Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 11:31, контрольная работа
Сегодняшний и завтрашний день человечества можно рассматривать как «диалог» или «встречу» цивилизаций - такое взаимовлияние народов и культур, при котором они заимствуют кое-что друг у друга, но все же остаются собой, не сливаются с другими, не поглощаются ими. С точки зрения «глобалистского» подхода различные цивилизации взаимодействуют и развиваются таким образом, что общечеловеческий компонент в них постоянно возрастает, приобретает все больший удельный вес, так, что в отдаленной перспективе весьма реальна единая культура человека.
Глобальные проблемы человечества на современном этапе…………….3
Контрольные тестовые задания…………………………………………..21
Практическое задание…………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………..25
Содержание
Глобальные проблемы человечества на современном этапе…………….3
Контрольные тестовые задания…………………………………………..21
Практическое задание…………………………………………………….22
Список литературы…………………………………
Глобальные проблемы человечества на современном этапе
Сегодняшний и завтрашний день человечества можно рассматривать как «диалог» или «встречу» цивилизаций - такое взаимовлияние народов и культур, при котором они заимствуют кое-что друг у друга, но все же остаются собой, не сливаются с другими, не поглощаются ими. С точки зрения «глобалистского» подхода различные цивилизации взаимодействуют и развиваются таким образом, что общечеловеческий компонент в них постоянно возрастает, приобретает все больший удельный вес, так, что в отдаленной перспективе весьма реальна единая культура человека.
Проблема существования
человечества как целого может быть
рассмотрена в следующих
В современную
эпоху происходит глобализация проблем
человечества. Их актуальность связана
с целым рядом факторов: ускорение
процессов общественного
Не всякую проблему можно назвать глобальной и не любая проблема общественного развития могла стать глобальной.
Все существующее существует в некотором количестве и, следовательно, может быть измерено. Данное обстоятельство необходимо прежде всего учитывать в вычленении глобальных проблем. Одним из важнейших критериев определения глобальных проблем является количественный — геопространственный фактор. Речь в этом случае идет о пространственном масштабе, т. е. территории, где данные проблемы значимы и актуальны. В соответствии с этим критерием, любую проблему можно назвать глобальной, если она касается всей планеты, любого ее региона в целом, в отличие от региональных или локальных, свойственных какому-либо одному государству или группе государств.
В выявлении из всей совокупности проблем сегодняшнего мира жизненно важных для человечества глобальных вопросов существенное значение приобретает качественный критерий. Качественная сторона определения глобальных проблем выражается в следующих основных их характеристиках:
- во-первых, эти проблемы, затрагивают жизненные интересы всего человечества и каждого человека в отдельности;
- во-вторых, они
выступают объективным
- в-третьих, для решения (преодоления) глобальных проблем требуются усилия всех народов или, по крайней мере, большинства населения планеты;
- в-четвертых, нерешаемость и нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к непоправимым последствиям жизнедеятельности для всего человечества и каждого отдельного человека .
Таким образом, качественный и количественный факторы (критерии) в их единстве и взаимосвязи позволяют вычленить те проблемы общественного развития, которые являются глобальными, или жизненно важными для всего человечества и каждого отдельного человека.
Всем глобальным
проблемам общественного
Все глобальные
проблемы находятся в сложной
взаимосвязи и
При выявлений взаимосвязи глобальных проблем общественного развития важно исключить ряд заблуждений. Типичным заблуждением, например, является отнесение к числу глобальных проблем всех противоречий эпохи. Так, нередко, рассуждая о глобальных проблемах. современной эпохи, называют эрозию почв, инфляцию, защиту прав человека и др. Все эти проблемы действительно имеют широкий ареал распространения в мире, однако., они не могут быть со всей определенностью названы глобальными. Глобальные проблемы — не те, что интересуют какого-то конкретного человека, что для него живо и что, наконец, побуждает его к действию, но, главным образом, те, которые являются проблемами, затрагивающими жизненные интересы большинства человечества, и могут касаться любого человека.
В современной научной литературе имеет место и другая крайность, когда сегодняшние глобальные проблемы всецело сводятся лишь к предотвращению войн и экологическому кризису. При этом в большей мере акцент при анализе названных проблем делается на негативных последствиях для общественного развития, а не возможных условиях и способах их решения.
Отечественными учеными И.Т.Фроловым и В.В.Загладиным разработан вариант классификации глобальных проблем.
Интерсоциальные проблемы
Первую группу составляют проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т.е. между группами государств. Эти проблемы следует называть интерсоциальными. К ним относится проблема предотвращения войны и обеспечения мира, а также установление справедливого международного экономического порядка. До недавнего прошлого интерсоциальные проблемы были связаны с противостоянием двух политических систем: капиталистической и социалистической. На смену двухполюсному миру пришел мир многополюсный, что повлекло изменения характера проблем.
Во-первых, на место
угрозы мировой войны как следствия
столкновения двух противоположных
общественно-политических систем пришло
множество локальных
Во-вторых, в отсутствие
противостояния противоположных общественно-
Экологические проблемы
Вторая группа
объединяет проблемы, которые порождены
взаимодействием общества и природы.
Они связаны с ограниченностью
возможностей окружающей среды выносить
нагрузки антропогенного характера. Это
такие проблемы как обеспеченность
энергией, топливом, пресной водой,
чистым воздухом и т.д. К этой же группе
относится проблема охраны природы
от необратимых изменений
Сущность экологической
проблемы состоит в отчетливо
обнаружившемся и углубляющемся
противоречии между производительной
деятельностью человечества и стабильностью
природной среды. Растущее давление
антропогенных факторов на биосферу
может привести к полному разрыву
естественных циклов воспроизводства
биологических ресурсов, самоочищения
вод, почвы, атмосферы. Это порождает
«коллапс» - резкое и стремительное
ухудшение экологической
В подходе к
решению экологических проблем
можно выделить три главных направления,
формирующих основные стратегии
природоохранной деятельности. Ограничительная
стратегия в качестве главного средства
предотвращения экологических катастроф
предлагает ограничение развития производства
и соответственно потребления, так
как тенденция к непрерывному
экономическому росту неизбежно
увеличивает экологическую
Стратегия оптимизации предполагает нахождение оптимального уровня взаимодействия общества и природы. Такой уровень не должен превышать критического порога загрязнения. Он должен быть таким, чтобы был возможен обмен веществ между обществом и природой, не отражающийся отрицательно на состоянии окружающей среды.
Стратегия замкнутых
циклов предполагает создание производств
построенных по циклическому принципу,
за счет чего достигается изоляция
производства от воздействия на окружающую
среду. Замкнутые циклы возможны
при использовании
Проблемы системы «человек-общество»
Третью группу глобальных проблем составляют те, которые связаны с системой человек-общество. Они непосредственно касаются отдельного человека и зависят от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности.
В эту группу входят проблемы, непосредственно связанные с человеком, его индивидуальным бытием. Это проблема «человеческих качеств» - развития нравственных, интеллектуальных и иных задатков человека, обеспечения здорового образа жизни, нормального психического развития. Особое внимание к этим проблемам стало характерной чертой глобалистики, начиная со второй половины 70-х годов. Поворот к человеку, к духовным основам бытия был не случаен. По сути, он выражает новое понимание глобальной проблематики. Это понимание можно назвать философско-антропологическим. Новый подход противостоит тому взгляду, который рассматривал глобальные проблемы как результат социального устройства, особенностей экономики и техники, а человека как пассивную жертву хода мирового развития. Теперь стало ясно, что судьбы мира в конечном итоге зависят от вопросов духовного порядка. Существует целый ряд духовных процессов, связанных с ситуацией глобального кризиса человечества: опустошение жизненного пространства, не только разрушающее внешнюю природную среду, но и убивающее в самом человеке всякое благоговение перед красотой и величием природы; бег человечества наперегонки с самим собой, подстегивающий гибельное для нас все ускоряющееся развитие техники, делающий людей слепыми ко всем подлинно человеческим ценностям и не оставляющий времени для подлинно человеческого дела - мышления; генетическая деградация; разрыв с традицией; унификация взглядов и потеря индивидуальности. Решение этих проблем в итоге сводится к человеческим качествам и путям их усовершенствования. Ибо лишь через развитие человеческих качеств и человеческих способностей можно добиться изменения свей ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать ее огромный потенциал для благих целей. Принципы «нового гуманизма» и новой картины мира подробно рассмотрены учеными Римского клуба. В их изложении основные черты новой духовной позиции таковы: малое против большого, базис против центра, самоопределение против определения извне, естественное против искусственного, ограничение потребления против потребления, экономия против расточительности, мягкость против жесткости и т.д. Новая картина мира поставила в центр истории человека, а не безликие силы. Культурное развитие человека отстало от энергетических и технических возможностей общества. Выход видится в развитии культуры и формировании новых качеств человека. В эти новые качества входит глобальность мышления, любовь к справедливости, отвращение к насилию.