Контрольная работа по "Безопасность жизнидеятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 09:08, контрольная работа

Описание работы

1.Основные понятия и определения безопасности жизнедеятельности. Классификация негативных факторов среды обитания.
Безопасность жизнедеятельности- «наука об оптимальном взаимодействии человека со средой обитания»,область научных знаний, изучающая опасности и способы защиты от них человека в любых условиях его обитания.
Среда обитания- часть пространства и совокупность реальных объектов, окружающих человека в местах его пребывания.

Содержание работы

1.Основные понятия и определения безопасности жизнедеятельности. Классификация негативных факторов среды обитания.
20.Виды опасных факторов производственной среды и их влияние на организм человека.
29.Методы оценки опасных ситуаций при взаимодействии человека с техническими системами. Нормативные показатели безопасности технических систем.
38.ЧС военного времени. Краткая характеристика ядерного оружия и ядерного поражения.

Файлы: 1 файл

Хусаинов И.Р..docx

— 59.96 Кб (Скачать файл)

Групповые труда — конвейер. Особенность этой  формы заключается в разделении общего процесса на конкретные операции, строгой последовательности их выполнения, автоматической подаче деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера.

Конвейерная форма труда  требует синхронной работы, участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При этом чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотоннее работа и проще ее содержание.

Монотония — одно из отрицательных последствий конвейерного труда, которое выражается в преждевременной усталости и нервном истощении. В основе этого явления лежит преобладание процесса торможения в корковой деятельности, развивающееся при действии однообразных повторных раздражителей, что снижает возбудимость анализаторов, рассеивает внимание, уменьшает скорость реакции, и, как следствие, быстро наступает утомление.

Формы труда, связанные с управлением  производственными процессами и  механизмами человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено  чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше участие человека. С физиологической точки зрения различаются две основные формы управления производственным процессом: в одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, а в других — редких. В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или двигательных актах, во втором — работник находится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.

Формы интеллектуального (умственного) труда. Этот труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства, например конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др., так и вне его — ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.

Интеллектуальный труд заключается  в переработке и анализе большого объема разнообразной информации и, как следствие этого, — мобилизация  памяти и внимания, частота стрессовых ситуации. Однако мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты составляют 10 — 11,7 МДж (2000 — 2400 ккал) в сутки.

Для интеллектуального труда  характерна гипокинезия значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения Гипокинезия является неблагоприятным  производственным фактором, одной из причин сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда.

В условиях научно-технического прогресса возрастает роль творческого  элемента во всех сферах профессиональной, деятельности. В наступивший компьютерный век во многих профессиях, преимущественно  физического труда, увеличивается  доля умственного компонента, когда  даже функции управления и контроля возлагаются на электронную технику.

Умственный труд связан с  приемом и переработкой информации, требует напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации  процессов мышления, эмоциональной  сферы.

Формы умственного труда  подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских  работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Отличаются они по организации  трудового процесса, равномерности  нагрузки, степени эмоционального напряжения.

Операторский  труд.В условиях современного много- факторного производства на первый план выдвигаются функции управления и контроля за работой технологических линий, процессами товародвижения и обслуживания покупателей. Например, труд диспетчера оптовой базы или главного администратора супермаркета связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.

Управленческий  труд — труд руководителей учреждений, предприятий, характеризуется чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, повышенной личной ответственностью, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

Творческий  труд — наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, что повышает нервно-эмоциональное напряжение. Это труд педагогов, программистов, дизайнеров, научных работников, писателей, композиторов, артистов, художников, архитекторов, конструкторов.

Труд  преподавателей торговых и медицинских  работников, работников всех сфер услуготличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.

Труд  учащихся и студентов — это напряжение основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие; наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

Успешное осуществление  различных форм трудовой деятельности человека возможно при обязательном учете физиологических основ  умственного и физического труда, проведении необходимых мер по повышению  работоспособности организма, созданию комфортных условий для трудовых коллективов и отдельных работников.

 

29. Методы оценки опасных ситуаций при взаимодействии человека с техническими системами. Нормативные показатели безопасности технических систем.

Опыт взаимодействия человека с техническими системами позволяет  идентифицировать травмирующие и вредные  факторы, выработать методы оценки вероятности  появления опасных ситуаций. Прежде всего, это накопление статистических данных об аварийности и травматизме, различные способы преобразования и обработки статистических данных, повышающие их информативность. Недостатком  этого метода является его ограниченность, невозможность экспериментирования  и неприменимость к оценке опасности  новых технических средств и  технологий.

Значительное развитие и  практическое применение получила теория надежности. Надежность – свойство объекта сохранять во времени  в установленных пределах значения всех параметров, позволяющих выполнять  требуемые функции. В теории надежности оценивается вероятность отказа, т.е. вероятность того, что техническое  средство откажет в течение заданного  времени работы. Она позволяет  оценить срок службы, по окончании  которого техническое средство выработает свой ресурс и должно подвергнуться  капремонту, модернизации или замене.

На практике разрабатываются  и применяются различные методы моделирования опасных ситуаций. Оценка вероятности опасных ситуаций в системе «человек-техническая система» на стадии проектирования производства, технологий и технических систем позволяет повысить их безопасность. Для этой цели разрабатываются программы исследований факторов риска, испытания технических средств на соответствие требованиям безопасности.

В случае невозможности надежного  теоритического анализа применяются  экспертные оценки. Методы экспертного  оценивания используются при исследовании сложных объектов, когда имеются  трудности в создании достоверных  моделей функционирования больших  систем.

Применяя различные методы, можно проводить систематические  исследования на стадии проектирования и в ходе эксплуатации как целого предприятия, так и отдельной технической единицы.

 

  1. ЧС военного времени. Краткая характеристика ядерного оружия и ядерного поражения.

Ядерное оружие – это  ядерный заряд и средство его  доставки к цели. В зависимости  от вида ядерной реакции, используемой для получения атомной энергии, различают заряды: ядерные, термоядерные, комбинированные и нейтронные.

Очагом ядерного поражения называется территория, в пределах которой в результате воздействия ядерного оружия или катастрофы на АЭС произошло радиоактивное заражение местности, массовое поражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, разрушение и повреждение различных сооружений, возникли пожары.

Размеры очага ядерного поражения  зависят от мощности и, вида ядерного взрыва, от рельефа местности и  характера застройки, погодных условий  и других факторов

Таким образом, при ядерном  взрыве поражения возможны в результате воздействия:

ударной волны (примерно 50-55% выделившейся при взрыве энергии); светового  излучения (около 35% энергии взрыва), продолжающегося от нескольких секунд (при мощности боеприпаса до 20 кт) до 20 секунд (при мощности боеприпаса более 1Мт); проникающей радиации (примерно 5% энергии взрыва), продолжающейся до 15 секунд; радиоактивного заражения местности (до 5% энергии взрыва); электромагнитного импульса, время действия которого измеряется миллисекундами.

Основные  поражающие факторы ЯО:

    1. Ударная волна (УВ) – зона сильно сжатого воздуха, распространяющаяся во все стороны от центра взрыва со сверхзвуковой скоростью. Передняя граница волны наз. фронтом. УВ поражаются люди, сооружения и техника, лесные массивы на значительных удалениях от места ЯВ. Основные характеристики воздушной УВ (ВУВ): избыточное давление во фронте волны (DРф [кПа]) – это разница между максимальным давлением воздуха во фронте ударной волны Рф атмосферным давлением Р0; скоростной напор воздуха (DРск [кПа]) – это динамические нагрузки, создаваемые потоками воздуха; время действия избыточного давления (tУ.В[сек]). 

У людей ВУВ вызывает повреждение  внутренних органов, переломы костей, разрыв тканей, сосудов и барабанных перепонок, сотрясение мозга и т.п. По степени поражения ВУВ людей  различают 4 степени: легкие, средние, тяжелые  и крайне тяжелые поражения.

Здания и сооружения, в  зависимости от мощности, вида ЯВ и  удаленности от эпицентра могут  подвергаться: полным (DРф ³ 40 – 60 кПа); средним (DРф = 10 – 20 кПа); сильным (DРф = 20 – 40 кПа); слабым (DРф > 8 – 10 кПа) разрушениям.

    1. Световое излучение – это электромагнитное излучение в ультрафиолетовой, видимой и инфракрасной областях спектра. Источником светового излучения является светящая область (огненный шар), состоящая из раскаленных продуктов взрыва и воздуха. Из этой области излучается огромное количество лучистой энергии в чрезвычайно короткий промежуток времени, вследствие чего происходят быстрый нагрев облучаемых предметов, обвугливание или воспламенение горючих материалов и ожог живых тканей. На открытой местности световое излучение обладает большим радиусом действия по сравнению с ударной волной и проникающей радиацией.

Основной параметр светового  излучения – световой импульс (СВ) [Дж/м2] – это количество световой энергии, падающей на 1 м2 освещаемой поверхности, перпендикулярной к направлению излучения, за всё время свечения области взрыва (огненного шара).

Величина СИ зависит от мощности и вида ЯВ, удаления от эпицентра  и состояния атмосферы. Поражающее действие СИ заключается в ожогах тела, глаз и временном ослеплении людей, воспламенении и обугливании  материалов облучаемых предметов. Различают 4 степени ожогов кожи СИ. Степень  поражения существенно снижается  при своевременном оповещении людей, использовании укрытий, индивидуальных средств защиты органов зрения и  кожи.

    1. Проникающая радиация (ПР) – это поток гамма-излучения и нейтронов из зоны ядерного взрыва и из радиоактивного пылевого облака ЯВ.

ПР приводит к ионизации атомов биологических тканей организма человека, разрыву молекулярных связей, нарушению обмена веществ и возникновению тяжелых специфических поражений (лучевой болезни). Характер, тяжесть поражения зависят от поглощенной дозы ионизирующей энергии [ед. изм. – 1 Грей].

Лучевую болезнь различают  по степеням: легкой (1-й) степени (Дпогл. = 1 – 2 Гр); средней (2-й) (Дпогл. = 2 – 4 Гр) – выздоровление через несколько месяцев лечения; тяжелой (3-й) (Дпогл. = 4 – 6 Гр) – в 50% случаев наступает смертельный исход; крайне тяжелой (4-й) (Дпогл. > 6 Гр) – летальный исход в 80 – 100% случаев.

Радиационный риск различных  органов человека – различен. Наиболее чувствительны к ПР – кроветворная система, репродуктивные органы, костный мозг, легкие, щитовидная железа. Время действия ПР при наземном ЯВ – 15 – 20 сек.

    1. Радиоактивное заражение местности (РЗ) обусловлено действием продуктов деления ядерного топлива, частиц самого топлива, выпадающим из радиоактивного облака ЯВ в процессе ветрового перемещения.

Территория радиоактивного заражения называется следом облака и по уровню радиационной опасности подразделяется на 4 зоны (А, Б, В, Г). Зоны имеют конфигурацию эллипсов, вытянутых по направлению ветра. Границы зон характеризуются уровнями мощности дозы, пересчитанными на время – 1 час после взрыва (Р1, [рад/час]).

Основную дозу облучения  человек получает за первые четверо суток (период т.н. однократного облучения, до 72% суммарной дозы).

С течением времени уровни радиации (Рt) на следе облака уменьшаются:

Р= Р1*t-1.2, где t – время после взрыва (час). Надежной защитой от радиоактивного заражения являются защитные сооружения (убежища, подвалы зданий), индивидуальные средства защиты (респираторы, противогазы, повязки).

  1. Электромагнитный импульс (ЭМИ) представляет собой кратковременные мощные электромагнитные поля с длинами волн от 1 до 1000 метров, возникающие в атмосфере при ядерном взрыве.ЭМИ поражает электрические цепи систем связи, управления, радиолокации, электропитания, создает серьезные радиопомехи приемным устройствам. На людей ЭМИ воздействия не оказывает. Вторичными поражающими факторами ЯО являются пожары и взрывы, затопление, заражение ОХВ, обрушение сооружений и т.п., вызванные действием основных поражающих факторов ЯВ.

Информация о работе Контрольная работа по "Безопасность жизнидеятельности"