Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 19:06, реферат
Деятельность человека осуществляется в условиях среды обитания, которая представляет собой совокупность факторов, способных оказывать прямое или косвенное влияние на состояние человека, на его здоровье и потомство. Данное влияние может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Негативные последствия проявляются главным образом в чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это нарушение нормальных условий жизнедеятельности людей на определенной территории, вызванное, аварией, катастрофой, стихийным или экологическим бедствием, а также массовым инфекционным заболеванием, которые могут приводить к людским или материальным потерям. ЧС классифицируются по характеру источника и по масштабам.
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"Российский экономический университет
имени Г.В. Плеханова"
Факультет экономики
торговли и товароведения
Кафедра таможенного дела
Реферат
По дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
На тему: «Чрезвычайные ситуации техногенного характера»
Выполнила
студентка группы 6109 ТАД
очной формы обучения
Факультета экономики торговли и товароведения
Мизюрева Ольга Леонидовна
Приняла Коваль Елена Викторовна
Москва - 2015
Деятельность человека осуществляется в условиях среды обитания, которая представляет собой совокупность факторов, способных оказывать прямое или косвенное влияние на состояние человека, на его здоровье и потомство. Данное влияние может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Негативные последствия проявляются главным образом в чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это нарушение нормальных условий жизнедеятельности людей на определенной территории, вызванное, аварией, катастрофой, стихийным или экологическим бедствием, а также массовым инфекционным заболеванием, которые могут приводить к людским или материальным потерям. ЧС классифицируются по характеру источника и по масштабам.
Особый вид ЧС представляет ЧС техногенного характера. Как правило, такие ситуации связаны с производственной деятельностью человека и могут протекать с загрязнением окружающей среды или без ее загрязнения. В зависимости от масштаба, чрезвычайные происшествия (ЧП) делятся на аварии, при которых наблюдаются разрушения технических систем, сооружений, транспортных средств, но нет человеческих жертв, и катастрофы, при которых наблюдается не только разрушение материальных ценностей, но и гибель людей.
К сожалению, количество
аварий во всех сферах производственной
деятельности неуклонно растет. Изучение
причин возникновения производственных
аварий свидетельствует об их большом
внешнем разнообразии, но в сущности эти
причины можно объединить в три основные
группы:
Первая - это недостаточно ответственное
отношение работников при проектировании
предприятий к требованиям техники и не
менее халатное отношение отдельных руководителей
к выполнению этих требований, отсутствие
постоянного контроля за взрывоопасными
и легковоспламеняющимися участками.
Вторая группа причин обусловлена тем,
что еще не все явления достаточно познаны.
Иногда обнаруживалось, что различные
химические вещества при определенных
сочетаниях вступали в бурную реакцию
и вызывали взрывы или самовозгорания.
Третья - производственные аварии могут
быть следствием воздействия внешних
природных факторов, в том числе стихийных
бедствий, проектно-производственных
дефектов сооружений, нарушения правил
их эксплуатации и технологических процессов
производства.
И аварии, и катастрофы возникают внезапно, и, хотя, как правило, имеют локальный характер, их экологические последствия могут распространяться на большие расстояния и захватывать большие площади.
В соответствии с установленной
классификацией к чрезвычайным ситуациям
техногенного характера относят:
1. Транспортные аварии (катастрофы) на
всех видах транспорта.
2. Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах
3. Аварии с выбросом (угрозой выброса)
сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ).
4. Аварии на радиационно-опасных объектах
5. Аварии на коммунальных системах обеспечения.
6. Гидродинамические аварии.
Транспортные аварии (катастрофы) на всех видах транспорта.
На сегодня любой вид транспорта представляет потенциальную опасность. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес и значительную степень тревоги.
На железнодорожном транспорте: ЧС могут быть вызваны столкновением поездов, их сходом с рельсов, пожарами и взрывами. При возгорании непосредственную опасность для пассажиров представляют огонь и дым, а также удары о конструкции вагонов, что может привести к ушибам, переломам или гибели людей. Для уменьшения последствий возможной аварии пассажиры должны строго соблюдать правила поведения в поездах.
В метрополитене: ЧС на станциях, в тоннелях, в вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружения в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также в результате падения пассажиров с платформы на пути.
На автомобильном транспорте: Одним из правил безопасности является неукоснительное выполнение требований дорожных знаков. Если же вопреки принимаемым мерам не удается избежать дорожно-транспортного происшествия, то необходимо управлять машиной до последней возможности, принимая все меры для того, чтобы уйти от удара со встречным автомобилем, т.е. свернуть в кювет, кустарник или забор. Если же это неосуществимо – перевести лобовой удар в скользящий боковой. При этом нужно упереться ногами в пол, голову наклонить вперед между рук., напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо или переднюю панель. Пассажир, находящийся на заднем сидении, должен закрыть голову руками и завалиться набок. Если рядом ребенок, крепко прижать его, накрыть собой и также упасть набок. Наиболее опасное место – переднее сидение, поэтому детям до 12 лет запрещается сидеть на нем. Как правило, после удара двери заклинивает, и выходить приходится через окно. Машина, упавшая в воду, может некоторое время держаться на плаву. Выбираться из нее нужно через открытое окно.
На морском и речном транспорте: Ежегодно в мире происходит около 8 тыс. кораблекрушений, при которых гибнет свыше 2 тыс. человек. При кораблекрушении по распоряжению капитана спасательная команда осуществляет посадку пассажиров в шлюпки и на плоты в следующей последовательности: вначале женщины и дети, раненые и старики, а затем – здоровые мужчины. В шлюпки загружается также питьевая вода, лекарства, продовольствие, одеяла и др. Все плавучие средства со спасенными должны держаться вместе и, если есть возможность, плыть к берегу или к трассе прохождения пассажирских судов. Необходимо организовать дежурство по наблюдению за горизонтом, воздухом; пищу и воду расходовать экономно; нужно помнить, что человек без воды может прожить от трех до десяти суток, тогда как без пищи – более месяца.
На авиационном транспорте: Пассажиры обязаны занимать места согласно номерам, указанным в авиабилетах. Садиться в кресло следует так, чтобы в случае аварии не травмировать ноги. Для этого ноги необходимо упереть в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под расположенное впереди кресло. Заняв свое место, пассажир должен выяснить, где находятся аварийные выходы, медицинская аптечка, огнетушители, спасательный жилет. При взлете и посадке пассажир должен пристегнуть ремни безопасности. При аварийной посадке самолета эвакуация осуществляется через аварийные выходы по надувным трапам.
Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах
Пожаро- и взрывоопасные объекты (ПВОО) – предприятия, на которых производятся, хранятся, транспортируются взрывоопасные продукты или продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию или взрыву. К ним прежде всего относят производства, где используются взрывчатые и имеющие высокую степень возгораемости вещества, а также железнодорожный и трубопроводный при доставке пожаро- и взрывоопасных грузов.
Все ПВОО подразделяются па шесть категорий: А, Б, В, Г, Д, Е. Особенно опасны объекты, относящиеся к категории А, Б, В. Категория А – нефтеперерабатывающие заводы, химические предприятия, трубопроводы, склады нефтепродуктов. Категория Б – цехи приготовления и транспортировки угольной пыли, древесной муки, сахарной пудры. Категория В – лесопильные, деревообрабатывающие, столярные, лесопильные производства.
Возникновение пожаров прежде всего зависит от степени огнестойкости coopyжeний. Все строительные материалы, а следовательно, и конструкции из них делятся на три группы: Несгораемые – материалы, которые под воздействием огня не воспламеняются, не тлеют и не обугливаются. Трудносгораемые – материалы, которые под воздействием огня с трудом воспламеняются, тлеют или обугливаются и продолжают гореть при наличии источника огня. Сгораемые – материалы, которые под воздействием огня воспламеняются или тлеют и продолжают гореть и тлеть после удаления источника огня.
Пожары на крупных промышленных предприятиях и в населенных пунктах подразделяются на отдельные и массовые. Отдельные – пожары в здании или сооружении. Массовые – это совокупность отдельных пожаров, охвативших более 25% зданий.
Аварии на ПВОО вызываются в основном взрывами емкостей и трубопроводов с легковоспламеняющимися и взрывоопасными жидкостями и газами, коротким замыканием электропроводки, взрывами и возгоранием некоторых веществ и материалов. Пожары при промышленных авариях вызывают разрушения сооружений из-за сгорания или деформации их элементов от высоких температур.
Пожаро-, взрывоопасные явления характеризуются следующими факторами:
– воздушной ударной волной, возникающей при разного рода взрывах газо-воздушных смесей, резервуаров с перегретой жидкостью и резервуаров под давлением;
– тепловым излучением пожаров и разлетающимися осколками;
– действием токсичных веществ, которые применялись в технологическом процессе или образовались в ходе пожара или других аварийных ситуаций.
Относительные показатели количества пожаров в России к числу населения в 3,5 раза превышают аналогичные показатели в развитых странах, а показатели гибели людей у нас в результате пожаров превосходят их в 4 – 9 раз.
Аварии с выбросом (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ).
Аварийные выбросы сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ) могут произойти при повреждениях и разрушениях емкостей при хранении, транспортировке или переработке.
Сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ) при авариях способны переходить в атмосферу и вызывать массовое поражение людей. Применяются они в промышленности и других отраслях, при выбросе (выливе) могут приводить к заражению воздуха с поражающими концентрациями. Кроме того, некоторые нетоксичные вещества в определенных условиях (взрыв, пожар) в результате химической реакции могут образовать СДЯВ. В случае аварии происходит не только заражение приземного слоя атмосферы, но и заражение водных источников, продуктов питания, почвы.
Химически опасный объект (ХОО) – предприятие народного хозяйства, при аварии или разрушении которого могут произойти массовые поражения людей, животных и растений сильнодействующими ядовитыми веществами (СДЯВ). Главный поражающий фактор при авариях на ХОО – химическое заражение приземного слоя атмосферы, приводящее к поражению людей, находящихся в зоне действия СДЯВ. Его масштабы характеризуются размерами зон заражения.
Классификация аварий в зависимости от степени опасности:
– частная –не связанная с выбросом СДЯВ, либо произошла незначительная утечка ядовитых веществ;
– объектовая – авария, связанная с утечкой СДЯВ из технологического оборудования или трубопроводов. Глубина пороговой зоны менее радиуса санитарно-защитной зоны вокруг предприятия;
– местная – авария, связанная с разрушением целого склада СДЯВ. Облако достигает зоны жилой застройки, проводятся эвакуация из ближайших жилых районов.
– региональная – авария со значительным выбросом СДЯВ. Наблюдается распространение облака в глубь жилых районов;
– глобальная – авария с полным разрушением всех хранилищ со СДЯВ на крупных химически опасных предприятиях.
Аварии на радиационно опасных объектах
Атомная наука и техника таят в себе огромные возможности, но вместе с тем и большую опасность для людей и окружающей среды, о чем свидетельствуют аварии на атомных станциях в США, Англии, Франции, Японии и в СССР (Чернобыльская). Атомные установки эксплуатируются на ледоколах и лихтеровозах, на крейсерах и подводных лодках, в космических аппаратах. Ядерные материалы приходится возить, хранить, перерабатывать. Все эти операции создают дополнительный риск радиоактивного загрязнения окружающей среды, поражения людей, животных и растительного мира.
Устанавливаются следующие основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения на территории России в результате использования источников ионизирующего излучения:
– для населения средняя годовая эффективная доза равна 0,001 зиверта (1 мЗв) или эффективная доза за период жизни (70 лет) – 0,07 зиверта (70 мЗв);
– для работников средняя годовая эффективная доза равна 0,02 зиверта (20 мЗв) или эффективная доза за период трудовой деятельности (50 лет) – 1 зиверту (1000 мЗв).
Эти нормы введены в действие с 1 января 2000 г. Пока еще ни одна из стран в мире не перешла на рекомендованные дозовые пределы. В случае радиационных аварий допускается облучение, превышающее установленные нормы, в течение определенного промежутка времени и в пределах, определенных для таких ситуаций.
Аварии на коммунально-энергетических сетях
Водоснабжение. Наиболее часты аварии на разводящих сетях, насосных станциях, напорных башнях. Водозаборы, очистные сооружения, резервуары с чистой водой повреждаются реже. Подача воды прекращается не только из-за аварии непосредственно на каком-либо трубопроводе, но и при отключении электроэнергии, а резервный источник, как правило, отсутствует. Подземные трубопроводы разрушаются во время землетрясений, оползней и, большей частью, от коррозии и ветхости. Наиболее уязвимы места соединений и вводов в здания.
Информация о работе Чрезвычайные ситуации техногенного характера