Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 15:49, реферат
Гражданская оборона (ГО) – это система мероприятии по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (Закон РФ «О гражданской обороне» 12 февраля 1998 г. № 28--ФЗ). Гражданская оборона России является составной частью общей системы государственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время. Деятельность гражданской обороны направлена на защиту от современных средств нападения противника, так и на проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах и в очагах поражения при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. История создания гражданской обороны (ГО)………………………...……3
2. Структура, задачи и службы ГО, состав сил и средств……………….……..9
3. Права и обязанности граждан в области ГО и защиты от ЧС………..….…14
4. Краткая характеристика стихийных бедствий, аварий и катастроф……...15
Заключение………………………………………………….…………………..20
Список используемой литературы………………
Аналогичным образом развивался этот процесс и в Российской Федерации. 12 октября 1990 г. Совет Министров РСФСР образовал Республиканскую комиссию по чрезвычайным ситуациям во главе с заместителем Председателя Совета Министров РСФСР.
Восьмой этап (с декабря 1991 г. по настоящее время) начался с упразднения государственных структур СССР, образованием СНГ и созданием Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).
В связи с этим в 1990 г. был создан специальный федеральный орган исполнительной власти – Российский корпус спасателей на правах государственного комитета, который после ряда преобразований превратился в 1994 г. в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Преследовались цели – радикально улучшить работу по защите населения и территорий России при ЧС мирного и военного времени придать этой работе общенациональную значимость, возвести её на уровень государственной политики. В 1992 г. была создана Российская система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС), предназначенная для реализации государственной политики в области защиты населения и территорий природного и техногенного характера.
Подводя общие итоги деятельности МЧС России и РСЧС, можно с полной уверенностью сказать, что прошедшие годы убедительно подтвердили обоснованность, социально-политическую и экономическую целесообразность их создания.
РСЧС позволила объединить в единую систему органы управления, силы и средства всех государственных и местных властных структур, предприятий, учреждений и организаций, занимавшихся ранее решением проблем противодействия чрезвычайным ситуациям разрозненно, без должной организованности и взаимодействия.
Развернулась разработка нормативно-правовой базы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Впервые в отечественной истории деятельность в едином направлении была регламентирована законодательными актами государства.
Сформировалась разветвленная, достаточно эффективно функционирующая система управления, охватившая всю инфраструктуру страны. Благодаря рациональной региональной политике укрепилось взаимодействие между органами управления различных уровней.
В результате целенаправленного реформирования были значительно укреплены силы системы, созданы эффективные профессиональные мобильные подразделения центрального и регионального подчинения. Ведомственные и территориальные формирования аварийно-спасательного назначения вошли в группировки сил РСЧС и планово задействуются в случае чрезвычайных ситуаций. Значительно вырос профессионализм спасателей. Радикально улучшилось техническое оснащение сил.
На базе войск гражданской обороны были сформированы группировки сил, заблаговременно нацеленные на возможный фронт аварийно-спасательных работ в мирное и военное время.
Принципиально изменилось и усовершенствовалось финансовое и материально-техническое обеспечение системы. Внедрен механизм помощи территориям за счет чрезвычайного резервного фонда Правительства Российской Федерации. На всех уровнях созданы резервы материальных ресурсов на случай чрезвычайных ситуаций. Решается вопрос о распределении финансовой и материальной ответственности при чрезвычайных ситуациях между уровнями государственной власти, органами местного самоуправления.
Развернуто широкое международное сотрудничество в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на двусторонней и многосторонней основе. РСЧС высокими темпами интегрируется в мировое аварийно-спасательное сообщество, активность и успехи на международной арене снискали ей значительный авторитет.
Структура, задачи и службы ГО, состав сил и средств
Структура ГО:
Руководство гражданской обороной в РФ осуществляет Правительство РФ. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом РФ на решение задач в области гражданской обороны. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны;
2) территориальные органы
- региональные центры по делам
гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации
Территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, комплектуются военнослужащими войск гражданской обороны, лицами начальствующего состава Государственной противопожарной службы и гражданским персоналом.
Руководители указанных территориальных органов назначаются в установленном порядке руководителем федерального органа, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, из числа военнослужащих войск гражданской обороны, лиц начальствующего состава Государственной противопожарной службы и гражданского персонала;
3) структурные подразделения
федеральных органов
4) структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Все вышесказанное можно изобразить схематично, для наглядного представления:
Основными задачами в области гражданской обороны являются:
Службы ГО.
1. Для выполнения мероприятий
по гражданской обороне
федеральные, республиканские, краевые, областные, автономной
области и автономных округов, районные и городские службы
гражданской обороны, а также службы гражданской обороны
организаций.
2. Решения о создании
служб гражданской обороны
Правительством Российской Федерации, органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления и руководителями организаций в соответствии с их
полномочиями.
Положения о службах гражданской обороны утверждаются
соответствующими начальниками гражданской обороны.
Силы и средства ГО.
Силы гражданской обороны – воинские формирования, специально
предназначенные для решения задач в области гражданской обороны,
организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также гражданские
организации гражданской обороны.
2. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские
формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и
подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских
формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской
Федерации.
3. Аварийно - спасательные
службы и аварийно –
привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Основы деятельности войск гражданской обороны
1. На вооружении
войск гражданской обороны
а также боевое стрелковое и холодное оружие.
2. Военнослужащим
войск гражданской обороны
личности установленного образца, подтверждающие их статус, и международные
отличительные знаки гражданской обороны.
3. Военнослужащие
войск гражданской обороны
федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном на
решение задач в области гражданской обороны, и иных органах, осуществляющих
управление гражданской обороной, в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
4. Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента
объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения
Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской
Федерации или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных
бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под
угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно – спасательных и
других неотложных работ.
Гражданские организации гражданской обороны
1. Гражданские
организации гражданской
указанными в пункте 2 статьи 9 настоящего Федерального закона. Порядок
создания и деятельности гражданских организаций гражданской обороны
определяется Правительством Российской Федерации.
2. В гражданские
организации гражданской
граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в
возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих
мобилизационные предписания, инвалидов I, II или III группы, беременных
женщин, имеющих детей в возрасте до восьми лет. а также женщин, получивших
среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до тех
лет.
В состав сил ГО входят:
1. Невоенизированные формирования ГО.
2. Военизированные части ГО.
3. Силы и средства МО, МВД и Минздрава.
1) Невоенизированные формирования (НФ) ГО - группа гражданских лиц,
численность которых определена руководящими документами, оснащенная техникой и
имуществом, положенными по табелю. Эти формирования получили названия
"Спасательная (сводная) команда", "Невоенизированные отряды ГО". В состав НФ
входят мужчины 16-60 лет и женщины 16-55 лет (кроме беременных и имеющих детей
в возрасте до 8 лет) за исключением инвалидов всех групп.
НФ классифицируют:
а. По подчиненности:
объектовые (подчинены начальнику объекта);