Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» - цели, задачи, основные понятия, термины,определения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 01:56, контрольная работа

Описание работы

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, представляет собой область научных знаний, изучающая опасности угрожающие человеку и разрабатывающие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

Файлы: 1 файл

Дисциплина БЖД.docx

— 81.65 Кб (Скачать файл)

Средства БЖД - это конкретные средства защиты человека от различных опасностей. Средства защиты работающих в соответствии с ГОСТ 12.4.011-80 подразделяющиеся по характеру их применения на средств коллективной защиты (СКЗ) и средства индивидуальной защиты (СИЗ).

СКЗ классифицируется в зависимости  опасных и вредных факторов (СКЗ  от шума, вибрации и т.п.)

СИЗ классифицируется в основном в зависимости от защищаемых видов  органов (СИЗ органов дыхания, рук, головы, лица, глаз, слуха и т.д.)

По техническому исполнению СКЗ могут быть разделены по следующим группам:

-ограждения;

-блокировочные устройства;

-тормозные устройства;

-предохранительные устройства;

-световая и звуковая сигнализация;

-приборы безопасности;

-знаки безопасности;

-устройства автоматического контроля;

-устройства дистанционного управления;

-заземление, зануление;

-вентиляция, отопление, кондиционирование.

К СИЗ относятся скафандры, противогазы, респираторы, шлемы (пневмошлемы, противошумовые), маски, рукавицы из специальных материалов, защитные очки, предохранительные пояса.

Средства безопасности должны обеспечивать нормальные условия для  деятельности человека. Это требование должно быть в первую очередь учтено при создании СИЗ, поскольку многие СИЗ создают существенные неудобства и зачастую резко снижают работоспособность человека. Именно из-за этого от СИЗ часто отказываются в ущерб безопасности, а ведь они должны применяться в тех случаях, когда безопасность не достигается с помощью других средств (организационных, технических и др. решений применения СКЗ). Поэтому СИЗ обязательно должны оцениваться по защитным и функциональным показателям.

К средствам БЖД  следует также отнести так  называемые приспособления для организации  безопасности (например: лестницы, трапы, леса, подмостки, люльки и т.п.).

 

 

 

 

 

Заключение и  выводы

На протяжении своего развития человечество постоянно сталкивалось с проблемой обеспечения безопасности. Благодаря прогрессу, изменившему  мир, выросло благосостояние людей, улучшились качество жизни и условия  их труда, невиданных размеров достигли производства промышленности и сельского  хозяйства, особенно в экономически развитых странах. Вместе с тем во второй половине XX в. появились крайне неблагоприятные тенденции для  жизни человечества, возросло негативное воздействие на человека и среду  обитания антропогенных опасностей, отмечался рост природных, техногенных  и экологических катастроф. При  этом одновременно увеличился их разрушительный эффект, отмечались огромные потери людей  и экономический ущерб.

Безопасность любой деятельности для каждого человека и окружающей его среды, а также для общества в целом должна рассматриваться  с учетом всех экономических, социальных и экологических последствий.

Развитие техносферы ведет к повышению не только качества жизни, но и уровня опасности для жизнедеятельности человека. Антропогенные изменения окружающей среды приобрели такие размеры, что человек сам стал жертвой своей техногенной деятельности. Снижение качества среды обитания негативно отражается на эффективности труда и отдыха, продолжительности жизни, состоянии здоровья. В современной техносфере формируются такие факторы условий труда и жизни человека, которые начинают превышать адаптационные, физиологические и психологические возможности человека.

Нередко условия труда  работающих не отвечают санитарно-гигиеническим  нормативам по уровню содержания вредных  веществ в воздухе рабочей  зоны, шума, вибрации, параметрам микроклимата и другим показателям. Вредные и  опасные производственные факторы  становятся причиной профессиональной заболеваемости, уровень которой  в России за последние годы возрос почти вдвое, а число лиц с  профессиональной патологией стало  самим высоким в мире.

В соответствии с прогнозом  Минэкономразвития России существующая тенденция к сокращению численности  работающих, занятых в основных отраслях производства, сохранится, и в ближайшие 10-15 лет она составит 50,1 млн. человек, около 7 млн. из которых будет занято на работах с вредными и опасными условиями труда. При этом общие потери рабочей силы за 2006-2015 гг. составят более 10 млн. человек.

В связи с демографическим  кризисом следует главный экономический  вывод: требуется существенное (в  несколько раз) повышение производительности труда. Поэтому необходимы не только глубокая модернизация производства, но и создание для работающих безопасных условий труда. Рост профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве со смертельными исходами свидетельствует об отсутствии ответственности и экономической заинтересованности работодателей за выполнение правил по охране труда и здоровья работников.

Разработанная программа  “Здоровье работающего населения  России на 2004-2015 гг.” ориентирована  на поэтапный переход к обеспечению  здоровых и безопасных условий труда, формирование системы охраны и медицины труда, адаптированных к организационно-правовым формам учреждений. Любая профессиональная деятельность потенциально опасна, но в то же время технически осуществимо  ликвидировать производственную опасность  или снизить ее до допустимого  уровня. Обеспечение охраны труда  является основой высокопроизводительной и творческой деятельности предприятий  и организаций различных форм собственности.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (2006) все  работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели  обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда. Государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях, в том числе высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

В последние десятилетия  для всех промышленно развитых стран  характерно нарастание опасностей и  угроз в природно-техногенной  сфере. По мере развития техносферы на первое место вышли чрезвычайные ситуации техногенного характера, которые составляют до 75% от общего их количества. В результате различных чрезвычайных ситуаций ежегодно в мире погибает около 3 млн. человек, а материальные потери составляют от 50 до 100 млрд. долл. в год.

Социальные и экономические  потери общества от природных и техногенных  катастроф растут стремительными темпами. Без принятия эффективных мер  уже к середине XXI в. величина ущербов  от катастрофических явлений на Земле может превысить прирост глобального валового продукта. Поэтому одной из важнейших проблем, от решения которой зависит безопасность общества и его устойчивое развитие, является борьба за снижение риска природных и техногенных катастроф.

По данным МЧС России (приводимым в ежегодных государственных  докладах), величина экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций составляет сейчас около 70-80 млрд. руб. в год, причем это так называемый “заявленный” экономический ущерб, составляющий лишь некоторую часть от реального  экономического ущерба, который с  учетом косвенных последствий чрезвычайных ситуаций может достигать нескольких сотен миллиардов руб., т. е. составлять определенное количество процентов  от ВВП Российской Федерации.

Масштаб крупных техногенных  и природных катастроф в последнее  время вполне соизмерим с чрезвычайными  ситуациями военного времени. Возросла угроза террористических акций и  диверсий, которые могут быть направлены на потенциально опасные объекты  и привести к катастрофическим последствиям, выходящим даже за рамки национальных границ.

В течение последних лет  существенно возросла значимость терроризма как фактора стратегических угроз  национальной безопасности. Особую опасность  приобретает технологический терроризм. Так, трагические масштабы последствий  терактов в Нью-Йорке обусловлены  в первую очередь именно технологической  уязвимостью современной цивилизации. Технологический терроризм можно  классифицировать как биологический, химический, терроризм с использованием взрывчатых веществ особо разрушительной силы, кибернетический (компьютерный), ядерный (радиологический) и сельскохозяйственный терроризм.

Техногенные аварии и катастрофы, стихийные бедствия требуют как  профессиональной подготовки специалистов, занимающихся предупреждением и  ликвидацией их последствий, так  и обучения населения умелым действиям  в условиях возникающих чрезвычайных ситуаций. Подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат население, занятое в сфере производства и обслуживания; учащиеся общеобразовательных  учреждений начального, среднего и  высшего профессионального образования; население, не занятое в сферах производства и обслуживания; руководители и специалисты  федеральных органов исполнительной власти; органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органов  местного самоуправления; учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, и специалисты в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Компетентность людей  в мире опасностей и способах защиты от них — необходимое условие  безопасности жизнедеятельности. Отсутствие естественных механизмов защиты от них  требует приобретения человеком  навыков обнаружения опасностей и применения средств защиты. Это  достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека. Поэтому все больше возрастает значение подготовки специалистов с  высшим образованием, способных не только обеспечить личную безопасность, но и выработать мероприятия по защите персонала объекта экономики, а  также организации их выполнения в чрезвычайных ситуациях различного характера в качестве руководителя объекта или члена одного из органов  управления РСЧС.

Нередко условия труда  работающих не отвечают санитарно-гигиеническим  нормативам по уровню содержания вредных  веществ в воздухе рабочей  зоны, шума, вибрации, параметрам микроклимата и другим показателям. Вредные и  опасные производственные факторы  являются причиной профессиональных заболеваний  и несчастных случаев на производстве со смертельными исходами, что приводит к потерям трудоспособного населения.

Любая профессиональная деятельность потенциально опасна, но в то же время  производственные вредные и опасные  факторы осуществимо ликвидировать  или снизить их до допустимого  уровня. Обеспечение охраны труда  является основой высокопроизводительной и творческой деятельности предприятий  и организаций различных форм собственности. Государство содействует  организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях, в том числе высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

Для современного состояния как России, так и других промышленно развитых стран мира характерно нарастание угроз в природно-техногенной сфере, а техногенные и природные катастрофы становятся постоянно действующими факторами не только экономики, но и политики.

Анализ опасностей и угроз  природного и техногенного характера, а также их прогноз на перспективу  показывают, что на территории России в ближайшие годы будет сохраняться  высокая степень риска возникновения  крупномасштабных чрезвычайных ситуаций различного характера и увеличение ущерба от них, который уже исчисляется в целом триллионами рублей в год. Это будет существенно тормозить экономический рост в стране, переход России к стратегии устойчивого развития.

Предварительный прогноз  основных опасностей и угроз для  России в начале XXI века указывает  на то, что до 2010 года могут произойти  разрушительные землетрясения в  трех сейсмологических регионах: Камчатка- Курильские острова, Прибайкалье и Северный Кавказ. В каждом из указанных регионов может произойти одно разрушительное землетрясение. Без принятия превентивных мер возможны потери десятков тысяч жизней людей и ущерб порядка 10 млрд. долл. США. Нельзя исключать возникновения 3-5 техногенных землетрясений, одного разрушительного цунами на тихоокеанском побережье, одного-двух катастрофических наводнений, а также увеличения количества лесных и торфяных пожаров.

Нарастание риска возникновения  техногенных чрезвычайных ситуаций в России обусловлено тем, что  в последние годы в наиболее ответственных  отраслях потенциально опасные объекты  имеют выработку проектного ресурса  на уровне 50-70%, иногда достигая предаварийного уровня.

В целом, на территории страны в период до 2010 г. не исключается  возникновение одной трансграничной (глобальной), 1-2 федеральных, 2-10 региональных, 50-100 территориальных, до 3000 местных  аварий и катастроф.

Техногенные и природные  чрезвычайные ситуации являются существенными  источниками риска для жизнедеятельности  населения. Поэтому необходимым  условием достижения безопасности жизнедеятельности  является компетентность людей в  мире опасностей и способах защиты от них. Это достижимо только в  результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования  и практической деятельности человека. Мир опасностей вполне познаваем  и у человека есть достаточно средств  и способов защиты от связанных с  ними угроз. Недостаточное внимание человека к проблемам природной  и, особенно техногенной безопасности, склонность к риску и пренебрежению  опасностью во многом связаны с ограниченными  знаниями человека о мире опасностей и негативных последствиях их проявления. Поэтому в обеспечении устойчивого  безопасного развития большую роль играет профессиональная подготовка лиц, принимающих управленческие решения, то есть руководителей законодательной  и исполнительной власти, предприятий  и организаций всех форм собственности. Поскольку часто главным виновником чрезвычайных ситуаций в конечном счете оказывается конкретный человек, его образование, воспитание и самосознание являются важными факторами, влияющими на риск чрезвычайных ситуаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы  
1. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности - 2-е изд., перераб. доп. - М.: "Дашков и Ко"., 2000. - с. 678 ил.  
2. Безопасность жизнедеятельности/Под ред. С.В. Белова и др. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2003. - 288с.  
3. Евтушенко Н.Г., Кузьмин А.П. Безопасность жизнедеятельности. - М., 2004. - 314с.  


Информация о работе Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» - цели, задачи, основные понятия, термины,определения