Министерство образования и
науки
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального
образования
«Саратовский государственный
университет имени
Н.Г.Чернышевского»
Доклад на тему: «Гололед»
Выполнила: студентка
II курса, 212 группы ФИЯиЛ
Шерстобитова Юлия
Саратов 2015
Гололед – это слой плотного
льда, образовавшийся на поверхности земли,
тротуарах, проезжей части улицы и на предметах
(деревьях, проводах и т.д.) при намерзании
переохлажденного дождя и мороси (тумана). Обычно гололед
наблюдается при температуре воздуха
от 0°С до минус 3°С. Корка намерзшего льда
может достигать нескольких сантиметров.
Дождь, выпадающий при морозе, замерзает
на предметах, которые быстро покрываются
коркой плотного, иногда совершенно прозрачного
льда. В результате этого происходят разрушения,
особенно сильные при ветре. Так, у деревьев
обламываются сучья и остаются одинокие
стволы, иногда расщепленные надвое; рвутся
провода и валятся деревья; на дорогах,
покрытых скользкой коркой гладкого льда,
падают люди и животные, буксуют машины.
Гололедица – это тонкий слой
льда на поверхности земли, образующийся
после оттепели или дождя в результате
похолодания, а также замерзания мокрого
снега и капель дождя. На большей части
территории нашей страны опасное для
пешеходов состояние улиц может наступать
с сентября по май, если брать в расчет
ночные заморозки. Поэтому большую часть
года нужно быть бдительным и осторожным.
Существует заблуждение, что,
оказавшись на льду, мы теряем равновесие от того, что он идеально
гладкий. Это миф, не имеющий никакого
отношения к реальности: вспомните, хотя
бы, о том, что вы спокойно ходите по кафельному
или стеклянному полу, а ведь их поверхность
гораздо ровнее ледяной.
Наша неустойчивость на льду
объясняется очень просто: его покрывает
тончайший слой воды (это установили американские
учение всего три года назад), он не видим
глазу (исследователи из США нашли его
при помощи специальных приборов с медленным
электронным лучом). Эта жидкость срабатывает
как своеобразная смазка, заставляя нас
скользить по достаточно бугристой поверхности
льда. Кроме того, установлено, если она
замерзнет (а это может произойти лишь
при температуре ниже минус 60 градусов
по Цельсию), то по ледяной корочке невозможно
будет прокатиться даже на хорошо заточенных
коньках.
Гололед значительно опаснее
гололедицы и с точки зрения управляемости
и устойчивости автомобиля на дороге.
Коэффициент сцепления смачиваемой водой поверхности значительно ниже,
чем при отсутствии осадков в виде дождя.
Это заметно отражается на выборе скорости
движения. При гололеде максимальная безопасная
скорость движения на трассе находится
в пределах 30-40 км/час, а при гололедице
– 60 – 70 км/час. Более того, в гололедицу
у водителя остается шанс найти на проезжей
части поверхность, на которой перед наступившим
морозом не было воды или которую другие
машины еще не отполировали до блеска,
чтобы колесам его машины было за что зацепиться.
В гололед же замерзающий дождь покрывает
всю поверхность дороги независимо от
того, сколько колес по ней уже проехало.
Гололедица превращает города в большой
каток. Поскользнуться и упасть можно
на каждом шагу. При падении чаще страдают
руки – лучевые кости от локтя до кисти.
Падая, человек инстинктивно выставляет
вперед руку и всем весом своего тела обрушивается
на нее. При неловком падении на бок может
пострадать предплечье. Ноги ломаются,
как правило, в области голени. У женщин
этому нередко способствует обувь на высоком
каблуке. Пожилые люди чаще, чем молодые,
ломают позвоночник, шейку бедра. Перелом
бедренной кости – особенно тяжкая травма.
Даже небольшой удар может вызвать перелом
этой хрупкой, тонкой косточки. В 95% процентах
случаев – это удел женщин. Необходимо
помнить, что чем быстрее будет оказана
медицинская помощь, тем меньше осложнений
можно ожидать после травмы.
Как подготовиться
к гололеду (гололедице)
- Если в прогнозе погоды дается
сообщение о гололеде или гололедице,
примите меры для снижения вероятности
получения травмы. Подготовьте малоскользящую
обувь, прикрепите на каблуки металлические набойки или поролон, а на сухую подошву наклейте лейкопластырь или изоляционную ленту, можете натереть подошвы (особенно гладкие) песком (наждачной бумагой).
- Рекомендуется перед выходом
из дома хотя бы пару минут понаблюдать,
как передвигаются пешеходы. Обычно
скользкую дорогу выдает напряженная
походка, неуверенные шаги, а молодежь
наоборот – разгоняется и скользит, используя
лед для ускорения движения.
- Обратите внимание, укрывают
ли пешеходы лица от ветра. Гололед в сочетании
с сильным ветром – крайне опасный
фактор, и не только потому, что Вас может
снести в сторону. Даже при слабом ветре
попытки укрыть от него лицо сужают обзор
и могут сделать передвижение неустойчивым.
- Если Вы не уверены в своей обуви
и силах, подготовьте заранее специальную палку (трость) с заостренным концом или лыжную палку и выходите с ней. Заостренный конец поможет
опереться без риска, что сама опора из-под
Вас выскользнет.
- Другой момент – переносимые
вещи. Если знаете, что придется выйти
на улицу не с пустыми руками, постарайтесь обеспечить
закрепление вещей – воспользоваться
рюкзаком, наплечной сумкой, продеть руку
в ручку. Дело в том, что поскользнувшись,
Вы будете думать только о том, как сохранить
равновесие. При этом непроизвольный резкий
взмах рукой может отправить вашу сумку или
пакет, который вы несете только за ручки,
в дальний полет, зачастую в глубокий снег,
иногда на проезжую часть. Уцелеют ли вещи
при этом – большой вопрос, да и их поиски
могут превратиться в отдельное приключение.
Как действовать во время гололеда
(гололедицы)
- Будьте готовы к тому, что опасным
может быть даже первый шаг из подъезда, первая же
ступенька при выходе из дома. Выходите,
придерживаясь за дверь или косяк, а оценив
состояние грунта или асфальта у выхода,
начинайте передвигаться самостоятельно.
- Попробуйте первые несколько
метров пройти маленькими “лыжными” шажками. Вам сразу станет понятна
степень скольжения вашей обуви по покрытию.
- Передвигайтесь осторожно,
не торопясь, наступая на всю подошву.
При этом ноги должны быть слегка расслаблены,
руки по возможности свободны. Пожилым
людям или людям с ограниченной подвижностью рекомендуется использовать трость с резиновым наконечником или специальную палку с заостренными шипами (ту же лыжную палку).
- Если Вы поскользнулись, присядьте,
чтобы снизить высоту падения и смягчить
возможный ушиб ребер, плеч, головы. Если
получится, постарайтесь, чтобы
не завалиться плашмя, мягко присесть
на колено (колени) или ягодицы. В момент
падения категорически запрещено выставлять
в сторону земли ладони и локти. Самый
безопасный вариант – прижать локти к
бокам. Лучше пожертвовать чистотой одежды, чем неделями залечивать
болезненные вывихи и переломы.
- Очень важный момент – при падении
постараться исключить удар головой и
лицом. К сожалению, готовых алгоритмов
здесь нет, каждый раз нужно стараться
рефлекторно удержать голову от удара,
отвернуть лицо в сторону. Успех
очень зависит от реакции падающего. У
некоторых людей доли секунды от начала
падения до полного укладывания на дорогу
вылетают из сознания, впоследствии они
говорят, что ничего не успели почувствовать,
все произошло мгновенно. По крайней мере, если Вы почувствовали, что поскользнулись
и есть хоть какая-то возможность, попробуйте
завалиться не на дорогу, а в сугроб
или на человека, идущего рядом. Психологически убедите себя,
что тысяча извинений, стыд за то, что кого-то
толкнули или за кого-то ухватились, гораздо менее вредны, чем ушибы, вывихи, переломы.
- Очень травмоопасные участки
– лестницы, причем спуски опаснее, чем
подъемы. Перед передвижением по лестнице
выберите ее участок, меньше всего занесенный
снегом. Если рискнули двигаться, не держась за перила
или перил нет, старайтесь ни на подъеме,
ни на спуске не отклоняться назад. На
лестнице очень важно поставить ногу на
полную стопу, и только потом переносить
на эту ногу вес. Имейте в виду, что даже
если ступени очень скользкие и нет перил, самое устойчивое положение будет, если идти боком, осторожно переставляя ногу на следующую ступеньку, потом перенося на нее вес. Если нога устанет, развернитесь другим боком по направлению движения. Если есть перила, держась за
них обеими руками, можно преодолеть участки
даже очень сложные и скользкие. Никуда
не спешите, двигайтесь со своей скоростью. Если
Вас догнал другой человек, крепко
держащийся за перила и нервничает из-за Вашего медленного передвижения,
остановитесь, прижмитесь к перилам и посоветуйте ему Вас обойти.
- Еще один сложный участок –
остановки общественного транспорта,
особенно высадка. Притормаживая на остановке,
транспорт полирует покрытие, оно может
быть настолько скользким, что первый
же шаг из салона приведет к вашему падению, а удар о землю будет учинен высотой ступеньки. Если
не уверены в себе, держитесь за поручень
двери до последнего, пока не убедитесь,
что твердо стоите на земле на обеих ногах.
В этой ситуации также нет ничего зазорного
в просьбе окружающим о помощи. Несколько секунд смущения
или недели в гипсе – вещи несопоставимые!
- Гололед зачастую сопровождается
обледенением. В этом случае особое внимание
обращайте на провода линий электропередач,
контактных сетей электротранспорта обломанные
и опасно нависающие сучья деревьев. Если Вы увидели
оборванные провода, сообщите администрации
населенного пункта о месте обрыва.
Как действовать
при получении травмы
- Если после падения вы чувствуете,
что травмированы и встать не сможете,
постарайтесь сами или попросите, чтобы
вам подложили какую-то теплоизоляцию
под все точки соприкосновения с землей,
не укрытые теплой верхней одеждой – колени,
бедра, если вы в короткой куртке или полупальто.
Подложить можно толстые журналы, портфели,
шарф, другие теплые вещи. Важно снизить
потери тепла и устранить обморожение
до приезда медиков.
- Если падение и травма подстерегли
Вас на проезжей части, пусть
даже во дворах или на подъездных дорожках,
постарайтесь сами или попросите окружающих как можно быстрее эвакуировать
Вас на обочину или пешеходную часть. В гололед условия
движения для водителя также крайне сложны, а если
Вы не можете встать, есть риск, что
он Вас так и не увидит и не услышит до самого момента наезда. Всеми силами сведите риск наезда
к минимуму. Не можете сдвинуться и встать
– хотя бы сидите и возьмите в руку какой-нибудь самый яркий предмет из всего, чем располагаете. Можно привлечь внимание водителя, подсветив экран мобильного телефона и покачивая его в руке над дорогой (резкие взмахи из стороны в сторону могут сбить водителя с толка).
- Если можете перемещаться самостоятельно,
запишите координаты 2-4 свидетелей вашего
падения, травмы и обратитесь в травматологический
пункт или пункт неотложной медицинской
помощи. Оформите бюллетень или справку
о травме, которые могут быть использованы вами при обращении
в суд по месту жительства или по месту
получения травмы с исковым заявлением
о возмещении ущерба.
Использованная литература
http://upchs.aksayland.ru/gololed
http://www.maiclub.ru/travma/gololed.html
Кривошеин Д. А., Муравей Л. А., Роева Н. Н. / Экология
и безопасность жизнедеятельности. М.:
"ЮНИТИ - ДАНА", 2000
Заморский А. Д. / Иней, изморозь, гололед. «Гидрометеорологическое издательство»,
1951