Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 09:08, контрольная работа
1.Основные понятия и определения безопасности жизнедеятельности. Классификация негативных факторов среды обитания.
Безопасность жизнедеятельности- «наука об оптимальном взаимодействии человека со средой обитания»,область научных знаний, изучающая опасности и способы защиты от них человека в любых условиях его обитания.
Среда обитания- часть пространства и совокупность реальных объектов, окружающих человека в местах его пребывания.
1.Основные понятия и определения безопасности жизнедеятельности. Классификация негативных факторов среды обитания.
20.Виды опасных факторов производственной среды и их влияние на организм человека.
29.Методы оценки опасных ситуаций при взаимодействии человека с техническими системами. Нормативные показатели безопасности технических систем.
38.ЧС военного времени. Краткая характеристика ядерного оружия и ядерного поражения.
Групповые труда — конвейер. Особенность этой формы заключается в разделении общего процесса на конкретные операции, строгой последовательности их выполнения, автоматической подаче деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера.
Конвейерная форма труда требует синхронной работы, участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При этом чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотоннее работа и проще ее содержание.
Монотония — одно из отрицательных последствий конвейерного труда, которое выражается в преждевременной усталости и нервном истощении. В основе этого явления лежит преобладание процесса торможения в корковой деятельности, развивающееся при действии однообразных повторных раздражителей, что снижает возбудимость анализаторов, рассеивает внимание, уменьшает скорость реакции, и, как следствие, быстро наступает утомление.
Формы труда, связанные с управлением производственными процессами и механизмами человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше участие человека. С физиологической точки зрения различаются две основные формы управления производственным процессом: в одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, а в других — редких. В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или двигательных актах, во втором — работник находится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.
Формы интеллектуального (умственного) труда. Этот труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства, например конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др., так и вне его — ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.
Интеллектуальный труд заключается
в переработке и анализе
Для интеллектуального труда
характерна гипокинезия значительное
снижение двигательной активности человека,
приводящее к ухудшению реактивности
организма и повышению
В условиях научно-технического прогресса возрастает роль творческого элемента во всех сферах профессиональной, деятельности. В наступивший компьютерный век во многих профессиях, преимущественно физического труда, увеличивается доля умственного компонента, когда даже функции управления и контроля возлагаются на электронную технику.
Умственный труд связан с приемом и переработкой информации, требует напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы.
Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.
Операторский труд.В условиях современного много- факторного производства на первый план выдвигаются функции управления и контроля за работой технологических линий, процессами товародвижения и обслуживания покупателей. Например, труд диспетчера оптовой базы или главного администратора супермаркета связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.
Управленческий труд — труд руководителей учреждений, предприятий, характеризуется чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, повышенной личной ответственностью, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.
Творческий труд — наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, что повышает нервно-эмоциональное напряжение. Это труд педагогов, программистов, дизайнеров, научных работников, писателей, композиторов, артистов, художников, архитекторов, конструкторов.
Труд преподавателей торговых и медицинских работников, работников всех сфер услуготличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.
Труд учащихся и студентов — это напряжение основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие; наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).
Успешное осуществление
различных форм трудовой деятельности
человека возможно при обязательном
учете физиологических основ
умственного и физического
29. Методы оценки опасных ситуаций при взаимодействии человека с техническими системами. Нормативные показатели безопасности технических систем.
Опыт взаимодействия человека
с техническими системами позволяет
идентифицировать травмирующие и вредные
факторы, выработать методы оценки вероятности
появления опасных ситуаций. Прежде
всего, это накопление статистических
данных об аварийности и травматизме,
различные способы
Значительное развитие и
практическое применение получила теория
надежности. Надежность – свойство
объекта сохранять во времени
в установленных пределах значения
всех параметров, позволяющих выполнять
требуемые функции. В теории надежности
оценивается вероятность
На практике разрабатываются
и применяются различные методы
моделирования опасных
В случае невозможности надежного теоритического анализа применяются экспертные оценки. Методы экспертного оценивания используются при исследовании сложных объектов, когда имеются трудности в создании достоверных моделей функционирования больших систем.
Применяя различные методы,
можно проводить
Ядерное оружие – это ядерный заряд и средство его доставки к цели. В зависимости от вида ядерной реакции, используемой для получения атомной энергии, различают заряды: ядерные, термоядерные, комбинированные и нейтронные.
Очагом ядерного поражения называется территория, в пределах которой в результате воздействия ядерного оружия или катастрофы на АЭС произошло радиоактивное заражение местности, массовое поражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, разрушение и повреждение различных сооружений, возникли пожары.
Размеры очага ядерного поражения зависят от мощности и, вида ядерного взрыва, от рельефа местности и характера застройки, погодных условий и других факторов
Таким образом, при ядерном взрыве поражения возможны в результате воздействия:
ударной волны (примерно 50-55% выделившейся при взрыве энергии); светового излучения (около 35% энергии взрыва), продолжающегося от нескольких секунд (при мощности боеприпаса до 20 кт) до 20 секунд (при мощности боеприпаса более 1Мт); проникающей радиации (примерно 5% энергии взрыва), продолжающейся до 15 секунд; радиоактивного заражения местности (до 5% энергии взрыва); электромагнитного импульса, время действия которого измеряется миллисекундами.
Основные поражающие факторы ЯО:
У людей ВУВ вызывает повреждение внутренних органов, переломы костей, разрыв тканей, сосудов и барабанных перепонок, сотрясение мозга и т.п. По степени поражения ВУВ людей различают 4 степени: легкие, средние, тяжелые и крайне тяжелые поражения.
Здания и сооружения, в зависимости от мощности, вида ЯВ и удаленности от эпицентра могут подвергаться: полным (DРф ³ 40 – 60 кПа); средним (DРф = 10 – 20 кПа); сильным (DРф = 20 – 40 кПа); слабым (DРф > 8 – 10 кПа) разрушениям.
Основной параметр светового излучения – световой импульс (СВ) [Дж/м2] – это количество световой энергии, падающей на 1 м2 освещаемой поверхности, перпендикулярной к направлению излучения, за всё время свечения области взрыва (огненного шара).
Величина СИ зависит от
мощности и вида ЯВ, удаления от эпицентра
и состояния атмосферы. Поражающее
действие СИ заключается в ожогах
тела, глаз и временном ослеплении
людей, воспламенении и обугливании
материалов облучаемых предметов. Различают
4 степени ожогов кожи СИ. Степень
поражения существенно
ПР приводит к ионизации атомов биологических тканей организма человека, разрыву молекулярных связей, нарушению обмена веществ и возникновению тяжелых специфических поражений (лучевой болезни). Характер, тяжесть поражения зависят от поглощенной дозы ионизирующей энергии [ед. изм. – 1 Грей].
Лучевую болезнь различают по степеням: легкой (1-й) степени (Дпогл. = 1 – 2 Гр); средней (2-й) (Дпогл. = 2 – 4 Гр) – выздоровление через несколько месяцев лечения; тяжелой (3-й) (Дпогл. = 4 – 6 Гр) – в 50% случаев наступает смертельный исход; крайне тяжелой (4-й) (Дпогл. > 6 Гр) – летальный исход в 80 – 100% случаев.
Радиационный риск различных органов человека – различен. Наиболее чувствительны к ПР – кроветворная система, репродуктивные органы, костный мозг, легкие, щитовидная железа. Время действия ПР при наземном ЯВ – 15 – 20 сек.
Территория радиоактивного заражения называется следом облака и по уровню радиационной опасности подразделяется на 4 зоны (А, Б, В, Г). Зоны имеют конфигурацию эллипсов, вытянутых по направлению ветра. Границы зон характеризуются уровнями мощности дозы, пересчитанными на время – 1 час после взрыва (Р1, [рад/час]).
Основную дозу облучения человек получает за первые четверо суток (период т.н. однократного облучения, до 72% суммарной дозы).
С течением времени уровни радиации (Рt) на следе облака уменьшаются:
Рt = Р1*t-1.2, где t – время после взрыва (час). Надежной защитой от радиоактивного заражения являются защитные сооружения (убежища, подвалы зданий), индивидуальные средства защиты (респираторы, противогазы, повязки).
Информация о работе Контрольная работа по "Безопасность жизнидеятельности"