Гигиенические требования к работе с компьютером

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 19:59, реферат

Описание работы

СанПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы" действовали с 01.01.1997 по 30.06.2003. В этот период они были основным нормативным документом по безопасной работе на компьютере. СанПиН 2.2.2.542-96 были разработаны на основе стандартов: ГОСТ Р 50948-96 "Средства отображения информации индивидуального пользования. Общие эргономические требования и требования безопасности" и ГОСТ Р 50949-96 "Средства отображения информации индивидуального пользования. Методы измерений и оценки эргономических параметров и параметров безопасности".

Файлы: 1 файл

Гигиенические требования к работу с компьютером.docx

— 28.39 Кб (Скачать файл)

8.2.4. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным  и регулируемым по высоте и  углам наклона сиденья и спинки, а так же - расстоянию спинки  от переднего края сиденья.  Конструкция его должна обеспечивать:  
- ширину и глубину поверхности сиденья не менее 400 мм;  
- поверхность сиденья с закругленным передним краем;  
- регулировку высоты поверхности сиденья в пределах 400 - 550 мм и углам наклона вперед до 15 град. и назад до 5 град.;  
- высоту опорной поверхности спинки 300 ± 20 мм, ширину - не менее 380 мм и радиус кривизны горизонтальной плоскости - 400 мм;  
- угол наклона спинки в вертикальной плоскости в пределах ±30 градусов;  
- регулировку расстояния спинки от переднего края сиденья в пределах 260 - 400 мм;  
- стационарные или съемные подлокотники длиной не менее 250 мм и шириной - 50 - 70 мм;  
- регулировку подлокотников по высоте над сиденьем в пределах 230 ± 30 мм и внутреннего расстояния между подлокотниками в пределах 350 - 500 мм.

8.2.5. Рабочее место должно  быть оборудовано подставкой  для ног, имеющей ширину не  менее 300 мм, глубину не менее  400 мм, регулировку по высоте в  пределах до 150 мм и по углу  наклона опорной поверхности  подставки до 20 градусов. Поверхность  подставки должна быть рифленой  и иметь по переднему краю  бортик высотой 10 мм.

8.2.6. Рабочее место с  ВДТ и ПЭВМ должно быть оснащено  легко перемещаемым пюпитром  для документов.

8.2.8. Клавиатуру следует  располагать на поверхности стола  на расстоянии 100 - 300 мм от края, обращенного к пользователю или  на специальной, регулируемой  по высоте рабочей поверхности,  отделенной от основной столешницы.

8.3. Требования к организации  и оборудованию рабочих мест  с ВДТ и ПЭВМ для учащихся  средних и высших учебных заведений 

8.3.1. Помещения для занятий  с использованием ПЭВМ и ВДТ  в средних и высших учебных  заведениях должны быть оборудованы  одноместными столами, предназначенными  для работы на ПЭВМ и ВДТ. 

8.3.5. Высота края стола,  обращенного к работающему с  ПЭВМ и ВДТ, и высота пространства  для ног должна соответствовать  росту учащихся или студентов  в обуви. 

8.3.6. При наличии высокого  стола и стула, несоответствующего  росту учащихся или студентов,  необходимо обязательно пользоваться  регулируемой по высоте подставкой  для ног (см. п. 8.2.5).

8.3.7. Уровень глаз при  вертикально расположенном экране  ВДТ должен приходиться на  центр или 2/3 высоты экрана. Линия  взора должна быть перпендикулярна  центру экрана и оптимальное  ее отклонение от перпендикуляра, проходящего через центр экрана  в вертикальной плоскости, не  должно превышать ±5 градусов, допустимое ±10 градусов.

8.3.8. Рабочее место с  ПЭВМ и ВДТ должно оборудоваться  стулом, основные размеры которого  должны соответствовать росту  учащихся или студентов в обуви  (приложение 13).

8.4. Требования к оборудованию  и организации помещений с  игровыми комплексами на базе  ПЭВМ для детей дошкольного  возраста 

8.4.1. Помещения, где устанавливаются  игровые комплексы, должны оборудоваться  одноместными столами. 

8.4.5. Не допускается вместо  стульев использование кубов,  табуреток, скамеек без опоры  для спины. 

 

9. Требования к  организации режима труда и  отдыха при работе с ВДТ  и ПЭВМ

9.1. Общие требования к  организации режима труда и  отдыха при работе с ВДТ  и ПЭВМ 

9.1.1. Режимы труда и  отдыха при работе с ПЭВМ  и ВДТ должны организовываться  в зависимости от вида и  категории трудовой деятельности.

9.1.2. Виды трудовой деятельности  разделяются на 3 группы:  
группа А - работа по считыванию информации с экрана ВДТ или ПЭВМ с предварительным запросом;  
группа Б - работа по вводу информации;  
группа В - творческая работа в режиме диалога с ЭВМ.  
При выполнении в течение рабочей смены работ, относящихся к разным видам трудовой деятельности, за основную работу с ПЭВМ и ВДТ следует принимать такую, которая занимает не менее 50% времени в течение рабочей смены или рабочего дня.

9.1.3. Для видов трудовой  деятельности устанавливается 3 категории тяжести и напряженности  работы с ВДТ и ПЭВМ (приложение 15), которые определяются: для группы А - по суммарному числу считываемых знаков за рабочую смену, но не более 60 000 знаков за смену; для группы Б - по суммарному числу считываемых или вводимых знаков за рабочую смену, но не более 40 000 знаков за смену; для группы В - по суммарному времени непосредственной работы с ВДТ и ПЭВМ за рабочую смену, но не более 6 часов за смену.

9.1.4. Для преподавателей  высших и средних специальных  учебных заведений, учителей общеобразовательных  школ устанавливается длительность  работы в дисплейных классах  и кабинетах информатики и  вычислительной техники не более  4 часов в день.

9.1.5. Для инженеров, обслуживающих  учебный процесс в кабинетах  (аудиториях) с ВДТ и ПЭВМ, продолжительность  работы не должна превышать  6 часов в день.

9.1.7. Для обеспечения оптимальной  работоспособности и сохранения  здоровья профессиональных пользователей,  на протяжении рабочей смены  должны устанавливаться регламентированные  перерывы.

9.1.9. Продолжительность непрерывной  работы с ВДТ без регламентированного  перерыва не должна превышать  2 часов. 

9.1.10. При работе с ВДТ  и ПЭВМ в ночную смену (с  22 до 6 часов), независимо от категории  и вида трудовой деятельности, продолжительность регламентированных  перерывов должна увеличиваться  на 60 минут. 

9.1.11. При 8-ми часовой  рабочей смене и работе на  ВДТ и ПЭВМ регламентированные  перерывы следует устанавливать:  
- для I категории работ через 2 часа от начала рабочей смены и через 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый;  
- для II категории работ через 2 часа от начала рабочей смены и через 1.5 - 2.0 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый или продолжительностью 10 минут через каждый час работы;  
- для III категории работ через 1.5 - 2.0 часа от начала рабочей смены и через 1.5 - 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 20 минут каждый или продолжительностью 15 минут через каждый час работы.

9.1.12. При 12-ти часовой  рабочей смене регламентированные  перерывы должны устанавливаться  в первые 8 часов работы аналогично перерывам при 8-ми часовой рабочей смене, а в течение последних 4 часов работы, независимо от категории и вида работ, каждый час продолжительностью 15 минут.

9.1.14. С целью уменьшения  отрицательного влияния монотонии целесообразно применять чередование операций осмысленного текста и числовых данных (изменение содержания работ), чередование редактирования текстов и ввода данных (изменение содержания работы).

9.2. Требования к организации  режима работы с ВДТ и ПЭВМ  студентов высших учебных заведений 

9.2.2. Для студентов первого  курса оптимальное время учебных  занятий при работе с ВДТ  или ПЭВМ составляет 1 час, для  студентов старших курсов - 2 часа, с обязательным соблюдением между  двумя академическими часами  занятий перерыва длительностью  15 - 20 минут. Допускается время  учебных занятий с ВДТ и  ПЭВМ увеличивать для студентов  первого курса до 2 часов, а  для студентов старших курсов  до 3 академических часов, при  условии что длительность учебных занятий в дисплейном классе (аудитории) не превышает 50% времени непосредственной работы на ВДТ или ПЭВМ и при соблюдении профилактических мероприятий: упражнения для глаз, физкультминутка и физкультпауза.

9.3 Требования к организации  режима работы с ВДТ или  ПЭВМ учащихся средних специальных  учебных заведений. 

9.3.1. В средних специальных  учебных заведениях (ПТУ, техникумы  и др.) длительность работы на  ВДТ или ПЭВМ во время учебных  занятий при соблюдении гигиенических  требований к условиям и организации  рабочих мест должна составлять:  
- для учащихся первого курса не более 30 минут в день;  
- для учащихся второго и третьего курсов не более 1 часа в день при сдвоенных уроках: 30 минут на первом уроке и 30 минут на втором с интервалом в работе на ВДТ или ПЭВМ не менее 20 минут, включая перемену, объяснение учебного материала, опрос учащихся и т.п.  
- для учащихся третьего курса длительность учебных занятий с ВДТ и ПЭВМ допускается увеличить до 3 академических часов с суммарным временем непосредственной работы на ВДТ или ПЭВМ не более 50% от общего времени учебных занятий.

9.3.2. После каждого академического  часа занятий с ВДТ или ПЭВМ  следует устраивать перемены  длительностью 15 - 20 минут с обязательным  выходом учащихся из класса (кабинета) и организацией сквозного проветривания. 

9.4. Требования к организации  режима учебных и внеучебных занятий с ВДТ и ПЭВМ детей школьного возраста и занятий с игровыми комплексами на базе ПЭВМ детей дошкольного возраста

9.4.1. Для учащихся X - XI классов  по основам информатики и вычислительной  техники должно быть не более  2 уроков в неделю, а для остальных  классов - 1 урока в неделю с  использованием ВДТ и ПЭВМ.

9.4.2. Непрерывная длительность занятий непосредственно с ВДТ или ПЭВМ не должна превышать:  
- для учащихся I классов (6 лет) - 10 минут;  
- для учащихся II - V классов - 15 минут;  
- для учащихся VI - VII классов - 20 минут;  
- для учащихся VIII - IX классов -25 минут;  
- для учащихся X - XI классов на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором - 20 минут;

9.4.5. Длительность перемен  между уроками должна быть  не менее 10 минут, во время  которых следует проводить сквозное  проветривание с обязательным  выходом учащихся из класса (кабинета).

9.4.15. В дошкольных учреждениях  продолжительность занятий с  использованием развивающих компьютерных  игровых программ для детей  5 лет не должна превышать 7 минут и для детей 6 лет - 10 минут. 

9.4.16. Компьютерные игровые  занятия в дошкольных учреждениях  следует проводить не чаще  двух раз в неделю в дни  наиболее высокой работоспособности  детей: во вторник, в среду  и в четверг. После занятий  следует проводить гимнастику  для глаз.

9.4.17. Не допускается проводить  занятия с ПЭВМ и ВДТ в  дошкольных учреждениях за счет  времени, отведенного для сна,  дневных прогулок и других  оздоровительных мероприятий. 

10. Требования  к организации медицинского обслуживания  пользователей ВДТ и ПЭВМ

10.1. Профессиональные пользователи  ВДТ и ПЭВМ должны проходить  обязательные предварительные (при  поступлении на работу) и периодические  медицинские осмотры в порядке  и в сроки, установленные Минздравмедпромом России и Госкомсанэпиднадзором России.

10.2. К непосредственной  работе с ВДТ и ПЭВМ допускаются  лица, не имеющие медицинских  противопоказаний.

10.3. Женщины со времени  установления беременности и  в период кормления ребенка  грудью к выполнению всех видов  работ, связанных с использованием  ВДТ и ПЭВМ, не допускаются.  Трудоустройство беременных женщин  следует осуществлять в соответствии  с "Гигиеническими рекомендациями  по рациональному трудоустройству  беременных женщин".

10.4. Медицинское освидетельствование  студентов высших учебных заведений,  учащихся средних специальных  учебных заведений, детей дошкольного  и школьного возраста проводится  в порядке и в сроки, установленные  соответственно Минздравмедпромом России, Госкомсанэпиднадзором России, Госкомвузом России и Минобразования России.


Информация о работе Гигиенические требования к работе с компьютером