Глобальные проблемы человечества и пути их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Человек может существовать не иначе, как в рамках достаточно узкого диапазона параметров физической среды, био-и социосферы. Человечество держится на острие. ускорение процессов развития общества сопровождается понижением уровня его стабильности. сопровождается состояниями неустойчивости, возникают новые системные качества и аттракторы. Та как человечество приобрело всепланетарный статус, то и его проблемы стали носить глобальный характер.

Файлы: 1 файл

наброски работы.docx

— 29.69 Кб (Скачать файл)

Глобальные проблемы человечества и пути их разрешения.

 

 

  Человек может существовать  не иначе, как в рамках достаточно  узкого диапазона параметров  физической среды, био-и социосферы.   Человечество держится на острие. ускорение процессов развития   общества сопровождается понижением уровня его стабильности.   сопровождается состояниями неустойчивости, возникают новые системные качества и аттракторы. Та как человечество приобрело всепланетарный статус, то и его проблемы стали носить глобальный

 

  характер. Неустойчивость  внушает надежду, что малые  изменения могут привести к  изменению всей структуры, что  означает, что индивидуальная деятельность  совсем не бессмысленна. При этом  мир, видимо, навсегда лишился  стабильности и гарантий непреходящих  законов. особенно стали важны нелинейные системы и отношения, когда малый сигнал на входе дает большой на выходе, и повышение темпоральности --- чувствительности к ходу времени.

 

            Экология. - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динам равновесия системы "общество-природа".

 

            Развитие человечества, его производ сил столкнули челов с пробл ограниченности прир ресурсов, возможного наруш динам равновесия системы общ-прир. "Не стоит обольщаться победами над природой. За каждую такую победу она мстит. Каждая из этих побед имеет правда в первую очередь те последствия, на кот мы рассчитывали, но во втор и в третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, кот очень часто уничтожают значение первых." Мы все воюем с природой, а надо мирно существовать в ней.

 

            Чел, превращая все большую  часть природы в среду своего  обитания, расширяет границы своей  свободы по отношению к природе,  что должно обострять в нем  чувство ответственности за преобразующее  воздействие на нее. Здесь находит  отражение общефил принцип: "чем полнее свобода, тем выше ответственность".

 

            В настоящее время глобальность  эколог проблем требует от  чел иного способа мышления, новой  формы самосознания - Экологического  сознания. Это прежде всего означает, что челов должно осознать себя как единое целое в своем отношении к природе. Самое первое и главное условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное сосуществование людей друг с другом. Необходимо соединить усилия всех людей, всего человечества в решениях этих проблем. В соврем обществе потребления решение эколог проблем невозможно...

 

Другие проблемы

 

невозможность затормозить  тех прогресс, загрязнение.  Нарушено ли хрупкое равновесие между природой и чел. Уничтожение прир ископаемых, пресной воды, лесов, видов животных. Вправе ли чел, осознавая ответственность перед лицом Вселенной, изменять Землю?Действия людей носят некомпенсируемый характер. Озоновый слой,парниковый эффект, проблема шума.  Сам человек начинает эволюционировать в техногенной среде. ведут мутации к негативно му или к полезному? Психические изменения в рез-те жизни в неестественных условиях. Скука, апатия, безнадежность, мусор, теснота и др проблемы.

 

 Демографические проблемы, учение Мальтуса о перенаселении.  Население растет в геометрической прогрессии, еда – в арифметической. При этом проблема нехватки населения в развитых странах и переизбытка рождаемости в Африке и Лат Америке.  Вопрос о коэволюции человека и животного.  Вынос высоких технологий в космос и загрязнение космоса. Проблема информационного потока. Проблема искусственного интеллекта и механической жизни. Проблемы генной инженерии сейчас вышли на первый план. Ну и так далее, словом, здесь можно говорить, не останавливаясь.

 

 Нравственные проблемы. В связи с развитием науки  встала проблема смерти, ее определения.  Когда можно констатировать смерть  и когда можно вернуть человека  к жизни? В связи с этим  стоит проблема эвтаназии как  безболезненной смерти, тем более  уже появились приспособления  для

 

этого. Проблема абортов, можно  или нет, в основном нравственная проблема -- когда можно говорить о жизни нового человеческого сущва? проблема борьбы со СПИДом, наркоманией,  алкоголем и возникающая при этом проблема милосердия. Мутации --- повышение процента олигофреничных и аутичных детей, проблема их адаптации в человеческом обществе. Новая точка зрения на эту проблему --- если они не имеют развитого интеллекта, то почти все очень добры и нравственные. Не есть ли это просто другие люди, не хуже нас?

 

При анализе глобальных проблем  важно помнить, что их решение  не есть дело простое, а даже опасное. Человечество вступило в эпоху необратимого развития, и предотвра щение деградации  человечества как элемента биосферы сводится к формированию новой цивилизации. Становится вопрос разработки Стратегии Человека, согласованной со стратегией природы. Понятие об экологическом и нравственном императиве, то есть некоторые вещи, в частности изменение некоторых свв окружающей среды недопустимо ни при каких обстоятельствах. Это новые составляющие новой нравственности человечества. актуальной задачей стало создание планетарного гражданского общества как института, в рамках которого и возможна эффективная реализация стратегии человечества, сопровождаемая формами контроля международных организаций  евозможность разделения этических и научных ценностей, следовательно, новая этика, построенная на ответственности как на высшей ценности.

 

Концепция --- изменить путь современной цивилизации, совершив коренной поворот в сторону глобальных духовных проблем, откуда и пойдет экономика  и др. Надо переориентировать людей  с материальных ценностей на духовные, а то сейчас общество есть общ потребителей, потребление

 

стало целью, все производится для того, чтобы потреблять. Чел  попал в зависимость от вещей  и прогресса. Это наносит непоправимый урон дух миру чел, Необходимо дух  совершенствование.

 

Человечество перед лицом  глобальных проблем.

 

ХХ век истории человечества ознаменован возникновением и углублением  глобальных проблем. Глобальные проблемы – это совокупность проблем всего  человечества, от решения которых  зависит сохранение цивилизации. Они  многообразны. К числу наиболее важных относят: стремительный рост народонаселения  Земли, ведущий к демографическому взрыву; ближайшая перспектива исчерпания традиционных энергетических и других природных ресурсов; беспрецедентное  загрязнение среды обитания человечества, грозящее экологической катастрофой.

 

Серьезной проблемой современного мира является “демографический взрыв”. Десять тыяч лет назад было около 5млн человек, 2 тысячи лет назад – около 200 млн, в 1960 г – 3 млрд, в 1975 – 4 млрд, в 1987 - 5 млрд. Если этот темп прироста населения сохранится то к 2000г на Земле будет более 6 млрд человек, а к концу 21 века в два раза больше.

 

Для своей жизни люди нуждаются  в кислороде, продуктах питания, промышленных товарах. Все это своим  источником имеет природу. Исходя из среднего уровня жизни человека в  США, на 1 км2 могут жить 57 человек, а  на всей земле – 5,7 млрд человек. Особая острата этой проблемы подчеркивается тем, что свыше 4/5 прироста мирового населения приходится на развивающиеся страны. В итоге столь быстрого роста численности населения развивающихся стран и их экономического отставания усиливается нестабильность в мировой экономике и политике. К этому надо добавить что во многих странах СНГ хоть уровень прироста населения не высокий, но за счет снижения жизненого уровня в относительном отношении, делает эти страны опсными с т.зр. ядерного потенциала. Неуклонный рост народонаселения планеты сталкивается с не менее сложной глобальной проблемой – исчерпания традиционных энергитических ресурсов. Так запасы угля составляют 600 лет, нефти – 90 лет, природного газа – 50 лет, урана – 27 лет. Т.о. все виды топлива по всем категориям будут сожены за 800 лет. При этом НТП в направлении создания революционных технологий производства на базе принципиально новых предметов и средств труда не зарекомендовал себя. Традиционные энергитические ресурсы не только ограничены, их использование загрязняет атмосферу. На сжигание угля, газа и нефти из атмосферы ежегодно изымается 20 млн тонн кислорода, а в замен выбрасываются миллионы тонн углекислого газа и прочих ядовитых веществ. Планета буквально тонет в массе ядовитых отходов промышленности.

 

В настоящее время биосфера вышла из состояния устойчивости. Она перестала поглащать избыток углерода в атмосфере и, наоборот, начала выбрасывать углерод в нее. Биосфера утратила способность стабилизировать окружающую среду. Порог устойчивости континентальной части биосферы превышен в 5-7 раз. При этом следует иметь в виду, что если ресурсная модель допускает численность населения Земли в 7-8 млрд человек, то биосфера – всего 1-2 млрд.

 

Возрастание темпов прироста населения тяжким грузом легло на биосферу, потребовав более интенсивного использования плодородия почв. В  связи с ростом населения средняя  площадь посевов зерновых культур, приходящихся на одного человека, уменьшилась  за последние тридцать лет на одну треть. Если в начале 20 века на 1 человека приходилось 9 га культурных земель, то к середине века этот показатель составлял  уже 6га, а в наст вр около 3 га (но в США земли отводят под парки и т.д.).

 

Так называемые интенсивные  технологии истощают плодородие почв (чушь – в США сам видел отличие  земель тридцать лет назад и в  наст вр.)

 

Увеличивающееся число глобальных проблем и их углубление являются признаком кризиса цивилизации  и это кризис не отдельных сторон бытия, а основных форм жизнедеятельности  европейской индустриально технической  цивилизации, идейно-мировозренчески восходящей к греческой культуре. Одновременно этот кризис касается и современного человека вообще, способа его самореализации, ибо все страны мира, все народы, пытаясь достичь уровня жизни промышленно развитых стран Западной Европы и США, стремяться идти по их пути. Другого способа успешной самореализации современный человек не знает. Вот почему можно сказать, что современный человек, способ его бытия находятся в глубочайшем кризисе.

 

Понятие экосистемы. Глобальные экологические проблемы современной  цивилизации.

 

Глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов в мире, породила ряд серьезных проблем, одной из которых является экологическая проблема.

 

Сущность экологической  проблемы состоит в отчетливо  обнаружившемся и углубляющемся  противоречии между производительной деятельностью человечества и стабильностью  природной среды его обитания. Как отмечал основатель Римского Клуба А. Печчеи: “Истинная проблема человеческого вида в том что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и приспособится к тем изменениям, которые сам внес в этот мир”. Эти изменения являются плодом всей культурно-преобразовательной, и прежде всего, производственной деятельности. Масса всех искусственно созданных человеком неодушевленных предметов и живых организмов называется техномассой. Расчеты ученых показали, что техномасса производимая человечеством за 1 год составляет 10 в 13-14 степени, а биомасса производимая на суше 10 в 23. Из этих расчетов следует, что человечество создало искусственную среду, которая в 10 раз продуктивнее естественной среды. Это один из важнейших факторов, обуславливающий постановку перед человечеством экологической проблемы. В этой связи особую остроту приобретает распространение в окр среде производств и продукций, и особенно загрязняющих, вызывающих катаклизмы. Уже в обозримом будущем возможно ожидание потепления и таяния ледников, что послужит причиной для миллионов человек превратиться в экологических беженцев.

 

Ученые свидетельствуют, что всякий биологический вид  способен выжить в пределах достаточно узкой экологической ниши, т.е. совокупности различных условий и факторов окружающей среды. Человек это биологический вид, хотя и более универсальный, более адаптивный к изменениям в окр среде. Однако и его ресурсы в складывающейся ситуации исчерпываются. Причем воздействуют не только физические факторы (загрязнение), но и психологические. Римский клуб пришел к выводу, что главной причиной экологических проблем является НТП, ориентированный на безудержный рост потребления. В части интелегентного населения развитых стран можно отметить, что воспитание детей направлено не на стремление вырастить людей стрмящихся к безудержному обогащению, а наоборот к общечеловеческим ценностям, скорее наоборот слабые и развитые страны порождают акул империализма. Это соответствует тем предложениям философов которые выступают за переориентацию людей с мирских ценностей на ценности духовные.

 

Общество и природа. Современная  экологическая ситуация

 

1. Термин «Природа» служит  для обозначения объективной  реальности, всего того, что существует. Высшее ее порождение и часть  – человек. Природа делится  на 2 части: Связанную с деятельностью человека и не связанную с ней.

 

Общество – представляет собой совокупность исторически  изменяющихся форм совместной деятельности людей, определенным образом связанных  между собой и образующих некоторую  целостность на основе необходимости  материального производства в интересах  ее (этой целостности) самосохранения, само производства и саморазвития.

 

Природа как целое –  вечна и бесконечна. Человеческое общество исторически ограниченно  как в пространстве так и во времени.

 

Человеческое общество не может возникнуть, существовать и  развиваться вне и независимо от природы.

 

Природа как условие жизни  и развитие общества не является постоянной и неизменной величиной.

 

2. Формы восприятия природы.

 

Античность: Природа понималась как подвижное , изменяющееся целое; человек мыслился как одна из ее частей.

 

Средневековая христианская культура: Окружающая человека природа  кассматривалось как нечто сотваренное богом и более низкое чем сам человек, так как только он наделен божественным началом – душой. Более того , природа не редко мыслилась как источник зла, который нужно преодолеть или подчинить, а жизнь человека выступала как божественное начала (души) с греховным природным началом (телом). И это служило оправданием для негативного отношения к природе. Природа начиналась как нечто неодушевленное, противостоящее человеку и человеческому обществу.

Информация о работе Глобальные проблемы человечества и пути их разрешения