Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 20:21, контрольная работа
Цель написания работы – изучение биологических опасностей и природу в современном мире.
В соответствие с этой целью в работе предусматривалось решить следующие задачи:
- изучить теоретически биологические опасности;
- рассмотреть природу, современный мир и их гармоническое сосуществование.
Введение……………………………………………………………………….
1. Человек в мире опасностей. Биологические опасности……………….....
2. Безопасность жизнедеятельности и окружающая природная среда.
Природа, современный мир и их гармоническое сосуществование...............
Заключение.........................................................................................................
Список использованных источников...............................................................
Содержание
Введение………………………………………………………… 1. Человек в мире опасностей. Биологические опасности………………..... 2. Безопасность жизнедеятельности и окружающая природная среда. Природа, современный мир и их гармоническое сосуществование............... Заключение.................... Список использованных
источников.................... |
3
4 8 17 18 |
Введение
Актуальность темы исследования. В жизненном процессе человек неразрывно связан с окружающей его средой обитания, при этом во все времена он был и остается зависимым от окружающей его среды. Именно за счет нее он удовлетворяет свои потребности в пище, воздухе, воде, материальных ресурсах, в отдыхе и т.п. Организм человека во многом связан с компонентам биосферы – растительностью, насекомыми, животным микроорганизмами. Он входит в глобальный круговорот веществ.
Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов (физических, химических, биологических, информационных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье и потомство.
Воздействия, способные вызывать негативные нарушения в самочувствии и здоровье людей, называются опасностями. Опасность – это свойство элементов системы «человек – среда обитания», способное причинять ущерб людям, природной среде и материальным ресурсам.
Объектом исследования является биологические опасности и природа, современный мир и их гармоническое сосуществование.
Предмет – человек в мире опасностей; безопасность жизнедеятельности и окружающая природная среда.
Цель написания работы – изучение биологических опасностей и природу в современном мире.
В соответствие с этой целью в работе предусматривалось решить следующие задачи:
- изучить теоретически биологические опасности;
-
рассмотреть природу, современный мир
и их гармоническое сосуществование.
1.Человек в мире опасностей.
Биологические
опасности
Окружающий человека мир делится на живой и не живой. Отличительной особенностью живых объектов является их способность расти и размножаться. Биологическими (био от греческого bios – жизнь) называется опасности, происходящие от живых объектов.
Все объекты живого мира можно условно разделить на несколько царств: микроорганизмы (Protista), грибы (Fungi, Mycetes), растения (Plantae), животные (Animalia), люди (Homo sapiens).
Живой мир очень разнообразен. Но есть одно общее очень важное свойство у всех живых существ – это их клеточное строение. Клетки – это кирпички, из которых состоят все живые существа, их ткани, органы и организмы в целом.
Между различными живыми существами идет постоянная борьба. В этой борьбе человек не всегда выходит победителем.
Носителями, или субстратами, биологических опасностей являются все среды обитания (воздух, вода, почва), растительность и живой мир, сами люди, искусственный мир, созданный человеком, и другие объекты.
Биологические опасности могут оказать на человека различное действие - механическое, химическое, биологическое и др.
Следствием биологических опасностей являются различные болезни, травмы разной тяжести, в том числе смертельные.
Микроорганизмы – это мельчайшие, преимущественно одноклеточные существа, видимые только в микроскоп, характеризуются огромным разнообразием видов, способных существовать в различных условиях.
Микроорганизмы выполняют полезную роль в круговороте веществ в природе, используются в пищевой и микробиологической промышленности, при производстве пива, вин, лекарств.
Некоторые виды микроорганизмов являются болезнетворными или патогенными. Они вызывают болезни растений, животных и человека.
Такие болезни, как чума, тиф, холера, малярия, туберкулез и многие другие, в отдаленные времена уносили тысячи жизней, сея суеверия и страх среди населения. Человечество долгое время не знало, что эти болезни вызываются микроорганизмами. Не было и средств борьбы с заразными болезнями. Поэтому инфекционные заболевания человека иногда приобретали массовое распространение, которое называется эпидемией или пандемией. Широкое распространение заразных болезней животных называется эпизоотией, а растений – эпифитотией.
Возбудители инфекционных болезней (вирусы, бактерии) проникают в организм с вдыхаемым воздухом, вместе с пищей и водой, при укусе кровососущими насекомыми и клещами, через кожные покровы, слизистые оболочки. Каждый возбудитель болезни имеет характерные для него «входные ворота» и первичную локализацию в организме. Вирусными заболеваниями является оспа, бешенство, грипп, энцефалит, корь, краснуха, гепатит и др.
Опасность для человека представляют не только микроорганизмы, но и макроорганизмы – растения и животные.
На земле известно около 10 тысяч видов ядовитых растений. Наиболее часто встречающимся ядовитыми растениями являются такие, как волчье лыко, вороний глаз, бузина травянистая, цикута, багульник болотный, мак снотворный, борец, олеандр, жимолость обыкновенная, белладонна.
Яды растений оказывают различные влияние на человека. Одни поражают центральную нервную систему: белена, дурман, мак; другие – органы дыхания: молочай, волчье лыко, куполь; третьи – сердечно-сосудистую систему: ландыш, вороний глаз. От белены, поражающей мозг, человек приходит в буйное состояние. У некоторых растений ядовита кора и плоды, а листья и цветки безвредны (крушина). Иногда яд содержится в цветке (гречиха) или в корнях (купальница европейская) [4; с.171]
Люди и животные по-разному реагируют на растительные яды. Например, белладонна очень опасна для человека, а для кроликов она безвредна. Некоторые люди обладают повышенной чувствительностью к ядам. Достаточно простого прикосновения к ядовитому растению, чтобы такие люди отравились. Пыльца амброзии у одних людей вызывает лихорадку, а для других она безвредна. Встречаются люди, которые не могут есть землянику. Повышенная чувствительность людей к растениям или каким-либо продуктам питания называется идиосинкразией. Особенно чувствительны к ядам дети.
С тополем связана еще одна опасность. В период его цветения много пуха собирается во дворах, вдоль заборов, у зданий. Легкий и чрезвычайно горючий тополинный пух загорается от малейшего источника огня. От вспыхнувшего пуха могут загореться деревянные строения, склады, стоящие на улице автомашины.
В огромном мире растений, кроме растений, представляющих потенциальную опасность для человека, есть растения – хищники и растения – паразиты.
Ядовиты некоторые грибы. Самый ядовитый гриб на свете – бледная поганка. Этот гриб представляет собой смертельную опасность для человека. Человек может отравиться красным мухомором, но смертельные исходы редки.
Рассмотрим некоторых животных, которые представляют потенциальную опасность для человека.
Медузы. Для них характерна способность жалить. Наибольшая опасность проникает от контакта с ее щупальцами. Мрачный факт. На морском побережье Австралии в 1880г. медуза «морская оса» стала причиной гибели 60 человек. Ее яд мгновенно парализует сердечную мыщцу.
Скорпионы. Укус этого обычно маленького насекомого болезненный и зачастую смертельный. Некоторые крупные разновидности скорпиона очень опасны и их укус ведет к летальному исходу, а укол очень болезненен (возникает опухоль, озноб, повышается температура), но жизни не угрожает. Достоверно известно лишь несколько случаев гибели детей, укушенных тропическим скорпионами.
Пауки. Паук каракурт (в переводе «черная смерть»), длиной чуть больше одного сантиметра, один из самых опасных. Смертность от его укусов около 4%. Укус каракурта вызывает психическое возбуждение укушенного, боли во всем теле, нарушение работы сердца и затрудненное дыхание. В полевых условиях рекомендуется сразу после укуса прижигать ранку спичкой. Яд паука при нагревании разрушается.
Другие опасные пауки (например, тарантул) серьезной угрозы для человека не представляют, хотя укус их болезнен.
Змеи. Самой ядовитой змеей на земле долгое время считался австралийский тайпан. Все известные случаи укуса человека тайпаном заканчивались гибелью укушенного. По новым исслеодваниям более ядовитыми считаются тигровые и морские змеи. По некоторым данным удавы и питоны опасны для человека. Однако сведения эти носят сомнительный характер.
Клещи.
Они очень опасны, могут вызвать чесотку,
клещевой энцефалит. Присосавшегося
клеща нельзя вытаскивать. Его головка
останется в коже и вызовет воспаление,
более опасное, чем сам укус. Лучше
обильно смочить клеща спиртом
или одеколоном, и клещ сам отпадет
[5; с.235].
2. Безопасность жизнедеятельности и окружающая природная среда.
Природа,
современный мир и их гармоническое сосуществование
По мере ускорения темпов технического прогресса воздействие хозяйственной деятельности человека на природу становится все более разрушительным. В настоящее время оно уже соизмеримо с действием природных факторов, что приводит к качественному изменению соотношения сил между обществом и природой. Человечество поставлено перед фактом возникновения в природе необратимых процессов, новых путей перемещения и превращения энергии и вещества. В природу попадает все больше и больше чуждых ей веществ, порой высокотоксичных для живых организмов. Часть из них не включается в естественный круговорот и накапливается в биосфере, вызывая опасность для всего живого, населяющего планету Земля.
Таким образом, нарушая законы природы, человек ухудшает обеспечение своей жизнедеятельности, несмотря ни на какие общественные и технические усовершенствования. Он стал задумываться о путях и возможностях сохранения качества среды обитания на уровне, необходимом для сохранения его здоровья и устойчивого существования и развития популяций животных, насекомых, микроорганизмов, растений. Постепенно развилось научное направление, регулирующее общественные экологические отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения жизни в настоящем и будущем.
Впервые в научную терминологию слово "экология" было введено немецким ученым Геккелем в 1866 г. и длительное время имело узкую сферу применения – в рамках биологии. Свое нынешнее значение оно получило только во второй половине XX в., когда обострились отношения между человеком и средой обитания, обществом и природой. Экология определяется как учение о взаимодействии живых организмов с окружающей природной средой обитания. Из общей экологии следует выделять важнейшую ее часть – социалъную экологию, которая является учением о взаимодействии общества с окружающей его природной средой обитания.
Какие же формы взаимодействия общества и природы сложились на современном этапе исторического развития? Принято выделять две:
-экономическая форма – потребление ресурсов природы, т. е. использование ее для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей;
-экологическая форма – охрана окружающей природной среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания.
Человек, потребляя ресурсы среды обитания для решения хозяйственных задач, еще и изменяет природную среду, которая начинает воздействовать негативно на самого человека. За всю историю цивилизации было вырублено 2/3 лесов, уничтожено более 200 видов животных и растений, запасы кислорода в атмосфере снизились на 10 млрд т, в результате неправильного ведения сельского хозяйства деградировало около 200 млн га сельхозугодий.
Негативная деятельность человека по отношению к природной среде проявляется в следующих направлениях:
-загрязнение окружающей природной среды;
-истощение природных ресурсов;
-разрушение природной среды.