Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 11:02, контрольная работа
По мере развития современного производства с его масштабностью и темпами роста все большую актуальность приобретают проблемы разработки и внедрения мало и безотходных технологий. Скорейшее их решение в ряде стран рассматривается как стратегическое направление рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
I. Ведение. 2
II. Концепция безотходного производства. 3
1. Критерии безотходности. 3
2. Принципы безотходных технологий. 4
3. Требования к безотходному производству. 6
III.Основные направления безотходной и малоотходной технологии. 7
1. Энергетика. 7
2. Горная промышленность. 8
3. Металлургия. 8
4. Химическая и нефтеперерабатывающая промышленность. 9
5. Машиностроение. 9
6. Бумажная промышленность. 10
IV.Переработка и использование отходов. 11
V.Государчтвенная программа «Отходы». 13
1. Общие положения. 13
2. Информационное обеспечение. 14
3. Научно-методическое обеспечение системы. 14
4. Научно-техническое обеспечение. 16
5. Совершенствование системы управления отходами. 17
VI. Заклечение. 19
Список литературы. 20
6. Бумажная промышленность.
В бумажной промышленности необходимо в первую очередь внедрять разработки по сокращению на единицу продукции расхода свежей воды, отдавая предпочтение созданию замкнутых и бессточных систем промышленного водоснабжения; максимально использовать экстрагирующие соединения: содержащиеся в древесном сырье для получения целевых продуктов; совершенствовать процессы по отбеливанию целлюлозы с помощью кислорода и озона; улучшать переработку отходов лесозаготовок биотехнологическими методами в целевые продукты; обеспечивать создание мощностей по переработке бумажных отходов, в том числе макулатуры.
IV. ПЕРЕРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТХОДОВ.
Отходы производства - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, химических соединений, образовавшиеся при производстве продукции или выполнении работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. Отходы потребления изделия и материалы, утратившие свои потребительские свойства в результате физического или морального износа.
Отходы производства и потребления являются вторичными материальными ресурсами (ВМР), которые в настоящее время могут вторично использоваться в народном хозяйстве.
Отходы бывают токсичные и опасные. Токсичные и опасные отходы содержащие или загрязненные материалами такого рода, в таких количествах или в таких концентрациях, что они представляют потенциальную опасность для здоровья человека или окружающей среды.
В Российской Федерации ежегодно образуется около 7 млрд. тонн отходов, при этом вторично используются только 2 млрд. тонн, т. е. около 28%. Из общего объема используемых отходов около 80% -вскрышные породы и отходы обогащения направляется для закладки выработанного пространства шахт и карьеров; 2% - находят применение в качестве топлива и минеральных удобрений, и лишь 18% (360 млн. т.) используются в качестве вторичного сырья, из них 200 млн. т. в стройиндустрии.
На территории страны в отвалах и хранилищах накоплено около 80 млрд. т. твердых отходов, при этом изымаются из хозяйственного оборота сотни тысяч гектаров земель; сконцентрированные в отвалах, хвостохранилищах и свалках отходы являются источниками загрязнения поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, почв и растений.
Особую тревогу вызывает накопление в отвалах и свалках токсичных и экологически опасных отходов, общее количество которых достигло 1,6 млрд. т., что может привести к необратимому загрязнению окружающей среды. В России ежегодно образуется около 75 млн. т. высокотоксичных отходов, из них перерабатывается и обезвреживается лишь 18%.
Общая площадь организованных хранилищ для токсичных отходов составляет 11 тыс. га, при этом не учитываются неорганизованные хранилища и свалки, на которые, по некоторым данным, вывозится около 4млн. т. высокотоксичных отходов
Следует также выделить проблемы, связанные с образованием твердых бытовых отходов (ТБО) и осадков сточных вод. Ежегодно в Российской Федерации образуются 140 млн. м3 ТБО. Около 10 тыс. га дефицитных пригородных земель отчуждены для размещения полигонов ТБО, не считая множества «диких» свалок. Проблема переработки ТБО в России практически не решается, общая мощность мусороперерабатывающих и мусоросжигающих заводов составляет около 5 млн. м3/год, т. е. всего 3,5% общего объема образующихся ТБО.
Суммарное годовое количество осадков сточных вод составляет 30-35 млн. м3, или в пересчете на сухое вещество-3-3,5 млн. т.; они разнообразны по качественному составу и свойствам и содержат значительные количества ионов тяжелых металлов, токсичных органических и минеральных соединений, нефтепродуктов. На подавляющем большинстве очистных сооружений не решены вопросы удаления и переработки образующихся осадков, что приводит к бесконтрольному сбросу жидких токсичных отходов в водные объекты.
Большая доля загрязнения окружающей среды неорганизованные свалки вокруг садовых кооперативов и дачных участков. Во многих городах в каждом дворе, вокруг каждого дома образовались огромные «залежи» не убираемых и гниющих месяцами бытовых отходов. В ряде городов случайно были обнаружены подземные озера масел, дизельного топлива. Около Курской нефтяной базы на глубине 7 м обнаружено «месторождение» дизельного топлива и бензина объемом около 100 тыс. т, занимающее площадь до 10 га. Аналогичные «месторождения» найдены в Туле, Орле, Ростове и на Камчатке.
От неучтенных сбросов гибнут малые реки, особенно в Калмыкии, Башкирии, Белгородской, Воронежской, Саратовской, Челябинской, Вологодской областях.
Все эти примеры можно отнести к неучтенным загрязнениям окружающей среды - это хроническая экологическая бесхозяйственность. Если условно принять за 100% общий экологический беспорядок, то значительная его часть -30-40% приходится на последствия местной бесхозяйственности. Это огромный резерв улучшения сферы обитания человека.
Проблема переработки скапливающихся отходов становится в современных условиях одной из первоочередных проблем, которые необходимо решать немедленно для сохранения окружающей среды и своего собственного здоровья.
V. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «ОТХОДЫ».
1. Общие положения.
В целях реализации норм и положений Закона «Об охране окружающей природной среды» Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов разрабатывается Российская Государственная программа «Отходы». Основная цель этой программы состоит в обеспечении одного из условий экологически безопасного развития страны: стабилизации, а в дальнейшем сокращении загрязнения окружающей среды отходами и эконо-мии природных ресурсов за счет максимально возможного вто-ричного вовлечения отходов в хозяйственный оборот.
Программа предусматривает решение следующих задач:
· снижение объемов образования отходов на основе внедрения малоотходных и безотходных технологий;
· сокращение на основе применения новых технологических решений видов и объемов токсичных и опасных отходов;
· повышение уровня использования отходов;
· эффективное использование сырьевого и энергетического по-тенциала вторичных материальных ресурсов;
· экологически безопасное размещение отходов;
· целенаправленное распределение финансовых и иных ресурсов на удаление отходов и их вовлечение в хозяйственный оборот.
Программа должна предусмотреть единую научно обоснованную систему формирования и реализации федеральной, региональных и отраслевых программ, охватывающих комплексное решение проблемы на различных уровнях управления. По отходам, переработка которых требует создания региональных специализированных предприятий или объемы образования которых таковы, что предприятия не могут самостоятельно решить проблему использования отходов, разрабатываются региональные программы.
Отраслевые министерства и ведомства разрабатывают научнотехническую политику в области снижения объемов образования отходов и повышения уровня их использования по обезвреживанию отходов на предприятиях этих отраслей, а также соответствующие научно-технические и экологические программы и участвуют в разработке и реализации федеральной и реги-ональных программ.
Реализация Государственной программы «Отходы» предусматривается до 2010 г.
В концепции определены цели, задачи и структура программы, а также задания, необходимые для ее разработки и реализации.
2. Информационное обеспечение.
Своевременное информационное обеспечение программы - это одно из важнейших условий ее успешной разработки и реализации.
В Российской Федерации отсутствует единая информационная система по отходам. Такая информация частично содержится в статистической отчетности, а также в экологических паспортах предприятий. Однако зачастую эти паспорта не заполняются и не всегда отражают истинное экологическое состояние предприятий. В некоторых отраслях промышленности и в регионах разработаны и функционируют автоматизированные банки данных по отдельным видам отходов. Однако отсутствие единой системы накопления информации и обмена ею, а также координации деятельности указанных банков снижает их информационную ценность, приводит к дублированию информационных документов и не позволяет обеспечить полное информационное обслуживание.
В целях повышения эффективности информационного обеспечения программы должны быть разработаны система единого государственного информационного банка «Отходы» и ее структура, включающая создание информационных систем на уровне предприятия, региона, отрасли и Российской Федерации в целом. Информационный банк должен содержать сведения об отходах, технологиях, оборудовании и эффективности перера-ботки, сведения об отечественном и зарубежном научнотехническом потенциале, о проводимых и внедренных НИР и ОКР, о конъюнктуре отечественного и зарубежного рынка вторичного сырья и пр.
Создание единой информационной системы предполагается осуществлять по следующим основным направлениям: научнометодическое обеспечение системы, формирование специализированных банков и справочно-информационное обеспечение потребителей.
3. Научно-методическое обеспечение системы.
Заключается в разработке документов, определяющих организационно-функциональную структуру системы, основные принципы и направления ее развития, а также комплекса нормативнотехнических и методических документов, обеспечивающих техническую и языковую совместимость и взаимодействие подсистем.
В состав специализированных банков должны входить:
· банк сведений по полигонам, хранилищам, отвалам и другим местам хранения и захоронения отходов;
· банк внедренных технологий и оборудования по переработке отходов;
· банк отечественных и зарубежных НИР и ОКР;
· банк патентно-информационных документов;
· банк сведений об отечественных и зарубежных фирмах, предприятиях и организациях, занятых вопросами сбора, переработки и реализации отходов;
· банк сведений о конъюнктуре отечественного и международного рынков отходов.
Банк отходов должен содержать сведения об объемах отходов и источниках их образования, об объемах и направлениях их использования, лимитах размещения и размерах платежей, о физико - химических свойствах и классах токсичности, сведения о полигонах, шламо и хвостохранилищах, свалках, объектах размещения и уничтожения отходов на уровне предприятий, регионов и в целом по России.
Основой формирования информационного банка отходов могут служить данные действующих форм статистической отчетности, данные эко-логических паспортов предприятий, а также данные инвентаризации токсичных отходов предприятий.
Банк внедренных технологий и оборудования по переработке отходов должен содержать данные об основных техникоэкономических показателях производств, сведения об организациях - разработчиках и предприятиях, внедривших разработки, с указанием их адресных данных и года внедрения разработки.
Банк отечественных и зарубежных НИР и ОКР должен содержать сведения об организациях - разработчиках и сроках выполнения работ, о проектных технико - экономических показателях и стадиях разработок.
Банк патентно-информационных документов, характеризующих научный потенциал в области удаления отходов, должен содержать сведения об авторах разработки, ее сущности, новизне и источнике информации.
Банк сведений об отечественных и зарубежных фирмах, предприятиях и организациях должен содержать сведения о направлении их деятельности, научном и финансовом потенциалах, а также данные, характеризующие выпускаемую ими продукцию, адресные данные и пр.
Банк сведений о конъюнктуре отечественного и международного рынков отходов должен содержать сведения о спросе и предложении на конкретные виды отходов, сведения о купленных и проданных лицензиях и ценах на продукцию, об оборудовании и технологиях по переработке отходов и пр.
4. Научно-техническое обеспечение.
В настоящее время в Российской Федерации научные исследования и разработки в области удаления отходов осуществляются практически во всех отраслях народного хозяйства, на региональном уровне, на отдельных предприятиях, в созданных в последние годы ассоциациях и т. п. Однако разрабатываемые ими проекты касаются, как правило, только тех видов отходов, переработка которых оправдывает себя с экономической точки зрения.
При наличии множества выполненных НИР и ОКР значительная их часть остается нереализованной из-за отсутствия материальных и финансовых средств на развитие производственных мощностей по переработке отходов. К тому же отраслевой подход к переработке многих видов многокомпо-нентных отходов не позволяет осуществить их комплексную переработку.
Учитывая, что научно - технический прогресс является одним из важнейших путей успешной реализации программы, необходимо предусмотреть выполнение следующих мероприятий:
· создание единого координирующего органа по формированию технической политики в области удаления отходов;
· определение видов отходов, имеющих большое значение в качестве сырьевых ресурсов, а также отходов, вызывающих наибольшее загрязнение окружающей среды и обеспечение научных исследований в направлении их использования и размещения;
· обеспечение
· определение источников финансирования научных исследова-ний из федерального и регионального бюджетов, а также из экологических фондов, привлечение средств отечественных коммерческих структур и зарубежных инвестиций и других источников. При этом следует иметь в виду, что должны финансироваться не только проекты по переработке отходов, но и проекты, предотвращающие образование отходов;