Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2014 в 22:21, реферат
Впервые понятие «энергетическая безопасность» появилась в начале 70-х годов прошлого столетия, когда возник энергетический кризис в результате эмбарго, предпринятого группой стран – экспортеров нефти на ее поставку большому числу промышленно развитых западных государств. Последние – страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в целях снижения негативных последствий этого шага создали Международное энергетическое агентство (МЭА), главными направлениями деятельности которого стали создание стратегических резервов нефти и снижение энергоемкости экономики с целью повышения уровня энергетической безопасности стран ОЭСР.
Введение……………………………………………………………..............3
Раздел 1. Определение и понятие энергетической безопасности…….4
Раздел 2. Основные принципы энергетической безопасности ………5
Раздел 3. Угрозы энергетической безопасности………………………..6
Раздел 4. Основные направления обеспечения энергетической безопасности (на примере Республики Беларусь)……………………9
4.1 Энергетическая независимость…………………………….9
4.2 Надежность энергоснабжения……………………………..10
4.3 Энергоэффективность………………………………………10
4.4 Диверсификация……………………………………………..11
Заключение………………………………………………………………..12
Список литературы………………………………………………………13
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО “БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”
Кафедра технологий важнейших отраслей промышленности
РЕФЕРАТ
На тему:
Энергетическая безопасность
ВЫПОЛНИЛА:
Студентка ФФБД,
1 курс, ДФФ-1
М. В. Михадюк
Доцент
Минск, 2012
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Раздел 1. Определение и понятие энергетической безопасности…….4
Раздел 2. Основные принципы энергетической безопасности ………5
Раздел 3. Угрозы энергетической безопасности………………………..6
Раздел 4. Основные направления обеспечения энергетической безопасности (на примере Республики Беларусь)……………………9
4.1 Энергетическая независимость……
4.2 Надежность энергоснабжения…………
4.3 Энергоэффективность……………………………
4.4 Диверсификация…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Впервые понятие «энергетическая безопасность» появилась в начале 70-х годов прошлого столетия, когда возник энергетический кризис в результате эмбарго, предпринятого группой стран – экспортеров нефти на ее поставку большому числу промышленно развитых западных государств. Последние – страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в целях снижения негативных последствий этого шага создали Международное энергетическое агентство (МЭА), главными направлениями деятельности которого стали создание стратегических резервов нефти и снижение энергоемкости экономики с целью повышения уровня энергетической безопасности стран ОЭСР.
Спустя десятилетие все санкции, связанные с ограничениями на поставку нефти, были отменены, запросы на мировом рынке на покупку нефти практически полностью удовлетворялись, однако проблема обеспечения энергетической безопасности осталась не менее актуальной как для стран с ограниченными топливно-энергетическими ресурсами (ТЭР) и финансовыми возможностями их закупок за рубежом, так и для развитых стран, имеющих в избытке собственные ТЭР. Прежде всего это связано с неизбежным истощением ископаемых топливных ресурсов на земле и ограниченностью доступного потенциала возобновляемых источников энергии.
Можно сказать, что на данный момент не выработано единое понимание самого понятия энергетической безопасности государства (ЭБГ), а в ряде случаев значения, которые страны вкладывают в это понятие, прямо противоположны друг другу. Но в контексте понимания этого понятия как глобального, энергетическая безопасность означает не только предотвращение конфликтов за энергетические ресурсы между поставщиками и потребителями, внутри группы стран-поставщиков и внутри группы стран-потребителей, но и расширение доступа к энергетическим ресурсам. Невозможность развития экономики без энергетики означает также невозможность преодоления проблем, которые давно признаны мировым сообществом как глобальные: бедность, эпидемии, низкий уровень образования, угрозы экологии и др. Из этого следует вывод, что энергетическая безопасность является составной частью глобальной системы безопасности.
Раздел 1. Определение энергетической безопасности
Энергетическая безопасность – это понятие, которое можно рассматривать на различных уровнях: глобальном, региональном, национальном, местном.
В глобальном смысле энергетическая безопасность – это баланс между производством ТЭР и потребностями в них. С учетом концепции устойчивого развития, принятой на Всемирном саммите в Рио-де-Жанейро в 1992 г., добыча энергоресурсов и потребление энергии не должны уменьшать мировые запасы разведанных топливно-энергетических ресурсов. Это означает, что любое истощение месторождений нефти, газа, угля и других невозобновляемых энергоресурсов должно компенсироваться изысканиями новых месторождений, а также освоением новых технологий, связанных с использованием нетрадиционных энергоресурсов таких, как тяжелая нефть, горючие сланцы, метан из угольных пластов и др., без нарушения при этом экологического равновесия.
Данный принцип в идеале следует распространять также на регионы и отдельные страны. При этом необходимо учитывать и ряд других факторов, определяющих энергетическую безопасность.
Если ранее основным критерием при разработке стратегии развития энергетики страны (Энергетическая программа 1992 г., Основные направления энергетической политики Республики Беларусь1996, 2000 и 2003 гг.) были минимальные затраты для обеспечения определенного уровня энергопотребления, то сейчас на первый план выходит энергетическая безопасность. Энергетическая безопасность подразумевает:
1.Бесперебойное и надежное снабжение развивающейся экономики топливно-энергетическими ресурсами в необходимом объеме и по приемлемым ценам в нормальный период;
2. Гарантированное
Термины «бесперебойное» и «надежное» означают исключение широкомасштабных аварий в энергосистеме, каскадных отключений потребителей энергии и т. п.
Таким образом, энергетическая безопасность подразумевает многие аспекты, а именно ограничение уязвимости как от краткосрочных, так и долгосрочных перерывов в поставках энергоносителей; необходимость обеспечения местными и импортными энергоресурсами растущих энергетических потребностей по приемлемым ценам и др. Нарушение энергетической безопасности, или, иначе говоря, перерывы в энергоснабжении, даже кратковременные, а также резкие скачки цен на энергоносители могут иметь серьезные финансовые, экономические и социальные последствия.
Энергетическая безопасности вне зависимости от того, рассматривается ли она в контексте страны – экспортера энергетических ресурсов или их импортера, является одним из важнейших элементов экономической и в целом национальной безопасности.
Традиционно считалось, что наилучшее состояние энергетической безопасности – у ресурсообеспеченных и экономически развитых стран. Однако широкомасштабные аварийные отключения электроэнергии в США, Англии, Италии, России, парализовавшие жизнедеятельность миллионов людей, показали, что даже эти страны не застрахованы от чрезвычайных ситуаций. Подсчитано, например, что затраты на обеспечение надежности работы электроэнергетической системы США в середине 90-х годов прошлого столетия составили не менее 5 млрд долл. в год.
Не менее значимыми являются наблюдаемый в нынешнем столетии беспрецедентный рост цен на энергоносители на мировом рынке и непредсказуемые колебания цен на нефть в последнее время.
Таким образом, проблемы энергетической безопасности присущи всем государствам и тем более они актуальны для нашей республики в связи с ограниченностью собственных энергетических и финансовых ресурсов.[1]
Раздел 2. Основные принципы энергетической безопасности
Основные принципы энергетической безопасности для всех стран и регионов, не исключая государства, хорошо обеспеченные собственными природными ТЭР, в том числе страны-экспортеры (например, Россия), можно представить как:
а) способность ТЭК страны выполнять
свои функции, обеспе-
чивая необходимый объем поставок качественных
ТЭР, стабильное
функционирование и устойчивое прогрессивное
развитие всех от-
раслей народного хозяйства (насколько
это зависит от поставок
ТЭР) и приемлемый уровень условий жизни
и труда населения;
б) Способность потребителей
и народного хозяйства в целом ра-
ционально, бережно расходовать ТЭР, последовательно
реализуя
потенциал энергосбережения, снижая (предотвращая)
тем самым
напряженность, дефицитность баланса
энергоресурсов;
в) сбалансированность реального потенциала поставок энергоресурсов (принцип «а») и спроса на них - суммы внутреннего потребления (принцип «б») и экономически обоснованного экспорта с некоторым превышением потенциала над спросом (в основном для стран, хорошо обеспеченных собственными ТЭР);
г) наличие созданных государством,
обществом, экономикой бла-
гоприятных социально-политических, правовых,
финансово-экономических и международных
условий для реализации поставщиками
и потребителями ТЭР своих возможностей
указанных в п. п. а) и б);
д) постоянное расширение ассортимента
видов энергоресурсов,
составляющих топливно-энергетический
баланс, в том числе за
счет местных видов топлива, нетрадиционных
и возобновляемых
источников энергии;
е) диверсификация поставок
- импорта энергоресурсов из раз-
личных регионов мира (для стран-импортеров);
ж) удовлетворение требований
экологической безопасности
(развитие энергетического комплекса
должно соответствовать воз-
растающим требованиям охраны окружающей
среды).
Обеспечение упомянутого в определении энергетической безопасности минимально необходимого объема потребностей предполагает такой уровень поставок ТЭР, который должен предотвратить:
• выход из строя крупных производственных объектов;
• перерастание нарушений энергоснабжения в каскадно развивающиеся аварии и значительные сбои в работе народного хозяйства;
• неприемлемо крупный экономический ущерб;
• возникновение из-за нарушений энергоснабжения серьезного социального конфликта.
Таким образом, энергетическая безопасность - это защищенность жизненно важных интересов государства от угрозы образования дефицита энергоресурсов при нормальном развитии и в результате внутренних или внешних катаклизмов технического, экономического или политического характера.[3]
Раздел 3. Угрозы энергетической безопасности
Как следует из понятия энергетической безопасности, вследствие возникновения негативных дестабилизирующих факторов, имеющих долговременный или относительно краткосрочный характер, выполнение основной задачи энергетики - обеспечивать стабильное функционирование экономики страны и нормальную жизнедеятельность ее населения - может быть затруднено или вообще поставлено под вопросом.
Обеспечение энергетической безопасности предполагает, прежде всего, установление и систематизацию причинно-следственных связей, условий и событий, реализация которых может прямо или косвенно представлять угрозу для ТЭК, провоцировать или создавать критические и чрезвычайные ситуации в энергоснабжении страны.[2]
Все потенциально опасные явления и процессы, присущие самой энергетике, в качестве угроз можно условно разделить на две группы: сравнительно массовые («нормальные» или «ординарные») отказы и аварии, для компенсации негативного влияния которых предусматриваются соответствующее экономически оправданное резервирование и другие мероприятия, регламентируемые отраслевыми нормативными и руководящими документами, и уникальные по своему характеру анормальные («неординарные») явления.
В зависимости от причин возникновения угрозы могут быть классифицированы следующим образом: экономические, социально-политические, внешнеэкономические и внешнеполитические, техногенные, природные и связанные с несовершенством управления энергетикой. Различные виды угроз могут быть в значительной степени взаимосвязаны.[3]
К экономическим угрозам относятся угрозы как общеэкономического происхождения, так и дестабилизирующие факторы и диспропорции в энергетике и экономике производственно-экономического характера, представляющие опасность для обеспечения надежного энергоснабжения.
Социально-политические угрозы энергетической безопасности наиболее тесно связаны с благосостоянием общества, экономическим уровнем его развития, активностью политической жизни. В значительной степени они способны обостряться под действием других видов угроз. Вероятно, в развитых странах со стабильной экономикой социально-политические угрозы менее актуальны.
Внешнеэкономические и внешнеполитические угрозы связаны с межгосударственными отношениями. Они могут быть обусловлены зависимостью энергообеспечения от политики пограничных государств и надежности функционирования трубопроводов, ЛЭП, морских портов, железнодорожных узлов на их территории, колебанием мировых цен на энергоносители, региональными, национальными (этническими) и другими острыми политическими конфликтами, в том числе сопровождаемыми военными действиями вблизи объектов ТЭК, диверсиями против них, актами терроризма.
Техногенные угрозы реализуются в виде аварий как на энергетических объектах, особенно при их высокой концентрации, так и на связанных с ними технологически или пространственно объектах других отраслей. Во всех энерготехнологиях, будь тo ядерные. гидродинамические, угольные, нефтяные или газовые, существует вероятность возникновения аварий, в том числе по техническим причинам со значительными потенциальными угрозами персоналу населению, окружающей среде и в целом процессу надежного топливо- и энергообеспечения.