Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 16:23, курсовая работа
Современный глобальный экологический кризис может быть определен как нарушение равновесия в экологических системах и в отношениях человеческого общества с природой*. Он является следствием несоответствия развития производительных сил и производственных отношений в человеческом обществе экологическим возможностям окружающей среды. Кризис в природе характеризуется такими основными чертами, как нарушение экологического равновесия в процессе антропогенной деятельности и неспособность человеческого общества преломить тенденцию ухудшения состояния окружающей среды
Введение………………………………………………………..3
Правила и обязанности экологических объединений (организаций)…………………………………………………..5
Экологическая паспортизация предприятия…………………8
Заключение……………………………………………………..14
Список использованных источников………
С О Д Е Р Ж А Н И Е:
В одном из наиболее
Современный глобальный экологический кризис может быть определен как нарушение равновесия в экологических системах и в отношениях человеческого общества с природой*. Он является следствием несоответствия развития производительных сил и производственных отношений в человеческом обществе экологическим возможностям окружающей среды. Кризис в природе характеризуется такими основными чертами, как нарушение экологического равновесия в процессе антропогенной деятельности и неспособность человеческого общества преломить тенденцию ухудшения состояния окружающей среды. Экологический кризис есть закономерный результат неразрешенного пока противоречия между утвердившейся в истории цивилизации практикой потребительского отношения общества к окружающей среде и способностью биосферы поддерживать систему естественных биогеохимических процессов самовосстановления.
На сегодняшний день проблема экологии – одна из важнейших после банковского кризиса в США, падением доллара и президентских выборов. Дабы получить огромную выгоду, многие (в т.ч. крупные заводы и комбинаты, а так же и сами люди как физические лица) пренебрегают охраной и сохранением экологии.
За последние десятилетия много появилось на свет детей-уродов, продолжительность жизни человека значительно сократилась, погибло много растений и животных (как наземных, так и подводных), в конце концов – изменился и сам климат на Земле.
Нередко в новостных программах мы слышим об очередном экологическом бедствии. Возникает вопрос: «Почему за последнее время так часто произошло и происходит экологических катастроф?». Ответ напрашивается сам собой – если бы люди реально представляли последствия своих действий, а не редко и бездействий, если бы был ужесточен контроль за деятельностью предприятий и людей в области предотвращения загрязнения окружающей среды, а также применение более жестких санкций за причинение вреда всей экологии в целом, тогда, возможно экологическая ситуация была бы не столь плачевна.
Одно радует – с принятием Конституции РФ в 1993году закрепилось право на благоприятную окружающую среду, а так же Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002года №7-ФЗ, в котором указаны права и обязанности граждан и общественных экологических организаций и движений, в последнее время все чаще и чаще стало привлекаться внимание к данной проблеме, виновные в совершение правонарушений в области экологии стали нести наказание, правда, это мало чего дает уже загрязненной окружающей среде.
Взгляд на историю взаимоотношений человека и природы позволяет судить об истинном его отношении к своей прародительнице. История развития человеческого общества – это история расширения масштаба и разнообразия воздействия человека на природу, усиления ее эксплуатации. По результатам человеческой деятельности относительно природы можно судить о нравственности человека, уровне его цивилизованности, а также о его социальной ответственности перед будущими поколениями.
Экологические права и обязанности граждане РФ могут осуществлять как в индивидуальном порядке, так и через участие в общественных экологических объединениях.
Хотелось бы немного остановиться на общественных объединениях.
Общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, создаваемое по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
К числу целей создания общественных экологических объединений можно отнести охрану здоровья граждан, защиту их прав и законных интересов, разрешение споров и конфликтов при осуществлении природоохранной деятельности, подготовку населения к преодолению последствий стихийных бедствий, промышленных аварий и катастроф, оказание помощи пострадавшим в результате таких бедствий и аварий, защиту животных, охрану и должное содержание особо охраняемых природных объектов и территорий и другие.
Общественные экологические объединения могут осуществлять свою деятельность на правах юридического лица с момента государственной регистрации в установленном законом порядке. Государственная регистрация общественных объединений осуществляется органами юстиции.
Общественное объединение может функционировать и без государственной регистрации, не приобретая прав юридического лица.
Как учредителями, так и членами общественных экологических объединений могут быть физические и юридические лица, которые имеют равные права и обязанности.
Общественным организациям предоставлен ряд полномочий для осуществления их функций в сфере охраны окружающей природной среды. Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» они вправе:
- разрабатывать и
- за счет своих средств
и добровольного участия
- рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе, проводить общественную экологическую экспертизу;
- требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов и ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности;
- требовать предоставления
своевременной, достоверной и
полной информации о
- организовывать собрания,
митинги, шествия,
- ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц, предъявлять в суде иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическим правонарушением.
Государство гарантирует экологическим и иным общественным объединениям, выполняющим экологические функции, и гражданам возможность реализации ими прав в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством РФ.
Государственные органы, их должностные лица обязаны оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, принимать необходимые меры по выполнению их предложений и требований в организации природоохранительной деятельности.
Рассматривая эволюцию института экологических прав и обязанностей, необходимо обратить внимание на то, что тема экологических прав и обязанностей не обсуждалась в научных исследованиях 60-х годов двадцатого столетия. В законах об охране природы, принятых в союзных республиках в период 1957 - 1963 гг., в том числе в Законе РСФСР «Об охране природы в РСФСР», принятом 27 октября 1960 года, об экологических правах и обязанностях в сфере «общество-природа» не упоминалось.
Формирование института экологических прав и обязанностей началось с права человека на благоприятное состояние окружающей природной среды.
Экологический паспорт (ЭП) объекта или
предприятия - это нормативно-технический
документ нового типа, включающий все
данные о потребляемых и используемых
ресурсах всех видов (природных - первичных,
переработанных - вторичных и др.), а также
определяющий все прямые влияния и воздействия
на окружающую природную среду. ЭП представляет
систему данных, выраженных через систему
стандартизованных показателей, отражающих
уровень использования природных и других
ресурсов и степень воздействия на основные
компоненты природной среды - атмосферу,
гидросферу, литосферу.
ЭП разрабатывается
за счет собственных средств предприятия
по согласованию с санитарно-эпидемиологической
службой и местными органами охраны природы.
Затем утверждается руководителем предприятия,
который несет персональную ответственность,
и регистрируется в Комитете по природным
ресурсам. ЭП является не только исполнительным
документом, одной из форм экологического
контроля, но также служит информационной
основой для паспортизации территорий,
регионов и страны в целом. Составляется
в нескольких экземплярах: один экземпляр
хранится на предприятии, второй - в Комитете
по природным ресурсам, третий - в НИИЦ
«Экология» для формирования экологического
банка данных, четвертый - у разработчика
ЭП.
При разработке ЭП необходимы данные:
- согласованные и утвержденные основные
показатели строительно-производственной,
хозяйственной и иной деятельности, связанной
с потреблением ресурсов и воздействиями
на окружающую среду;-разрешение на
- паспорта всех очистных систем и установок
(воздухо-, газо- и водоочисток, канализационно-очистных
и др.), по сбору и утилизации отходов;
- данные статистической отчетности
по природо- и ресурсопользованию.
При составлении ЭП включаются следующие
нормативные показатели:
- предельно допустимые стоки (ПДС),
очищенные или неочищенные, сбрасываемые
в поверхностные водоемы, в системы централизованной
канализации или на рельеф местности;
- предельно допустимые вредные воздействия
(ПДВ) полей, излучений, физико-механических
(тепловых, шумовых, электромагнитных,
радионуклидов, механического разрушения
поверхности литосферы, недр, изменения
гидрологических, гидрохимических условий
и т.д.), а также инвентаризация источников
воздействий и загрязнений среды
ЭП предприятия или объекта включает следующие
разделы:
- титульный лист;
- общие сведения о предприятии
и его реквизиты;
- краткая природно-климатическая характеристика
района расположения предприятия;
- краткое описание технологии производства
и сведения о продукции, балансовая схема
материальных потоков;
- сведения об использовании земельных
ресурсов;
- характеристика сырья, используемых материальных
и энергетических ресурсов;
- характеристика выбросов в атмосферу;
- характеристика водопотребления
и водоотведения;
- характеристика отходов;
- сведения о рекультивации земель;
- сведения об эколого-экономической деятельности
предприятия.
Экологический паспорт промышленного (или любого другого) предприятия является основным нормативно-техническим документом, включающим данные об использовании ресурсов и воздействия его на окружающую среду (ГОСТ 17.0.0.04-90).
Порядок составления и представления экологических паспортов предприятий (производственной и непроизводственной сферы) на согласование координируют местные комитеты по охране природы при администрациях. Наличие и ведение экологического паспорта не заменяет и не отменяет действующие формы и виды государственной отчетности.
Экологический паспорт предприятия является документом, в котором должны быть отражены:
сведения о технологиях, используемых предприятием;
количественные и качественные характеристики используемых ресурсов (сырья, топлива, энергии);
количественные характеристики выпускаемой продукции;
результаты сравнения
используемых предприятием технологий
с лучшими зарубежными и
Информация, содержащаяся в экологическом паспорте, предназначена для решения следующих природоохранных задач:
оценка влияния выбросов (сбросов, отходов) загрязняющих веществ и выпускаемой продукции на окружающую среду и здоровье населения и определение размера платы за природопользование;
установление предприятию предельно допустимых норм выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду;
планирование предприятием природоохранных мероприятии и оценка их эффективности др.;
экспертиза проектов реконструкции предприятия;
контроль за соблюдением предприятием законодательства в области охраны природной среды;
повышение эффективности использования природных и др. материальных ресурсов, энергии и вторичных продуктов.
Для проектируемого (реконструируемого) предприятия экологический паспорт разрабатывает организация-проектировщик на стадии разработки соответствующего проекта. Экологический паспорт составляется на основе согласования основных показателей производства, проектов ПДВ, разрешения на природопользование, норм ПДС, паспортов газо- и водоочистного оборудования и сооружений, установок по утилизации и использованию отходов, данных Госкомстата, инвентаризации источников загрязнения и других нормативно-технических документов. Экологический паспорт согласовывается с местным комитетом по охране природы администрации и утверждается руководителем предприятия. Экологический паспорт заполняется в 2 экземплярах: один хранится на предприятии, другой в местном комитете по охране природы с грифом «для служебного пользования». В общих сведениях (первый раздел паспорта) указывается расположение предприятия с граничащими характерными объектами. Приводится карта-схема предприятия с нанесенными на нее источниками загрязнения атмосферы и поверхностных вод, водозаборами, местами складирования отходов, указываются границы санитарно-защитной зоны, жилых массивов, промышленных зон, сельхозугодий, транспортных магистралей, зон отдыха (санатории, дома отдыха, территории заповедников, памятников культуры, музеев, кинотеатров и др.).