Классификация негативных факторов: естественные, антропогенные и техногенные, физические, химические, биологические, психофизические; тр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 18:30, контрольная работа

Описание работы

Резкое увеличение за последние столетия промышленного и сельскохозяйственного производства, развитие транспорта, энергетики, химизация, возрастание урбанизации негативно влияют на окружающую среду. Следствием негативных последствий научно-технического прогресса являются: 1. загрязненность атмосферного воздуха, водоемов,
2. деградация грунтового покрытия, 3. снижение запасов природных ресурсов, 4. нарушение стабильности экологических систем и многое другое. Таким образом, настала необходимость активной борьбы с этими проблемами, которые угрожают жизни людей. Наиважнейшей проблемой сегодняшнего дня с этой точкой зрения является наступление экологического кризиса, а затем и экологической катастрофы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….........3
Факторы опасности……………………………………………………………3
Классификация опасностей………………………………………………4
Опасные и вредные факторы среды проживания………………………5
Негативные факторы в быту…………………………………......6
Физические опасные и вредные факторы…………………….....6
Природные опасные и вредные факторы………………………..6
Химические факторы опасности…………………………………6
Биологические факторы опасности………………………………7
Психофизиологические факторы опасности………………….....8
Факторы, влияющие на продуктивность труда……………………….....8
Классы опасности………………………………………………………...10
Степени вредности……………………………………………………….10
Методы защиты работы от воздействий опасных и вредных производственных факторов………………………………………………………………………11
Функциональное воздействие негативных факторов окружающей среды и их нормирование………………………………………………………………...13
Ионизирующее излучение……………………………………………….13
Химические загрязнения…………………………………………………14
Биологические загрязнения……………………………………………...15
Влияние микроклимата………………………………………………….16
Электромагнитные поля…………………………………………………16
Ультрафиолетовое излучение……………………………………………16
Инфракрасное излучение………………………………………………...16
Давление…………………………………………………………………...17
Освещение…………………………………………………………………17
Вентиляция……………………………………………………………….17
Влажность………………………………………………………………...17
Вибрации…………………………………………………………………18
Влияние звуков на человека…………………………………………….18
Ультразвук…………………………………………………………19
Инфразвук…………………………………………………………19
Электромагнитные поля…………………………………………………19
Физические факторы среды и самочувствие человека………………...20
Психофизиологические факторы………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………..21
Список литературы…………………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

Классификация негативных факторов.docx

— 71.62 Кб (Скачать файл)

По физической природе вибрация, также как и шум, представляет собой колебательное движение материальных тел.

Параметры вибрации нормирует ГОСТ 12.1.012-78 «ССБТ. Вибрация. Общие требования безопасности».

Под действием вибрации снижается острота зрения, температурная чувствительность, нарушается равновесие таких нервных основных процессов, как возбуждение и торможение. В связи с этим у человека появляется раздражительность, головные боли, ухудшается внимание, память, сон, увеличивается вероятность заболевания неврозами, гипертонией, желудочными болезнями и т.д. Кроме того, возможно отрицательное воздействие вибрации на кости и суставы.

Влияние звуков на человека

Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуком называют такие механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 16 до 20000 колебаний в секунду). Колебания большей частоты называют ультразвуком, меньшей - инфразвуком. Шум - это громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание.

Шум - беспорядочное сочетание различных по силе и частоте звуков; способен оказывать неблагоприятное воздействие на организм. Источником шума является любой процесс, вызывающий местное изменение давления или механические колебания в твердых, жидких или газообразных средах.  

Источниками шума могут быть двигатели, насосы, компрессоры, турбины, пневматические и электрические инструменты, молоты, дробилки, станки, центрифуги, бункеры и прочие установки, имеющие движущиеся детали. В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Сочетание звуковых раздражителей даёт время животному или человеку, необходимое для оценки их характера, формирования ответной реакции. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры и могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовое загрязнение.

Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, лёгкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Это используется в лечебных заведениях, в кабинетах психологической разгрузки. Но естественное звучание голосов природы становится всё более редкими, они исчезают совсем или заглушаются промышленными, транспортными и другими шумами. 
   Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. Ослабленные клетки нервной системы не могут достаточно чётко координировать работу различных систем организма. Отсюда возникают нарушения их деятельности.

Ультразвук.

Ультразвук представляет собой механические колебания упругой среды частотой 20 кГц и выше. Особенностью ультразвука является способность его волновой энергии поглощаться различными средами, причем - тем больше, чем выше его частота. Распространение ультразвука возможно направленными пучками, которые создают на относительно небольшой площади большое ультразвуковое давление. На судах это свойство ультразвука используется при создании эхолотов для поиска рыбных косяков, изучения глубины и рельефа морского дна.

В технологическом процессе ультразвуковые установки используют для дефектоскопии корпусов машин, различных аппаратов, сварочных швов, а также для механической обработки и очистки металла (корпуса судна) и т.п.

На организм человека ультразвук воздействует главным образом при непосредственном контакте, а также через воздушную среду.

При длительной работе с ультразвуковыми установками могут возникнуть функциональные изменения центральной и периферической нервной и сердечно-сосудистой систем, слухового и вестибулярного аппарата. При соблюдении мер безопасности ультразвук на здоровье не отражается.

Инфразвук

Инфразвук - область акустических колебаний в диапазоне частот ниже 20 Гц. В условиях производства инфразвук, как правило, сочетается с низкочастотным шумом, в ряде случаев и с низкочастотной вибрацией. Инфразвук имеет одинаковую с шумом и вибрацией физическую природу. Он представляет собой механические колебания упругой среды частотой менее 12 Гц.

Инфразвуковые колебания частотой 2-16 Гц оказывают неблагоприятное воздействие на организм человека, вызывая утомление, головную боль, нарушение вестибулярного аппарата, снижение слуховой чувствительности и остроты зрения. Все остальные относятся к непостоянным инфразвукам.

Особенности физиологического воздействия электромагнитного поля на организм человека

Электромагнитный спектр занимает диапазон частот излучения от 0 Гц до 1022 Гц (приложение 9). Неионизирующая часть электромагнитного спектра находится в диапазоне частот от 0 Гц до 1015 Гц.

Постоянное электрическое поле создается неподвижными электрическими зарядами и осуществляет взаимодействие между ними. Характеризуется напряженностью электрического поля.

Человеческое тело также излучает электромагнитные поля с частотой выше 300 ГГц с плотностью потока энергии порядка 0,003 Вт/м2. Если общая площадь поверхности человеческого тела в среднем около 1,8 м2, то общая излучаемая энергия приблизительно 0,0054 Вт.

Понятие о повреждающем действии микроволн на биологические объекты прочно связано с интенсивностью излучения, превышающей порог теплового уровня 10 мВт/см2. При этом возникают существенные функциональные нарушения наряду с выраженными изменениями структуры во многих органных и тканевых системах. Биофизическое воздействие ЭМП проявляется в раздражении живых тканей организма, рефлекторном возбуждении нервной системы и нарушении внутренних биоэлектрических процессов.

Дополнительно известны следующие синдромы, развитие которых связывают с длительным воздействием ЭМП на нервную систему:

    1. синдром «ослабленное познание» (проблема памяти, сложность в понимании, бессонница, депрессия, постоянные головные боли);
    2. синдром «частичной атаксии» (нарушения равновесия, дезориентация в пространстве, головокружение);
    3. синдром «арто-мио-нейропатии» (мышечные боли, мышечная усталость, трудность в подъеме тяжести и т.д.

Анализ заболеваемости с временной нетрудоспособностью показывает, что работающие с ЭМИ чаще и дольше болеют. В структуре патологии на первый план выступают функциональные расстройства центральной нервной и сердечно-сосудистой систем.

Нормирование ЭМП для населения

Система санитарно-гигиенического нормирования ПДУ ЭМП для населения в России исходит из принципа введения ограничений для конкретных случаев облучения.

Можно выделить следующие виды условий облучения, на которые для населения установлены специально разработанные санитарно-гигиенические нормы: элементы систем сотовой связи и других видов подвижной связи, все типы стационарных радиотехнических объектов (включая радиоцентры, радио- и телевизионные станции, радиолокационные и радиорелейные станции, земные станции спутниковой связи, объекты транспорта с базированием мобильных передающих радиотехнических средств при их работе в штатном режиме в местах базирования), видеодисплейные терминалы и мониторы персональных компьютеров, СВЧ - печи, индукционные печи.

На иные условия облучения, где в качестве источников выступает бытовая потребительская техника, включая телевизоры, в настоящее время используются межгосударственные российско - белорусские санитарные нормы, устанавливающие требования только к электрической составляющей диапазона 50 Гц и уровню электростатического поля. При определении конкретного значения уровня ПДУ разработчики руководствуются либо результатами специально выполненных работ (например, СВЧ - печи и индукционные печи), либо результатами общих медико-биологических исследований (системы сотовой связи, радиотехнические объекты, персональные компьютеры). 
   В случае отсутствия на конкретный вид продукции отдельного норматива, санитарно-гигиенические требования к этой продукции предъявляются на основе ПДУ, установленного в общих стандартах.

Физические факторы среды и самочувствие человека.

В любом явлении окружающей нас природы существует строгая повторяемость процессов: день и ночь, прилив и отлив, зима и лето. Ритмичность наблюдается не только в движении Земли, Солнца, Луны и звёзд, но и является неотъемлемым и универсальным свойством, проникающим во все жизненные явления - от молекулярного уровня до уровня целого организма.

В ходе исторического развития человек приспособился к определенному ритму жизни, обусловленному ритмическими изменениями в природной среде и энергетической динамикой обменных процессов.

Каждый человек с рождения живёт по своим биологическим часам. В настоящее время известно множество ритмических процессов в организме, называемых биоритмами. К ним относятся ритмы работы сердца, дыхания, биоэлектрическая активность мозга. Вся наша жизнь представляет собой постоянную смену покоя и активной деятельности, сна и бодрствования, утомления от напряженного труда и отдыха. В организме каждого человека, подобно морским приливам и отливам, вечно царит великий ритм, вытекающий из связи жизненных явлений с ритмом Вселенной и символизирующий единство мира.

Несовпадение внутренних ритмов человека с ритмами окружающей среды может стать причиной болезненных явлений (бессонница, потеря работоспособности и т.д.).

Климат также оказывает серьёзное воздействие на самочувствие человека, влияя на него через погодные условия. Погодные условия включают в себя комплекс физических и химических факторов: атмосферное давление, влажность, движение воздуха, концентрацию кислорода, степень возмущенности магнитного поля Земли, уровень загрязнения атмосферы.

До сих пор ещё не удалось изучить до конца механизмы реакций организма человека на изменение погодных условий. А она часто даёт себя знать нарушениями сердечной деятельности, нервными расстройствами. При резкой смене погоды снижается физическая и умственная работоспособность, обостряются болезни, увеличивается число ошибок, несчастных и даже смертельных случаев.

Психофизиологические факторы

Психофизиологические вредные производственные факторы (физические и нервно-психические перегрузки) оказывают многообразное отрицательное влияние на нервную, сердечнососудистую и дыхательную системы. Степень выраженности этого влияния различна при умственном и физическом труде и зависит от величины соответствующих перегрузок.

Физические перегрузки могут быть динамическими и статическими. Динамические нагрузки возникают при перемещении грузов вверх, вниз, по наклонной плоскости или по горизонтали, статические - при удержании грузов в определенном положении без их перемещения.

Статические перегрузки более утомительны, чем динамические, поскольку при статической работе напряжение одних и тех же мышц длится непрерывно.

Для организма человека вредны не только физические перегрузки, но и чрезмерное снижение физической активности, которая приводит к повышению утомляемости, снижению памяти, ухудшению работы сердца и легких. В целом, существенно снижается жизненный тонус организма и работоспособность.

Нервно-психические перегрузки проявляются в форме перенапряжения, умственного перенапряжения, монотонности труда, эмоциональных перегрузок. Перенапряжение зрительного анализатора, вызываемое недостаточной освещенностью, необходимостью рассматривать мелкие предметы, вызывает перенапряжение аккомодирующих мышц радужной оболочки глаз. Как результат - головная боль, боль в области глазниц, прогрессирующая близорукость.

Умственное перенапряжение возможно в результате продолжительной умственной работы в условиях нерациональной ее организации. При этом нарастает напряжение, нарушается равновесие нервных процессов, что проявляется в форме неврозов, функциональных расстройств. Монотонность труда имеет место при чрезмерном дроблении технологических процессов на мелкие и простейшие операции. При многократном повторении простейших движений работающий испытывает скуку, сонливость, падение интереса к работе.

Действие эмоциональных нагрузок в процессе труда на организм работающих пока еще до конца не изучено, но несомненно, что такого рода перегрузки способствует нервно-психическим напряжениям. Они усугубляются при работе в условиях дефицита времени, при высокой личной ответственности, малом профессиональном опыте.

Заключение:

Выявление и учет вредных производственных факторов является одной из основных задач совершенствования организации производственного процесса. Причем разработка и реализация мероприятий, направленных на снижение вредного и опасного воздействия производственной среды на человека, зачастую имеет не только социальное, но и экономическое значение, выступает фактором роста производительности труда. Большое значение имеет также снижение заболеваемости и смертности среди работников как фактор сокращения непроизводственных потерь рабочего времени и затрат на оплату неотработанного времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Федеральный закон «Водный кодекс РФ» от 2006 г
  2. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. N° 52-ФЗ
  3. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ (с изменениями от 22.08.2004 г.
  4. Федеральный закон «Земельный кодекс РФ» от 25.10.2001 г. № 136-Ф3
  5. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ В.М.
  6. Лапин «Безопасность жизнедеятельности человека». Учебник. – Львов, 1998.
  7. Занько Н. Г., Малаян К. Р., Русак О. Н. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. 11-е изд., испр. и доп. / Под ред. О. Н. Русака. — СПб.: Издательство «Лань», 2007.

Информация о работе Классификация негативных факторов: естественные, антропогенные и техногенные, физические, химические, биологические, психофизические; тр