Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:53, реферат
Человек по своей природе стремится к состоянию защищенности и хочет сделать свое существование максимально комфортным. С другой стороны, мы постоянно находимся в мире рисков. Угроза исходит и от криминогенных элементов, и от «горячо любимого» правительства, способного проводить непредсказуемую политику, существует риск заболеть инфекционным заболеванием, риск возникновения военного конфликта, риск несчастного случая. Сегодня все это воспринимается естественно и не кажется чем-то надуманным, потому что все эти события, угрожающие нашей безопасности, вполне вероятны и, более того, уже случались на нашей памяти.
1.Введение 3
2.Понятие и основные категории экологической безопасности 4
3.Характеристика экологической ситуации в России 7
4.Направления развития экологической безопасности 10
5.Пути развития обеспечения экологической безопасности 16
6.Заключение 20
7.Список использованных источников 22
В регионах с относительно низкой степенью экологической напряженности возможно дальнейшее наращивание производства, частичное хозяйственное освоение новых территорий вне системы особо охраняемых природных территорий.
В регионах с низкой или очень низкой степенью экологической напряженности хозяйственная емкость экосистем практически сохранена полностью и, согласно Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, хозяйственное освоение новых территорий здесь нецелесообразно, поскольку сохранившиеся на них экологические ресурсы представляют собой бесценный резерв для восстановления биосферы.
Ситуация в экологической
Данные государственных
Продолжает обостряться и
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Очень своевременной является задача «генеральной уборки страны», которую поставил Президент Российской Федерации Д.А. Медведев на одном из заседаний президиума Государственного совета весной 2010 г .
Президент России выдвинул идею реформирования системы государственного управления в сфере охраны окружающей среды, четко расставил акценты, дав понять, что экологические проблемы входят в сферу высших государственных приоритетов, для решения их необходима единая государственная политика, где нет места разрозненным действиям и несистемным решениям. Именно такой неэффективный подход характеризует современное положение дел в экологической сфере. Природоохранные отношения в целом регулируются рядом не связанных, зачастую противоречащих друг другу законов и подзаконных актов. В стране до сих пор не создана комплексная система государственного экологического мониторинга, а во многих регионах ее просто нет. Отсюда и первые задачи, которые подлежат решению. «Необходимо, – полагает Д.А. Медведев, – завершить кодификацию законодательства об охране окружающей среды и, как минимум в юридическом плане, покончить уже с экологическим нигилизмом». Кроме того, считает Президент России, – «нужен и план конкретных действий, и пакетный режим подготовки соответствующих нормативных актов. Наконец, нужны специальные реестры и методики, которые утверждают порядки, регламенты, обеспечивающие эффективные решения разных задач».
Президент России считает необходимым
усовершенствовать систему
Необходимо задуматься об усилении ответственности за экологические правонарушения, но – разумной ответственности. Разработать более реальные механизмы возмещения вреда окружающей среде. Обязать нарушителей оперативно ликвидировать загрязнения, в том числе самые сложные, даже такие масштабные, как в Мексиканском заливе. С учетом планов России по строительству сразу нескольких магистральных трубопроводов, работ на арктическом шельфе, в Каспийском и Охотском морях эта тема приобретает особое звучание.
Проблемы экологической
Экологическая безопасность – важная составляющая национальной безопасности, которая является состоянием защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, позволяющим обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства .
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (Стратегия-2020), утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, в IV разделе «Обеспечение национальной безопасности» содержит специальный подраздел 8 «Экология живых систем и рациональное природопользование».
В Сратегии-2020 подчеркивается, что на состояние национальной безопасности в экологической сфере негативное воздействие оказывают истощение мировых запасов минерально-сырьевых, водных и биологических ресурсов, а также наличие в России экологически неблагополучных регионов; состояние национальной безопасности в сфере экологии усугубляется сохранением значительного количества опасных производств, деятельность которых ведет к нарушению экологического баланса, включая нарушение санитарно-эпидемиологических и (или) санитарно-гигиенических стандартов потребляемой населением страны питьевой воды, вне нормативного правового регулирования и надзора остаются радиоактивные отходы неядерного топливного цикла; нарастает стратегический риск исчерпания запасов важнейших минерально-сырьевых ресурсов страны, падает добыча многих стратегически важных полезных ископаемых.
В Стратегии-2020 стратегическими целями
обеспечения экологической
– сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты;
– ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.
Для противодействия угрозам в сфере экологической безопасности и рационального природопользования, – подчеркивается в Стратегии-2020, – силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества создают условия для внедрения экологически безопасных производств, поиска перспективных источников энергии, формирования и реализации государственной программы по созданию стратегических запасов минерально-сырьевых ресурсов, достаточных для обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации и гарантированного удовлетворения потребностей населения и экономики в водных и биологических ресурсах.
Несколько иной подход по сравнению
со Стратегией-2020 по отношению к
экологическим проблемам мы видим
в Концепции долгосрочного
В Концепции отмечено, что в целом уровень экологической нагрузки на российскую экономику пока значительно ниже, чем в развитых странах. Россия обладает колоссальными пространствами девственных территорий, запасами ресурсов пресной воды и леса. Вместе с тем на протяжении многих десятилетий в России формируются полюса экологического неблагополучия (и не только в европейской части), что негативно отражается на качестве жизни людей, их здоровье и продолжительности жизни.
Динамика основных экологических показателей развития России показывает на увеличение негативного воздействия на окружающую среду (суммарные выбросы в атмосферу от стационарных и мобильных источников, объемы образования отходов на фоне снижения уровня их переработки). Снижение показателей сброса загрязненных сточных вод сопровождается увеличением концентрации ряда опасных веществ, в том числе металлов и органики.
Около 15 % территории России по экологическим
показателям находятся в
Прогноз основных опасностей и угроз природного, техногенного и социального характера показывает, что на территории России сохранится высокая степень риска возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций различного характера.
Институциональной основой новой
экологической политики должна стать
обновленная система
Цель экологической политики – значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств. Успешная реализация Россией программы экологического развития является важнейшим вкладом России в сохранение глобального биосферного потенциала и поддержание глобального экологического равновесия.
Выделяются следующие основные направления обеспечения экологической безопасности экономического развития и улучшения экологической среды жизни человека.
Первое направление – экология производства – поэтапное сокращение уровней воздействия на окружающую среду всех антропогенных источников.
Основными элементами этого направления
должны стать новая система
Будут активно стимулироваться процессы модернизации производства, ориентированные на снижение энергоемкости и материалоемкости, а также сокращение и вторичное использование отходов, разработка и внедрение новых эффективных технологий производства электрической и тепловой энергий, сопряженных с экологически безопасной утилизацией отходов этих производств.
Способствовать внедрению
Целевым ориентиром является снижение удельных уровней воздействия на окружающую среду в 3–7 раз в зависимости от отрасли.
Второе направление – экология человека – создание экологически безопасной и комфортной обстановки в местах проживания населения, его работы и отдыха.
Необходимо установить нормативы качества воздуха, воды, почвы и других важных экологических характеристик, соответствующих как минимум безопасному уровню воздействия этих сред на здоровье человека. Одновременно для этих территорий следует установить нормативы допустимой антропогенной нагрузки, осуществление которой обеспечивает непревышение нормативов качества природной среды. Тем самым будут установлены количественные и качественные ориентиры для разработки местных экологических программ и поэтапного снижения негативного воздействия субъектов экономической деятельности. Одной из целей введения нормирования качества среды должно стать определение территорий, концентрация загрязнения на которых квалифицируется как опасная, что создает угрозу здоровью и жизни проживающего на них населения.
Это направление включает в себя ликвидацию накопленного загрязнения, восстановление эродированных, захламленных территорий, обеспечение эффективной санитарии, управление бытовыми отходами, пропаганду здорового образа жизни. Следует разработать специальные экологические медико-биологические нормы безопасности и комфортности среды проживания чело-века, осуществлять специализированный мониторинг.
Целевыми показателями реализации этого направления к 2020 г. являются:
− сокращение числа городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения не менее чем в 5 раз;
− сокращение количества жителей, проживающих
в неблагоприятных
Необходимо к 2020 г. полностью решить проблему восстановления безопасной среды обитания в регионах экологического кризиса, где проживают около 1 млн. жителей страны.
Третье направление –
Информация о работе Экологизация современного общества в мире и в России