Изучение и анализ требований безопасности при использовании информационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:09, реферат

Описание работы

Цель работы: познакомиться с требованиями безопасной организации труда при использовании информационных технологий на уроках технологии.

Файлы: 1 файл

1 лр03 готово.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

В качестве искусственных заземлителей обычно применяют забитые в землю стальные трубы, уголковую сталь, металлические стержни.

Заземление в образовательных  учреждениях должно осуществляться только специалистами.

Правила противопожарной безопасности

В работе с техническими средствами должны выполняться «Типовые правила пожарной безопасности для школ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных и других учебно-воспитательных учреждений». Ответственность за противопожарное состояние учебно-воспитательных учреждений возложена на руководителей этих учреждений, но это не освобождает всех остальных работников от их знания и неукоснительного исполнения этих правил.

Во всех случаях возникновения  пожара в классе или учебном кабинете учитель обязан выключить всю  электроаппаратуру, дать свет в классную комнату или учебный кабинет, принять немедленные меры к предотвращению паники среди учащихся и к их эвакуации из этого помещения, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению пожара имеющимися противопожарными средствами.

При возникновении пожара его надо тушить с помощью первичных средств, к которым относятся вода, песок, противопожарная ткань, ручные химические огнетушители (пенные, воздушно-пенные, углекислотные, бромэтиловые, порошковые) и противопожарный инвентарь.

Вода — наиболее распространенное и достаточно эффективное средство тушения пожаров. Водой в виде компактной струи тушат большинство твердых горючих веществ, в виде распыленной струи — твердые, волокнистые, жидкие и газообразные вещества.

Электрические установки и электропровода, находящиеся под напряжением, тушить водой и пенными огнетушителями опасно, ибо они электропроводны и это может привести к поражению электрическим током людей, работающих с водяными струями и пеной.

Песок служит для тушения твердых  горючих веществ, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, разлившихся на поверхности нетолстым слоем (в небольших количествах), кинои фотопленок, а также сорванных электропроводов. При этом песок должен быть сухим и чистым.

Попадая на горящие предметы и вещества, песок охлаждает их и, изолируя от кислорода воздуха, способствует прекращению горения. Песок рекомендуется хранить в специальных ящиках (емкостью 0,1—1 м8), защищенных от попадания атмосферных осадков. Ящики должны быть укомплектованы лопатами или совками.

Противопожарную ткань применяют в качестве первичного средства тушения горящей электропроводки или электроаппаратуры, небольшого количества легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также загоревшейся одежды на человеке.

Огнетушители, правила их эксплуатации и применение:

 Огнетушителями называют приборы,  содержащие запас огнегасящего  вещества, которые применяют для  тушения очагов пожара до прибытия  пожарной команды.

В школах используют огнетушители химические пенные (ОХП-10), углекислотные (ОУ-2, ОУ-5) и др.

Химические пенные огнетушители типа ОХП-10 эффективны при тушении начинающихся пожаров, и поэтому их следует хранить в вертикальном положении в легкодоступных местах на высоте не более 1,5 м от пола. На открытом воздухе огнетушители устанавливают в специальных шкафах или под защитным козырьком. Эти огнетушители нельзя устанавливать вблизи отопительных приборов и на солнце.

Кроме того, следует помнить, что  огнетушители типа ОХП-10 нельзя применять  для тушения проводов и аппаратуры, находящихся под напряжением, ибо пенообразная струя является токопроводящей.

Углекислотные огнетушители весьма эффективны для тушения начинающихся пожаров. В учебных заведениях чаще всего  применяют углекислотные огнетушители ОУ-2 и ОУ-5 (цифры указывают емкость  баллона в литрах). Однако эти огнетушители неприменимы для тушения веществ, горение которых происходит без доступа воздуха (целлулоида, термита и т. д.).

 

  1. Гигиенические требования при использовании информационных технологий.

Наряду с  правилами противопожарной и  технической безопасности при использовании ТСО надо учитывать санитарно-гигиенические нормы.

С любого места классной комнаты  учащиеся должны достаточно хорошо и  разборчиво слышать преподавателя, видеть все, что он демонстрирует. Демонстрация изображений проходит наилучшим  образом, если ширина аудитории равна 0,6 ее длины, высота − 0,4 длины. Эти параметры важно учитывать для получения хорошей акустики и уменьшения возможной реверберации звучания, особенно в больших (на 200 человек и более) аудиториях.

Кабинет или класс с ТСО целесообразней располагать на северной или северо-западной стороне, куда не попадают прямые солнечные лучи, с окнами на одной стороне для облегчения автоматического зашторивания.

Помещение должно отвечать также и  правилам техники пожаробезопасности. Для этого лучше иметь две двери, открывающиеся наружу. Первый ряд стульев для учащихся следует располагать на расстоянии 1,5-кратной ширины экрана. Немаловажную роль в общих требованиях к помещению играет и цветовая окраска стен. После подбора аппаратуры выбирают вариант оборудования. Существует два варианта: с экранами, работающими на отражение, и с экранами на просвет.

В первом случае необходимо полное затемнение помещения. Аппаратуру тогда устанавливают  непосредственно в учебных классах, в специальных шкафах или же в подсобном помещении, находящемся за стенкой против экрана. С точки зрения комфортности и максимального использования светового потока аппаратуры предпочтительнее вариант с экранами на просвет, который чаще применяют для оборудования больших аудиторий. В эксплуатации экраны всех типов следует оберегать от пыли, грязи, замасливания, так как все это приводит к значительному ухудшению качества изображения. Оптическое расстояние аппаратуры до экрана выбирают в зависимости от необходимой ширины изображения, которая для нормальных условий восприятия должна равняться 0,2 длины помещения.

Расстояние от экрана до первого  ряда зрителей зависит от мощности аппарата и размера экрана. При  значительных размерах экрана педагог  имеет возможность устанавливать  проектор на большом расстоянии, увеличивая изображение. Это в свою очередь позволяет удобно располагать перед экраном 25-30 чел.

При установке  телевизоров в классах следует  иметь в виду, что на утомление  зрения влияют расстояние от зрителя  до экрана, освещение комнаты и качество изображения. Установлено, что зона, лучшая для восприятия при использовании телевизора с экраном 61 см по диагонали, находится на удалении от 3- до 12-кратной ширины экрана в оптимальной зоне видимости, расположенной в секторе с углом не более 60 ° к плоскости экрана.

В детских садах вопрос о размещении телевизора упрощается. Его можно  поставить в любом помещении, диагональ кинескопа может быть от 50 см до максимальной. Отсутствие учебных  столов позволяет разместить перед  телевизором до 40 детей.

Необходимо учитывать также, что  однообразные, монотонные телепередачи типа бесед, лекций, даже очень непродолжительные, вызывают такое же утомление, как  длительные, но увлекательные. Отсюда следует, что форма передачи - проблема не только педагогическая, но и гигиеническая и физиологическая. Утомляют передачи, где слово преобладает над изображением, значительное напряжение зрения вызывает обилие схем, чертежей и текста. В гигиеническом отношении важен и такой фактор, как степень утомления учащихся к моменту просмотра. Рекомендуется, чтобы до уроков с применением ТСО или вслед за ними проводились занятия, не вызывающие значительного напряжения внимания и зрения. Общее число учебных телевизионных передач не должно превышать 4−8 часов в неделю.

Затемнение окон шторами способствует повышению температуры воздуха и увеличению его влажности, возрастает концентрация углекислого газа, поэтому необходимо соблюдать воздушный режим в помещениях, обеспечивать эффективное проветривание перед началом занятия и после его окончания.

При использовании звуковых средств  обучения − радиои звукозаписей  − нарушение санитарно-гигиенических норм также может привести к значительному переутомлению учащихся. Длительность применения звукозаписи для учащихся младших классов допустима в пределах 12−15 мин. Если при этом используется музыка, это время увеличивается до 20 мин. Для учащихся среднего и старшего возраста норма составляет 25−30 мин.

Большое значение для сохранения устойчивого  уровня работоспособности учащихся на протяжении урока имеет длительность восприятия информации, определяющая время показа диафильмов, диапозитивов, транспарантов, кинофильмов, просмотра телеи видеопередач, прослушивания радиопередач, звукозаписей. Продолжительность использования того или иного средства обучения определяется также и характером учебного предмета. Так, телевизионные передачи по литературе и истории для учащихся старших классов не должны превышать 35 мин, по биологии и обществоведению - 30 мин, по химии и физике - 20−25 мин.

Наблюдения  за эффективностью уроков с применением аудиовизуальных средств показывают, что при правильной организации работы учащиеся хорошо усваивают учебный материал.

Технические средства обучения желательно применять через 5-10 мин после  начала урока.

Особое значение имеет и дозировка уроков с применением ТСО. В течение недели количество таких уроков для учащихся младших классов не должно превышать 3−4, старших классов − 4−6. Обязательным минимумом в течение учебного года для всех учащихся можно считать 136 ч, а максимумом (для профильных школ, оснащенных современной техникой) - 442 ч.

При составлении расписания уроков необходимо предусмотреть, чтобы уроки  с использованием экрана не шли один за другим или вслед за занятиями  с применением ТСО не ставились  уроки изобразительного искусства, черчения, труда, т. е. тех дисциплин, которые связаны со значительным зрительным напряжением, потому что у учащихся после уроков с применением экранных пособий значительно снижаются работоспособность, учебная активность.

Управление аппаратурой и вспомогательным оборудованием учитель осуществляет с помощью ассистента или дистанционно. Второй вариант более приемлем: он дает преподавателю свободу и оперативность в пользовании аудиовизуальной техникой.

 

  1. Типовые инструкции по технике безопасности при использовании информационных технологий.

1. Общие требования безопасности

1.1. К работе  в кабинете информатики допускаются  лица, прошедшие медицинский осмотр  и инструктаж по охране труда.  К работе в кабинете информатики  допускаются учащиеся с 1-го  класса.

1.2. Опасные и  вредные производственные факторы:

- воздействие  на организм человека ионизирующего  и неионизирующего излучений  видеотерминалов;

- поражение  электрическим током при работе  на оборудовании без защитного  заземления, со снятой задней  крышкой видеотерминала, а также при отсутствии защитного экрана блока строчной развертки;

- неблагоприятное  воздействие на зрение при  неустойчивой работе видеотерминалов,  нечетком изображении на экранах.

1.3. Для тушения  очага возгорания кабинет информатики  должен быть обеспечен углекислотными огнетушителями.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Тщательно  проветрить кабинет информатики  и убедиться, что температура  воздуха в нем находится в  пределах 19-21°С, относительная влажность  воздуха – 55 - 62%.

2.2. Убедиться  в наличии защитного заземления  оборудования, а также защитных  экранов видеотерминалов.

2.3. Включить  видеотерминалы и проверить стабильность  и четкость изображения на  экранах.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Не включать видеотерминалы без разрешения учителя (преподавателя).

3.2. Недопустимы  занятия за одним видеотерминалом  двух и более человек.

3.3. Не рекомендуется  использовать в кабинете для  написания информации меловую  доску.

3.4. При работающем  видеотерминале расстояние от глаз до экрана должно быть 0,6-0,7 м, уровень глаз должен приходиться на центр экрана, или на 2/3 его высоты.

3.5. Тетрадь для  записей нужно располагать на  подставке с наклоном 12-15° на  расстоянии 55-65 см от глаз при  хорошем освещении.

3.6. Изображение на экранах видеотерминалов должно быть стабильным, ясным и предельно четким, без мерцаний символов и фона, без бликов и отражений светильников, окон и окружающих предметов.

3.7. Длительность  работы с видеотерминалами не  должна превышать для учащихся 1-х классов (6 лет) - 10 мин, для учащихся 2-х -5-15 мин, 6-х - 7-20 мин, 8-х - 9-25 мин, 10-11-х классов при двух уроках подряд на первом - 30 мин, на втором - 20 мин, после чего необходим перерыв не менее 10 мин для выполнения специальных упражнений, снимающих зрительное утомление.

3.8. Во время  производственной практики длительность  работы за видеотерминалами не  должна превышать 3 ч с соблюдением  профилактических мер.

3.9. Число занятий  с использованием видеотерминалов  должно быть не более одного  для учащихся 5-9-х классов и не более двух в день - для учащихся 10-11-х классов.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. В случае  появления неисправности в работе  видеотерминала необходимо выключить  его и сообщить об этом учителю  (преподавателю).

4.2. При плохом самочувствии, появлении головной боли, головокружения и т. д. прекратить работу и сообщить об этом учителю (преподавателю).

4.3. При поражении  учащегося электрическим током  немедленно отключить видеотерминалы, оказать ему первую помощь, сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. С разрешения  учителя (преподавателя) выключить  видеотерминалы и очистить их экраны от пыли нашатырным спиртом.

Информация о работе Изучение и анализ требований безопасности при использовании информационных технологий