Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:26, реферат
Основные цели данного реферата состоят в раскрытии понятия «человеческий фактор» и определении его роли в причинах реализации опасностей.
В данной работе рассматривается деятельность человека в системе «человек – машина – окружающая среда» и её последствия. Реферат содержит разделы с конкретными примерами чрезвычайных ситуаций, возникших по вине человека. Вы также получите информацию о политике государства в отношении опасных ситуаций, причинами которых является человеческий фактор, и о современном взгляде на возможное решение данных проблем.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В ПРИЧИНАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОПАСНОСТЕЙ 4
1.1. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК – СРЕДА ОБИТАНИЯ» 4
1.2. ЧЕЛОВЕК, КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ОПАСНОСТЕЙ 4
1.3. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ 7
1.4. ЧЕЛОВЕК И ТЕХНОСФЕРА 10
ВЫВОДЫ 12
2. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ХХ-ХI ВВ. 13
2.1. ТЕХНОГЕННЫЕ АВАРИИ И КАТАСТРОФЫ 13
2.1.1. Чернобыльская катастрофа 13
2.1.2. Авария на Саяно-Шушенской гидроэлектростанции 15
2.2. ЧЕЛОВЕК, КАК ПРИЧИНА ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ НА ТРАНСПОРТЕ 16
ВЫВОДЫ 18
3. СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 19
3.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ СИТУАЦИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПО ВИНЕ ЧЕЛОВЕКА 19
3.2. СПОСОБЫ УМЕНЬШЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
ПРИЛОЖЕНИЯ 26
В результате внедрения систем программного управления производством возможности техники и технологии, ее потенциал во много раз возросли. Были созданы принципиально новые современные производства: атомные электростанции, лазерные установки, ракеты, сверхзвуковые самолеты, новые химические и биохимические технологии. Обеспечить высокую степень безопасности на современных сложных и потенциально опасных производствах возможно лишь в соединении возможностей современных технических систем оповещения, сигнализации и управления производством с высококвалифицированным персоналом, психологически подготовленным к своевременному и адекватному реагированию при возникновении условий, которые могут привести к авариям, а в случае если они все же возникли, – к действиям, направленным на смягчение их последствий и предотвращение дальнейшего развития аварии. Не бывает аварии или катастрофы без вины одного из человеческих факторов. Это обусловлено тем, что усложнение и совершенствование техники, появление еще не изученных или малоизученных возможных технических отказов и нарушений неизбежно создает предпосылки к увеличению риска возникновения аварий.
Возможности человека в предотвращении аварий до определённого момента росли за счет улучшения образования, повышения квалификации, улучшения качества отбора, использования компьютерной техники, автоматизированного управления производством, совершенствования всей системы и средств обеспечения безопасности. Тем не менее, эти возможности со временем стали все более заметно отставать от ускоренного развития и расширяющихся возможностей современной техники (прил.1). Такая ситуация связана с определенным отставанием всесторонней оценки человеком новой техники в отношении ее потенциальной опасности. Очень трудно предусмотреть все виды и варианты этой опасности на этапах создания и испытания новой техники и технологий. Человеческие ошибки, которые могут привести к возникновению аварии, происходят не только на этапе проектирования и конструирования, они могут возникнуть на всех этапах – начиная от проектирования и конструирования и кончая реконструкцией объектов и выводом их из эксплуатации.
Выводы
Нарушая законы природы, человек ухудшает обеспечение своей жизнедеятельности, несмотря ни на какие общественные и технические усовершенствования. Человек и объекты, формирующие его трудовой процесс, являются источниками опасности. В анализе деятельности человека можно отметить как внешние, так и внутренние источники опасности. Внешние источники – это состояние среды деятельности человека и ошибочные, непредвиденные действия персонала, создающие аварийные ситуации или приводящие к авариям и катастрофам. Внутренние источники опасности обусловлены личными особенностями человека, которые связаны с его социальными и психологическими свойствами.
В основе
аварийности и травматизма в выполнении
работы лежат не только инженерно-конструкторские
дефекты, но и организационно-психологические
причины самого человека. Следовательно,
существует вполне реальная опасность
частоты человеческих ошибок, вызванных
различными причинами, на всех этапах
создания и эксплуатации новой техники
и технологий.
2.1. Техногенные аварии и катастрофы
До 70-х годов ХХ века более 75% всех происшествий в техногенной сфере было вызвано техническими причинами. Сейчас прослеживается тенденция резкого смещения причин этих происшествий в сторону человеческого фактора. Это положение подтверждается при анализе причин аварий в различных отраслях промышленности и транспорта. Так, значительная доля аварий с жертвами и другими серьезными последствиями в ходе расследования их причин надзорными органами прямо или косвенно связывается с ошибками проектировщиков, изготовителей оборудования, строителей и персонала эксплуатирующих и подрядных организаций.
Представления о первостепенной роли
человеческого фактора в
2.1.1. Чернобыльская катастрофа
Из техногенных инцидентов ХХ века наиболее крупной по масштабу и по тяжести последствий была катастрофа на Чернобыльской АЭС.
О масштабах Чернобыльской
Ввиду своей масштабности, Чернобыльская катастрофа послужила мощным толчком к выявлению истинных причин наиболее тяжелых ядерных аварий и катастроф в атомной промышленности.
На Чернобыльской АЭС
Фундаментальной причиной, приведшей к Чернобыльской катастрофе, стало решение о передаче почти всех АЭС из ведения Министерства среднего машиностроения в ведение Министерства энергетики. В результате атомная энергетика СССР оказалась оторванной от своей сырьевой и производственной базы, кадрового обеспечения, от накопленного десятилетиями производственного опыта работы на ядерно-опасных предприятиях, а руководство АЭС из рук профессионалов-атомщиков перешло в руки случайных для атомной отрасли людей. Атомная, как и другие высокие технологии, требует высокой культуры производства, довольно высокого уровня общей культуры, глубоких научных и практических знаний, прежде всего в физике и технике ядерных реакторов, и немалого опыта работы с ними. Случилось так, что Чернобыльская АЭС была единственной атомной станцией, на которой ни директор, ни главный инженер не были специалистами-атомщиками. Чернобыльская АЭС, по сведениям Минэнерго, лидировала по случаям пьянства или появления в нетрезвом виде на рабочих местах.
По мнению специалистов, в случае Чернобыльской катастрофы сработал, прежде всего, человеческий фактор, который может сработать при любой технологии. Слабым звеном оказалась система управления и подготовки персонала, работающего на станции. Цепь недопустимых действий операторов на Чернобыльской АЭС в трагическую ночь с 25 на 26 апреля 1986 года и привела к взрыву на четвертом блоке. Если бы персонал был в состоянии своевременно и правильно оценить возникшую угрозу аварии и принять адекватные меры, то развитие аварийной ситуации могло бы быть предотвращено или приостановлено на самых ранних ее этапах, т.е. когда аварийная ситуация еще не переросла в аварию.
2.1.2. Авария на Саяно-Шушенской гидроэлектростанции
Авария на Саяно-Шушенской
Авария на Саяно-Шушенской ГЭС с многочисленными человеческими жертвами стала следствием целого ряда причин технического, организационного и нормативного правового характера. Большинство этих причин носит системный многофакторный характер, включая недопустимо низкую ответственность эксплуатационного персонала, недопустимо низкую ответственность и профессионализм руководства станции, а также злоупотребление служебным положением руководством станции.
Не был должным образом
2.2. Человек, как причина опасных ситуаций на транспорте
Жизнь современного общества невозможна без транспорта, современные транспортные средства обеспечивают скорость, комфортабельность, безопасность передвижения. Однако наряду с этим они являются причиной возникновения чрезвычайных ситуаций, в результате которых травмируются и гибнут люди, повреждаются или уничтожаются транспортные средства и перевозимые грузы, наносится ущерб окружающей природной среде.
Одной из причин возникновения опасных ситуаций на транспорте является человеческий фактор. Жизнь показывает, что значительная доля опасностей реализуется под воздействием и при непосредственном участии человека, обусловленных его поведением, существующими психофизиологическими особенностями и возможностями организма. Так, 60% авиакатастроф, 80% катастроф на море и 90% автокатастроф происходят исключительно по вине человека в силу разных причин психологического характера.
Исходя из проведённых исследования, первое место в списке причин возникновения автокатастроф занимает невнимательность и психологическое состояние водителя. Также многие владельцы транспортных средств отправляются в путь, находясь в нетрезвом состоянии, из-за чего становятся виновниками происшествий.
Самый распространенный вид авиакатастроф – столкновение с землей в контролируемом полете. Опять же, по данным различных экспертных организаций, подавляющее большинство их происходит из-за человеческого фактора (прил.3). Проявлениями человеческого фактора являются:
В мире в период с 1997 г. по 2012 г. произошло 496 авиакатастроф, в которых погибло около 13 тыс. человек.
К причинам опасных ошибок персонала железных дорог относятся:
Выводы
Главную опасность в работе любого
объекта атомной энергетики представляет
не устаревшее или изношенное оборудование
и даже не недостатки в конструкции
ядерного реактора, а именно человек,
его сознание, его отношение к своей работе. Человеческий фактор, чаще всего
психофизиологическое состояние человека,
присутствует и в транспортных авариях.
Невнимательность, намеренное нарушение
правил безопасности как персоналом, так
и пассажирами транспортных средств ведёт
к чрезвычайным ситуациям, последствия
которых могут иметь значительный характер
для людей.
3.1. Государственная политика Российской Федерации в отношении ситуаций, возникающих по вине человека
Человек, его действия или бездействия являются значимым фактором в причинах реализации опасностей. Деятельность человека может повлечь за собой последствия не только на локальном уровне, но и на региональном, государственном и даже более масштабном. Стоит вспомнить аварию на Чернобыльской АЭС, которая имела мировое значение и до сих пор его не утратила.
В системе «человек – машина – среда» риск возникновения антропогенных и техногенных аварий и катастроф, связанных с человеческим фактором, очень высок. Основная задача государства минимизировать роль человека, как источник опасности, сделать его деятельность безопасной для самого себя и окружающей среды.
Для выполнения этой задачи в первую очередь организовываются специально уполномоченные органы по обеспечению безопасности в различных сферах деятельности человека.
Например, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. В основные полномочия данной службы входит контроль и надзор:
Информация о работе Человеческий фактор в причинах реализации опасностей