Единая государственная
система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций решает вопросы по защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера с помощью комплекса
мероприятий, обеспечивающий в мирное
время защиту населения, территорий и
окружающей среды, материальных и культурных
ценностей государства. Объединяет в себя
органы управления, силы и средства федеральных
органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления,
организаций, в полномочия которых входит
решение вопросов по защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Основные
задачи РСЧС:
- Разработка правовых и экономических норм, связанных с защитой населения
- Подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях
- Прогнозирование чрезвычайных ситуаций
- Оценка и ликвидация социально-экономических последствий ЧС
- Надзор и контроль в сфере защиты населения и террриторий от чрезвычайных ситуаций
- Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий
- Ликвидация ЧС
Режимы функционирования
РСЧС
В зависимости от обстановки, масштаба
прогнозируемой или возникшей ЧС решением
соответствующих органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
и местного самоуправления в пределах
конкретной территории устанавливается
один из режимов функционирования РСЧС:
- режим повседневной деятельности - при обычной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмологической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий
- режим повышенной готовности - при ухудшении указанной обстановки, получении прогноза о возможности возникновения ЧС;
- режим ЧС - при возникновении и во время ликвидации ЧС.
Организационная структура РСЧС
РСЧС строится по территориально-производственному
принципу, включает в себя территориальные
и функциональные подсистемы.
Организационная
структура РСЧС состоит из территориальных
и функциональных подсистем и
имеет пять уровней:
- федеральный, охватывающий всю территорию РФ;
- региональный — территорию нескольких субъектов РФ;
- территориальный — территорию субъектов РФ;
- местный — территорию района (города, населенного пункта);
- объектовый — территорию объекта производственного или социального назначения.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций в
пределах их территорий и состоят из звеньев,
соответствующих административно-территориальному
делению этих территорий (районы, города
и т.д.). Координирующим органом являются
комиссии по чрезвычайным ситуациям органов
исполнительной власти субъктов РФ.
В субъектах РФ создано 88 территориальных
подсистем которые состоят из звеньев,
соответствующих административно-территориальному
делению этих территорий.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами
исполнительной власти для организации
наблюдения и контроля за стихийными явлениями,
состоянием окружающий среды и за потенциально
опасными объектами.
Подсистемы РСЧС
каждого уровня включают в себя:
- координирующие органы;
- органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС);
- органы повседневного управления;
- силы и средства;
- резервы финансовых и материальных ресурсов;
- системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Федеральные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами
исполнительной власти в министерствах
и организациях федерального подчинения.
Действие органов по защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
координирует МЧС России и органы непосредственно
подчиненные федеральным органам исполнительной
власти. (Координирующий орган: Межведомственная
комиссия по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций при правительстве
России).
Региональный уровень включает районирование России по 6 регионам
(Координирующий орган: региональные центры
по делам ГОЧС).
Региональный состав
РСЧС включает регионы:
- Центральный (Москва)
- Северо-западный (Санкт-Петербург)
- Южный (Ростов-на-Дону)
- Приволжско-Уральский (Екатеринбург)
- Сибирский (Красноярск)
- Дальневосточный (Хабаровск)
Общее руководство функционированием
РСЧС осуществляется правительством РФ,
непосредственное руководство осуществляет
МЧС России.
В зависимости от обстановки,
масштаба прогнозируемой или возникшей
чрезвычайной ситуации предусмотрено
три режима функционирования РСЧС:
- режим повседневной деятельности
- режим повышенной готовности
- режим чрезвычайной ситуации.
Таким образом, Единая государственная
система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций является эффективным
инструментом, непосредственно обеспечивающим
безопасность страны, защиту населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Министерство чрезвычайных ситуация
России является федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным
на решение задач в области гражданской
обороны.
- ВВЕДЕНИЕ
- Российская система предупреждения и действий в ЧС призвана решать значительно больший круг задач, чем ранее ГО. Сами задачи из узко специфических вылились в общегосударственные, охватывающие все сферы деятельности народного хозяйства страны. РСЧС занимается проблемами экологии, оказания гуманитарной помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф, вооруженных конфликтов в России и за ее пределами, информационным обеспечением в зонах ЧС, созданием сил быстрого реагирования на все ЧС, где бы они не происходили.
- Важную роль в системе предупреждения и ликвидации ЧС играет региональная подсистема.
- 1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС
- С целью предупреждения ЧС при их возникновении, обеспечения безопасности населения, уменьшение ущерба народному хозяйству и ликвидации последствий правительством РФ постановлением к1113 от 05.11.93 г. была создана единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).
- Одна из главнейших задач РСЧС - проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а при их возникновении защита жизни и здоровья людей, территорий, материальных и культурных ценностей, окружающей среды. Для этого МЧС разрабатывает и вносит в правительство проекты соответствующих законодательных актов и решений.
- Следующая задача - сформировать и внедрить четкую систему экономических и правовых мер, направленных на обеспечение защиты населения, технической и экологической безопасности.
- Особую остроту приобрела задача предупреждения чрезвычайных ситуаций. Основные усилия в ее решении направлены на разработку необходимой нормативно-правовой базы и механизма финансового обеспечения.
- Состояние работы по предупреждению ЧС на всех уровнях сегодня не обеспечивает полной безопасности населения, национального достояния и окружающей природной среды. Чрезвычайные ситуации, связанные с весенними половодьями и дождевыми паводками, тайфунами, цунами, оползнями, землетрясениями, прорывами гидротехнических сооружений, разливами нефте- и газопроводов, взрывами и пожарами свидетельствуют, что профилактические и предупреждающие меры не проводились, или были малоэффективными.
- Центральная задача РСЧС - проведение мероприятий по защите населения и территории. Они охватывают инженерную, радиационную, химическую, медицинскую защиту, эвакуационные меры. Надо отметить, что в настоящее время стало больше нарушений норм при строительстве и проектировании. Например, допускается возведение жилых домов и предприятий в зонах затопления и других, потенциально опасных объектах. Прекратилось строительство защитных сооружений. Около 12% убежищ и противорадиационных укрытий приведено в негодность.
- Организация оповещения и информирование населения о чрезвычайных ситуациях является сферой постоянного внимания МЧС РФ. Слабым местом в решении этой задачи были и остаются локальность системы оповещения вокруг потенциально опасных объектов (химических предприятий, атомных электростанций, водопроводных станций, некоторых предприятий пищевой промышленности). Появились и положительные тенденции: во многих местах налажена круглосуточная работа дежурно-диспетчерской службы.
- Ликвидация чрезвычайных ситуаций задача одна из самых емких и решающих для РСЧС. Она требует проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Пожары, взрывы, прорывы дамб, снежные заносы, наводнения, землетрясения, транспортные катастрофы - все это происходит, к сожалению, ежегодно и многократно.
- Несколько лет тому назад ливневые дожди привели к переполнению Кисилевского водохранилища в Свердловской области и прорыву временной перемычки. Около 250 домов и 12 промышленных предприятий г. Серова оказались в зоне затопления.
- Много забот доставляют лесные пожары. Наиболее распространено это бедствие в Читинской, Иркутской, Свердловской, Калининградской, Архангельской областях, Красноярском крае, Республике Саха. Части и подразделения войск ГО ежегодно более 1000 раз привлекались к работам связанным с ликвидацией ЧС. Поисково-спасательной службой МЧС проведено в 1997г. 5 тыс. операций, спасено более 16 тыс. чел.
- Задача создания и обеспечения готовности сил и средств РСЧС остается актуальной и сегодня. Несмотря на то, что эта работа признана удовлетворительной, ее уровень не всегда отвечает современным требованиям.
- Мероприятия гражданской обороны должны обеспечивать защиту населения России в военное время. Не случайно гражданскую оборону нашего государства возглавляет лично Председатель правительства.
- Оказание гуманитарной помощи задача новая, но в современных условиях она приобретает все большее значение. Гуманитарные грузы доставлялись в Дагестан, Курганскую, Сахалинскую области России, в Таджикистан, Абхазию, Армению, Южную Осетию, Молдову, а также в бывшую Югославию, на Мадагаскар, в Танзанию, Заир и Египет. Чеченская республика здесь занимает особое положение. Сюда МЧС перевезло огромное количество продовольствия, медикаментов.
- Важная задача - подготовка руководящего состава, специалистов и обучение населения. Основополагающим правовым документом для решения этой задачи является Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», принятый Государственной Думой, подписанный Президентом РФ 21 декабря 1994 г. Этот законодательный акт призван в корне изменить отношение всех органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, а также руководителей предприятий, учреждений, организаций, независимо от их организационно-правовой формы, ко всему комплексу защитных мероприятий.
- Разработана и настойчиво будет внедряться единая государственная система обучения всего населения России, начиная с дошкольных лет, действиям при различных ЧС. Ответственность за организацию и качественное проведение учебы несут органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления и руководители предприятий. Занятия с неработающим населением должны проводиться по месту жительства с широким использованием наглядных пособий. Начальники ГО объектов обеспечивают изучение своими работниками способов защиты при ЧС, готовят их к действиям в составе невоенизированных формирований.
- Особую заботу вызывает обучение руководящего и командно-начальствующего состава, которое организуется в учебно-методических центрах республик, краев, областей и на курсах городов и районов.
- Несмотря на определенные результаты, эффективность системы подготовки остается низкой и не отвечает современным требованиям. Крайне тревожит то обстоятельство, что некоторые руководители и командно-начальствующий состав спасательных и аварийно-спасательных формирований все еще не имеют необходимых им знаний и навыков.
- Очень слабо представляет себе, как действовать в чрезвычайных ситуациях, большинство населения, не занятого в производстве и жителей сельской местности.
- Крайне важна задача обеспечения функционирования объектов и отраслей в чрезвычайных ситуациях. К сожалению, обстановка сложилась так, что многие руководители предприятий перестали заниматься этой проблемой. Решаться вопросы жизнеобеспечения должны не только на крупных и промышленных предприятиях, а на всех, больших и малых, государственных и частных, на водоотводных станциях, на сетях коммунально-энергетического хозяйства, везде, где сбои в работе могут привести к нежелательным последствиям.
- И последняя задача: используя все имеющиеся средства, организовать пропаганду среди граждан России социально-экономической значимости, места и роли РСЧС в общей системе безопасности страны. Выполнение данной задачи включает распространение знаний, практического опыта и достижений в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС. Пропаганда должна опираться на сегодняшние реалии, подчеркивая, что ГО существует почти во всех странах и никто не собирается ее ликвидировать. Наоборот в США, Англии, Франции, Германии идет процесс ее укрепления и развития.
- Министерство РФ по делам ГО и ЧС является одним из силовых министерств. Проводимые им мероприятия, его силы и средства это составная часть, одно из звеньев всей системы общегосударственной обороны и защитных мер. Предупредить человека о надвигающейся опасности, вызволить из беды при возникновении чрезвычайных ситуаций нет более важной гуманной задачи.
РСЧС состоит из территориальных
и функциональных подсистем и
имеет 5 уровней:
1. федеральный;
2. региональный;
3. территориальный;
4. местный;
5. объектовый.
2. Региональная
подсистема и пути ее развития
Региональный уровень РСЧС появился
в результате деления России на 9
крупных регионов. Они, в основном,
вписываются в границы существующих
военных округов. Их центры размещены
в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону,
Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске,
Красноярске, Чите и Хабаровске. Этот
уровень необходим для управления
войсками гражданской обороны, организации
и координации взаимодействия территориальных
органов исполнительной власти и
управления сопредельными республиками,
краями, областями в случае возникновения
не только местных, но и региональных
или глобальных чрезвычайных ситуаций.
Региональный уровень РСЧС имеет:
координирующие органы;
постоянно действующие органы управления,
специально уполномоченные на решение
задач в области защиты населения
и территорий от ЧС - органы управления
по делам гражданской обороны
и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГОЧС);
органы повседневного управления;
силы и средства;
системы: связи, оповещения, информационного
обеспечения; резервы финансовых и
материальных ресурсов.
Координирующими и управляющими органами
РСЧС на данном уровне являются региональные
центры по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
МЧС России (РЦ ГОЧС).
Органы повседневного управления:
пункты управления (центры управления
в кризисных ситуациях);
оперативно-дежурные службы органов
управления по делам ГО и ЧС (ОУ ГО
и ЧС);
дежурно-диспетчерские службы и
специализированные подразделения
федеральных органов исполнительной
власти;
дежурно-диспетчерские службы и
специализированные подразделения
организаций.
Основу сил и средств РСЧС
данного уровня составляют:
силы и средства федеральных
органов исполнительной власти:
силы и средства органов исполнительной
власти субъектов РФ;
силы и средства органов местного
самоуправления;
силы и средства организаций.
Все эти силы подразделяются на:
силы наблюдения и лабораторного
контроля;
силы и средства ликвидации ЧС.
Силы и средства наблюдения и
контроля состоят из служб (учреждений)
и организаций, осуществляющих наблюдение
и контроль за состоянием окружающей
природной среды, за обстановкой
на потенциально опасных объектах и
прилегающих к ним территориях
и анализ воздействия вредных
факторов на здоровье населения (ЦГСЭН,
ветслужб с/х и продовольствия, станций
защиты растений и животных, геофизических
служб и т.д.).
Силы и средства ликвидации чрезвычайных
ситуаций состоят из:
военизированных и невоенизированных
противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных,
аварийно-восстановительных, восстановительных
и аварийно-технических формирований
федеральных органов исполнительной
власти;
формирований и учреждений Всероссийской
службы медицины катастроф;
формирований ветеринарной службы
и службы защиты растений Министерства
с/х и продовольствия РФ;
военизированных служб по активному
воздействию на гидрометеорологические
процессы Федеральной службы России
по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды;
формирований ГО территориальных
уровней;
специально подготовленных сил
и средств Войск ГО, других войск
и воинских формирований, предназначенных
для ликвидации ЧС;
аварийно-технических центров Министерства
РФ по атомной энергии;
служб поисково и аварийно-спасательного
обеспечения полётов гражданской
авиации Федеральной авиационной
службы России;
восстановительных и пожарных поездов
Министерства путей сообщения РФ;
аварийно-спасательных служб и
формирований Федеральной службы морского
флота России (включая Государственный
морской спасательно- координационный
центр), Федеральной службы речного флота
России, других федеральных органов исполнительной
власти.
В составе этих сил входят аварийно-спасательные
формирования, укомплектованные с учетом
обеспечения работ в автономном
режиме в течение не менее трех
суток и находящиеся в состоянии
постоянной готовности (Силы постоянной
готовности).
Силы и средства органов внутренних
дел применяются при ликвидации
ЧС в соответствии с задачами, возложенными
на них законами и иными нормативными
правовыми актами РФ и субъектов
РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящий момент первый этап создания
Единой государственной системы
предупреждения и ликвидации ЧС в
Российской Федерации завершен. На
данном этапе в основном решались
задачи по созданию Государственной
системы спасения населения в
ЧС В результате:
· заложены основы законодательной
нормативно-правовой базы по обеспечению
защиты населения и территорий от
ЧС;
· созданы высокоэффективные технологии
проведения аварийно-спасательных работ,
жизнеобеспечения пострадавшего населения;
· обеспечена готовность к действиям
органов управления, сил и средств,
предназначенных для ликвидации
ЧС,
· заложены основы создания системы
организации и проведения международных
гуманитарных операций.
Главная задача второго этапа развития
РСЧС - развитие системы на региональном
уровне: снижение рисков и смягчение
последствий ЧС, т.е. осуществление
комплекса мероприятий, проводимых
заблаговременно и направленных
на максимально возможное уменьшение
риска возникновения ЧС, а также
на сохранение здоровья людей, снижение
размеров ущерба окружающей природной
среде и материальных потерь в
случае их возникновения.