Информационная безопасность страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 20:43, реферат

Описание работы

Проблемы обеспечения информационной безопасности России в той или иной степени находят свое отражение не только в исследованиях и теоретических разработках отечественных и зарубежных ученых, но и в официальных документах. Такие понятия, как: «национальная безопасность», «информационная безопасность», «информационная организация государства» закладываются в основание различного рода политических доктрин и концепций большинства общественных, политических организаций и движений страны. Они стали предметом законотворческого процесса, привлекают пристальное внимание средств массовой информации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Информатизация общества и проблема информационной безопасности…..5
2. Основные цели и объекты информационной безопасности страны………..6
3. Источники угроз для информационной безопасности. ……………………..7
4. Основные задачи обеспечения информационной безопасности…………..11
5. Информационная безопасность и информационные войны……………….13
6. Проблемы СМИ в информационной безопасности страны………………..20
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованных источников…………………………………………...25

Файлы: 1 файл

Рефера.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

Ведь в дальнейшем, по мере развертывания глобального  процесса информатизации, неизбежной глобализации мирового сообщества и перехода развитых стран к информационному образу жизни, значение данной проблемы будет проявляться все сильнее и сильнее.

 

4. Основные  задачи обеспечения информационной  безопасности

 

Основными задачами государства  и общества по предотвращению, парированию  и нейтрализации внешних и  внутренних угроз информационной безопасности является:

    1. создание законодательной базы обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства, формирующей правовую основу для противодействия информационным угрозам. Такая база имеется сейчас во многих странах мира. Формируется она и в России. Так, например, уже приняты федеральные законы «О государственной тайне», «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене» и некоторые другие. Ведется работа по созданию механизмов практической реализации этих законов, подготавливаются другие законопроекты, регулирующие общественные отношения в информационной сфере;
    2. проведение специальных мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности в органах государственной власти страны и местного самоуправления. В настоящее время в стране активно ведутся работы по созданию защищенной информационно-телекоммуникационной системы органов государственной власти, способной противостоять внешним и внутренним информационным угрозам;
    3. создание и внедрение отечественных высокоэффективных средств, методов и систем защиты информации в общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах, а также методов обеспечения надежного и бесперебойного функционирования этих систем в экономической, финансовой и общественно-политической сферах;
    4. создание и практическое внедрение эффективных средств, методов и систем защиты национальных информационных ресурсов страны от разрушений и несанкционированного доступа, повышение надежности и безопасности их хранения.  В России уже ведутся научно-исследовательские работы не только по инструментальным средствам защиты информационных ресурсов, но и по их классификации по категориям информационной безопасности.

При этом учитывается  как их национальная специфика, так  и международный опыт, в частности принятые в 1991 году группой европейских стран рекомендации «Критерии оценки безопасности информационной технологии». Можно надеяться, что выполнение этих исследований позволит сделать защиту национальных информационных ресурсов России более надежной и эффективной;

    1. развитие отечественной промышленности для производства в необходимых объемах современных средств информационной техники, используемых для создания и развития национальной информационной инфраструктуры, обеспечения деятельности оборонного комплекса, органов государственного управления и наиболее важных предприятий финансовой и деловой сферы.

Решение этой проблемы помимо экономических усилий потребует  также соответствующей ориентации системы образования, науки и  общественного мнения в стране с тем, чтобы сделать работу в этой области престижной и социально привлекательной. Только таким образом можно будет обеспечить приток в эту сферу людских ресурсов и подготовку необходимого количества специалистов и научных работников;

    1. разработка и планомерное проведение в жизнь специальных организационно-правовых и воспитательных мероприятий, направленных на предотвращение и нейтрализацию информационных угроз в духовной сфере жизни общества, формирование общественного сознания населения страны в направлении активного противодействия этим угрозам.

В число этих мероприятий, прежде всего, должны входить:

  1. открытое провозглашение и активная пропаганда государственной идеологии общества, которая была бы понятной и приемлемой для большинства населения и учитывая культурные и исторические традиции развития многонациональной страны;
  2. разработка и осуществление цивилизованных форм воздействия на средства массовой информации с целью их ориентации на распространение в обществе духовных ценностей, отвечающих национальным целям страны, воспитанию патриотизма и гражданского долга по защите ее интересов.

Таким образом, меры по обеспечению  информационной безопасности страны должны быть комплексными и содержать в  себе не столько мероприятия идеологического  и воспитательного характера, направленные на соответствующую ориентацию общественного сознания

 

5. Информационная безопасность  и информационные войны.

 

В последнее время  достаточно часто звучат слова о  том, что необходимо усилить информационную безопасность, правда, при этом часто смешивают два понятия "компьютерная безопасность" и "информационная безопасность". Причем первое является составной частью второго. Да, компьютерная безопасность (в смысле безопасность самих компьютеров и компьютерных сетей) - вещь, безусловно необходимая, но недостаточная в нынешних условиях.

Во время операции "Буря в пустыне" в 1991 году американцы активно применяли современные информационно-психологические средства для поражения армии противника. В этом случае они действовали в соответствии с новой концепцией вооруженной борьбы, когда важность и протяженность первого (подготовительного) этапа, во время которого ведется активная информационно-психологическая обработка, на порядок возрастают. Кстати сказать, что эта обработка ведется в обоих направлениях: внешнем и внутреннем. Внешнее воздействие рассчитано на армию противника и его население, а внутреннее воздействие на собственную армию и свое население.

 Перечислим набор средств, которые входят в информационное оружие:

  1. программное и информационное обеспечение;
  2. программно-аппаратные, телекоммуникационные и другие средства информации и управления;
  3. каналы связи, обеспечивающие циркуляцию информационных потоков и интеграцию систем управления;
  4. интеллект человека и массовое сознание.

Отметим, что информационной оружие обладает наибольшей избирательностью, поражаемостью и требуемой масштабностью. Это объясняется такими свойствами информационной сферы, которые кардинально  отличают ее от других компонентов  жизненной среды:

  1. неисчерпаемость и восполняемость инфоресурсов;
  2. возможность их быстрого копирования с высокой степенью достоверности;
  3. возможность перемещения больших объемов этих ресурсов практически без потерь, с высокой скоростью и на огромные расстояния;
  4. компактность источников и носителей информации;
  5. мгновенная, но бескровная реакция (отклик) информационной сферы на трудно идентифицируемое (в отношении источника) воздействие и другое.

Характерно, что к числу  воздействующих на инфосферу можно  отнести и невоенные средства, куда входят:

  1. идеологические;
  2. религиозно-культурные;
  3. политические;
  4. дипломатические;
  5. торгово-экономические;
  6. финансово-кредитные;
  7. военно-экономические;
  8. промышленно-технологические;
  9. научно-технические;
  10. асоциальные.

В целом под информационным оружием понимается совокупность специальных средств, технологий, информации и дезинформации, применяемой для деструктивных воздействий на менталитет населения и информационно-техническую инфраструктуру государства. К видам информационного оружия можно условно (по отношению к основным объектам воздействия) отнести пять соответствующих совокупностей или групп средств, применяемых для деструктивных (дезориентирующих, дезинформирующих, дезорганизующих, дестабилизирующих, разрушающих, подавляющих и др.) информационных воздействий:

  1. средства массовой информации (СМИ: радио, пресса, телевидение) и агитационно-пропагандистские средства (видеокассеты, электронные учебники и энциклопедии и др.) как вид информационного оружия массового поражения, предназначенного для целенаправленного нанесения информационного ущерба, главным образом, духовно-нравственной жизни населения противостоящей (враждебной) стороны и, в первую очередь, его исторической памяти, мировоззрению, морально-нравственным идеалам с целью возможного управления его поведением, а также - для создания препятствия аналогичным действиям противника;
  2. п<span class

Информация о работе Информационная безопасность страны