Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 16:26, лекция
Интегральным показателем безопасности жизнедеятельности является продолжительность жизни. Развитие цивилизации, под которой мы понимаем прогресс науки, техники, экономики, индустриализацию сельского хозяйства, использование различных видов энергии, вплоть до ядерной, создание машин, механизмов, применение различных видов удобрений и средств для борьбы с вредителями, значительно увеличивает количество вредных факторов, негативно воздействующих на человека. Важным элементом в обеспечении жизнедеятельности человека становится защита от этих факторов.
1.Среда обитания человека.
2.Основные определения.
3.Безопасность сложных технических систем и выживание человека
4.Понятие и смысловое содержание термина «риск».
5.Методология БЖД.
6.Системный анализ в БЖД.
7.Уровни системы человек-среда.
8.Опасность и её оценки. Классификации опасностей.
9.Понятие безопасности.
10.Аксиомы БЖД.
Лекция 1. Категориально-понятийный аппарат безопасности жизнедеятельности, классификация опасностей. Риск, как количественная оценка опасностей.
План
1.Среда обитания человека.
2.Основные определения.
3.Безопасность сложных
технических систем и
4.Понятие и смысловое содержание термина «риск».
5.Методология БЖД.
6.Системный анализ в БЖД.
7.Уровни системы человек-
8.Опасность и её оценки. Классификации опасностей.
9.Понятие безопасности.
10.Аксиомы БЖД.
Безопасность
- идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания;
- защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;
- ликвидация отрицательных
- создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.
Интегральным показателем
На протяжении всего существования человеческая популяция, развивая экономику, создавала и социально-экономическую систему безопасности. Вследствие этого, несмотря на увеличение количества вредных воздействий, уровень безопасности человека возрастал. В настоящее время средняя продолжительность жизни в наиболее развитых странах составляет около 77 лет.
Курс «Безопасность
- безопасность в бытовой среде;
- безопасность в
- безопасность
- безопасность в окружающей природной среде;
- чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.
Бытовая среда - это вся сумма факторов, воздействующих на человека в быту. Реакцию организма на бытовые факторы изучают такие разделы науки, как коммунальная гигиена, гигиена питания, гигиена детей и подростов.
Производственная среда - это совокупность факторов, воздействующих на человека в процессе трудовой деятельности.
Безопасность в природной среде - это одна из отраслей экологии. Экология изучает закономерности взаимодействия организмов с окружающей средой.
Система «человек - жизненная
среда» является сложной системой,
в неё, как правило, входит большое
количество переменных показателей, между
которыми существует много связей.
Поэтому математическая обработка
данных и вывод универсальных
законов в этом направлении будут
очень сложными. Сложность изучения
систем «человек - жизненная среда»
предопределяется тем, что эти системы
являются многоуровневыми, содержат в
себе положительные, отрицательные
и гомеостатические, прямые и обратные
связи и имеют много
Человек является одним из элементов - субъектом указанной системы, в которой под термином «человек» понимается не только одно существо, индивидуум, а и группа людей, коллектив, жители населенного пункта, региона, страны, общество и человечество вообще. Человек рассматривается как самоцель развития общества.
Жизненная среда - второй элемент системы «человек - жизненная среда», ее объект. Жизненная среда является частью Вселенной и мира, где находится или может находиться в данное время человек и функционируют системы ее жизнеобеспечения. Жизненная среда человека состоит из трех компонентов - природной, социальной, или социально-политической, и техногенной сред:
1) природная среда (человек находится в окружении почв, воздуха, воды, растений, животных, солнца, месяца, планет и т.п.). Сформирована независимо от воли человека и имеет свои законы развития, которые определенным образом влияют на человека;
2) социальная, социально-политическая среда (формы общей деятельности людей, единство образа жизни). Человека окружают другие люди, политические системы, интересы, разногласия, недоразумение и пр.; 3) техногенная среда (жилье, транспорт, орудия труда, промышленные и энергетические объекты, оружие, домашние животные, сельскохозяйственные растения и т.п.). Создана самим человечеством для удовлетворения собственных нужд, за счет природы. Эта среда антагонистична в отношении к природной.
Техногенную среду, как правило, разделяют на бытовую и производственную.
Бытовая среда - это среда проживания человека, которая содержит совокупность жилых зданий, сооружений спортивного и культурного назначения, а также коммунально-бытовых организаций и учреждений. Параметрами этой среды есть размер занимаемой жилой площади в расчете на одного человека, степень электрификации, газификации жилья, наличие централизованного отопления, наличие холодной и горячей воды, уровень развития общественного транспорта и др.
Производственная среда - это среда, в которой человек осуществляет свою трудовую деятельность. Она содержит комплекс предприятий, организаций, учреждений, транспортных средств, коммуникаций и т.п. Производственная среда характеризуется, прежде всего, параметрами, которые специфичны для каждого производства и определяются его назначением. Это вид продукции, которая вырабатывается на нем, объемы производства, количество работников, производительность работы, энергоемкость, сырьевая база, отходы производства и т.п. Кроме этих параметров есть такие, которые определяют условия работы и ее безопасность: загазованность, запыленность, освещенность рабочих мест, уровень акустических колебаний, вибрации, ионизирующей радиации, электромагнитного излучения, пожаро- и взрывоопасности, наличие опасного оборудования, средств защиты работников, степень напряженности работы, психологический климат и много других.
Учитывая то, что один и тот же человек постоянно может находиться и в одной, и в другой среде, любые системы «человек - жизненная среда» будут рассматриваться во взаимодействии двух указанных сред, как бытовой, так и производственной.
Параметры бытовой среды
регламентируются соответствующими санитарно-гигиеническими
нормативными документами, которые
устанавливаются
Параметры производственной среды, регламентируются государственными нормативными актами по охране труда и нормативными актами по охране труда отдельных предприятий, ответственность за их соблюдение возлагается на владельцев предприятий или уполномоченных ими лиц.
Но под влиянием тех
или других факторов, прежде всего
природного или военного характера,
параметры жизненной среды
Как правило, мы не можем
назвать примеры отдельного существования
каждого из названных выше компонентов
жизненной среды - природного, социального
или техногенного. Каждый из компонентов
жизненной среды взаимосвязан с
другими и человек или
Общую модель деятельности человека с указанием прямых и обратных связей (рис. 1) можно рассматривать как один из вариантов функциональной модели БСТС [безопасность сложных технических систем]. Здесь присутствуют все составные элементы БСТС (человек, природа, техносфера, социум) и показана преобразующая роль деятельности человека. Она включает не только человека с его потребностями, но и сам процесс деятельности, целевой и «сопутствующий, нежелательный» результат деятельности. В самом общем виде цель (потребность) деятельности можно сформулировать, как стремление человека обеспечить себе необходимые и достаточные условия для реализации жизни как чисто биологического вида, так и социального, мыслящего, творческого существа. При этом человек действует в рамках глобального экологического закона, который управляет функционированием всего живого на земле - это закон «сохранения жизни». На индивидуальном уровне он проявляется как инстинкт самосохранения (добыча ресурсов, защита от угроз), а на популяционном уровне, как «основной инстинкт» или инстинкт продолжения рода, обеспечивающий длительное во времени существование популяции. Под влиянием деятельности человека происходит формирование и изменение среды его обитания (природной, техногенной, социальной), которая прямо или косвенно может представлять угрозу для жизни, здоровья или комфорта человека. Для самозащиты человек организует новую ветку деятельности -деятельность по снижению уровня рисков.
Эта деятельность может быть направлена на человека, на его потребности, на сам процесс деятельности, на так называемый «результат +» (обеспечение приемлемого уровня жизни), и на «результат - » (отрицательные события или явления, которые уже возникли в результате жизнедеятельности), на среду (природную, техногенную, социальную). Человек, прежде всего, занимается уже возникшими отрицательными для него результатами. В качестве негативных результатов принято рассматривать: преждевременную смерть в результате травмы или болезни, различные заболевания, снижение продолжительности жизни, дискомфортную среду обитания. Негативные явления для других элементов БСТС интересуют его лишь потому, что они прямо или косвенно представляют угрозу для жизни, здоровья или комфорта человека. В этом случае человек рассматривает природу, техносферу и социум, как источники формирования окружающей человека среды и ставит задачу формирования такой среды, которая бы соответствовала представлениям человека о собственной безопасности, безвредности и комфорте. С нашей точки зрения, деятельность по обеспечению безопасности (по снижению уровня рисков) должна быть сведена к задаче поиска такого оптимального режима функционирования БСТС, когда наилучший целевой результат достигается при наименьших возможных потерях и отклонениях от нормального функционирования. При современном уровне дисбаланса в БСТС существует такая тенденция развития процессов, когда при нарастании отрицательных явлений мы все дальше уходим от достижения целевых результатов (неустойчивое развитие), поэтому важно понять, что решение таких задач не может быть отложено, что они относятся к разряду важнейших для всего человечества. При такой постановке анализ опасности должен включать:
-сопоставление уровня
достижения целевой функции
функционирования БСТС в
разряд важнейших показателей уровня
рисков
следует отнести так называемый
«результат +», то есть уровень достижения
основной целевой функции деятельности
– обеспечение необходимых и достаточных
условий для реализации жизни (обеспечение
приемлемого уровня жизни).
Ведь согласитесь, что бессмысленно заниматься решением инженерно-технических задач по борьбе с проявлением неблагоприятных событий в то время, кода система в целом функционирует так, что не выполняет свою основную целевую функцию:
-описание состояния системы в целом и условия возможности функционирования каждого отдельного элемента;
-уровни рисков, которые имели место при достижении целевой функции, для отдельных элементов БСТС и системы в целом.
Человеку в БСТС отведена особая роль. Эта особая роль определена наличием у человека разума, его способностью к анализу и творчеству, целенаправленной деятельности. Человек «создает» («строит») себя, техносферу, социум. Это еще раз подчеркивает тот факт, что задача об управлении рисками может быть переформулирована следующим образом: как и в каких направлениях изменять жизнедеятельность людей, чтобы снизить риск.
Таким образом, риск - это оценка опасности. Риск - частота реализации опасностей (это отношение числа тех или иных неблагоприятных последствий к их возможному числу за определенный период). При этом необходимо указать класс последствий, т.е. ответить на вопрос: риск чего?
Пример. Ежегодно в сопредельной стране вследствие различных опасностей неестественной смертью погибает около 500 тыс. чел. Население страны около 170 млн. чел., отсюда риск (R) равен:
Различают индивидуальный и социальный риск.
Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума. Социальный (точнее групповой) - это риск для группы людей. Социальный риск это зависимость между частотой событий и числом пораженных при этом людей. Для примера некоторые оценки этого риска приведены в табл.1
Для сравнения риска и выгод предлагается ввести экономический эквивалент человеческой жизни. Такой подход вызывает возражение среди определенного круга лиц, которые утверждают, что жизнь свята и бесценна, а финансовые сделки вокруг нее не допустимы. Однако на практике с неизбежностью возникает необходимость в такой оценке. Именно в целях безопасности людей, ставится вопрос: “Сколько надо израсходовать средств, чтобы спасти человеческую жизнь”. По зарубежным исследованиям человеческая жизнь оценивается от 650 тыс. до 7 млн. долл. США.