Гражданская оборона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 15:49, реферат

Описание работы

Гражданская оборона (ГО) – это система мероприятии по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (Закон РФ «О гражданской обороне» 12 февраля 1998 г. № 28--ФЗ). Гражданская оборона России является составной частью общей системы государственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время. Деятельность гражданской обороны направлена на защиту от современных средств нападения противника, так и на проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах и в очагах поражения при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. История создания гражданской обороны (ГО)………………………...……3
2. Структура, задачи и службы ГО, состав сил и средств……………….……..9
3. Права и обязанности граждан в области ГО и защиты от ЧС………..….…14
4. Краткая характеристика стихийных бедствий, аварий и катастроф……...15
Заключение………………………………………………….…………………..20
Список используемой литературы………………

Файлы: 1 файл

Реферат - Гражданская оборона.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

Аналогичным образом развивался этот процесс и в Российской Федерации. 12 октября 1990 г. Совет Министров РСФСР образовал Республиканскую комиссию по чрезвычайным ситуациям во главе с заместителем Председателя Совета Министров РСФСР.

Восьмой этап (с декабря 1991 г. по настоящее время) начался с упразднения государственных структур СССР, образованием СНГ и созданием Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

В связи с этим в 1990 г. был создан специальный федеральный орган исполнительной власти – Российский корпус спасателей на правах государственного комитета, который после ряда преобразований превратился в 1994 г. в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Преследовались цели – радикально улучшить работу по защите населения и территорий России при ЧС мирного и военного времени придать этой работе общенациональную значимость, возвести её на уровень государственной политики. В 1992 г. была создана Российская система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС), предназначенная для реализации государственной политики в области защиты населения и территорий природного и техногенного характера.

Подводя общие итоги деятельности МЧС России и РСЧС, можно с полной уверенностью сказать, что прошедшие годы убедительно подтвердили обоснованность, социально-политическую и экономическую целесообразность их создания.

РСЧС позволила объединить в единую систему органы управления, силы и средства всех государственных и местных властных структур, предприятий, учреждений и организаций, занимавшихся ранее решением проблем противодействия чрезвычайным ситуациям разрозненно, без должной организованности и взаимодействия.

Развернулась разработка нормативно-правовой базы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Впервые в отечественной истории деятельность в едином направлении была регламентирована законодательными актами государства.

Сформировалась разветвленная, достаточно эффективно функционирующая система управления, охватившая всю инфраструктуру страны. Благодаря рациональной региональной политике укрепилось взаимодействие между органами управления различных уровней.

В результате целенаправленного реформирования были значительно укреплены силы системы, созданы эффективные профессиональные мобильные подразделения центрального и регионального подчинения. Ведомственные и территориальные формирования аварийно-спасательного назначения вошли в группировки сил РСЧС и планово задействуются в случае чрезвычайных ситуаций. Значительно вырос профессионализм спасателей. Радикально улучшилось техническое оснащение сил.

На базе войск гражданской обороны были сформированы группировки сил, заблаговременно нацеленные на возможный фронт аварийно-спасательных работ в мирное и военное время.

Принципиально изменилось и усовершенствовалось финансовое и материально-техническое обеспечение системы. Внедрен механизм помощи территориям за счет чрезвычайного резервного фонда Правительства Российской Федерации. На всех уровнях созданы резервы материальных ресурсов на случай чрезвычайных ситуаций. Решается вопрос о распределении финансовой и материальной ответственности при чрезвычайных ситуациях между уровнями государственной власти, органами местного самоуправления.

Развернуто широкое международное сотрудничество в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на двусторонней и многосторонней основе. РСЧС высокими темпами интегрируется в мировое аварийно-спасательное сообщество, активность и успехи на международной арене снискали ей значительный авторитет.

Структура, задачи и службы ГО, состав сил и средств

Структура ГО:

Руководство гражданской обороной в РФ осуществляет Правительство РФ. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом РФ на решение задач в области гражданской обороны. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны;

2) территориальные органы - региональные центры по делам  гражданской обороны, чрезвычайным  ситуациям и ликвидации последствий  стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

Территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, комплектуются военнослужащими войск гражданской обороны, лицами начальствующего состава Государственной противопожарной службы и гражданским персоналом.

Руководители указанных территориальных органов назначаются в установленном порядке руководителем федерального органа, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, из числа военнослужащих войск гражданской обороны, лиц начальствующего состава Государственной противопожарной службы и гражданского персонала;

3) структурные подразделения  федеральных органов исполнительной  власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;

4) структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные  на решение задач в области  гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством  Российской Федерации.

Все вышесказанное можно изобразить схематично, для наглядного представления:

 

 

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

  • обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  • предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
  • проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
  • проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
  • борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
  • обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
  • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  • срочное захоронение трупов в военное время;
  • разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
  • обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Службы ГО.

1. Для выполнения мероприятий  по гражданской обороне создаются

федеральные, республиканские, краевые, областные, автономной

области и автономных округов, районные и городские службы

гражданской обороны, а также службы гражданской обороны

организаций.

2. Решения о создании  служб гражданской обороны принимаются

Правительством Российской Федерации, органами исполнительной

власти субъектов Российской Федерации, органами местного

самоуправления и руководителями организаций в соответствии с их

полномочиями.

Положения о службах гражданской обороны утверждаются

соответствующими начальниками гражданской обороны.

Силы и средства ГО.

Силы гражданской обороны – воинские формирования, специально

предназначенные для решения задач в области гражданской обороны,

организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также гражданские

организации гражданской обороны.

2.     Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские

формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и

подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских

формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской

Федерации.

3.     Аварийно - спасательные  службы и аварийно – спасательные  формирования

привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

Основы деятельности войск гражданской обороны

1.     На вооружении  войск гражданской обороны находятся  специальная техника,

а также боевое стрелковое и холодное оружие.

2.     Военнослужащим  войск гражданской обороны выдаются  удостоверения

личности установленного образца, подтверждающие их статус, и международные

отличительные знаки гражданской обороны.

3.     Военнослужащие  войск гражданской обороны могут  проходить службу в

федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном на

решение задач в области гражданской обороны, и иных органах, осуществляющих

управление гражданской обороной, в порядке, установленном законодательством

Российской Федерации.

4.     Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента

объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения

Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской

Федерации или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных

бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под

угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно – спасательных и

других неотложных работ.

Гражданские организации гражданской обороны

1.     Гражданские  организации гражданской обороны  создаются организациями,

указанными в пункте 2 статьи 9 настоящего Федерального закона. Порядок

создания и деятельности гражданских организаций гражданской обороны

определяется Правительством Российской Федерации.

2.     В гражданские  организации гражданской обороны  могут быть зачислены

граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в

возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих

мобилизационные предписания, инвалидов I, II или III группы, беременных

женщин, имеющих детей в возрасте до восьми лет. а также женщин, получивших

среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до тех

лет.

В состав сил ГО входят:

     1. Невоенизированные формирования ГО.

     2. Военизированные  части ГО.

     3. Силы и  средства МО, МВД и Минздрава.

     1) Невоенизированные  формирования (НФ) ГО - группа гражданских  лиц,

численность которых определена руководящими документами, оснащенная техникой и

имуществом, положенными по табелю. Эти формирования получили названия

"Спасательная (сводная) команда", "Невоенизированные  отряды ГО". В состав НФ

входят мужчины 16-60 лет и женщины 16-55 лет (кроме беременных и имеющих детей

в возрасте до 8 лет) за исключением инвалидов всех групп.

НФ классифицируют:

а. По подчиненности:

объектовые (подчинены начальнику объекта);

Информация о работе Гражданская оборона