Контрольная работа по « Безопасность жизнедеятельности »

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 14:05, контрольная работа

Описание работы

Задание № 1: Классификация основных форм деятельности человека.
Задание № 2: Классификация негативных факторов: естественные, антропогенные, физические, и др.

Файлы: 1 файл

ФГБОУ ВПО(контрольная).docx

— 26.49 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО «Самарская государственная  сельскохозяйственная академия»

Институт управленческих технологий и аграрного рынка

Кафедра _________________________

 

Контрольная работа

По дисциплине « Безопасность жизнедеятельности  »

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил:

Студент группы  АС  № 2412

Полянский Антон Сергеевич

Работу проверил:

____________________

 

 

 

Самара 2013

 

 

 

 

Контрольная  работа, вариант № 9

Задание  № 1: Классификация основных форм деятельности человека.

Задание  № 2: Классификация негативных факторов: естественные, антропогенные,  физические, и  др.

 

Задание  № 1 .

Классификация основных форм деятельности человека.

Характер и организация  трудовой  деятельности  оказывают  существенное  влияние  на  изменение  функционального  состояния  организма  человека.  Многообразные  формы  трудовой  деятельности  делятся  на  физический  и умственный  труд.

Физический  труд характеризуется в первую  очередь повышенной  нагрузкой на  опорно-двигательный  аппарат    и его функциональные  системы (сердечно – сосудистую, нервно – мышечную, дыхательную и др.) обеспечивающие  его деятельность.  Физический  труд,  развивая  мышечную  систему и стимулируя  обменные  процессы, в тоже  время имеет ряд отрицательных последствий.  Прежде  всего,  это социальная  неэффективность физического труда,  связанная с низкой  его производительностью,  необходимостью  высокого  напряжения  физических  сил и потребностью  в длительном   -  до 50 %  рабочего  времени -  отдыхе.

Умственный  труд  объединяет  работы, связанные с приемом и переработкой  информации преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а так же активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Для данного вида труда характерна гипокинезия, т. е, значительное  снижение двигательной активности  человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и к повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является одним из условия формирования сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания (объем, концентрация, переключение), памяти (кратковременной и долговременной), восприятия (появляется большое число ошибок).

В современной трудовой деятельности чисто физический труд не играет существенной роли. В соответствии с существующей физиологической классификации трудовой деятельности различают формы труда, требующие значительно мышечной активности, механизированные формы труда, формы труда связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством, групповые формы труда (конвейеры)  формы труда связанные с дистанционным управлением, и формы труда интеллектуального (умственного) труда.

Формы труда, требующие значительно  мышечной активности, имеют место при отсутствии механизации. Эти работы характеризуются в первую очередь повышенными энергетическими затратами. Особенностью механизированных форм  труда являются изменение характера мышечных нагрузок и усложнения программы действий. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимых для управления механизмами. Однообразие простых  и большей частью локальных действий однообразие и малый объем воспринимаемой в процессе труда информации приводит  к монотонности труда. При этом снижается возбудимость анализаторов, рассеивается внимание, снижается скорость реакций и быстро наступает утомление.

При полуавтоматическом производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняет механизм.

Задача человека ограничивается выполнением простых операций на обслуживании станка подать материал для обработки, пустить в ход  механизм, извлечь обработанную деталь. Характерны черты этого вида работ  – монотонность, повышенный темп и  ритм работы, утрата творческого начала.

Конвейерная форма труда  определяется дроблением процесса  труда  на операции, заданные ритмом, строгой последовательностью выполнения операций, автоматической подачей деталей к каждому рабочему месту с помощью конвейера. При этом чем меньше интервал времени, затрачиваемый работающими на операцию, тем монотоннее работа, тем упрощеннее ее содержание, что приводит к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению. При формах труда, связанных с дистанционным управлением производственными процессами и механизмами, человек включен в системы управления как необходимое оперативное звено. В случаях, когда пульты управления требуют частых активных действий человека, внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах. В случаях редких активных действий работник находится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны. Формы интеллектуального труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся, студентов. Эти виды различаются организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения. Работа оператора отличается большой ответственностью и высоким неврно-эмоциональным напряжением. Например, труд авиадиспетчера характеризуется обработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью. Труд руководителей учреждений, предприятий (управленческий труд) определяется чрезмерным объемом информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятые решения, переодическим возникновением конфликтных ситуаций. Труд преподавателей и медицинских работников отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обуславливает степень нервно-эмоционально  напряжения. Труд учащихся и студентов характеризуется напряжением основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие, наличием стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты). Наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения, внимания, - это творческий труд. Труд научных работников, конструкторов, композиторов, художников, архитекторов приводит к значительному повышению нервно-эмоционального напряжения. При таком напряжении, связанно с умственной деятельностью, тахикардию, повышение кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение легочной вентиляции и потребления кислорода, повышение температуры тела человека и другие изменения со стороны вегетативных функций. Энергетические затраты человека зависят от интенсивной мышечной работы, информационной насыщенности труда, степени эмоционального напряжения и других условий (температуры, влажности, скорости движения воздуха и др.). Суточные затраты энергии для лиц умственного труда (инженеров, врачей, педагогов и др.) составляет 10.5…11.7 МДж; для работников механизированного труда и сферы обслуживания (медсестер, продавцов, рабочих,) 11.3…12.5 МДж; для работников выполняющих работу средней тяжести (станочников, шахтеров, хирургов, литейщиков, сельскохозяйственных рабочих и др.)  12.5…15.5… МДж; для работников выполняющих тяжелую физическую работу (горнорабочих, металлургов, грузчиков, лесорубов) 16.3…18… МДж. Затраты энергии меняются в зависимости от рабочей позы. При рабочей позе сидя, затраты энергии превышают на 5-10% уровень основного обмена; при рабочей позе стоя на 10 -25% ,при вынужденной неудобной позе на 40-50% .При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15-20% общего обмена в организме (масса мозга составляет  2% от массы тела). Повышение энергетических суммарных затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Так при чтении в слух, сидя, расход энергии повышается на 48% ,при выступлении с публичной лекцией на 94%, у операторов вычислительных машин на 60-100%.Уровень энергозатрат может служить критерием тяжести и напряженности выполняемой работы, имеющим важное значение для оптимизации условий труда и его рациональной организации. Уровень энергозатрат определяют  методом полного газового анализа (учитывается объем потребления кислорода и выделенного углекислого газа) С увеличением тяжести труда значительно возрастает потребление кислорода и количество расходуемой энергии. Тяжесть и напряженность труда характеризуются степенью функционального напряжения организма. Оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы при физическом труде, и эмоциональном при умственном труде, когда имеет место информационная перегрузка. Физическая тяжесть труда – это нагрузка на организм при труде требующая преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения. Классификация труда по тяжести производится по уровню энергозатрат с учетом вида нагрузки (статическая или динамическая) и нагружаемых мышц. Статическая работа связанна с фиксацией орудий и предметов труда в неподвижном состоянии, а так же с приданием человеку рабочей позы. Так работа, требующая нахождения работающего в статической позе 10-25% рабочего времени, характеризуется как работа средней тяжести (энергозатрты 172…293 Дж/с; 50 % и более тяжелая работа энергозатраты свыше 293 Дж/с). Динамическая работа – процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а так же самого тела человека или его частей  в пространстве. При этом энергия расходуется как на поддержание определенного напряжения в мышцах, так и на механический эффект. Если максимальная масса поднимаемых в ручную не превышает 5 кг для женщин и 15 кг для мужчин, работа характеризуется как легкая (энергозатраты до 172 Дж/с); 5-10 кг для женщин 15-30 кг для мужчин - средней тяжести; свыше 10кг для женщин и свыше 30 кг для мужчин – тяжелая. Напряженность труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующим преимущественно интенсивной работы мозга по получению и переработке информации. Кроме того при оценке  степени напряжоннсти учитывают эргономические показатели: сменность труда, позу, число движений и т.п. Так если плотность воспринимаемых  сигналов не превышает 75 в час, то работа характеризуется как легкая; 75-175 средней тяжести; свыше 176 тяжелая работа. В соответствии с гигиенической классификацией труда (Р.2.2.013 – 94) условия труда подразделяются на четыре класса 1-оптимальные , 2 – допустимые, 3- вредные.4-опасные (экстремальные). Оптимальные условия труда обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человека. Оптимальные нормативы установлены для параметров микроклимата и факторов трудового процесса. Для других факторов условно применяют такие условия труда, при  которых уровни неблагоприятных факторов не превышают принятых в качестве безопасных для населения (в пределах фона). Допустимые условия труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест. Изменение функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены, они не должны оказывать неблагоприятное воздействие в ближайшем и отдаленном периоде на здоровье работающего и его потомство. Оптимальный и допустимый классы соответствуют безопасным условиям труда. Вредные условия труда характеризуются уровнями вредных производственных факторов, превышающими гигиенические нормативы и оказывающими негативное воздействие на организм работающего и его потомство. Экстремальные условия труда характеризуются такими уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых  форм острых профессиональных поражений. Вредные условия труда (3класс) на четыре степени вредности. Первая степень 3.1. Характеризуется такими отклонениями от гигиенических нормативов, которые, как, правило, вызывают обратимые функциональные изменения и обуславливают риск развития заболевания. Вторая степень 3.2. определяется такими уровнями производственных факторов, которые могут вызвать стойкие функциональные нарушения, приводящие в большинстве случаев к росту заболеваемости, временной утрате трудоспособности, повышению частоты общей заболеваемости появлению начальных признаков профессиональной патологии. При третьей степени 3.3. воздействие уровней вредных факторов приводит, как правило, к развитию профессиональной патологии в легких формах, к росту хронической общесоматической  патологии, в том числе к повышению уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности. В условиях труда четвертой степени  3.4. могут возникать выраженные формы профессиональных заболеваний; отмечается значительный рост хронической патологии и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Задание № 2 .

Классификация негативных факторов: естественные, антропогенные,  физические, и  др.

 

Человек в процессе жизнедеятельности непрерывно взаимодействует со средой обитания, со всем многообразием факторов, характеризующих  среду. Многие факторы среды обитания оказывают негативное воздействие на здоровье и жизнь человека. Степень негативного воздействия определяется уровнем их энергии, под которой понимается количественная мера различных форм движения материи. В настоящее время перечень известных форм энергии существенно расширился: электрическая, потенциальная, кинетическая, внутренняя, покоя, деформированного тела, газовой смеси, ядерной реакции, электромагнитного поля и т.д.

Всем  формам энергии свойственна закономерность превращения их в другие формы. Все  явления связаны законом сохранения энергии и тенденцией к снижению уровня энергии за счет перехода в  другие формы. Снижение уровня энергии  связано с выходом (утечкой) энергии. Неконтролируемый выход энергии  порождает негативные факторы в  окружающей среде. Источники энергии  подразделяются на природные и антропогенные. К природным источникам относятся  молнии, извержения, землетрясения, атмосферные  явления (ураганы, смерчи и т.п.) и  другие. Антропогенные источники  создаются человеком. В ходе научно-технической  революции появились источники, обеспечивающие очень высокие уровни энергии, существенно расширился перечень известных форм энергии и их характеристика.

Бурный  рост энерговооруженности труда  повлек расцвет энергетики и разработки энергетических ресурсов. В обществе появились колоссальные энергосистемы, представляющие совокупность источников энергии и устройств для ее передачи и распределения. Концентрация в современном производстве источников энергии, высокие уровни энергии, использование  ранее неизвестных форм энергии  определяют растущую актуальность и  важность проблемы безопасности в современном  производстве. Высокие уровни используемой энергии, многообразие форм энергии  существенно увеличили вероятность  неконтролируемого выхода энергии, опасность воздействия негативных факторов на человека. Эту тенденцию  можно характеризовать энтропией  источника энергии, понимая под  энтропией вероятность пребывания системы в данном состоянии: чем  выше уровень энергии объекта, тем  меньше его энтропия. При отсутствии энергетического источника энтропия объекта приобретает максимальное значение, и обеспечивается наибольшая вероятность пребывания объекта  в этом состоянии. Разнообразие форм энергии порождает многообразие факторов среды обитания человека, воздействующих на его здоровье.

Опасным называется производственный фактор, воздействие к которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или другому резкому ухудшению здоровья. Если же производственный фактор приводит к заболеванию или снижению работ способности, то его считают вредным (ГОСТ 12.0.002-80).В зависимости от уровня и продолжительности воздействия вредный производственный фактор может стать опасным.

В ГОСТе 12.0.003-74 "Опасные и вредные  производственные факторы. Классификация" приводится классификация элементов  условий труда, выступающих в  роли опасных и вредных производственных факторов.

Они подразделяются на четыре группы: физические, химические, биологические  и психофизиологические.

Физические опасные и вредные  производственные факторы: движущиеся машины, механизмы, подвижные части производственного оборудования, передвигающиеся изделия (материалы, заготовки), разрушающиеся конструкции, обрушивающиеся горные породы, повышенная или пониженная температура поверхностей с оборудования, материалов; повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; повышенный уровень шума, вибрации, ультразвука, инфразвуковых колебаний; повышенное или пониженное барометрическое давление и его резкое изменение; повышенные или пониженные влажность, подвижность, ионизация воздуха; повышенный уровень ионизирующих излучений; повышенное значение напряжения в электрической цепи; повышенные уровни статического электричества; повышенная напряженность электрического, магнитного полей; отсутствие или недостаток естественного света; недостаточная освещенность рабочей зоны; повышенная яркость света; пониженная контрастность, прямая и отраженная блесткость; повышенная пульсация светового потока; повышенные уровни ультрафиолетовой и инфракрасной радиации; острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхности заготовок, инструментов и оборудования; расположение рабочего места на значительной высоте относительно земли (пола); невесомость.

Химические опасные и вредные  производственные факторы по характеру воздействия на организм человека подразделяются на токсичные, раздражающие, сенсибилизирующие, канцерогенные, мутагенные, влияющие на репродуктивную функцию. По путям проникновения в организм человека они делятся на проникающие в органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки.

Биологические опасные и вредные  производственные факторы: 
патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы) и продукты их жизнедеятельности, а также микроорганизмы (растения и животные).

Психофизиологические опасные  и вредные производственные факторы: физические (статические и динамические) и нервно-психические перегрузки (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).

Один  и тот же опасный и вредный  производственный фактор по природе  своего действия может относиться одновременно к различным группам.


Информация о работе Контрольная работа по « Безопасность жизнедеятельности »