Дезинфекция, Дезактивация, Дегазация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 13:39, реферат

Описание работы

Мы живем в мире природных, техногенных, социальных и иных опасностей, часто угрожающих нашему здоровью и жизни. Каждый день газеты, радио и телевидение сообщают об очередных аварии, катастрофе или стихийном бедствии, из-за которых погибли или пострадали люди.
Социальные и техногенные катастрофы предсказать невозможно. Чрезвычайные ситуации природного характера наиболее регулярны, часто их можно спрогнозировать. Природные явления неизбежны, так как они связаны с естественными процессами, происходящими в географической оболочке Земли.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА 5
1 .1 Понятие опасных и чрезвычайных ситуаций 5
1.2 Классификация видов опасных ситуаций социального
характера 7
1.3 Возможные чрезвычайные ситуации социального характера на территории России 11
2. СОЦИАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 16
2.1 Детская беспризорность: ее преодоление и предупреждение 16
2.2 Наркомания как социальная опасность 20
2.3 Оценка риска и прогнозирования опасностей социального
характера 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

Опасные и чрезвычайные ситуации социального происхождения.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

2. По масштабам событий: локальные, региональные, национальные, глобальные.

3. По организации: случайные, преднамеренные.

4. По половозрастному признаку: характерные для детей, молодежи, женщин, пожилых людей и пр. [8, c. 28-29].

ЧС социального характера классифицируются также по следующим признакам:

  • по причинам возникновения – непреднамеренные и преднамеренные;
  • по продолжительности действия – кратковременные и долговременные;
  • по скорости распространения – взрывные, стремительные, быстро распространяющиеся и умеренные, плавно распространяющиеся;
  •   по масштабам распространения – локальные, объектовые, местные, и региональные, национальные, глобальные;
  •   по возможности предотвращения – неизбежные и предотвращаемые.

Говоря о классификации  ЧС социального характера, необходимо подчеркнуть, что они, в отличие от чрезвычайных ситуаций иного происхождения, поддаются прогнозу, так как связаны с действиями социума. Однако эти прогнозы нередко бывают субъективны, поскольку люди подвержены идейному влиянию, что порой мешает им объективно оценивать социальные явления и процессы [8, c. 30].

 

1.3. Возможные ЧС социального характера на территории России

 

Рассмотренные выше сущностные характеристики опасных и чрезвычайных ситуаций, а также их классификации  позволяют с научных позиций проанализировать возможность возникновения подобных явлений в современной России и ее регионах. Несмотря на то, что в настоящее время социально-экономическое, политическое и международное положение России несколько стабилизировалось, говорить о ее благополучии и безопасности преждевременно. Экономическое развитие страны неравномерно и зависит как от внутренних, так и от внешних факторов. В условиях инфляции и существования безработицы социальное положение большинства людей неустойчиво. В ряде отдаленных регионов (Крайний Север, Сибирь, Дальний Восток и др.) остро стоит проблема энергоснабжения. Население страдает от преступности и коррупции. Сохраняется угроза террористических актов, имеют место конфликты на национальной и религиозной почве. Все это не дает оснований считать безопасность России надежной.

В Концепции национальной безопасности РФ вполне определенно  сформулированы реальные угрозы российской безопасности, к числу которых отнесены [1, c. 3-4]:

  • состояние российской экономики, экономическая дезинтеграция, ослабление научно-технического и технологического потенциала страны;
  • несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества;
  • социально-политическая поляризация российского общества, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы;
  • криминализация общественных отношений, рост организованной преступности, увеличение масштабов терроризма;
  • размывание единого правового пространства РФ, несовершенство правовой базы, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров и т. д.;
  • обострение межнациональных отношений (этноэгоизм, этноцентризм, шовинизм, неконтролируемая миграция), способствующее усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создающее условия для возникновения конфликтов;
  • угроза физическому здоровью народа, вызванная кризисом системы здравоохранения и социальной защиты населения, ростом потребления алкоголя и наркотиков;
  • сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов, ослабление семьи;
  • снижение духовного, нравственного и творческого потенциала народа;
  • угроза личной безопасности граждан и пр.;
  • угрозы в международной сфере, связанные с продвижением НАТО на восток, притязаниями на российскую территорию, возникновением и эскалацией конфликтов вблизи границ РФ, международным терроризмом и пр.;
  • угрозы в информационной сфере – попытки вытеснить Россию как с внешнего, так и с внутреннего информационного рынка, разработка рядом государств концепции информационных войн и т. д.;
  • возрастание уровня и масштабов угроз в военной сфере, обусловленное переходом США и НАТО к практике силовых действий без санкции Совета Безопасности ООН;
  • угрозы в пограничной сфере, связанные с экономической, демографической и культурно-религиозной экспансией, активизацией деятельности трансграничной организованной преступности, а также зарубежных террористических организаций;
  • активизация на территории РФ деятельности иностранных спецслужб и используемых ими организаций;
  • экологические, техногенные угрозы.

 

 Если недооценивать  и игнорировать эти угрозы, они  могут привести к ЧС социальной направленности. Фактически любая из их разновидностей – экономический кризис, социальный взрыв, национальный или религиозный конфликт, террористический акт и пр. – может сегодня стать реальностью в нашей стране, а многие из них таковой уже являются если не на всей территории государства, то в том или ином его регионе.

Техногенные аварии и  катастрофы провоцируются ослаблением  государственного контроля за состоянием опасных производств и технических  сооружений. Ветшают оставшиеся без  надзора здания и сооружения, в  том числе плотины и дамбы. Нарушается техника безопасности на производстве, в строительстве, в быту, что приводит к частым и разрушительным авариям. Изнашивается транспорт (самолеты, корабли, подвижной состав железных дорог и т. д.), отчего он становится все более опасным. Повсеместно нарушаются санитарные, эпидемиологические и экологические нормы, правила хранения опасных и взрывчатых веществ. В частные руки попадают опасные химические, радиоактивные и взрывчатые вещества и т. п. Перестают на должном уровне работать службы, прогнозирующие опасные природные явления (метеорологические, сейсмические и др.). Падает эффективность работы спасателей, пожарных, медицинских и иных служб, что оборачивается серьезными человеческими и материальными потерями в случае стихийных бедствий.

Для того чтобы предотвратить подобные явления, в развитых странах правительства перераспределяют доходы через прогрессивную налоговую систему. За счет налоговых платежей выплачиваются дотации наименее обеспеченным слоям населения. Там существуют программы социального страхования и государственной помощи бедным, что открывает перед ними определенные жизненные перспективы. В России такие перспективы для бедного населения отсутствуют. Нет и эффективного механизма предупреждения стихийных бедствий, предотвращения техногенных, экологических катастроф и ликвидации их последствий. Все это является результатом непродуманных, проводившихся без учета национальной специфики реформ, а также коррупции и криминализации общества, о чем вполне определенно говорится в Концепции национальной безопасности РФ.

К динамическим (нестабильным) факторам возможных ЧС социального происхождения со всей определенностью можно отнести следующие:

1. Общее снижение реального уровня жизни населения в сочетании с усилением социальной дифференциации и связанных с ней негативных явлений и процессов.

2. Критическое положение отдельных социальных и профессиональных групп, которые в годы советской власти находились в относительно привилегированном положении (работники сферы образования, инженерно-технические кадры, рабочие крупных производств, военнослужащие и др.). Потеряв прежний социальный статус, они становятся фактором социально-политической напряженности и при определенных негативных условиях объектом рекрутирования экстремистских сил.

3. Специфика безработицы, которая в основном охватывает людей с высшим образованием и молодежь.

4. Военная подготовка населения в сочетании с большой массой невостребованного потенциала военнослужащих.

5. Наличие сравнительно доступного оружия, а также материальных и финансовых средств для поддержки криминальных и экстремистских группировок.

Для локализации возможных проявлений ЧС социальной направленности в масштабах  как страны, так и регионов огромное значение имеет профилактическая работа. Необходимо обеспечить занятость населения, противодействие криминальным и экстремистским элементам со стороны органов правопорядка и спецслужб, укреплять обороноспособность страны и боевую мощь Вооруженных сил РФ. Немалую роль призваны сыграть СМИ и учреждения образования, задача которых способствовать формированию гражданской позиции и идеологии безопасности [12, c. 98-100].

 

 

2.  СОЦИАЛЬНАЯ  ОПАСНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

2.1 Детская беспризорность: ее преодоление и предупреждение.

 

С 90-х годов уличные дети стали заметным явлением во многих российских городах. Лишенные родительского надзора, бродящие по улицам в поисках пропитания и развлечений, они вызывают острую тревогу в обществе. В газетных публикациях и периодических изданиях появляются пугающие данные о количестве таких детей (называются цифры от одного до пяти миллионов, при общем числе детей в России около 37 миллионов). В действительности же не существует надежных данных о количестве уличных детей в России (тем более что нет единого мнения о том, каких детей считать уличными).

В первую очередь необходимо определиться с понятиями. Термин «уличные дети» не абсолютно синонимичен  понятию «беспризорные дети». В  соответствии с Федеральным законом  от 24 июня 1999г. №120-ФЗ «Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [3]:

  • безнадзорный – это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и/или содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;
  • беспризорный – это безнадзорный, не имеющий места жительства и/или места пребывания;
  • несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Сегодня в Российской Федерации ни одно ведомство не имеет  точных данных о количестве беспризорных. Максимальная оценка дана Комитетом  Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны – от 2 до 5 млн. беспризорников, минимальная – Министерством  образования Российской Федерации – от 100 до 500 тыс. безнадзорных и беспризорных детей. Согласно оценкам Минтруда России, в стране около 1 млн. безнадзорных детей.

Человеческий  потенциал представляет собой главное  богатство любого государства. Поэтому  детская беспризорность и безнадзорность рассматриваются как показатели состояния национальной безопасности России. Распространение указанных социальных явлений содержит в себе очевидную угрозу нормальному развитию государства, поскольку способствует росту преступности, наркомании, увеличению количества заболеваний, снижает производительность труда, подрывает нравственные устои общества. Беспризорность и безнадзорность детей является угрозой будущему России, так как перспективы развития государства непосредственно зависят от физического здоровья, нравственного воспитания и образования подрастающего поколения.  

Основная причина  возникновения и роста беспризорности и безнадзорности заключается в  тяжелой социально-экономической  ситуации в стране: распад семей, алкоголизм и наркомания, безработица, слабая социальная поддержка малообеспеченных семей со стороны государства. Однако можно предположить, что даже после преодоления экономического кризиса проблемы, связанные с беспризорностью, все-таки останутся.

Также детская  беспризорность тесно связана с социальным сиротством, только за последние два года, в четыре раза выросло число родителей, лишенных родительских прав. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей» [2], содержит нормы, обеспечивающие приоритетную защиту интересов детей и сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, в области здравоохранения, образования, трудоустройства, права на жилье, но его положения, к сожалению не исполняются.

Также одной  из основных причин этого явления  стало разрушение государственной  инфраструктуры социализации и общественного  воспитания детей без формирования новой эффективной структуры  социализации и досуга детей в  условиях рыночных отношений. Существенно сократилось число, выросла платность и снизилась доступность для семей детских дошкольных учреждений, образовательных заведений, домов детского творчества, детских санаториев, домов культуры, спортивных учреждений, музеев, учреждений семейного отдыха и досуга и летнего отдыха детей, музыкальных и художественных школ. Негативную роль сыграла отмена обязательного среднего общего образования и коммерциализация профессионального образования.

Информация о работе Дезинфекция, Дезактивация, Дегазация