Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 15:57, реферат
Хозяйственная деятельность человека приводит к нарушению экологического равновесия, возникновению аномальных природных и техногенных ситуаций: стихийных бедствий, катастроф и аварий с многочисленными человеческими жертвами, огромными материальными потерями и нарушениями условий нормальной жизнедеятельности. В России ежедневно отмечают две крупные аварии на трубопроводах, раз в неделю — на транспорте, ежемесячно в промышленности. Человечество ежедневно сталкивается со множеством суровых природных явлений. На Земле ежегодно происходят десятки тысяч гроз, примерно 10 тыс. наводнений, свыше 100 тыс. землетрясений, многочисленные пожары и оползни, извержения вулканов и тропические циклоны.
ВВЕДЕНИЕ 3
ЧС, КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ 4
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧС 4
РАЗЛИЧАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ КАТАСТРОФ 7
КЛАССИФИКАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ 8
ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА ЧС 13
ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧС 16
МЕТОДИКА РАСЧЕТА 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
* взрывы в жилых домах.
К третьей группе чрезвычайных ситуаций относятся ситуации на транспортных коммуникациях:
* авиационные катастрофы;
* столкновения и сход
с рельсов железнодорожных
* аварии на водных коммуникациях, повлекшие значительное количество человеческих жертв или вызвавшие загрязнение акватории портов, прибрежных территорий, внутренних водоемов нефтепродуктами и (или) сильнодействующими ядовитыми веществами;
* аварии на трубопроводах, вызвавшие выброс большой массы транспортируемых веществ и загрязнение ими окружающей среды;
* аварии на энерго- и других инженерных сетях, повлекшие нарушение нормальной жизнедеятельности населения в результате возникновения вторичных факторов.
К четвертой группе чрезвычайных ситуаций относятся ЧС военно-политического характера в мирное время:
* единичный (случайный) ракетно-
* падение носителя ядерного оружия с разрушением или без разрушения боевой части;
* вооруженное нападение на
* волнения в отдельных районах, вызванные выступлениями антиобщественных или националистических групп(элементов), попытка захвата радиовещательных станций, государственных и общественно-политических учреждений.
Пятая группа чрезвычайных ситуаций включает чрезвычайные ситуации, вызванные стихийными бедствиями:
* стихийные бедствия
* стихийные бедствия метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи);
* стихийные бедствия гидрологического характера (наводнения, заторы льда на реках, цунами);
* природные пожары.
Классификация чрезвычайных ситуаций представлена на рис.
Рассмотрим четыре методических подхода к определению риска.
1. Инженерный, опирающийся на статистику, расчет частот, вероятностный анализ безопасности, построение деревьев опасности.
2. Модельный основан на построении моделей воздействия вредных факторов на отдельного человека, социальные, профессиональные группы и т. п.
По мнению О.Н. Русака, эти методы основаны на расчетах, для которых не всегда есть данные.
3. Экспертный, при котором вероятность событий определяется на основе опроса опытных специалистов, т. е. экспертов.
4 Социологический, основан на опросе населения.
Перечисленные методы отражают разные аспекты риска. Поэтому применять их необходимо в комплексе.
В РФ действует много крупных производств, потенциально опасных для населения и окружающей среды, а уровень технологий, контроля и дисциплины на них в результате стремительного падения производства снизился до критической черты. Экономический кризис только усугубил ситуацию, а к проблеме безопасности присоединились экологические.
Анализ чрезвычайных ситуаций, имевших место в России за последние годы, позволил выделить причины аварийности и травматизма:
* человеческий фактор — 50,1%;
* оборудование, техника — 18,1%;
* технология выполнения работ — 7,8%;
* условия внешней среды — 16,6%;
* прочие факторы — 7,4%.
В табл. показано распределение факторов аварийности и травматизма.
Как видно из данных табл., в настоящее время заметно возрос удельный вес аварий, происходящих из-за неправильных действий обслуживающего технического персонала (более 50%). Часто это связано с недостаточностью профессионализма, а также неумением принимать оптимальные решения в сложной критической обстановке в условиях дефицита времени.
Аварии и катастрофы в РФ нередко являются следствием ведомственно-технократической стратегии, приводящей к сооружению объектов с заведомо отсталой технологией, и экономии средств на обеспечение необходимой безопасности. Довольно часто такая стратегия предопределяет строительство предприятий в местах, уязвимых в социально-экономическом отношении (например, близость населенных пунктов, особая хрупкость экосистем).
В итоге РФ ежегодно тратит на ликвидацию последствий различного рода ЧС 1—2% валового продукта. В будущем эта доля, может вырасти до 4—5%, что превысит такие статьи расходов, как здравоохранение и охрана окружающей среды вместе взятые.
Очевидно, что решить эти проблемы помогут знания в области безопасности жизнедеятельности и поведения в чрезвычайных ситуациях, которые должны:
* повысить подготовку всего населения России;
* обеспечить учет всех видов ЧС и их последствий;
* дать полное представление населению о способах защиты от опасностей;
* обеспечить режимы личной и коллективной безопасности в обычных условиях и условиях ЧС.
Таблица
Распределение факторов аварийности и травматизма в РФ
Факторы |
Доля, % |
Человеческий фактор для работающих (всего): |
50,1 |
слабые навыки действия
в сложной ситуации |
12,7 |
неумение оценивать информацию о состоянии процесса |
12,3 |
слабое знание сущности
происходящего процесса |
7,3 |
отсутствие самообладания
в условиях стресса |
5,6 |
технологическая недисциплинированность |
8,0 |
прочие факторы работающих |
4,2 |
Оборудование,
техника (всего): |
18,1 |
неучет особенностей
работоспособности человека |
1,5 |
высокая энергоемкость |
0,7 |
опасные отказы |
8,0 |
низкое качество конструкции
рабочих мест |
6,0 |
прочие факторы |
1,9 |
Технология
выполнения работ (всего): |
7,8 |
неудобство подготовки
и выполнения работ |
2,0 |
неудобство ремонта и технологического обслуживания |
3,8 |
сложность алгоритма деятельности человека |
1,2 |
необходимость нахождения
в опасной зоне |
0,8 |
Условия внешней
среды (всего): |
16,6 |
дискомфорт |
2,8 |
низкое качество информационных моделей о внешней среде |
4,8 |
опасные природные воздействия
на систему |
9,0 |
Прочие факторы |
7,4 |
Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.
К ликвидации ЧС могут привлекаться Вооруженные Силы РФ, Войска гражданской обороны РФ, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Спасательные работы. Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения включают:
— разведку очага поражения, в результате которой получают истинные данные о сложившейся обстановке;
— локализацию и тушение пожаров, спасение людей из горящих зданий;
— розыск и вскрытие заваленных защитных сооружений, розыск и извлечение из завалов пострадавших;
— оказание пострадавшим медицинской помощи, эвакуации пораженных в медицинские учреждения, эвакуация населения из зон возможного катастрофического воздействия (затопления, радиационного и другого заражения);
— санитарная обработка людей, обеззараживание транспорта, технических систем, зданий, сооружений и промышленных объектов;
—неотложные аварийно-восстановительные работы на промышленных объектах.
Разведка в кратчайшие сроки должна установить характер и границы разрушений и пожаров, степень радиоактивного и иного вида заражения в различных районах очага, наличие пораженных людей и их состояние, возможные пути ввода спасательных формирований и эвакуации пострадавших. По данным разведки определяют объемы работ, уточняют способы ведения спасательных и аварийных работ, разрабатывают план ликвидации последствий чрезвычайного события.
В планах ликвидации последствий намечают конкретный перечень неотложных работ, устанавливают их очередность. С учетом объемов и сроков проведения спасательных работ определяют силы и средства их выполнения. В первую очередь в плане необходимо предусматривать работы, направленные на прекращение воздействия внешнего фактора на объект (если это возможно), локализацию очага поражения, постановка средств, препятствующих распространению опасности по территории объекта. Для своевременного и успешного проведения спасательных работ планируется проведение целого ряда неотложных мероприятий:
— устройство при необходимости проездов в завалах и на загрязненных участках; оборудование временных путей движения транспорта (так называемых колонных путей);
— локализация аварий на сетях коммунально-энергетических систем; восстановление отдельных поврежденных участков энергетических и водопроводных сетей и сооружений;
— укрепление и обрушение конструкций зданий и сооружений, препятствующих безопасному проведению спасательных работ.
В качестве спасательных сил используют обученные спасательные формирования, создаваемые заблаговременно, а также вновь сформированные подразделения из числа работников промышленного объекта (подразделений гражданской обороны объекта). Спасательные формирования могут быть подчинены руководству объекта или администрации района, города, области.
В качестве технических средств используют как объектовую технику (бульдозеры, экскаваторы со сменным оборудованием, автомобили-самосвалы, автогрейдеры, моторные и прицепные катки, пневматический инструмент и т. д.), так и спецтехнику, находящуюся в распоряжении спасательных формирований (специальные подъемно-транспортные машины, корчеватели-собиратели, ручной спасательный инструмент, бетрноломы, средства контроля и жизнеобеспечения).
Особое место в организации и ведении спасательных работ занимает поиск и освобождение из-под завалов пострадавших. Их поиск начинается с уцелевших подвальных помещений, дорожных сооружений, уличных подземных переходов, у наружных оконных и лестничных приямков, околостенных пространств нижних этажей зданий; далее обследуется весь, без исключения, участок спасательных работ. Люди могут находиться также в полостях завала, которые образуются в результате неполного обрушения крупных элементов и конструкций зданий. Такие полости чаще всего могут возникать между сохранившимися стенками зданий и неплотно лежащими балками или плитами перекрытий, под лестничными маршами.
Спасение людей, попавших в завалы, начинают с тщательного осмотра завала, при этом устраняют условия, способствующие обрушению отдельных конструкций. Далее пытаются установить связь с попавшими в завалы (голосом или перестукиванием). В завалах проделывают проход сбоку или сверху с одновременным креплением неустойчивых конструкций и элементов. Подходы к людям, находящимся в завале, следует вести как можно быстрее, избегая трудоемких работ и используя полости в завалах, сохранившиеся помещения, коридоры и проходы. Всегда следует помнить, что использование для разборки завалов тяжелой техники резко ускоряет процесс, но может нанести непоправимый вред пострадавшим.