Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 21:41, реферат
Потребность в защите от нежелательных внешних воздействий и радикальных внутренних изменений, иначе говоря, потребность в безопасности - это базовая, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, семьи, так и различных объединений людей, включая общество и государство. В условиях формирования рыночной экономики сфера безопасного существования настолько сузилась, что постоянное и массовое неудовлетворение этой потребности оказывает негативное воздействие на развитие функционирование отдельных граждан, семей, организаций, государства и общества в целом, усугубляя кризисное состояние всех сфер его жизнедеятельности.
Введение.................................................................................................................3
1. Нормативно – правовая основа экономической
безопасности России..............................................................................................6
1.1. Государственная стратегия экономической безопасности..........................7
2. Понятие и структура экономической безопасности государства..................8
2.1. Внутренняя структура экономической безопасности..................................9
3. Классификация угроз экономической безопасности...................................11
4. Механизм обеспечения экономической безопасности...............................13
Заключение...........................................................................................................16
Список используемой литературы..................................................................... 17
- стабильность
и устойчивость национальной
экономики, предполагающие
- способность
к саморазвитию и прогрессу,
что особенно важно в
Таким
образом, экономическая безопасность
- это совокупность условий и факторов,
обеспечивающих независимость национальной
экономики, ее стабильность и устойчивость,
способность к постоянному
3. Классификация угроз
Наиболее
вероятными угрозами экономической
безопасности Российской Федерации, на
локализацию которых должна быть
направлена деятельность федеральных
органов государственной
1.Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов: расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую
массу бедных, неуверенных в своем
будущем людей; увеличение
2.Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как: усиление топливно-сырьевой направленности экономики; отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий; свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении; снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России; завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления; приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка; рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.
3.Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов.
Важнейшими факторами этой угрозы являются: объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей; нарушение производственном - технологических связей между предприятиями отдельных регионов России; увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.
4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как: рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода; сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры; ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли. В последние годы резко ухудшается криминогенная ситуация в экономической сфере, которая уже сегодня представляет реальную опасность. Криминализация охватила практически все области хозяйственной жизни - отношения собственности, финансовую и банковскую деятельность, производство, торговлю и услуги, внешеэкономические отношения.
По официальным данным Госкомстата РФ, за январь-сентябрь 1994г. число экономических и должностных преступлений выросло на 15%, в том числе выявленные факты мошенничества - в . 2,9% раза, фальшивомонетничества - в 3,5% раза, взяточничества - на 17%.
Основными причинами,
Предотвращение или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.
4. Механизм обеспечения экономической безопасности
Глубочайший
кризис, охвативший российское
общество, существенно осложняет
решение задач, связанных с отражением
угроз экономической
Отражение
угроз экономической
Если
говорить о высших
долговременных национально-государственных
интересах, на которые опирается
выработка концепции
Меры
и механизмы экономической
1.Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации
Важнейшими элементами механизма обеспечения экономической безопасности Российской Федерации являются мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности.
Мониторинг
как оперативная информационно-
2. Разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности Российской Федерации
Для реализации Государственной стратегии должны быть разработаны количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, характеризующие:
· динамику и структуру валового внутреннего продукта, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и тому подобное;
· состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны;
· способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам;
·
состояние финансово-бюджетной
· качество жизни населения .
3. Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации осуществляется по следующим основным направлениям:
- Выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности.
- Организация работы в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации.
- Экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации.
Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достижения успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.
Заключение
Чтобы создать национальную структуру своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Россия должна пройти мучительный путь определения своих приоритетов по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства. Ведь она должна не просто включиться в современную мировую экономику, а спрогнозировать свою роль и место в мировом разделении труда. Нельзя игнорировать тот факт, что никто не собирается решать российские проблемы в ущерб своим национальным интересам. Поэтому при принятии решений для обеспечения экономической безопасности нужно с осторожностью относится к советам со стороны других стран, которые при проведении своей внешней политики заботятся прежде всего о своих интересах. Конечно, зарубежным опытом следует пользоваться, но с учетом российской специфики экономического положения.
Хочется надеяться, что проблемы экономической безопасности займут подобающее им место в системе национальной безопасности России и реформаторская политика будет руководствоваться Концепцией национальной экономической безопасности, которая вероятно будет вскоре разработана. Надеюсь, что её осуществление будет проведено быстро, грамотно и не повлечет за собой никаких негативных последствий и Россия вновь займет своё место среди развитых стран.
Список используемой литературы:
1.О безопасности: Сборник законодательных и нормативных документов по состоянию на февраль 1998 г. – М., Буквица, 1998 г. (Серия “Федеральное законодательство”)
2."О Государственной стратегии экономической безопасности Российской
Федерации (Основных
29.04.96 г. №608
3.М.Арсентьев. Экономическая безопасность. Обозреватель, №5, 1998 г.
4.В.С.Загашвили. Экономическая безопасность России. М., ЮристьБ 1997 г.
5.Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность)./Под ред. Олейникова Е.А. М, ЗАО “Бизнес школа “Интел-Синтез”,
1997
6.К.Х.Ипполитов. Экономическая безопасность: стратегия возрождения
России. М., Российский Союз предприятий безопасности, 1996 г.
7.Д.А.Кононов, В.В.Кульба, С.С.Ковалевский, С.А.Косяченко Формирование сценарных пространстви анализ динамики поведения социально – экономических систем. Препринт. М, ИПУ РАН, 1999
8.Лаптев В.В. Введение в предпринимательское право.//М. Институт государства и права РАН.1994
9.Тамбовцев В.Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура, проблемы. // Вестник МГУ. Серия 6 "Экономика". 1995. №3.
10. Клейн Н.И. Предпринимательское право. Курс лекций //М. Юридическая лит. 1993г.
Информация о работе Экономическая безопасность Российской Федерации