Деятельность человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 15:59, контрольная работа

Описание работы

Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека. Деятельность человека (ДЧ) имеет определенное сходство с активностью животного (АЖ), но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру. Цель деятельности — это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. Деятельность состоит из цепи действий. Действие — это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

Файлы: 1 файл

Деятельность человека.doc

— 46.00 Кб (Скачать файл)

Деятельность человека

 

 

 Деятельность — способ отношения  человека к внешнему миру, состоящий  в преобразовании и подчинении  его целям человека.

 

 Деятельность человека (ДЧ) имеет  определенное сходство с активностью  животного (АЖ), но отличается  творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.

 

1) ДЧ - приспособление к природной  среде путем ее масштабного  преобразования, ведущего к созданию  искусственной среды существования  человека. Человек сохраняет свою  природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни. АЖ - приспособление к условиям среды прежде всего путем перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой.

 

2) ДЧ - целеполагание в деятельности. АЖ - целесообразность в поведении.

 

3) ДЧ - сознательная постановка  целей, связанных со способностью  анализировать ситуацию (раскрывать  причинно-следственные зависимости,  предвидеть результаты, продумывать  наиболее целесообразные способы  их достижения). АЖ - подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы.

 

4) ДЧ - воздействие на среду специально  изготовленными средствами труда,  создание искусственных объектов, которые усиливают физические  возможности человека. АЖ - воздействие  на среду осуществляется, как  правило, органами тела, данными природой. Отсутствие способности изготавливать орудия труда с помощью раннее созданных средств.

 

5) ДЧ - продуктивный, творческий, созидательный  характер. АЖ - потребительский характер: не создает ничего нового по  сравнению с тем, что дано природой.

 

 Основные компоненты деятельности 

 

 Субъект деятельности — это  тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив, общество).

 

 Объект деятельности — это  то, на что направлена деятельность (предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека)

 

 Мотив — совокупность внешних  и внутренних условии вызывающих  активность субъекта и определяющих  направленность деятельности. В  качестве мотивов могут вы  ступать: потребности; социальные  установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы.

 

 Цель деятельности — это  осознанный образ того результата, на достижение которого направлено  действие человека. Деятельность  состоит из цепи действий. Действие  — это процесс, направленный  на реализацию поставленной цели.

 

 

 

 

 

 Методы и средства

 

 Процесс 

 

 Результат (продукт)

 

 Виды действий:

 

1) Целенаправленное действие - характеризуется  рационально поставленной и продуманной  целью. Целенаправленно действует  тот индивид, чье поведение  ориентировано на цель, средства  и побочные результаты его действий.

 

2) Ценностно-рациональное действие - характеризуется осознанным определением  своей направленности и последовательно  планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не  в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует  своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д.

 

3) Аффективное (от лат. af f ectus —  душевное волнение) действие - обусловлено  эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием  аффекта, если стремится немедленно  удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности и т.д.

 

4) Традиционное действие - основано  на длительной привычке. Часто  это автоматическая реакция на  привычное раздражение в направлении  некогда усвоенной установки. 

 

 Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

 

 Виды деятельности, в которые  неизбежно включается каждый  человек в процессе своего  индивидуального развития: игра, общение,  учение, труд.

 

 Игра — это особый вид деятельности» целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых.

 

 Характерные черты игры: происходит  в условной ситуации, которая,  как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

 

 Общение — это вид деятельности, при котором происходит обмен  идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].

 

 Существует несколько классификаций  общения. 

 

 Например, по используемым средствам общения:

 

- непосредственное  — с помощью естественных органов  — рук, головы, голосовых связок  и т.д.;

 

- опосредованное  — с помощью специально приспособленных  или изобретенных средств —  газета, компакт-диск, след на земле  и т. д.;

 

- прямое  — личные контакты и непосредственное восприятие друг друга;

 

- косвенное  — через посредников, которыми  могут выступать другие люди.

 

 Или,  к примеру, по субъектам общения: 

 

- между  реальными субъектами;

 

- между  реальным субъектом и иллюзорным  партнером у которому приписываются несвойственные ему качества субъекта общения (это могут быть домашние животные, игрушки и т. д.);

 

- между реальным субъектом и  воображаемым партнером проявляется  во внутреннем диалоге («внутренний  голос»), в диалоге с образом  другого человека;

 

- между воображаемыми партнерами  — художественными образами произведений.

 

 Функции общения: 

 

1) социализации - формирование и развитие межличностных отношений в качестве условия становления человека как личности;

 

2) познавательная - познание людьми  друг друга; 

 

3) психологическая - осуществление  определенного воздействия на  психическое состояние человека;

 

4) отождествления (противопоставления) - выражение причастности человека  к группе: «Я — свой» или  «Я — чужой»;

 

5) организационная - организация  совместной деятельности людей. 

 

 В современной науке существует  несколько подходов к вопросу  связи между деятельностью и общением:

 

 — общение — это элемент  любой деятельности, а деятельность  — необходимое условие общения,  между ними можно поставить  знак равенства; 

 

 — общение — один из  видов деятельности человека  наряду с игрой, трудом и  т.д.;

 

 — общение и деятельность — это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.

 

 Учение — это вид деятельности, целью которого является приобретение  человеком знаний, умений и навыков.

 

 Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных  учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах  деятельности как их побочный  дополнительный результат).

 

 Учение может приобрести  характер самообразования

 

 По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения:

 

 — труд — это любая  сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие  человека с окружающим миром  можно говорить о труде; 

 

 — труд — один из видов  деятельности, но далеко не единственный.

 

 Труд — это вид деятельности, которая направлена ни достижение  практически полезного результата.

 

 Характерные черты труда:  целесообразность; нацеленность на  достижение запрограммированных  ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности преобразование внешней среды обитания человека.

 

 В каждом виде деятельности  ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал  средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.

 

 Основные классификации деятельности:

 

1) по субъекту деятельности – индивидуальная и коллективная;

 

2) по характеру самой деятельности  – репродуктивная (деятельность  по образцу) и творческая (деятельность  с элементами новаторства, отхода  от шаблонов и стандартов);

 

3) по соответствию правовым  нормам – законная и незаконная;

 

4) по соответствию моральным  нормам – моральная и аморальная;

 

5) по соотношению с общественным  прогрессом – прогрессивная и  реакционная; 

 

6) по зависимости от сфер  общественной жизни – экономическая,  социальная, политическая и духовная;

 

7) по особенностям проявления  человеческой активности - внешняя  (движения, мышечные усилия, действия  с реальными предметами) и внутренняя (умственные действия).

 

 Творчество — это вид деятельности, порождающей нечто качественно  новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).

 

 Творчество — это компонент  какой-либо деятельности человека  и самостоятельная деятельность (например, деятельность ученых, изобретателей, писателей и т. д.).

 

 Современная наука признает, что любой человек в той  или иной мере обладает способностями  к творческой деятельности. Однако  способности могут развиваться  или пропасть. Поэтому необходимо  овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, ее важнейшие механизмы.

 

 Важнейшие механизмы творческой  деятельности:

 

1) Комбинирование, варьирование уже  имеющихся знаний.

 

2) Воображение — способность  создавать новые чувственные  или мыслительные образы в сознании.

 

3) Фантазия (гр. phantasia — психический образ,  плод воображения) — характеризуется  особой силой, яркостью и необычностью  создаваемых представлений и  образов. 

 

4) Интуиция (лат. intueri — пристально смотреть) — знание, условия получения которого не осознаются.

 

 Таким  образом, деятельность является  способом существования людей  и характеризуется следующими  чертами: 

 

 — сознательный  характер — человек сознательно  выдвигает цели деятельности  и предвидит ее результаты;

 

 — продуктивный  характер — направлена на получение результата (продукта);

 

 — преобразующий  характер — человек изменяет  окружающий мир и самого себя;

 

 — общественный  характер — человек в процессе  деятельности, как правило, вступает  в разнообразные отношения с  другими людьми.


Информация о работе Деятельность человека