Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 13:29, контрольная работа
Основная задача безопасности жизнедеятельности – обеспечение нормальных (комфортных) условий деятельности людей, защита человека и природной среды от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно допустимые уровни.
Основная формула БЖД – предупреждение и упреждение потенциальной опасности.
Основное положение БЖД – любая деятельность потенциально опасна.
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЖД 8
1.1 Основные понятия и определения дисциплины 8
1.2 Риск – мера опасности 10
1.3 Понятие опасности и ее классификация 11
1.4 Антропогенные негативные факторы 13
1.5 Последовательность изучения опасности 16
1.6 Принципы обеспечения безопасности 17
Контрольные вопросы к теме 1 20
2 ЧЕЛОВЕК КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК – СРЕДА» 21
2.1 Основные элементы защитной системы человека 21
2.2 Анализаторы человека 26
2.3 Функциональные состояния действующего человека 32
2.4 Психические качества человека и их связь с работоспособностью 34
2.5 Основные методы защиты человека от опасностей 37
Контрольные вопросы к теме 2 39
3 БЫТОВАЯ (ЖИЛАЯ) СРЕДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА 41
3.1 Определение бытовой среды. Основные группы неблагоприятных факторов бытовой среды 41
3.2 Влияние на здоровье человека состава воздуха жилища 44
3.2.1 Основные источники загрязнения воздуха в жилых помещениях 44
3.2.2 Электрическая характеристика воздушной среды 48
3.2.3 Влияние бытовых вредных веществ на здоровье человека 50
3.2.4 Общие правила оказания неотложной помощи при отравлении химическими веществами 58
3.3 Шумовое загрязнение жилой среды 60
3.3.1 Шум и его характеристики 60
3.3.2 Источники шума 62
3.3.3 Влияние шума на организм человека и нормативы шума 63
3.3.4 Способы снижения уровня шума 67
3.4 Вибрация в условиях жилищ 68
3.5 Электромагнитные поля (ЭМП) – неблагоприятный фактор среды обитания 70
3.5.1 Источники ЭМП 70
3.5.2 Влияние ЭМП на организм человека 72
3.5.3 Защита человека от биологического действия ЭМП 75
3.6 Ионизирующее излучение 76
3.6.1 Природа радиации 76
3.6.2 Биологическое действие ионизирующего излучения 82
3.6.3 Характеристики ионизирующего излучения 83
3.6.4 Гигиеническая регламентация ионизирующего излучения 87
3.6.5 Лучевая болезнь 90
3.6.6 Радиологические последствия испытаний ядерного оружия 93
Контрольные вопросы к теме 3 96
4 ОБЕСПЕЧЕНИЕ СВЕТОВОГО И ЦВЕТОВОГО РЕЖИМА В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ 98
4.1 Влияние естественного света на жизнедеятельность человека 98
4.2 Основные светотехнические характеристики 98
4.3 Естественное освещение и инсоляция 101
4.4 Нормирование естественного освещения 101
4.5 Расчетные методы оценки естественной освещенности 105
4.6 Совмещенное освещение 109
4.7 Искусственное освещение 109
4.8 Гигиеническая оценка искусственного освещения 111
4.9 Цветовое оформление жилища 113
Контрольные вопросы к теме №4 123
5 ПРИРОДНАЯ СРЕДА 124
5.1 Природные условия, влияющие на живые организмы 124
5.2 Понятие экологической ниши живого организма 127
5.3 Экологические факторы человека 131
5.3.1 Основные абиотические факторы воздушного бассейна 132
5.3.2 Абиотические факторы почвы 142
5.3.3 Абиотические факторы водной среды 144
5.3.4 Биотические факторы 145
5.3.5 Антропогенные факторы 149
5.4 Адаптация живых организмов к экологическим факторам 155
Контрольные вопросы к теме 5 157
Вновь прибывающие в
растущие города переселенцы часто
вынуждены осваивать
На урбанизированных
территориях техногенные
Рост численности жителей Земли стимулирует рост энергетики, транспорта, промышленности, причем прирост потребления материальных и энергетических ресурсов имеют более высокие темпы роста, чем прирост населения. По статистическим данным население США [4] в 1970 году составляло всего 7% от населения Планеты, тогда как ими было использовано 30% всей мировой электроэнергии. Во многих странах развитие энергетики достигалось (и достигается) за счет сжигания угля, мазута и природного газа, это более губительно для биосферы, чем использование энергии ветра, воды и атомной энергии. Например, в России в 1985 году на долю ТЭС приходилось 74,5% произведенной энергии; на долю ГЭС – 13,5%; на долю АЭС – 12%.
Развитие промышленности сопровождается не только увеличением выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, но и вовлечением в производство и быт новых химических элементов. В настоящее время в окружающей среде накопилось около 50 тысяч видов химических соединений, не разрушаемых деструкторами экосистем (отходы пластмасс, полиэтиленовая пленка, изоляция и др.).
Человек всегда стремился к обеспечению личной безопасности и сохранению своего здоровья на всех этапах своего развития. Это стремление стало мотивацией многих его поступков, но каждое деяние влекло за собой новые опасности: создание надежного жилища – это стремление защитить себя и свою семью от непогоды и хищных животных. Но с появлением жилища появились новые опасности и вредности: кровля жилища может обрушиться, дом – загореться, задымиться и др.
Наличие в современных жилищах бытовых приборов облегчает быт, делает его комфортным. Но одновременно это вносит целый комплекс опасностей: электромагнитные поля, повышенный уровень радиации, контакт с токсичными веществами и др.
Аналогично развиваются процессы и в производственной среде. Техническая революция внесла целый букет опасностей: создание двигателя внутреннего сгорания привело к повышению травматизма на автодорогах, потребовало защиты человека от действия отработанных газов, масел, продуктов износа шин и др.
Ряд чрезвычайных опасных ситуаций создают военные ведомства. К ним относятся повышенный радиационный и химический фон, загрязнения компонент окружающей среды ядовитыми отравляющими веществами.
Энергетический уровень естеств
Предотвращение любой опасности базируется на знании их причин. Между реализованными опасностями и их причинами возникновения наблюдается причинно-следственная связь: опасность – есть следствие некоторой (некоторых) причины, которая, в свою очередь, является следствием другой причины. Таким образом, причины и опасности образуют цепные структуры, которые, будучи изображенными графически, напоминают деревья. Поэтому при исследовании опасностей используют понятия «дерево опасностей» или «дерево причин и опасностей» [1, 10].
Процесс построения дерева многоэтапный, степень детализации диктуется только целесообразностью.
Стадия 1. Предварительный анализ опасности:
Шаг 1. Выявление всех источников опасности.
Шаг 2. Определение частей системы, которые могут вызвать выявленные опасности.
Шаг 3. Внесение ограничений в систему, т.е. исключение опасностей, которые не могут случиться.
Стадия 2. Выявление последовательности опасных ситуаций, построение дерева событий и опасностей.
Стадия 3. Анализ последствий, расчет риска.
На рис. 1.2 показано дерево опасности, которое может быть построено для анализа причин возможной смерти космонавта. Заштрихованные блоки дерева – маловероятные события, которыми при анализе можно пренебречь.
Основное желаемое состояние объектов – безопасное. Состояние безопасности достигается при условии, что действующие на объект опасности сведены до предельно допустимого минимума.
Существует четыре основных группы принципов обеспечения безопасности: ориентирующие, технические, организационные и управленческие.
1) ориентирующие:
2) технические:
3) организационные:
4) управленческие:
Рассмотрим более подробно некоторые из принципов [1, 6].
Принцип нормирования заключается в установлении таких параметров системы, соблюдение которых обеспечивает защиту человека от соответствующей опасности. Примерами использования принципа нормирования являются установление ПДК (предельно допустимой концентрации), ПДС (предельно допустимого сброса), ограничения продолжительности трудовой деятельности (введение пенсионного возраста) и др.
Принцип слабого звена – в систему вводится элемент, который реагирует на изменение некоторого параметра, предотвращая опасность, например, плавкие вставки, предохранительные клапаны и др.
Принцип информирования заключается в передаче и усвоении персоналом сведений, выполнение которых обеспечит соответствующий уровень безопасности: инструктаж, предупреждающие и запрещающие знаки, сигналы светофора и др.
Принцип категорирования состоит в делении объектов на классы или категории по признакам, связанным с опасностью; например, все вещества делят на четыре класса по степени их вредности.
Эргонометрические принципы. Эргономика – одна из наук, на которую опирается дисциплина БЖД. Эргономика – наука о комфортных условиях труда и быта или о совместимости характеристик человека и характеристик окружающей среды. Специалистами выделено 5 видов эргонометрических совместимостей:
Сенсомоторные устройства + средства отображения информации = информационная модель системы.
Информационная модель должна адекватно отображать реальную систему.
За миллионы лет в ходе эволюции у человека выработалась надежная естественная защитная система от опасностей. Как она устроена и каковы ее основные элементы?
Человек осуществляет связь со средой посредством анализаторов, которые называются органами чувств. Характеристики анализаторов необходимо учитывать при создании систем безопасности. Любой анализатор состоит из рецептора, проводящих путей и мозгового центра. Рецептор превращает энергию раздражителя в нервный импульс. Передающие пути передают импульс в кору головного мозга. Мозговой центр обрабатывает информацию и принимает в ответ на нее решение.
Основой естественной системы защиты от опасности является нервная система, которая подразделяется на центральную и периферическую [1, 4]. Центральная нервная система (ЦНС) включает в себя головной и спинной мозг и состоит из десятков миллиардов нервных клеток. Периферическую нервную систему составляют особые волокна – нервы, которые пронизывают все без исключения органы. С нервными волокнами связаны специальные чувствительные аппараты, воспринимающие сигналы внешнего мира и самого организма, которые академик И.П. Павлов назвал рецепторами (датчиками). Все рецепторы имеют специализацию: одни реагируют на укол, другие – на температуру и т.д. В зависимости от природы раздражителя датчики подразделяются на несколько групп:
Морфологически рецепторы представляют собой чувствительную клетку, снабженную, чаще всего, волосками – «ресничками». Для возбуждения фоторецептора, например, достаточно 5–10 фотонов; для обонятельного – одной молекулы вещества. При длительном воздействии раздражителя на рецептор чувствительность последнего постепенно снижается, когда действие раздражителя исчезает – чувствительность восстанавливается. С помощью анализаторов человек получает информацию об окружающем мире. Анализаторы превращают энергию раздражения в нервные импульсы, которые со скоростью около 120 м/с поступают по нервам в ЦНС. Здесь они распознаются, вырабатывается ответное решение организма, затем поступают приказы для исполнительных органов, которые совершают нужные действия. Таким образом, нервная система, обеспечивая реакцию организма на внешние раздражители, приводит организм в равновесие с окружающей средой. Эту деятельность физиолог И.М. Сеченов назвал рефлекторной. Благодаря рефлекторной деятельности организм человека защищен от опасностей (в рамках возможностей человека).
При описании анализаторов используют следующие характеристики:
Информация о работе Человек как элемент системы «Человек- среда"