотрено нормирование разрывов между производственными зданиями и сооружениями, машинами и различными устройствами и установление габаритов безопасности.  
Под разрывом и габаритами безопасности обычно понимают минимально допустимые расстояния между объектами, из которых один или оба представляют потенциальную опасность, могущую легко проявиться при меньших расстояниях между ними. Для конкретных производственных условий разрывы и габариты безопасности устанавливаются соответствующими стандартами, нормами технологического проектирования, общими и специальными правилами безопасности.  
Дистанционное управление.  
Дистанционное управление агрегатами, машинами, станками и различными технологическими процессами позволяет вывести человека из опасной зоны и облегчить его труд. Особенно большое значение дистанционное управление как средство безопасности имеет при производстве и использовании взрывчатых, токсических, легковоспламеняющихся веществ и при обработке радиоактивных материалов. Также большое значение имеет применение дистанционного управления запорной и регулирующей арматурой, когда она расположена в труднодоступных, огнеопасных и других зонах, в которых длительное пребывание обслуживающего персонала недопустимо.  
Сигнальные цвета и знаки безопасности.  
Сигнальные цвета и знаки безопасности должны своевременно возбудить внимание к опасности, они напоминают работающим о необходимости соблюдать те или другие требования, помогают быстро и безопасно ориентироваться при выполнении различных производственных операций и ремонтных работ.  
Требования к сигнальным цветам и знакам безопасности установлены в ГОСТ 12. 4. 026-01.  
Установка, монтаж, перестановка и размещение стационарного и настольного оборудования в действующих цехах, участках и других производственных помещениях производятся по утвержденным технологическим планировкам, согласованным с соответствующими службами предприятия. Планировки на размещение оборудования и установок с применением пожаро- взрывоопасных и вредных химических веществ или имеющих источники излучения вредных производственных факторов перед утверждением подлежат согласованию с местными органами санитарного и пожарного надзора.  
На планировке указываются:  
- наименование помещений, цехов, участков и т. д., масштаб изображения;  
- габаритные размеры помещений с указанием координатных осей, расположение окон и дверей;  
- категории пожаро- взрывобезопасности для каждого помещения с указанием расположения взрывоопасных смесей по категориям и группам;  
- точки подключения инженерных сетей и коммуникаций - отопления, вентиляции, водопровода и канализации, сжатого воздуха, высоковольтных и низковольтных электросетей и т. п., к которым следует подключать устанавливаемое оборудование;  
- габариты и место установки оборудования, его номер на планировке, перечень устанавливаемого оборудования, расположение рабочих мест и т. п., причем изображение оборудования выполняется по его контуру с учетом крайних перемещений движущихся частей, открывающихся дверей и применения длинномерных заготовок;  
- стационарные подъемно-транспортные средства;  
- места складирования материалов, изделий;  
- санитарно-техническое оборудование и вентиляционные установки;  
- проходы и проезды с указанием транспортных средств;  
- средства пожаротушения (пожарные краны, огнетушители);  
- краткая характеристика устанавливаемого оборудования, количественные характеристики по электроснабжению, вентиляции, воде (подача и слив), сжатому воздуху и т.п.  

 

4. Классификация  негативных факторов производства  и условий трудовой деятельности.

Человек подвергается воздействию  опасностей и в своей трудовой деятельности. Эта деятельность осуществляется в пространстве, называемом производственной средой. В условиях производства на человека, в основном, действуют техногенные, т.е. связанные с техникой, опасности, которые называются опасными и вредными производственными факторами.

Опасный производственный фактор – фактор среды и другого процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти.

К опасным производственным факторам относятся:

  • электрический ток определенной силы;
  • раскаленные тела;
  • возможность падения с высоты самого работающего либо различных деталей и предметов;
  • оборудование, работающее под давлением выше атмосферного, и др.

Вредный производственный фактор – фактор среды трудового процесса, воздействие которого на работающего при определенных условиях (интенсивности, длительности и др.) может вызвать профессиональное заболевание, временное или стойкое  снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.

К вредным производственным факторам относятся:

  • неблагоприятные метеорологические условия;
  • запыленность и загазованность воздушной среды;
  • воздействие шума,  инфра- и ультразвука, вибрации;
  • наличие электромагнитных полей, лазерного и ионизирующего излучений и др.

Все опасные и вредные  производственные факторы подразделяются на физические, химические, биологические  и  психофизиологические.

Физические  факторы – движущиеся машины  и механизмы, повышенные уровни шума и вибраций, электромагнитных и ионизирующих излучений, недостаточная освещенность, повышенный уровень статического электричества и др.;

химические – вещества и соединения, различные по агрегатному состоянию и обладающие токсическим, раздражающим, сенсибилизирующим, канцерогенным и мутагенным воздействием на организм  человека и влияющие на его репродуктивную функцию;

биологические – патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы и др.) и продукты их жизнедеятельности, а также животные и растения;

психофизиологические – физические перегрузки (статические и динамические) и нервно-психические (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).

Совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих  влияние на здоровье и работоспособность  человека в процессе труда, называются условиями труда.

Условия труда в целом  оцениваются  по четырем классам:

1-й класс – оптимальные (комфортные) условия труда обеспечивают максимальную  производительность  труда и минимальную напряженность организма человека;

2-й класс – допустимые условия труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают гигиенических нормативов для рабочих мест. Возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятное воздействие в ближайшем и отдаленном периодах на состояние здоровья работающего и его потомство. Оптимальные и допустимые условия труда безопасны;

3-й класс – вредные условия труда характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятные воздействие на организм  работающего и/или его потомство. В зависимости от уровня превышения нормативов факторы этого класса подразделяются на четыре степени вредности:

3.1.  – вызывающие обратимые функциональные изменения организма;

3.2. – приводящие к стойким функциональным изменениям и росту заболеваемости;

3.3. – приводящие к развитию  профессиональной патологии в легкой форме и росту хронических заболеваний;

3.4. – приводящие к возникновению выраженных форм профессиональных заболеваний, значительном росту хронических и высокому уровню заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

4-й класс – опасные (экстремальные) условия труда. Уровни производственных факторов этого класса таковы, что их  воздействие на протяжении рабочей смены или ее части создает угрозу для жизни и/или высокий риск  возникновения тяжелых форм острых профессиональных заболеваний.

 

 

 

5.Условия безопасной  работы.

Основные условия  безопасной работы: 
 
Первое условие безопасной работы - правильный подбор рабочих и инженерно-технических работников, обязанных обеспечить отвечающую требованиям Правил безопасную эксплуатацию объектов повышенной опасности. 
Установлен порядок предварительных, до приема на работу, и периодических медицинских осмотров работников (в том числе связанных с обслуживанием объектов повышенной опасности). Кроме прочих положительных показаний состояния здоровья, у них не должно быть болезней и увечий, мешающих нормальной и безопасной работе. Особое значение имеют острота зрения, слуха, отсутствие нарушений функций вестибулярной системы, отличная ориентация в обстановке, быстрая реакция и другие подобные качества, так как от этих работников зависит не только выполнение задания и производительность других звеньев технологического процесса, но и, самое главное, безопасность людей. Определен конкретный список противопоказаний, препятствующих приему на ту или иную работу, установлен порядок периодических медосмотров персонала.  
 
Второе условие - хорошая теоретическая и практическая подготовка, высокое профессиональное мастерство, достаточные знания производства, обслуживаемой техники, технологических процессов и требований Правил техники безопасности, обеспечивающих высокопроизводительный и безопасный труд. Выполнение этого условия должно обеспечиваться системой, порядком инструктажа, обучения и назначения кадров, предусмотренных соответствующими положениями и Правилами. 
Инструктаж персонала по охране труда и правилам техники безопасности проводится обязательно со всеми работающими, независимо от их квалификации, стажа работы, опыта, знаний.  
Общее руководство и ответственность за проведение инструктажа и обучение работающих возлагается на главного инженера предприятия, за своевременное и качественное проведение этой работы - на начальников цехов, отделов, служб, лабораторий, других руководителей. Проведение инструктажа на рабочих местах возложено на мастеров, начальников участков и других непосредственных руководителей производства.  
Инструктаж проводится вводный и на рабочем месте. Инструктаж на рабочем месте, в свою очередь, разделяется на первичный, периодический и внеочередной.  
Учет инструктажа, аттестации и переаттестации ведется в журналах или личных карточках по технике безопасности.  
Работающие в условиях повышенной опасности (на работах, к которым предъявляются повышенные требования техники безопасности) или совмещающие эти работы с основной профессией, кроме инструктажа, проходят специальное обучение, сдают экзамен квалификационной комиссии и при достаточных знаниях получают удостоверение на право самостоятельного ведения работ. Обучение по профессии и по охране труда организуется непосредственно на предприятиях или в учебных заведениях с привлечением для преподавания наиболее опытных, высококвалифицированных инженерно-технических работников и ведется по утвержденной программе, предусматривающей теоретическую и практическую подготовку рабочих.  
Теоретическая подготовка должна быть максимально приближенной к условиям производства. В ходе практического обучения на объектах с повышенной опасностью необходимо соблюдать требования Правил и инструкций о мерах безопасности, сроках обучения, стажировки и т. д. На предприятиях должен стать законом порядок, при котором к выполнению обязанностей, связанных с обслуживанием сложных агрегатов, установок и механизмов или выполнением других ответственных и опасных работ, а также обязанностей инженерно-технических работников, руководителей производства, независимо от важности участка, допускаются только лица, прошедшие специальное обучение по профессии и технике безопасности, сдавшие экзамен квалификационной комиссии и получившие удостоверение на право самостоятельной работы (или руководства работами) и назначенные соответствующим приказом, распоряжением.  
Рабочие или инженерно-технические работники, совмещающие свою основную профессию с использованием грузоподъемных кранов, других сложных машин, механизмов, аппаратуры, должны быть обучены и аттестованы с оформлением соответствующих протоколов и отметкой в личной карточке по технике безопасности. Переаттестацию рабочие проходят ежегодно, инженерно-технические работники - один раз в 3 года.  
 
Третьим условием безопасной работы следует считать определение специальными положениями, утвержденными в отрасли и на предприятиях (с учетом местных условий), конкретного перечня основных обязанностей в области охраны труда: руководителя и главного инженера предприятия, их заместителей, главных специалистов, начальников цехов и отделов, всех других инженерно-технических работников.  
 
Четвертое условие - полное соответствие зданий, сооружений, рабочих мест, оборудования, машин, оснастки, инструмента, всех других средств производства и технологических процессов требованиям соответствующих Правил техники безопасности, государственных стандартов и технических условий. Важнейшая мера в решении этого вопроса - плановая, настойчивая работа по постоянному развитию технического прогресса на основе достижений науки и техники, передового опыта, совершенствованию культуры и эстетики, имеющих решающее значение для создания комфортных и безопасных условий труда, предупреждения аварий и несчастных случаев.  
 
Пятое условие - одно из основных, определяющих - высокий уровень состояния техники безопасности.

Информация о работе Безопасность жизнедеятельности в техносфере