Контрольная работа по "Безопасности жизнедеятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 22:40, контрольная работа

Описание работы

2.1 Задача №1
Дробильщик проработал Т лет в условиях воздействия пыли гранита, содержащей 60% SiO2. Фактическая среднесменная концентрация за этот период составила К мг/м3. Категория работ –II б (объем легочной вентиляции равен 7 м3). Среднесменная ПДК данной пыли –2 мг/м3. Среднее количество рабочих смен в год –248. Определить: а) пылевую нагрузку (ПН), б) контрольную пылевую нагрузку (КПН) за этот период, в) класс условий труда, г) контрольную пылевую нагрузку за период 25-летнего контакта с фактором (КПН25), д) допустимый стаж работы в таких условиях.

Содержание работы

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ………………………………………………..3
1.1 Вопрос №4. Охарактеризуйте основные формы деятельности человека……………………………………………………………………..3
1.2 Вопрос №19. Предельно допустимые концентрации пыли, газов и паров. Как они устанавливаются и какими документами нормируются………………………………………………………………..6
1.3 Вопрос №24. На каких принципах основаны способы измерения ионизирующих излучений…………………………………………………9
1.4 Вопрос №49. Ядерное оружие. Его поражающие факторы………..11
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ………………………………………………..14
2.1 Задача №1……………………………………………………………...14
2.2 Задача №8……………………………………………………………...16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….…….18

Файлы: 1 файл

КР по БЖД.docx

— 57.27 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ………………………………………………..3

1.1 Вопрос №4. Охарактеризуйте  основные формы деятельности  человека……………………………………………………………………..3

1.2 Вопрос №19. Предельно  допустимые концентрации пыли, газов  и паров. Как они устанавливаются  и какими документами нормируются………………………………………………………………..6

1.3 Вопрос №24. На каких  принципах основаны способы измерения  ионизирующих излучений…………………………………………………9

1.4 Вопрос №49. Ядерное  оружие. Его поражающие факторы………..11

2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ………………………………………………..14

2.1 Задача №1……………………………………………………………...14

2.2 Задача №8……………………………………………………………...16

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….…….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

1.1 Вопрос №4. Охарактеризуйте  основные формы деятельности  человека

Характер и организация  трудовой деятельности оказывают существенное влияние на изменение функционального  состояния организма человека. Многообразные  формы трудовой деятельности делятся  на физический и умственный труд.

Физический труд. Выполнение человеком энергетических функций в системе «человек — орудие труда». Физическая работа требует значительной мышечной активности. Она подразделяется на два вида: динамическую и статическую. Динамическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве; статическая — с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работ стоя или сидя. Динамическая физическая работа, при которой в процессе трудовой деятельности задействовано более 2/3 мышц человека, — называется общей, при участии в работе от 2/3 до 1/3 мышц человека (мышцы только корпуса, ног, рук) — региональной, при локальной динамической физической работе задействовано менее 1/3 мышц (например, набор текста на компьютере).

В современной трудовой деятельности чисто физический труд не играет существенной роли. В соответствии с существующей физиологической классификацией трудовой деятельности различают формы труда.

Формы труда, требующие значительной мышечной активности, имеют место  при отсутствии механизации. Эти  работы характеризуются в первую очередь повышенными энергетическими  затратами.

Особенностью механизированных форм труда являются изменения характера  мышечных нагрузок и усложнения программы  действий. В условиях механизированного  производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, которые должны, обеспечить большую  скорость и точность движений, необходимых для управления механизмами. Однообразие и малый объем воспринимаемой информации приводит к монотонности труда. При этом снижается возбудимость анализаторов, рассеивается внимание, снижается скорость реакций и быстро наступает утомление.

При полуавтоматическом производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняет  механизм. Задача человека ограничивается выполнением простых операций на обслуживании станка подать материал для обработки, пустить в ход  механизм, извлечь обработанную деталь. Характерные черты этого вида работ – монотонность, повышенный темп и ритм работы, утрата творческого начала.

Конвейерная форма труда  определяется дроблением процесса труда  на операции, заданным ритмом, автоматической подачей деталей к каждому  рабочему месту с помощью конвейера. При этом чем меньше интервал времени, затрачиваемый работающими на операцию, тем монотоннее работа и упрощеннее ее содержание, что приводит к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению.

При формах труда, связанных  с дистанционным управлением  производственными процессами и  механизмами, человек включен в  системы управления как необходимое  оперативное звено. В случаях, когда  пульты управления требуют частых активных действий человека, внимание работника  получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах. В случаях редких активных действий работник находится главным  образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.

Умственный труд. Этот труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующие преимущественно напряжения внимания, сенсорного аппарата, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы (управление, творчество, преподавание, наука, учеба и т. п.).

Формы интеллектуального  труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий, труд медицинских  работников, труд преподавателей, учащихся, студентов. Эти виды различаются  организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения.

Работа оператора отличается большой  ответственностью и высоким нервно-эмоциональным  напряжением. Например, труд авиадиспетчера характеризуется переработкой большого объема информации за короткое время  и повышенной нервно-эмоциональной  напряженностью.

Управленческий труд определяется чрезмерным ростом объема информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышения личной ответственности за принятие решений, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

Труд преподавателей и  медицинских работников отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто  дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает степень нервно-эмоционального напряжения.

Труд учащихся и студентов характеризуется  напряжением основных психических  функций, таких как память, внимание, восприятие; наличием стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

Наиболее сложная форма  трудовой деятельности, требующая значительного  объема памяти, напряжения, внимания, –  это творческий труд. Труд научных  работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников, архитекторов приводит к значительному повышению  нервно-эмоционального напряжения. При  таком напряжении можно наблюдать  тахикардию, повышение кровяного  давления, изменение ЭКГ, увеличение легочной вентиляции и потребления  кислорода, повышение температуры  тела человека и другие изменения  со стороны вегетативных функций.

1.2 Вопрос №19. Предельно  допустимые концентрации пыли, газов  и паров. Как они устанавливаются  и какими документами нормируются

Большинство производственных процессов сопровождается выделением в воздух рабочих помещений вредных  для здоровья человека газов и  паров. При поступлении в воздух помещения теплоты и влаги  изменяются его физические свойства, а при поступлении различных  газов, особенно ядовитых (токсичных), паров и пыли изменяется его химический состав. Изменение физических свойств  и химического состава воздуха  отражается на самочувствии людей, находящихся  в помещении, отрицательно влияет на состояние их здоровья, ухудшает условия  труда, снижает работоспособность, а часто влияет на качество выпускаемой  продукции.

Количество ядовитых газов  и паров, поступающих в помещение, зависит от особенностей технологического процесса, применяемого сырья, а также  от промежуточных и конечных продуктов  производства.

При производственных процессах  наиболее часто выделяются следующие  химические вещества: оксид углерода, сернистый газ, аммиак, синильная  кислота, оксиды азота, пары растворителей  углеводородов,  промышленная пыль.

Оксид углерода  — чрезвычайно  ядовитый газ без цвета и запаха, который образуется в результате неполного сгорания вещества, содержащего  углерод. Оксид углерода образуется в цехах, где производственный процесс  сопровождается возгонкой смазывающих  масел и других продуктов. (ПДК в воздухе 0,03 мг/м³)

Сернистый ангидрид (сернистый  газ) — бесцветный газ с характерным  резким запахом, который образуется при сжигании топлива и других продуктов, содержащих серу. Сернистый  газ обладает раздражающим воздействием на человека. (ПДК в воздухе 10 мг/м³)

Аммиак — бесцветный газ  с резким удушливым запахом, который  применяется в холодильных установках и в процессах покрытий металлов. Много аммиака выделяется в животноводческих и птицеводческих помещениях. При соединении с водяными парами аммиак быстро распространяется в помещении. (ПДК в воздухе 20 мг/м³)

Хлор — желто-зеленый  газ с резким запахом, ядовитый, сильно раздражает дыхательные пути. (ПДК в воздухе 1 мг/м³)

Пары растворителей углеводородов  выделяются в основном при окраске  изделий, разбавлении и растворении  лаков и красок, обезжиривании  изделий, растворении органических веществ. Распространены следующие  растворители: бензол, ацетон, толуол, ксилол метиловый, этиловый и пропиловые спирты, дихлорэтан и др.

Промышленная пыль — это  дисперсная система, которая состоит  из мелких частичек твердого или жидкого  вещества, рассеянных в газообразной среде. Действие пыли на человека определяется ее видом и размером частиц. Наиболее опасны для человека мелкодисперсные  пыли, которые не задерживаются на слизистой оболочке верхних дыхательных  путей.

Предельно допустимая концентрация (ПДК) — утверждённый в законодательном порядке санитарно-гигиенический норматив. Под ПДК понимается такая концентрация химических элементов и их соединений в окружающей среде, которая при повседневном влиянии в течение длительного времени на организм человека не вызывает патологических изменений или заболеваний, устанавливаемых современными методами исследований в любые сроки жизни настоящего и последующего поколений.

Для установления ПДК используют расчётные методы, результаты биологических  экспериментов, а также материалы  динамических наблюдений за состоянием здоровья лиц, подвергшихся воздействию  вредных веществ.

 Содержание вредных  веществ в воздухе рабочей  зоны подлежит систематическому  контролю для предупреждения  возможности превышения предельно  допустимых концентраций - максимально  разовых рабочей зоны (ПДКмр.рз) и среднесменных рабочей зоны (ПДКсс. рз).

При одновременном  содержании в воздухе рабочей  зоны нескольких вредных веществ  разнонаправленного действия остаются такими же, как и при изолированном  воздействии.

При одновременном  содержании в воздухе рабочей  зоны нескольких вредных веществ  однонаправленного действия (по заключению органов государственного санитарного  надзора) отношений фактических  концентраций каждого из них {К1, К. . . Кп) в воздухе к их ПДК (ПДК1, ПДК. . . ПДКn) не должна превышать единицы

.

Предельно допустимые концентрации  для вредных паров, газов и  пыли, выделяющихся в производственных цехах современных промышленных предприятий, регламентируются действующими СН 245-71 «Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий» и ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны».

По степени воздействия  на организм человека вредные вещества подразделяют на четыре класса опасности  в соответствии с ГОСТ 12.1.007-76 «ВРЕДНЫЕ ВЕЩЕСТВА. Классификация и общие требования безопасности»:

1-й - вещества чрезвычайно  опасные;

2-й - вещества высокоопасные;

3-й - вещества умеренно  опасные;

4-й - вещества малоопасные.

 Предельно допустимые концентрации вредных веществ в промышленных цехах поддерживаются вентиляционными системами, которые должны быть правильно запроектированы в соответствии с технологией процесса, изготовлены и смонтированы. Вентиляционные системы следует умело и экономично эксплуатировать.

1.3 Вопрос №24. На каких  принципах основаны способы измерения  ионизирующих излучений

Ионизирующие излучения - излучения, взаимодействие которых со средой приводит, в конечном счёте, к ионизации атомов и молекул. К И. и. относятся: электромагнитное излучение, потоки a-частиц, электронов, позитронов, протонов, нейтронов и др. заряженных и нейтральных частиц. Эти излучения вызывают в организме человека цепочку необратимых и обратимых изменений (нарушается обменный процесс, замедляется и прекращается рост тканей и т.д.).

Для количественной и качественной оценки ионизирующих излучений, необходимой  для обеспечения радиационной безопасности, применяются радиометры, дозиметры  и спектрометры. Радиометры предназначены для определения количества радиоактивных веществ (радионуклидов) или потока излучения (например, газоразрядные счетчики Геймера-Мюллера). Дозиметры позволяют измерять мощность поглощенной или экспозиционной дозы. Спектрометры служат для регистрации и анализа энергетического спектра и идентификации на этой основе излучающих радионуклидов.

Наиболее распространенным методом регистрации ионизирующих излучений является ионизационный метод, основанный на измерении степени ионизации среды, через которую проходит излучение. Реализация этого метода осуществляется с помощью ионизационных камер или счетчиков, служащих датчиком. Ионизационная камера представляет собой конденсатор, состоящий из двух электродов, между которыми находится газ. Электрическое поле между электродами создается от внешнего источника. При отсутствии радиоактивного источника ионизации в камере не происходит, и измерительный прибор тока показывает его отсутствие. Под воздействием ионизирующего излучения в газе камеры возникают положительные и отрицательные ионы. Под действием электрического поля отрицательные ионы движутся к положительно зараженному электроду, а положительные – к отрицательному электроду. В результате возникает ток, который регистрируется измерительным прибором.

Информация о работе Контрольная работа по "Безопасности жизнедеятельности"