Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 15:46, контрольная работа
Обязательное социальное страхование, представляющее собой дополнительную форму социальной защиты населения для компенсации части утраченного дохода в связи с наступлением социального риска, введено с 1 января 2005 года. С этого момента из Государственного фонда социального страхования (далее – Фонд) осуществлялись социальные выплаты на случай:
утраты трудоспособности;
потери кормильца;
потери работы.
Информация по системе обязательного социального страхования
Обязательное социальное страхование, представляющее собой дополнительную форму социальной защиты населения для компенсации части утраченного дохода в связи с наступлением социального риска, введено с 1 января 2005 года. С этого момента из Государственного фонда социального страхования (далее – Фонд) осуществлялись социальные выплаты на случай:
Позднее, с 2008 года, обязательное социальное страхование дополнено ещё двумя видами социальных рисков:
За 2005-2012 годы наблюдается значительный рост (почти в 40 раз) количества получателей долгосрочных социальных выплат – по утрате трудоспособности и потере кормильца (таблица 1).
Таблица 1
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
количество получателей социаль |
1 302 |
7 520 |
15 915 |
24 147 |
32 682 |
39 631 |
46 031 |
52 617 |
количество получателей социаль |
549 |
2 495 |
5 581 |
8 587 |
11 624 |
14 490 |
17 898 |
20 631 |
Ежемесячные социальные выплаты по утрате трудоспособности выплачиваются до достижения пенсионного возраста, социальные выплаты по потере кормильца до достижения иждивенцами возраста совершеннолетия, а в случае очной формы обучения в организациях высшего образования – до 23-летнего возраста.
В связи с этим, стремительными темпами происходит ежегодный прирост получателей по данным видам выплат и в настоящее время их количество не достигло своего полного масштаба, которое ожидается примерно к 2020 году. Остро стоит вопрос осовременивания данных выплат, которые производятся Фондом на основании решения Правительства Республики Казахстан (таблица 2).
Таблица 2
Дата повышения |
Количество получателей (человек) |
Годовая инфляция |
Индекс номинальной заработной платы |
Размер повышения |
с 1 января 2008 года |
17 518 |
18,8% за 2007 год |
28,7% за 2007 год |
на 15% |
с 1 января 2010 года |
34 645 |
6,2% за 2009 год |
10,7% за 2009 год |
на 9% |
с 1 января 2011 года |
42 200 |
7,8% за 2010 год |
15,3% за 2010 год |
на 7% |
с 1 января 2012 года |
50 809 |
7,4% за 2011 год |
16,0% за 2011 год |
на 7% |
с 1 января 2013 года |
58 978 |
6,0% за 2012 год |
12,3% за 2012 год |
на 16% |
При этом, индексацию данных выплат следует производить соразмерно росту заработной платы в стране.
Всего за время существования обязательн
таблица 3
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Общая сумма социальных выплат (млн.тенге) |
29 472 |
44 849 |
55 772 |
68 771 |
85 533 |
в том числе: |
|||||
Сумма социальных выплат по беременности и родам (млн.тенге) |
14 660 |
21 699 |
26 034 |
32 699 |
42 273 |
Количество получателей социаль |
89 323 |
120 931 |
128 913 |
140 425 |
152 199 |
Сумма социальных выплат по уходу за ребенком до одного года (млн.тенге) |
13 349 |
20 116 |
25 730 |
30 786 |
36 623 |
Количество получателей социаль |
197 762 |
250 894 |
267 611 |
290 255 |
320 024 |
*http://gfss.kz/ru/statistic/
За последние три
года наблюдается снижение темпов роста поступлений социальных
отчислений в Фонд. Так, за
2012 год темп роста социальных выплат
(24%) превысил темп роста
поступлений социальных отчислений (17,4%).
Проведенный анализ выявил ряд ключевых проблем, требующих решения путем изменения законодательства:
Социальные отчисления уплачивались в Фонд от 10 МЗП (с 01.01.2013г. 10 МЗП = 186 600 тенге), а при назначении выплат использовался доход в пределах 75 МЗП.
Страховалась заработная плата, а при назначении социальной выплаты по беременности и родам учитывались доходы, с которых уплачивались обязательные пенсионные взносы, т.е. доходы, которые включали в себя также косвенные доходы (медицинское страхование, спортивно-оздоровительные мероприятия и т.п.)
За счет поступлений социальных отчислений от участников системы обязательного социального страхования с доходами в пределах 10 МЗП были осуществлены социальные выплаты по беременности и родам женщинам, с доходами свыше 10 МЗП (таблица 4).
Таблица 4
Доход (тенге) |
Ежемесячная сумма СО (тенге) |
Коэффициент (при обычных родах) |
Выплата по беременности и родам из Фонда (тенге) |
Пособия на рождение первого ребенка из гос. бюджета (тенге) |
Выплата по уходу за ребенком из Фонда (тенге)* |
Всего выплата по уходу за ребенком из Фонда за год (тенге) |
Всего выплат (тенге) | ||||||||||
гр.1 |
гр.2 |
гр.3 = 10МЗП*5% |
гр.4 |
гр.5 |
гр.6 = 30 МРП |
гр.7 |
гр.8 |
гр.9 | |||||||||
единовременно |
единовременно |
ежемесячно |
|||||||||||||||
СМЗ по экономике |
101 079 |
5 054 тенге |
4,2 |
424 532 |
51 930 |
40 432 |
485 184 |
961 646 | |||||||||
Служащая |
186 600 |
9 330 тенге |
4,2 |
783 720 |
51 930 |
74 640 |
895 680 |
1 731 330 | |||||||||
Сотрудница банка |
500 000 |
9 330 тенге |
4,2 |
2 100 000 |
51 930 |
74 640 |
895 680 |
3 047 610 | |||||||||
Индивидуальный предприниматель |
1 399 500 |
9 330 тенге |
4,2 |
5 877 900 |
51 930 |
74 640 |
895 680 |
6 825 510 | |||||||||
* СВур составляет 74% от среднемесячной заработной платы женщины в РК за 2012 год
В данной таблице приведены примеры расчета выплат по материнству и детству женщинам с доходами 10 МЗП и выше. При уплате ежемесячных социальных отчислений в одинаковом размере 9 330 тенге, размер социальной выплаты по беременности варьируется от 783 тыс.тенге до 5,9 млн.тенге. Вряд ли можно считать сумму 5,9 млн.тенге социальным пособием.
При этом, социальные выплаты по уходу за ребенком до 1 года в размере 74 640 тенге в месяц составляют 74% от среднемесячной заработной платы, что в значительной мере может покрыть соответствующие расходы матери.
По данным Агентства РК по статистике в 2012 году среднемесячная заработная плата по экономике (СМЗ) составила 101 079 тенге. Основная масса работающих женщин (86%) получают доходы до 6 МЗП. При этом, доля женщин-участников системы обязательного социального страхования, имеющих доходы в пределах 10 МЗП, составила 98,8%.
Поэтому у подавляющего числа женщин, получающих доходы до 10 МЗП со стажем участия в системе социального страхования 12 месяцев, после изменения Закона РК «Об обязательном социальном страховании», утраченный доход в связи с беременностью и родами будет полностью покрываться за счет средств Фонда (таблица 5).
Таблица 5
|
Согласно актуарным расчетам к 2025 году долгосрочные обязательства (по утрате трудоспособности и потере кормильца) достигнут уровня 1,6 трлн. тенге. При сохранении действовавшего механизма назначения социальной выплаты по беременности и родам, резервы Фонда составят 11,3 млрд. тенге, в то время как его минимальный уровень, согласно требованиям Закона должен составлять 161 млрд. тенге. Все это приведет к дефолту Фонда, т.е. неспособности выплачивать обязательства по всем пяти видам социальных рисков (таблица 6).
Таблица 6
2005 |
2010 |
2015 |
2020 |
2025 |
2030 | |
Поступление активов Фонда |
13 920 |
142 012 |
295 065 |
515 093 |
823 931 |
1 363 510 |
Социальные выплаты |
10 |
55 772 |
171 288 |
411 740 |
819 577 |
1 623 824 |
Накопленные активы |
13 701 |
265 126 |
824 521 |
1 401 728 |
1 605 231 |
950 159 |
Долгосрочные обязательства |
10 193 |
51 049 |
212 512 |
647 691 |
1 616 596 |
2 811 278 |
Резервы |
3 484 |
210 801 |
612 009 |
754 037 |
-11 366 |
-1 861 120 |
Минимальный резерв |
1 019 |
5 105 |
21 251 |
64 769 |
161 660 |
281 128 |
Поэтому назрела острая необходимость изменения законодательства об обязательном социальном страховании, и прежде всего – по механизму назначения выплат по беременности и родам, что позволит обеспечить:
Информация о работе Информация по системе обязательного социального страхования