Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 08:06, реферат
Около 60 лет назад выдающийся русский ученый академик В.И. Вернадский разработал учение о биосфере – оболочке Земли, населенной живыми организмами. В.И. Вернадский распространил понятие биосферы не только на организмы, но и на среду обитания. Он выявил геологическую роль живых организмов и показал, что их деятельность представляет собой важнейший фактор преобразования минеральных оболочек планеты. Он писал: «На земной поверхности нет химической силы более постоянно действующей, а поэтому более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом». Более правильно, поэтому определять биосферу как оболочку Земли, которая населена и преобразуется живыми существами.
Введение…………………………………………………………………………..3.
Биосфера, ее структура и функции……………………………………………...3.
Биосфера и человек………………………………………………………………5.
Природные ресурсы и их использование……………………………………….6.
Человек как объект безопасности……………………………………………….8.
Человек как субъект безопасности……………………………………………...9.
Заключение………………………………………………………………………11.
Список литературы……………………………………………………………...12.
Человек как объект безопасности
Говоря о «безопасности», следует подразумевать некую систему, включающую в себя одновременно и потенциальный объект воздействия - объект безопасности, и хотя бы одну опасность. При этом ситуация в случае «безопасности» такова, что все угрозы парируются либо уклонением или уничтожением источников опасности, либо защитой от их разрушительного воздействия. Безопасность достигается благодаря устойчивости, стабильности и живучести системы. Понятийный аппарат категории «безопасность» можно представить следующим образом.
Объектом называют предметы и явления реального мира, на которые направлена какая-либо деятельность. Соответственно, объектом безопасности можно считать любую систему, состояние защищенности которой необходимо обеспечить, - личность, общество и государство, а также природные и технические системы. Объекты безопасности подвергаются воздействию различных опасностей и угроз, а, следовательно, их нужно рассматривать одновременно как объекты опасностей.
Объектами безопасности выступают объекты
различного пространственно-
Объектами безопасности являются различные социальные системы: индивид, семья, группа, профессиональный коллектив, население региона, народ, нация, человечество. Соответственно выделяют несколько иерархических уровней безопасности.
Субъекты безопасности личности – государство и его институты (органы законодательной, исполнительной и судебной власти, органы власти субъектов РФ и местного самоуправления, государственные учреждения, ведомства и т. д.), общественные структуры (политические партии и объединения, общественные организации и т. п.), семья, граждане. Все их действия должны соответствовать существующим законам и основываться на балансе интересов личности, общества и государства, а также их взаимной ответственности за обеспечение безопасности.
Одним из важнейших аспектов рассматриваемой проблемы является обеспечение безопасности человека от преступных посягательств (преднамеренных убийств, насилия, посягательств на здоровье и достоинство личности, грабежей и краж личного имущества, материальных ценностей и документов, физического и психологического террора), связанных с угрозами, запугиванием, шантажом, вымогательством и другими формами воздействия на человека, в том числе информационно-психологическими (использование средств массовой коммуникации) и психофизиологическими (гипноз, психотропные и психотронные средства).
В связи с этим определенный интерес представляет концептуальная модель безопасности личности,предложенная В. И. Ярочкиным. Она помогает разобраться в совокупности опасностей, которые противостоят личности в системе «человек – социальная среда». Однако необходимо помнить, что помимо опасностей, угрожающих человеку со стороны социальной среды, он и сам нередко способствует созданиюнеблагоприятных факторов для своего и без того непростого существования. Эти факторы носят прежде всего психологический характер и проявляются в поведении человека. Они могут быть относительно устойчивыми и длительными по времени и обусловливаться неудовлетворенностью социальным положением и результатами трудовой деятельности, безразличием к окружению. Временные ситуативные факторы возникают из-за личных несообразностей во взаимоотношениях между людьми, неблагоприятных ситуаций в трудовой деятельности и пр. Часто их причины кроются в неготовности к практической деятельности, низком уровне социальной зрелости, пониженной работоспособности, утомлении и пр. Действие таких факторов ведет к конфликтам, поведенческим срывам, возникновению состояния тревоги, страха, испуга, паники и т. д.
Социальная практика показывает, что человек нарушает правила безопасного поведения по целому ряду причин:
• из-за нежелания выполнять определенные действия. Подобное поведение может быть относительно постоянным, связанным с недооценкой человеком опасности, склонностью к риску, отрицательным отношением к социальным регламентациям, отсутствием стимулов к безопасному поведению и т. д., и временным, когда человек находится в состоянии депрессии, стресса, наркотического или алкогольного опьянения;
• вследствие незнания объекта воздействия, правил безопасного поведения и способов их выполнения;
• в результате несоответствия физических и психических возможностей человека требованиям социальной практики. Такое несоответствие также может быть постоянным (недостаточная координация, недостаточная концентрация внимания, несоответствие требованиям социального окружения и пр.) и временным (переутомление, ухудшение состояния здоровья, пониженная работоспособность, депрессия, стресс, опьянение и т. д.).
Эти причины влекут за собой возникновение опасностей и угроз. Профилактические мероприятия в первом случае могут включать рекламирование (пропаганду) правил безопасности и воспитание на их основе людей; во втором – обучение и отработку навыков безопасного поведения; в третьем – социальный контроль, профессиональный отбор, медицинское обследование.
Итак, анализ системы «человек – социальная среда» показывает, что она представляет собой сложное взаимодействие человека с различными компонентами его социального окружения. Для обеспечения их взаимной безопасности требуется профилактика опасностей и угроз и подготовка всех элементов этой системы к действиям в опасных ситуациях.
Исторический опыт свидетельствует, что защита от социальных опасностей – важнейшая функция государственных и общественных структур. Она заключается прежде всего в профилактических мероприятиях, направленных на ликвидацию этих опасностей. Кроме того, необходима соответствующая подготовка человека, позволяющая ему адекватно действовать в опасных ситуациях: психологическая, информационная, юридическая, силовая и т. д. Причем в процессе обучения нужно осваивать модели поведения, учитывающие конкретные ситуации.
Человечество в своем стремлении к улучшению условий существования постоянно наращивает темпы материального производства, не задумываясь о последствиях. Например, современный человек увеличил объем привычных для природы загрязнений настолько, что она не успевает их перерабатывать. Мало того, он стал вырабатывать такие загрязнения, для переработки которых в природе пока нет соответствующих видов, а для некоторых загрязнений, к примеру радиоактивных, их никогда и не появится. Поэтому «отказ» биосферы перерабатывать плоды человеческой деятельности неизбежно будет действовать как все более нарастающий ультимативный фактор в отношении человека. Поэтому будущее человека как биологического вида предсказуемо: экологический кризис и снижение численности.
1.О безопасности: Закон Российской Федерации (в ред. указа Президента РФ от 24 декабря1993 г. № 2288). М., 1994.
2.Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2000.18 янв.
3.Безопасность жизнедеятельнос
4.Носков Ю. Г. Опасность и безопасность с позиции деятельностного подхода // Безопасность. 1999. № 1.
5.Основы теории и актуальные проблемы национальной безопасности России: Учеб. пособие/ Под ред. В. Ф. Нишевича. Екатеринбург, 2003.
6.Русак 0. Н., Малаян К. Р., Занько И. Г. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие/ Под ред. 0. Н. Русака. СПб., 2000.
7.Сухов А. Н. Социальная психология безопасности: Учеб. пособие. М., 2002.
8.ЯрочкинВ.И. Секьюритология – наука о безопасности жизнедеятельности. М., 2000.
9.Ярочкин В. И., Бузанова Я. В. Теория безопасности. М., 2005.