Контрольная работа по "Безопасности жизнедеятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 16:35, контрольная работа

Описание работы

Вопрос № 1. Дайте определение понятия опасности. Взаимосвязь опасности и риска
Вопрос № 13. Электробезопасность на производстве.
Задача № 10. Средний риск гибели жителя Нью-Йорка от огнестрельного оружия составляет 1,5×10-5 год. Насколько эта величина отличается для россиянина, если известно, что за последние два года в России погибло от огнестрельного оружия 30 тыс. чел.? Количество жителей России 120 млн. чел.

Файлы: 1 файл

1 Microsoft Word.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический  университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине:

«безопасность жизнедеятельности»

 

            по теме: вопрос № 1, вопрос № 13,

                           задача № 10

 

 

 

 

 

Исполнитель: студентка

Направление   

 

                                                      Профиль

группа 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 1. Дайте определение понятия опасности. Взаимосвязь опасности и риска

Безопасность жизнедеятельности  в широком смысле определяют как  «науку об оптимальном взаимодействии человека со средой обитания», причем среда обитания определяется как  часть пространства и совокупность реальных объектов, окружающих человека в местах его пребывания. Современный человек  в своей повседневной жизни неотделим от мира машин, что нашло отражение в термине «техносфера», понимаемом как мир техники, искусственная, созданная человеком среда, входящая в биосферу и взаимодействующая с ним. И это взаимодействие со временем становится все более драматичным.  Последние десятилетия отмечены резким ростом числа аварий,  человеческих жертв, размеров экономического ущерба, деградации природной среды. В связи с этим выделяют ближайшую и стратегическую задачи безопасности жизнедеятельности как научного направления. Ближайшая задача – это обеспечение здоровых условий жизни и труда, высокой продолжительности жизни. Стратегическая задача подразумевает обеспечение выживаемости и сохранение цивилизации в условиях бурно развивающихся экологического и социального кризисов. Ни в коей мере не являясь простой суммой знаний, содержавшихся в читаемых ранее курсах «Охрана окружающей среды», «Охрана труда», «Гражданская оборона», учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» обобщает многие данные, положения, выводы, полученные в рамках соответствующих научных направлений, и служит, таким образом, методологической базой для решения конкретных вопросов в области безопасности труда, экологической безопасности, безопасности в чрезвычайных ситуациях. Кроме этого, она интегрирует в себе элементы таких наук как физика, химия, теория надежности, физиология, гигиена, эргономика, инженерная психология, таких специальных разделов математики как алгебра логики, теория вероятностей, математическая статистика, теория катастроф.

Цели безопасности жизнедеятельности  как учебной дисциплины формулируются  как приобретение теоретических  знаний и навыков для выявления, оценки и контроля опасностей окружающей среды, в том числе производственной, а также разрабатываемой техники и технологии, разработки и осуществления мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий, создания безопасных условий жизнедеятельности, проектирования оптимальных производственных и трудовых систем, прогнозирования и принятия правильных решений в условиях чрезвычайных ситуаций.

Однако к концу 20-го века была осознана необходимость создания новой науки, обобщающей научные  данные нескольких дисциплин, формирующей  единый понятийный, теоретический и  методологический аппарат. В 1990 г. впервые официально появилось название «Безопасность жизнедеятельности». Предмет с таким названием был введен в учебные программы вузов Приказом №473 Госкомвуза СССР. 
Объектом изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) является комплекс явлений и процессов в системе «человек - среда обитания», негативно воздействующих на человека и среду обитания. 
        Рассмотрим некоторые основополагающие понятия БЖД.

Опасность. Характерным свойством (непременным условием) процесса взаимодействия человека со средой его обитания является потенциальная опасность. Опасность - это центральное понятие в безопасности жизнедеятельности. Мы представляем себе опасность как возможность, угрозу бедствия, катастрофы, любого нежелательного явления, процесса.  
Можно дать следующее определение опасности: 
опасность - это явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных наносить ущерб здоровью человека или окружающей среде.

Опасность хранят все  системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека. Говорят также, что такие системы обладают так называемым остаточным риском, т.е. способностью к потере устойчивости или длительному отрицательному воздействию на человека, окружающую среду.

Объективной основой  опасности является неоднородность системы «человек - среда обитания». Опасности носят потенциальный характер. Актуализация, или реализация опасностей происходит при определенных условиях, именуемых причинами. Для живых организмов опасность реализуется в виде травмы, заболевания, смерти.  
Признаками, определяющими опасность, могут быть:

  • угроза для жизни;
  • возможность нанесения ущерба здоровью;
  • нарушение условий нормального функционирования органов и систем  человека;
  • нарушение условий нормального функционирования экологических систем.

Количество признаков, характеризующих опасность, может  быть увеличено или уменьшено  в зависимости от целей анализа. 
Источниками формирования опасностей в конкретной деятельности могут быть:

сам человек как сложная система «организм - личность», в которой неблагоприятная для здоровья человека наследственность, физиологические ограничения возможностей организма, психологические расстройства и антропометрические показатели человека могут быть непригодны для реализации конкретной деятельности;

элементы среды обитания, которыми для любой деятельности являются: предметы, средства и продукты труда, используемая энергия, климатические условия жизни или микроклиматические условия труда (температуры, влажность и скорость движения воздуха), животный и растительный мир, коллектив людей, отдельный человек;

процессы взаимодействия человека и среды обитания.

Потенциальный характер опасностей проявляется также и  в том, что для человека опасность может реализоваться только в тех случаях, когда зона воздействия опасностей пересечется с зоной деятельности (нахождения) человека. Например, человек попадает в зону действия электрического тока, шума, вибраций, криминальных структур, движения транспорта и т.д.. В терминологии безопасности жизнедеятельности используются в связи с этим такие термины как:

ноксосфера (<лат. nox: опасность) - область, зона, в которой проявляются опасности;

гомосфера (<лат. homo: человек) - область, зона, в которой пребывает человек.

Как было сказано выше, опасность реализуется при наличии  определенных причин, движущих сил, именуемыми факторами опасности. В безопасности жизнедеятельности часто используется понятие негативного фактора, который охватывает все использовавшиеся ранее понятия: опасный фактор, вредный фактор, поражающий фактор. Важнейшим понятием, определяющим во многом и концепцию и стратегию разработки мер по обеспечению устойчивости и безопасности системы «Человек - среда обитания», является само понятие безопасности.

Человеческая практика убеждает, что любая деятельность потенциально опасна и достичь абсолютной безопасности нельзя. Это позволяет  сформулировать центральную аксиому  безопасности - аксиому о потенциальной опасности жизнедеятельности, согласно которой жизнедеятельность человека потенциально опасна. Эта аксиома предопределяет, что все действия человека и окружающая его среда обитания, и прежде всего технические средства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов обладают свойством опасности и способны генерировать негативные факторы. Особой опасностью обладает производственная деятельность, ибо в ее процессе возникают наибольшие уровни негативных факторов.

Провозглашение аксиомы  о потенциальной опасности трудовой деятельности вовсе не означает, что человек для сохранения своей жизни и здоровья должен от нее отказаться. Трудовая деятельность - основной, если не единственный, источник жизни. В процессе труда человек создает условия для своего существования, преобразует природу для удовлетворения своих потребностей, обеспечения комфортных свойств среды обитания.

Аксиома о потенциальной  опасности жизнедеятельности, в  частности труда, должна лишь заставить  человека таким образом организовать свою жизнь и свою трудовую деятельность, чтобы минимизировать возникающие опасности, снизить уровень негативных факторов до приемлемых уровней.

Негативные производственные факторы принято также называть опасными и вредными производственными факторами (ОВПФ), которые качественно принято разделять на опасные факторы и вредные факторы.

Опасным производственным фактором (ОПФ) называют такой производственный фактор, воздействие которого на человека приводит к травме или летальному (смертельному) исходу. В связи с этим ОПФ называют также травмирующим (травмоопасным) фактором. К ОПФ можно отнести движущие машины и механизмы, различные подъемно-транспортные устройства и перемещаемые грузы, электрический ток, отлетающие частицы обрабатываемого материала и инструмента и т.д.

Вредным производственным фактором (ВПФ) называют такой производственный фактор, воздействие которого на человека приводит к ухудшению самочувствия или, при длительном воздействии, к заболеванию. К ВПФ можно отнести повышенную или пониженную температуру воздуха в рабочей зоне, повышенные уровни шума, вибрации, электромагнитных излучений, радиации, загрязненность воздуха в рабочей зоне пылью, вредными газами, вредными микроорганизмами, бактериями, вирусами и т.д.

Между опасными (травмирующими) и вредными производственными факторами существует определенная взаимосвязь. При высоких уровнях ВПФ они могут становиться опасными. Так, чрезмерно высокие концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны могут привести к сильному отравлению или даже к смерти. Высокие уровни звука или звукового импульса могут привести к травме барабанной перепонки. Высокие уровни радиации вызывают развитие острой формы лучевой болезни, при которой наблюдается быстрое ухудшение самочувствия человека с необратимыми изменениями в организме, приводящими при отсутствии медицинского вмешательства, как правило, к смерти.

Во многих случаях  наличие в рабочей зоне ВПФ  способствует появлению ОПФ. Например, повышенная влажность и температура, содержание в воздухе рабочей  зоны токопроводящей пыли (вредные  факторы) значительно повышают опасность поражения человека электрическим током (опасный фактор).

Таким образом, для ряда негативных факторов деление на ОПФ  и ВПФ в некоторой степени  условно и определяется преимущественным характером их проявления в производственных условиях.

Для количественной оценки опасностей применяются различные  характеристики. Наиболее распространенной является риск.

Риск - количественная характеристика действия опасностей, формируемых конкретной деятельностью человека, т.е. число смертных случаев, число случаев заболевания, число случаев временной и стойкой нетрудоспособности (инвалидности), вызванных действием на человека конкретной опасности (электрический ток, вредное вещество, двигающийся предмет, криминальные элементы общества и др.), отнесенных на определенное количество жителей (работников) за конкретный период времени. Значение риска от конкретной опасности можно получить из статистики несчастных случаев, случаев заболевания, случаев насильственных действий на членов общества за различные промежутки времени: смена, сутки, неделя, квартал, год. Риск в настоящее время все чаще используется для оценки воздействия негативных факторов производства. Это связано с тем, что риск как количественную характеристику реализации опасностей можно использовать для оценки состояний условий труда, экономического ущерба, определяемого несчастным случаем и заболеваниями на производстве, формировать систему социальной политики на производстве (обеспечение компенсаций, льгот).

Опасности могут быть реализованы в форме травм или заболеваний только в том случае, если зона формирования опасностей (ноксосфера) пересекается с зоной деятельности человека (гомосфера). В производственных условиях - это рабочая зона и источник опасности (один из элементов производственной среды). В производственных условиях различают индивидуальный и коллективный риск.

Индивидуальный  риск характеризует реализацию опасности определенного вида деятельности для конкретного индивидуума. Используемые в нашей стране показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, такие, как частота несчастных случаев и профессиональных заболеваний, являются выражением индивидуального производственного риска.

Коллективный  риск - это травмирование или гибель двух и более человек от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

Использование риска  в качестве единого индекса вреда  при оценке действия различных негативных факторов на человека начинает в настоящее  время применяться для обоснованного  сравнения безопасности различных отраслей экономики и типов работ, аргументации социальных преимуществ и льгот для определенной категории лиц.

Информация о работе Контрольная работа по "Безопасности жизнедеятельности"