Экономическая безопасность Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 21:41, реферат

Описание работы

Потребность в защите от нежелательных внешних воздействий и радикальных внутренних изменений, иначе говоря, потребность в безопасности - это базовая, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, семьи, так и различных объединений людей, включая общество и государство. В условиях формирования рыночной экономики сфера безопасного существования настолько сузилась, что постоянное и массовое неудовлетворение этой потребности оказывает негативное воздействие на развитие функционирование отдельных граждан, семей, организаций, государства и общества в целом, усугубляя кризисное состояние всех сфер его жизнедеятельности.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................3
1. Нормативно – правовая основа экономической
безопасности России..............................................................................................6
1.1. Государственная стратегия экономической безопасности..........................7
2. Понятие и структура экономической безопасности государства..................8
2.1. Внутренняя структура экономической безопасности..................................9
3. Классификация угроз экономической безопасности...................................11
4. Механизм обеспечения экономической безопасности...............................13

Заключение...........................................................................................................16
Список используемой литературы..................................................................... 17

Файлы: 1 файл

БЖДb.doc

— 34.55 Кб (Скачать файл)

- стабильность  и устойчивость национальной  экономики, предполагающие защиту  собственности во всех ее формах, создание надежных условий и  гарантий для предпринимательской  активности, борьба с криминальными  структурами в экономике, недопущение  серьезных разрывов в распределении  доходов, грозящих вызвать социальные  потрясения, и т.д.;

- способность  к саморазвитию и прогрессу,  что особенно важно в современном  динамично развивающемся мире. Создание  благоприятного климата для инвестиций  и инноваций, постоянная модернизация  производства, повышение профессионального,  образовательного и общекультурного  уровня работников становятся  необходимыми и обязательными  условиями устойчивости и самосохранения  национальной экономики.

Таким образом, экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.

3. Классификация угроз экономической  безопасности

Наиболее  вероятными угрозами экономической  безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена  деятельность федеральных  органов государственной власти, являются:

1.Увеличение   имущественной   дифференциации   населения   и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов  может  быть  нарушен  в  результате  действия  следующих факторов: расслоение общества на  узкий  круг  богатых  и  преобладающую

  массу бедных, неуверенных в своем  будущем людей; увеличение доли  бедных слоев населения в городе  по сравнению с деревней,  что   создает  социальную  и криминальную  напряженность и почву для  широкого распространения относительно  новых  для  России негативных   явлений  -  наркомании, организованной  преступности, проституции и тому  подобного; рост безработицы,  что может привести к социальным  конфликтам; задержка выплаты заработной  платы, остановка предприятий  и так далее.

2.Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как: усиление топливно-сырьевой направленности экономики; отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; низкая конкурентоспособность продукции       большинства отечественных предприятий; свертывание производства в жизненно важных    отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении; снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и  разработок,  распад сложившихся научных коллективов и на  этой  основе  подрыв  научно-технического потенциала России; завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка  России  по многим видам товаров народного потребления; приобретение иностранными  фирмами  российских  предприятий  в целях  вытеснения  отечественной продукции как с внешнего,  так и с внутреннего рынка; рост внешнего  долга России  и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

3.Возрастание неравномерности  социально-экономического развития регионов.

Важнейшими  факторами этой угрозы являются: объективно существующие  различия  в уровне  социально-экономического  развития регионов,  наличие депрессивных, кризисных и отсталых в  экономическом  отношении  районов  на  фоне структурных  сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением  доли обрабатывающих отраслей; нарушение  производственном - технологических  связей  между  предприятиями  отдельных регионов России; увеличение разрыва  в уровне производства национального  дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

4. Криминализация   общества   и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как: рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода; сращивание части чиновников  государственных органов с организованной  преступностью,  возможность  доступа криминальных структур   к  управлению  определенной  частью  производства и их проникновения в различные властные структуры; ослабление системы  государственного  контроля,  что привело к расширению  деятельности  криминальных   структур   на   внутреннем финансовом  рынке,   в   сфере  приватизации,  экспортно-импортных        операций и торговли. В последние годы резко ухудшается криминогенная ситуация в экономической сфере, которая уже сегодня представляет реальную опасность. Криминализация охватила практически все области хозяйственной жизни - отношения собственности, финансовую и банковскую деятельность,   производство,  торговлю и услуги, внешеэкономические отношения.

По  официальным данным Госкомстата  РФ, за январь-сентябрь 1994г. число экономических  и должностных преступлений выросло  на 15%, в том числе   выявленные    факты   мошенничества    -   в . 2,9%   раза, фальшивомонетничества - в 3,5% раза, взяточничества - на 17%.

  Основными причинами, вызывающими  возникновение  указанных угроз,  являются неустойчивость финансового  положения предприятий, неблагоприятный   инвестиционный  климат,  охранение   инфляционных процессов и другие  проблемы, связанные с финансовой  дестабилизацией в экономике.

Предотвращение  или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.

 

4. Механизм обеспечения экономической безопасности

Глубочайший    кризис,   охвативший    российское   общество, существенно осложняет  решение задач, связанных с отражением угроз экономической безопасности. Утрата общенациональных ориентиров и  идеалов, интуитивный переход к  стратегии самовыживания, наблюдаемых на всех уровнях народного хозяйства (региональные структуры, предприятия, семьи), забота о сиюминутных интересах отодвигают на второй план решение общегосударственных задач, подрывают основы будущего возрождения России и ее экономики.

Отражение угроз экономической безопасности требует не только высокопрофессиональных и эффективных политических действий, но и изменения социально-психологических  установок, господствующих в обществе.

Если    говорить   о   высших    долговременных   национально-государственных  интересах, на которые опирается  выработка концепции экономической  безопасности, то здесь Россия имеет  свои особенности, диктуемые как  ее федеративным устройством, так и  статусом великой державы. Здесь  речь идет об идентификации интересов  субъектов Федерации и, естественно, их населения с интересами укрепления и защиты российской государственности. С учетом этого экономическая  безопасность страны может выступать  как высшая ценность лишь при условии, что она гарантирует стабильность и устойчивый рост в каждом из регионов.

Меры  и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые  на федеральном и региональных уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации.

1.Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации

Важнейшими  элементами механизма обеспечения  экономической безопасности Российской Федерации являются мониторинг и  прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности.

Мониторинг  как оперативная информационно-аналитическая  система наблюдений за динамикой  показателей безопасности экономики  имеет большое значение для переходного  состояния экономики при наличии  серьезных межотраслевых пропорций  и острой недостаточности ресурсов (прежде всего финансовых).

2. Разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности Российской Федерации

Для реализации Государственной стратегии  должны быть разработаны количественные и качественные параметры (пороговые  значения) состояния экономики, выход  за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, характеризующие:

·           динамику и структуру валового внутреннего  продукта, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства  и динамику отдельных отраслей, капитальные  вложения и тому подобное;

·           состояние природно-ресурсного, производственного  и научно-технического потенциала страны;

·          способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам;

·           состояние финансово-бюджетной и  кредитной систем;

·           качество жизни населения .

3. Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации осуществляется по следующим основным направлениям:

- Выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности. 

- Организация работы в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации. 

- Экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации.

Как показывает мировой опыт, обеспечение  экономической безопасности - это  гарантия независимости страны, условие  стабильности и     эффективности     жизнедеятельности    общества,     достижения успеха. Поэтому обеспечение  экономической безопасности принадлежит  к числу важнейших национальных приоритетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Чтобы создать национальную структуру  своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Россия должна пройти мучительный  путь определения своих приоритетов  по всем направлениям и на всех уровнях  общества и хозяйства. Ведь она должна не просто включиться в современную  мировую экономику, а спрогнозировать  свою роль и место в мировом  разделении труда. Нельзя игнорировать тот факт, что никто не собирается решать российские проблемы в ущерб  своим национальным интересам. Поэтому  при принятии решений для обеспечения  экономической безопасности нужно  с осторожностью относится к  советам со стороны других стран, которые при проведении своей  внешней политики заботятся прежде всего о своих интересах. Конечно, зарубежным опытом следует пользоваться, но с учетом российской специфики экономического положения.

Хочется надеяться, что проблемы экономической  безопасности займут подобающее им место в системе национальной безопасности России и реформаторская политика будет руководствоваться Концепцией национальной экономической безопасности, которая вероятно будет вскоре разработана. Надеюсь, что её осуществление будет проведено быстро, грамотно и не повлечет за собой никаких негативных последствий и Россия вновь займет своё место среди развитых стран.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1.О безопасности: Сборник законодательных и нормативных документов по состоянию на февраль 1998 г. – М., Буквица, 1998 г. (Серия “Федеральное законодательство”)

2."О Государственной стратегии экономической безопасности Российской

  Федерации (Основных положениях)". Указ Президента Российской Федерации  от

29.04.96 г. №608

 3.М.Арсентьев. Экономическая безопасность. Обозреватель, №5, 1998 г.

4.В.С.Загашвили. Экономическая безопасность России. М., ЮристьБ 1997 г.

 5.Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность)./Под ред. Олейникова Е.А. М, ЗАО “Бизнес школа “Интел-Синтез”,

1997

6.К.Х.Ипполитов. Экономическая безопасность: стратегия возрождения

  России. М., Российский Союз предприятий  безопасности, 1996 г.

7.Д.А.Кононов, В.В.Кульба, С.С.Ковалевский, С.А.Косяченко Формирование сценарных пространстви анализ динамики поведения социально – экономических систем. Препринт. М, ИПУ РАН, 1999

8.Лаптев В.В. Введение в предпринимательское право.//М. Институт государства и права РАН.1994

9.Тамбовцев В.Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура, проблемы. // Вестник МГУ. Серия 6 "Экономика". 1995. №3.

10. Клейн Н.И. Предпринимательское право. Курс лекций //М. Юридическая лит. 1993г.

 

 

 


Информация о работе Экономическая безопасность Российской Федерации